Научная статья на тему 'Основные тенденции развития церковного педагогического образования'

Основные тенденции развития церковного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — (ященко) Киприан

Известно, что педагогика и психология преподавались в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена прежде всего практическими нуждами. Многие священнослужители, окормлявшие детские приюты, богадельни и тюрьмы, были законоучителями. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, необходимо было понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития церковного педагогического образования»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 1 (20). С. 81-90

Основные тенденции развития церковного

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1 Игумен Киприан (Ященко)

Известно, что педагогика и психология преподавались в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена прежде всего практическими нуждами. Многие священнослужители, окорм-лявшие детские приюты, богадельни и тюрьмы, были законоучителями. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, необходимо было понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом.

Начиная с 1808 г. с целью повышения общеобразовательного уровня в программу обучения семинарий вошла психология. Архимандрит Феофан (Авсенев) известен как основоположник с 1836 г. курса психологии в Киевской духовной академии, пробудивший у студентов живой интерес к науке о душе человека. Этот предмет преподавался в рамках философских дисциплин (философия, логика, психология). Епископ Гавриил (Кикодзе) ратовал за «важность изучения психологии для всякого человека, назначающего себя в духовное звание», ибо «знание психологии, как знание самого себя, важно для всякого человека; но для Богослова оно приобретает двойную цену по тому благому употреблению, какое он в состоянии сделать из него»2. Уже тогда встал вопрос о единообразии читаемых в духовных учебных заведениях курсов. Возникла необходимость руководствоваться строго определенными учебниками. В 1883 г. «Учебник психологии» священника Александра Гиляревского был одобрен Священным Синодом в качестве учебного пособия по психологии для духовных семинарий3. «Психология» В. А. Снегирева, профессора Казанской духовной академии), также была включена в духовное образование в 1893 г.4

1 Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Исполнитель — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107. Госкон-тракт на выполнение научно-исследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г.

2 Гавриил (Кикодзе), архим. Основания опытной психологии. СПб., 1858. С. 208.

3 Гиляревский А. К., свящ. Учебник психологии. Новочеркасск, 1883. Второе издание учебника вышло под заглавием «Пособие к изучению психологии» (М., 1886) и неоднократно переиздавалось (6-е изд.: М., 1907).

4 Снегирев В. А. Психология. Харьков, 1893.

С 1867 г., в соответствии с новым Уставом духовных семинарий, в учебный процесс была включена педагогика. Ее стали читать в Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Казанской духовных академиях. В Киевской духовной академии сложилась наиболее продуктивная школа теоретической педагогики. Так, весьма известен двухтомный «Курс педагогики» М. А. Олесницкого, преподавателя КДА.

Согласно Уставу духовных семинарий 1884 г., определявшему шестилетнюю программу обучения, курс психологии читался в четвертом классе в объеме двух уроков в неделю. Педагогика представляла собой двухгодичный курс дидактики в пятом и шестом классах по одному уроку в неделю5.

В Московской духовной академии (МДА) с четырехлетним курсом обучения с 1872/73 по 1883/84 учебный год педагогика на третьем курсе читалась в объеме два урока в неделю, а психология на первом курсе — четыре урока в неделю. При этом они являлись обязательными предметами для всех отделений Академии — богословского, церковно-исторического и церковно-практического6. С 1884/85 по 1900/01 учебный год педагогика на третьем курсе МДА читалась два урока в неделю, а психология на втором курсе — четыре урока в неделю, также являясь обязательными дисциплинами7. После трехлетнего курса обучения студентам присваивалась степень кандидата богословия. Преподавание этих дисциплин не прекращалось вплоть до закрытия духовных школ после 1917 г. История сохранила имена многих преподавателей психологии, в числе которых — М. О. Верж-болович (Московская духовная семинария), И. П. Назарьев (Воронежская духовная семинария) и другие.

В результате событий советского времени, несмотря на потепление отношений между Церковью и государством и открытие нескольких семинарий в конце 1940-х гг., психолого-педагогические дисциплины в учебных планах отсутствовали. Запрет государства на просветительскую, педагогическую, миссионерскую, социальную, благотворительную деятельность Церкви подразумевал нецелесообразность изучения этих предметов.

Но после долгих лет запретов в 1990-е гг. Церковь вновь получила возможность заниматься просветительской, миссионерской, педагогической и социальной деятельностью. Сразу же встала необходимость введения в учебные планы духовных академий, семинарий, училищ психолого-педагогических дисциплин для более эффективной подготовки будущих священнослужителей к важнейшему церковному послушанию нашего времени — педагогической и социальной работе, для выполнения особой просветительной миссии — духовного и нравственного воспитания и восстановления традиционного уклада российской семьи.

В настоящее время предмет «Педагогика» является неотъемлемой частью учебного процесса всех отечественных духовных семинарий и академий. Она является прикладным богословием и интегрирует в себе знания из таких богослов-

5 Мрамонов А. И. Духовная семинария в России начала ХХ в.: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007. С. 222.

6 Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870—1900). Курсовое сочинение. С. 50.

7 Там же. С. 51.

ских дисциплин, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, христианская антропология, нравственное богословие, догматическое богословие и др.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 октября 1997 г. в 1998/99 учебном году в учебный план семинарий была включена обязательная дисциплина «Педагогика и психология». В 1999 г. Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви была утверждена программа учебного курса «Православная педагогика».

Для организационного и научно-методического обеспечения развития богословско-педагогического образования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви в 1999 г., согласно распоряжению ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения, был создан Педагогический кабинет МДА. Он осуществляет и координирует деятельность по созданию системы педагогической подготовки студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, а также для повышения педагогической и научной квалификации выпускников духовных академий, семинарий, училищ, теологических факультетов и кафедр учебных заведений РФ, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Педагогический кабинет реализует общественно-церковные программы богословско-педагогического просвещения для выпускников духовных учебных заведений, теологических факультетов и кафедр, священнослужителей и церковнослужителей, осуществляющих педагогическую деятельность в церковных приходах, монастырях, благочиниях, епархиях.

Направления деятельности Педагогического кабинета:

1. Обеспечение научного, духовного, методического руководства в проведении научных исследований студентов и преподавателей, содействие защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогической тематике в государственных и церковных советах.

2. Создание базы данных по психолого-педагогической тематике для использования в практической и научно-исследовательской работе.

3. Разработка и преподавание курса психолого-педагогических дисциплин в Московских духовных школах.

4. Осуществление учебно-методической помощи преподавателям духовных школ по педагогическим проблемам.

5. Учебно-методическое обеспечение всех видов педагогических практик в церковно-приходских школах, образовательных учреждениях и высших государственных и церковных образовательных учреждениях.

6. Анализ, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта церковного обучения и воспитания.

7. Разработка учебных программ, пособий, дидактических материалов по мето-дико-педагогическим дисциплинам в церковной и светской системах образования.

8. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка выпускников духовных учебных заведений, теологических факультетов и кафедр, священнослужителей и церковнослужителей, персонала православного вероисповедания и педагогов учреждений общего и профессионального образования по богословским, педагогическим, организационным, квалификационным образовательно-правовым вопросам.

9. Проведение курсов повышения квалификации священнослужителей, занимающихся духовным окормлением и просвещением в системе церковного и светского образования.

10. Создание и функционирование богословско-педагогических курсов для выпускников духовных учебных заведений, теологических факультетов и кафедр, церковнослужителей.

11. Содействие факультативному получению дополнительной квалификации «Преподаватель» для студентов семинарии и других духовных учебных заведений.

12. Участие в создании и развитии образцовых и базовых образовательных и церковных учебно-воспитательных учреждений, Московских духовных школ.

13. Реализация деятельности по научному, образовательному, культурологическому, социальному и информационно-аналитическому направлениям.

14. Организация духовного просвещения посредством семинаров, конференций, сборов, форумов, паломнических поездок, а также телевидения, радио, газет и журналов.

15. Своевременное информирование студентов и преподавателей о новшествах в сфере образования посредством информационного бюллетеня Кабинета, ежемесячного журнала Учебного комитета «Покров», сайтов www.kursmda.ru, www.dnkrus.ru, страницы Кабинета на сайте www.mpda.ru и других информационных ресурсов.

16. Издательская деятельность.

За время своего существования Педагогический кабинет осуществил планомерную работу в области духовно-нравственного просвещения и православной педагогики, направленную на научно-методическое обеспечение учебного процесса педагогической подготовки студентов духовных школ и развитие системы взаимодействия МДА с духовными и светскими образовательными учреждениями.

В течение десяти лет Педагогический кабинет оказывал существенное содействие подготовке будущих пастырей к проведению учебных занятий в духовных и светских образовательных учреждениях, повышению квалификации священнослужителей и церковных работников по вопросам научного богословия, педагогики, духовно-нравственного воспитания, правовой поддержки сферы современного образования. Для этого по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2001 г. при МДА Педагогическим кабинетом были созданы и продолжают работу Высшие богословские курсы. На их базе наряду с обучением осуществляется учебно-методическая помощь преподавателям духовных школ, в том числе в создании православных образовательных учреждений — гимназий, школ, детских садов, воскресных школ, летних лагерей и т. д.

Педагогический кабинет оказывает непосредственную поддержку студентам Академии и Семинарии в проведении педагогической практики, научных исследований, конференций и конкурсов, в оформлении дипломных работ, плодотворно сотрудничая с другими духовными школами Русской Православной Церкви, решая задачу учебно-методического обеспечения разных видов

педагогической практики в церковно-приходских школах и духовных образовательных учреждениях.

Педагогический кабинет внес существенный вклад в разработку и организацию преподавания курса «Православная педагогика» и других учебных программ, пособий, дидактических материалов для духовных школ.

К настоящему времени Педагогическим кабинетом совместно с Институтом экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений разработан и реализуется спектр направлений (проектов), через которые осуществляется духовно-нравственное просвещение. Это семинары и конференции, фестивали духовной культуры и кинофестивали, различные виды военно-патриотического воспитания, детского и юношеского досуга, паломнические поездки, периодические и книжные издания, телевидение, радио, Интернет-сайты. С 2006 г. значительная часть перечисленных проектов вошла в созданную по благословению Святейшего Патриарха Москвовского и всея Руси Алексия программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».

Достижения в образовательной и учебной деятельности

Одной из приоритетных задач, поставленных архиепископом Верейским Евгением перед новым структурным подразделением Академии в первые годы работы, стала организация серьезной теоретической подготовки по курсу «Православная педагогика» и педагогической практики для семинаристов.

На теоретико-ознакомительном этапе педагогической подготовки семинаристы изучали особенности церковной и светской систем образования в современной России, проблемы воспитания в творениях Святых Отцов, учителей церкви, великих педагогов, а также основные педагогические принципы и категории, их взаимосвязь с богословскими и нравственными понятиями и возрастными особенностями детей, законами дидактики.

Практически-деятельный этап заключался в активной подготовке к преподавательской и организаторской образовательной деятельности будущих церковнослужителей. Для этого Педагогическим кабинетом для студентов семинарии организовывались посещения образцовых детских образовательных учреждений, православных центров, встречи с ведущими учителями и методистами. Оказывалось содействие в проведении семинаристами духовных бесед в библиотеках и открытых уроков в общеобразовательных школах. Семинаристов-прак-тикантов, по отзывам о проведенных занятиях, отличали «серьезная подготовка, обширные теоретические знания, высокий уровень культуры, образность языка, убежденность и миссионерский дух».

Силами студентов при поддержке Педагогического кабинета в тот же период организовывались массовые детские праздники на Рождество и Пасху, Всероссийские конкурсы на лучшую Рождественскую и Пасхальную программу с участием ста детских церковных коллективов из пятидесяти епархий. Семнадцать лучших детских церковных ансамблей были награждены Патриаршими наградами как лауреаты всецерковного конкурса «Пасха красная». Святейший

Патриарх Алексий II, дважды присутствовавший на Пасхальных детских праздниках, отметил высокий уровень подготовки студентов и выступлений юных артистов8. В 2004 г. среди студентов МДС был проведен конкурс конспектов-уроков по предмету «Основы православной культуры».

Основным результатом педагогической практики семинаристов, имевший просветительную направленность, стала работа с невоцерковленной молодежью.

Кафедры педагогики, ориентированные на христианскую традицию, имеются более чем в тридцати странах мира. Ведущие из них:

• педагогический факультет Фессалоникийского университета;

• кафедра педагогики Афинского университета;

• Самарская межвузовская кафедра православной педагогики и психологии;

• Педагогический факультет ПСТГУ (кафедра общей педагогики, кафедра социальной педагогики и кафедра педагогики и методики начального образования);

• Общество православных педагогов в Екатеринбурге;

• ученые советы Курского и Рязанского педагогических университетов и т. д.

Основы православной педагогики преподаются в ряде светских вузов: в качестве спецкурса (курс, посвященный православной цивилизации, читается д-ром филос. наук М. В. Захарченко в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; членами Самарской межвузовской кафедры православной педагогики и психологии читается курс «Христианская антропология» в Самарском государственном университете, курс «Православная педагогика» в Самарской гуманитарной академии и т. д.); в качестве авторского факультатива (курс, посвященный православным педагогическим технологиям, читается д-ром пед. наук А. А. Остапенко в Кубанском педагогическом университете и в Екатеринбургской духовной семинарии; курс, посвященный патриотическому воспитанию, читается диаконом Андреем Климовым в Московском педагогическом государственном университете; курс, посвященный православному воспитанию, читается д-ром пед. наук Т. А. Костюковой в Томском государственном университете).

8 К 2001 г. студентами МДАиС было проведено более 120 зачетных занятий по педагогической практике, в которых участвовало около 2,5 тыс. школьников. В подготовке и проведении детских Пасхальных и Рождественских праздников приняли участие все студенты МДАиС и около 3 тыс. детей из Сергиева Посада, Москвы, Московской и других областей России. Ознакомительная, пассивная и активная педагогическая практика проходила в 20 образовательных учреждениях Сергиево-Посадского района, Москвы и Московской области, нескольких летних лагерях. По оценкам методистов и преподавателей, более ста студентов аттестованы как квалифицированные преподаватели учебного курса «Основы православной культуры» в государственных образовательных учреждениях и получили сертификат Министерства образования РФ. К настоящему времени также сложилась многолетняя традиция проведения педагогической и миссионерской практики для студентов духовных школ в Детском санаторном комплексе «Жемчужина России» по экспериментальной программе «Душа обязана трудиться», созданной специалистами комплекса.

Другим важнейшим направлением образовательной деятельности Педагогического кабинета с 2001 г. стали Высшие богословские курсы при МДА. Именно здесь постепенно сформировалась образовательная среда, в которой наряду с интенсивным освоением педагогических и богословских знаний стал возможен обмен педагогическим опытом и методиками между специалистами Педагогического кабинета и специалистами многих духовных и светских учебных заведений.

Педагогический кабинет реализует развитие дополнительного богословско-педагогического образования и повышения квалификации для выпускников богословских образовательных учреждений и мирян.

Достижения в научной и методической деятельности

С первых лет работы Педагогический кабинет оказывал помощь выпускниками Академии в подготовке и защите кандидатских работ. Интересны, к примеру, работы по богословию, в которых раскрывается актуальность применения новых педагогических методов в церковных и светских учебных заведениях. Разрабатывались такие темы, как «Религиозно-нравственный аспект учебных предметов математического цикла», «Современная молодежная музыкальная культура и проблемы пастырского окормления молодежи», «Святоотеческое учение о добродетелях как мировоззренческая основа православного воспитания», «Научно-методическое обеспечение учебного курса “Православная педагогика” в духовных школах» и др.

Педагогическим кабинетом осуществляется научно-методическое и информационно-методическое обеспечение духовных учебных заведений РПЦ с целью учебно-методической помощи преподавателям педагогики: анализ, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта церковного обучения и воспитания; разработка учебных программ, пособий, дидактических материалов и т. д.

С 2001 г. Педагогический кабинет проводил активную работу по возвращению дореволюционных богословско-педагогических трудов из Российской Государственной библиотеки в библиотеку МДА. Собранные материалы легли в основу более двадцати дипломных и диссертационных работ учащихся духовных школ.

Одним из первых научных мероприятий, проведенных в 2000 г. при поддержке Учебного комитета, стал семинар-совещание «Педагогическая подготовка в духовных школах». Позднее Педагогический кабинет проводил семинары, посвященные новым формам педагогической практики в духовных школах, взаимодействию разных типов духовных образовательных учреждений, развитию педагогического образования в духовных школах.

С 2006 г. учреждена ежегодная конференция памяти академика Российской академии образования В. С. Леднева, на которой обсуждаются ключевые проблемы современной православной педагогики.

Специалистами-социологами, партнерами Педагогического кабинета по научной работе под руководством доктора экономических наук, вице-президента Российской социологической ассоциации социологов России профессо-

ра И. П. Рязанцева проведено несколько крупных исследований: «Отношение российской молодежи и Русской Православной Церкви» и «Выявление взаимовлияния уровня религиозности, политической ориентации и уровня социальноэкономического положения территории — на примере Вологодской области»9. Также был осуществлен социологический мониторинг духовно-нравственного состояния студентов духовных учебных заведений.

Достижения в области разработки актуальных форм духовно-нравственного просвещения

Педагогический кабинет Московской духовной академии инициировал и поддержал ряд принципиально новых форм духовно-нравственного просвещения, принимая участие в новых культурных, социальных и информационных проектах. Наиболее крупные из них — ежегодный Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел», военно-патриотические сборы на Куликовом поле, организация детского отдыха, издание научно-популярных альманахов, пособий по предмету «Основы православной культуры», сборников душеполезного чтения, методических и дидактических материалов для преподавателей духовных школ, периодического издания — журнала «Покров». В каждом проекте заложен особый методический принцип, позволяющий максимально использовать воспитательный потенциал разных по своей природе массовых мероприятий в целях духовно-нравственного просвещения.

При непосредственном участии Педагогического кабинета изданы серии книг для педагогов, детей и юношества, в том числе «Православная культура: концепции, учебные программы, библиография», учебно-методическое пособие для учителей «Православная культура в школе» (восемь книг), альманах «Духовно-нравственная культура в школе» в двух книгах, пособие для студентов Т. В. Скляровой «Возрастная педагогика и психология», открыта серия «Добрая книга России».

К сожалению, помимо указанных достижений, есть то, над чем следует задуматься.

Согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования, на педагогику отводится 120 ч, а на психологию — 60 ч. Но до сих пор нет единообразия. В некоторых семинариях на педагогику выделено 300 ч, в других — 30 ч. В одних духовных учебных заведениях разные аспекты психологии изучаются в рамках нескольких отдельных курсов, а в других такого предмета вообще в учебном плане не предусмотрено. Учебные программы и пособия, по которым занимаются студенты, весьма разнообразны. В некоторых учебных заведениях необходимость преподавания предмета «Педагогика» ставится под вопрос. Такая проблема остро стояла еще в 1906 г. В. С. Яворский, преподаватель Тульской духовной семинарии, в своей статье «Преподавание педагогики в духовных семинариях (действительность и ожидания)» писал следующее: «По

9 В результате опросов в Вологодской области были выделены четыре группы студентов и описано их социально-экономическое и политическое поведение: с высоким уровнем воцер-ковленности — 2,62 %; со средним уровнем воцерковленности — 27,24 %; с низким уровнем воцерковленности — 48,85 %; неверующие либо представители других конфессий — 21,29 %.

каким соображениям она заняла такое жалкое место там, где готовятся быть в будущем пастырями, учителями, воспитателями своих пасомых “детей духовных”? Почему в таком урезанном виде и печальной постановке вошла наука воспитания в программу обучения тех, кому самое образование должно указывать в будущем деятельность в мире, борьбу с грехом людей, способы воздействия на других, покорения себе душ человеческих, проведения идеально-христианского настроения через воспитываемое поколение? Почему задача педагогики ограничена в семинарской программе узкою целью — “приготовить опытных, умелых и знающих учителей в церковно-приходские школы”?»10

Как показывает практика, выпускники духовных школ, священно- и церковнослужители нуждаются в получении дополнительных знаний и опыта из области педагогики. В связи с этим встает вопрос о создании и развитии системы дополнительного образования богословско-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ.

В семинариях и академиях имеются около сорока преподавателей педагогики, но только некоторым из них присвоена степень кандидата или доктора педагогических наук. Большинство преподавателей нуждаются в повышении своего научного образования. Но проблема состоит в том, что защита диссертаций по церковной тематике в ВАК не приветствуется, а следовательно, многие темы, полезные для Церкви, остаются нераскрытыми. Для осуществления полноценного международного богословского диалога, проведения совместных научных исследований, объединения ученых с целью решения важных фундаментальных и практических задач необходимо создать в общецерковной аспирантуре кафедру Православной педагогики.

На сегодняшний день наука «Педагогическое богословие» достаточно развита в таких европейских университетах, как Афинский, Фессалоникийский, Бухарестский и др. Те положения, которые являются для защиты диссертации нормой, в отечественном богословии не воспринимаются в качестве отрасли прикладного богословия.

Но, несмотря на имеющиеся трудности, к настоящему времени было защищено более ста кандидатских диссертаций по данному направлению.

Для того чтобы церковные интересы в научных педагогических исследованиях были реализованы, необходимо создание своего церковно-педагогического совета. Целесообразно было бы рекомендовать защиту педагогических диссертаций в общецерковном педагогическом совете, а осуществлять по возможности совместную защиту с государственными учеными советами, признанными ВАК. Создание таких прецедентов позволит либо открыть в ВАК специальность «Православная педагогика», либо добиться признания ВАК диссертаций, защищенных в общецерковной аспирантуре.

В качестве предлагаемых научных направлений богословско-педагогических исследований приоритетными являются следующие:

а) история церковной педагогики, ее переосмысление для решения современных проблем;

10 Яворский В. С. Преподавание педагогики в духовных семинариях (действительность и ожидания) // Богословский вестник. 1906. Т. 2. № 7—8. С. 610—611.

б) современная церковная дидактика, совершенствование форм и методов преподавания в академии, семинариях, духовных училищах, православных гимназиях, воскресных школах;

в) развитие системы духовно-нравственного воспитания в православной семье, на приходе, а также в современных досуговых созидательных формах деятельности и т. д.;

г) богословское осмысление и обоснование инновационных педагогических авторских церковных практик;

д) партнерство Церкви и государства в новых формах организации учебновоспитательного процесса;

е) индивидуальные и возрастные особенности духовного становления личности;

ж) обоснование нормативно-правовой базы православного образования в современных российских условиях;

з) социально-педагогическая работа с убогими детьми, требующими особого попечения;

и) педагогические основы пастырской деятельности;

к) церковная сравнительная педагогика (исследования особенностей педагогических явлений и практик в различных Поместных Церквах);

л) методологические проблемы православного воспитания, образования, педагогического проектирования в области духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: история образования, церковное образование, деятельность Педагогического кабинета.

Major Tendencies in Church Pedagogical Education

Abbot Cyprian (Yaschenko)

As it is well known, pedagogy and psychology has been taught in theological schools for quite a long time. Demand in psychological-pedagogical disciplines was primarily dictated by practical needs. Many priests ministering to orphanages, almshouses and prisons were also catechists. To make their work more productive they had to know how to teach, how to educate, how to interact as well as to understand laws of the psyche, specific features of age and social class, ontology of the fallen man affected by the original sin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: history of education, Church education, work of the Pedagogy Cabinet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.