Научная статья на тему 'Основные тенденции развития рынка образовательных услуг в России в условиях глобализации'

Основные тенденции развития рынка образовательных услуг в России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1683
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION / EDUCATION SERVICES MARKET / GLOBALIZATION / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кехян Мэри Гагиковна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с образовательной отраслью, которые оказывают существенное влияние на все остальные отрасли экономической и социальной сфер жизни, ведь в настоящее время в условиях глобализационных и интеграционных процессов конкурентоспособность национальной экономической системы в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов наибольшую значимость приобретают человеческие ресурсы, создание ими сложнейших наукоемких технологий, обеспечение принципиально нового технологического уровня производства в условиях адаптации к новой информационной среде. Автор приходит к выводу, что перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте международной интеграции, в условиях которой знания и образование являются главными показателями, определяющими благосостояние населения, характеризующими экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR TRENDS IN EDUCATIONAL SERVICES MARKET DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The paper discusses issues related to the education sector and that have a significant impact on all other sectors of economic and social spheres of life and shows that in the current climate of globalization and integration competitiveness of national economy is determined to a lesser degree by the availability of natural resources as the greatest importance is attached to human resources, development of complex high-end technologies, providing a fundamentally new technological level of production while adapting to the new information environment. The author concludes that the prospects for the development of modern education should be considered in the context of international integration while knowledge and education should be the main parameters determining the welfare of the population, characterizing the country's economic potential, its position in the global division of labor and international trade.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития рынка образовательных услуг в России в условиях глобализации»

Нынешний этап формирования системы местного самоуправления, местных финансов и внутрирегиональных межбюджетных отношений в Российской Федерации связан в первую очередь с принятием двух федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ''Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации''» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесены также поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Особенность реформы заключается в ее комплексности. Она не только охватывает формальную структуризацию институтов местного самоуправления, но и решает вопросы экономического обеспечения их деятельности, уточняет вопросы разграничения полномочий органов местного самоуправления между собой и в отношении с органами власти и управления субъектов Федерации.

Принятые законы в целом обеспечивают конкретизацию места и роли институтов местного самоуправления в единой системе управления социально-экономическим развитием территорий, сосредоточение функций институтов местного самоуправления на обеспечении важнейших потребностей населения, прежде всего в области социальных услуг.

Принципиально важно то, что закон о местном самоуправлении четко проводит грань между «собственными» и «делегированными» полномочиями местных органов власти и, соответственно, между источниками их финансирования. Предусмотрено более четкое закрепление экономических, в частности финансово-бюджетных, основ местного самоуправления, с тем чтобы они были менее зависимыми от различных конъюнктурных настроений и субъективных подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Однако расчеты специалистов по местному развитию и практика показывают: органы местного самоуправления не обладают достаточной финансовой базой для

решения стоящих перед ними задач. К местным налогам поселений согласно новому законодательству отнесены два имущественных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог; к местным налогам муниципальных районов - транспортный налог и торговый сбор. По прогнозам, в совокупности поступления от них могут составить лишь 12,5% от всех доходов местных бюджетов и 24,9% от всех налоговых доходов местных бюджетов. По оценкам специалистов, в целом налоговые поступления покрывают расходные обязательства местных бюджетов только на 50 - 70%.

Специфические взаимоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по предоставлению своим гражданам определенного набора гарантированных прав получили название «нефинасируемые мандаты». Большинство таких прав может быть реализовано только на местном уровне, однако под них не выделяется соответствующего финансирования.

Проводимое в настоящее время реформирование финансово-экономических основ местного самоуправления в России представляет собой процесс перераспределения как доходных, так и расходных полномочий преимущественно на государственный уровень, хотя решение существующих проблем следует искать в противоположном направлении. Новое законодательство слабо стимулирует рост собственных доходов муниципалитетов, поддержку предпринимательства и развитие муниципальных предприятий и создает видимость решения проблемы дефицита местных бюджетов.

1. Колядин Н.П., Неверов А.Н. К проблеме построения матричной модели «инвестиции - инновации - институты» // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

2. Королёва Е.Н. Методология стратегического управления развитием муниципальных образований в условиях современной экономики России: дис. ... д-ра экон. наук. Самара, 2006.

3. Greenly G.E. Stratégie Management. London: Prenticle Hall, 1980.

УДК 33:37

maric-1988@rambler.ru

Мэри Гагиковна Кехян,

аспирантка кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности,

СГСЭУ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с образовательной отраслью, которые оказывают существенное влияние на все остальные отрасли экономической и социальной сфер жизни, ведь в настоящее время в условиях глобализационных и интеграционных процессов конкурентоспособность национальной экономической системы в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов - наибольшую значимость приобретают человеческие ресурсы, создание ими сложнейших наукоемких технологий, обеспечение принципиально нового технологического уровня производства в условиях адаптации к новой информационной среде. Автор приходит к выводу, что перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте международной интеграции, в условиях которой знания и образование являются главными показателями, определяющими благосостояние населения, характеризующими экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле.

Ключевые слова: образование, рынок образовательных услуг, глобализация, экспорт образовательных услуг.

M.G. Kehyan

MAJOR TRENDS IN EDUCATIONAL SERVICES MARKET DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The paper discusses issues related to the education sector and that have a significant impact on all other sectors of economic and social spheres of life and shows that in the current climate of globalization and integration competitiveness of national economy is determined to a lesser degree by the availability of natural resources as the greatest importance is attached to human resources, development of complex high-end technologies, providing a fundamentally new technological level of production while adapting to the new information environment. The author concludes that the prospects for the development of modern education should be considered in the context of international integration while knowledge and education should be the main parameters determining the welfare of the population, characterizing the country's economic potential, its position in the global division of labor and international trade.

Keywords: education, education services market, globalization, export of educational services.

Если рассматривать образование как экономическую субстанцию, студент выступает как продукция высшего учебного заведения, находящаяся в стадии производства, а выпускник является его конечным продуктом. В экономической теории система всех образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, направленную на удовлетворение различных потребностей населения в образовательных услугах, образуют отрасль «система образования», охватывающую весь экономический организм страны. Система образования является единственной отраслью, удовлетворяющей потребности населения в образовательных услугах и специализирующейся на воспроизводстве высококвалифицированных специалистов для всех сфер нематериального и материального производства, что объясняет особую значимость образования в системе общественного разделения труда.

«Влияние глобализации на образовательную среду подразумевает процесс расширения сферы деятельности университетов за пределы национальной образовательной системы, развитие международных образовательных и научных связей, приведение деятельности вуза в соответствие с международными нормами, что содействует формированию благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования, для развития университетской науки» [3, с. 106]. В эпоху развития глобализаци-онных процессов система образования характеризуется функционированием особого сектора в структуре общенационального и регионального рынков - рынка образовательных услуг, в структуре мирового рынка - международного рынка образовательных услуг, представляющих собой « материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги» [2, с. 128]. Образовательная услуга является определяющим продуктом

рынка образовательных услуг и характеризуется как квазиобщественное благо.

В настоящее время рынок образовательных услуг превратился в объективную экономическую реальность, став неотъемлемым элементом экономики. В современной экономической теории это означает, что вне рынка образовательных услуг невозможно реализовывать задачи образовательной политики и создания механизмов, обеспечивающих развитие высших учебных заведений. Экономическое воздействие глобализации способствует открытию национальных границ, усилению процессов либерализации, что способствует развитию международного рынка образовательных услуг.

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить динамику объема платных образовательных услуг, оказываемых населению России с 2000 - 2011 гг. Статистические данные диаграммы (рис. 1) показывают, что объем платных образовательных услуг в заданный период имеет тенденцию к увеличению. Если в 2000 г. объем платных услуг в системе образования составлял 41 530 млн руб., в 2005 г. - 152 670 млн руб., в 2010 г. - 326 100 млн руб., то в 2011 г. данный показатель увеличился по отношению к 2000 г. в 7 раз и составил 347 350 млн руб.

400 000,00 350 000,00 300 000,00 250 000,00 200 000,00 150 000,00 100 000,00 50 000,00 0,00

млн руб.

2005

2010

2011 Г°Д

Рис. 1. Объем платных образовательных услуг населению России

Сост. автором по: Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. М.: Высшая школа экономики, 2013.

16 14

Интеграция России в европейские образовательные структуры приводит к превращению рынка образовательных услуг в крупную народнохозяйственную сферу, на орбите которой создается часть национального богатства. При этом образование углубляет нематериальное накопление и прежде всего вложения в человеческий капитал, в том числе и в рамках научных исследований и разработок, меняет движущие механизмы и мотивы развития, определяет приоритеты построения динамичной, конкурентоспособной экономики.

Расширение и стимулирование экспорта образовательных услуг в последние годы является важным приоритетом государственной политики большинства развитых стран, так как подготовка высококвалифицированных работников для иностранных государств становится одной из важных статей экспорта, содействует реализации экономических и геополитических интересов страны. Экспорт образования не всегда рассматривают только как отрасль, приносящую экономике страны серьезные доходы. В последнее время экспортная политика развитых стран направлена на повышение академической мобильности студентов и преподавателей, привлечение талантливых иностранных выпускников в целях развития экономики и науки своих стран (таблица, рис. 2). Как считают эксперты, для развития российской экономики необходимо сфокусировать экспортную политику страны в области образования одновременно в двух направлениях: привлечения средств в экономику и привлечения талантливых иностранцев для последующей работы в России.

Численность иностранных студентов в учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в 2011 г.*

13,6

страна

Страна Количество иностранных студентов, тыс. чел. Отношение к общей численности студентов, %

Россия 177,7 2,0

Великобритания 534,6 21,6

Германия** 264 10,3

Италия 69,9 3,5

Канада*** 195,5 13,5

Республика Корея 59,2 1,8

США**** 684,8 3,4

Франция 259,9 11,6

Швеция 44,8 9,9

Япония 141,6 3,7

*По зарубежным странам данные за 2010 г. или ближайшие годы.

**Без учета численности лиц, обучающихся по программам послевузовского профессионального образования.

***Без учета численности лиц, обучающихся в негосударственных учреждениях.

****Численность иностранных студентов, приехавших в страну с целью обучения.

Рис. 2. Численность российских студентов в учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в 2011 г.

Сост. автором по: Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. М.: Высшая школа экономики, 2013.

Вместе с тем грамотное построение экспортной политики страны может рассматриваться и как способ влияния на зарубежные государства за счет распространения национального языка, достижений науки и культуры, а также российских ценностей. По данным ЮНЕСКО, развитые страны в настоящее время являются безусловными лидерами как в производстве, так и в экспорте образовательных услуг на международном рынке. На сегодняшний день выделяют два основных образовательных центра, в которых обучаются свыше половины всех иностранных студентов мира, - североамериканский и европейский.

Анализируя экспортную ситуацию в стране, обратимся к мировым рейтингам высших учебных заведений. Так, согласно ежегодно составляемому компанией ОБ мировому рейтингу университетов из 300 лучших высших учебных заведений 2011 - 2012 гг. двадцатку практически полностью составляют американские и британские учебные заведения - 13 и 5 соответственно. Из российских учебных заведений Московский государственный университет занимает 112-е место, Санкт-Петербургский государственный университет - 251-е место. Для оценки высших учебных заведений использовались следующие критерии: популярность образовательного учреждения среди академического сообщества, популярность среди потенциальных работодателей, цитируемость публикаций сотрудников учебного заведения, соотношение числа преподавателей и студентов, а также относительная численность в университете иностранных преподавателей и студентов, процент трудоустроенных выпускников.

На наш взгляд, можно выделить четыре подхода к интернационализации образования, которые используют различные страны (рис. 3).

Ряд стран, использующих согласованный подход к интернационализации образования, создают академические партнерства в развитии программ международной мобильности студентов и преподавателей. Второй подход, основанный на привлечении квалифицированной

Согласованный (Мексика, Южная Корея)

Привлекающий квалифицированную рабочую силу (Германия, Франция, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия)

Расширяющий влияние страны в мировом пространстве (Китай)

Получение дохода (Австралия, США, Великобритания)

Рис. 3. Подходы в интернационализации образования

рабочей силы, чаще всего используют страны Западной Европы, которые отбирают талантливых студентов, преподавателей и исследователей, предусматривают упрощение визового режима и систему стипендиальных программ. Главной целью стран, использующих третий подход, является расширение возможностей и влияния национальной хозяйствующей системы в мировом пространстве. Данный подход направлен на укрепление и расширение образовательного потенциала страны. Четвертый подход, основной целью которого является получение дохода, характерен для Австралии, США и Великобритании.

Основой российской экспортной образовательной политики может быть возможность использования четырех основных форм экспорта образовательной услуги, к которым относятся:

1) трансграничное образование, которое может быть обеспечено франчайзингом, валидационными соглашениями, программами совместных дипломов, дистанционного обучения, созданием корпоративных университетов, а также зарубежных филиалов образовательных учреждений;

2) потребление образовательной услуги за рубежом, подразумевающее обучение в зарубежном высшем учебном заведении;

3) коммерческое присутствие - один из самых распространенных способов поставки услуг, реализуемый через создание филиалов образовательных учреждений или кампусов за рубежом;

4) перемещение физических лиц - переезд российских преподавателей за рубеж для работы в зарубежных образовательных учреждениях.

Основной проблемой развития экспорта российского образования является языковой барьер, препятствующий привлечению иностранных студентов и преподавателей на российский образовательный рынок. Это говорит о том, что, несмотря на большой интерес к русскому языку, на нем говорят немногие. Для решения данной проблемы большинство научных исследователей и экспертов предлагают открытие образовательных программ на английском языке. Так, например, в Китае с учетом активного распространения китайского языка до 15% образовательных программ преподается на английском языке для обеспечения интереса со стороны иностранных студентов. Испания и Франция также практикуют,

несмотря на трепетное отношение к своим языковым традициям, образовательные программы на английском языке. Другим решением проблемы преодоления языкового барьера могут стать своеобразные льготы талантливым студентам, поступающим в магистратуру на изучение русского языка. Кроме того, по мнению иностранных студентов, проблемы со студенческим бытом и обеспечением безопасности также являются препятствиями для обучения в нашей стране. Расширению объемов экспорта российских образовательных услуг послужит и повышение качества предоставления данных услуг. Формирование сетей федеральных и национальных исследовательских университетов могло бы привести к повышению ее привлекательности для иностранных преподавателей и студентов. Оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, строительство общежитий не могут не повлиять на увеличение контингента как российских, так и иностранных обучающихся.

Таким образом, «положительным моментом процесса глобализации для российской системы образования является рост возможностей прямого выхода национальных вузов на зарубежные образовательные рынки, в частности путем открытия представительств и филиалов. Однако воспользоваться этими возможностями смогут только самые крупные и известные вузы России, так как для остальных вузов эти потенциальные возможности практически невыполнимы из-за их небольшого бюджета» [4, с. 65]. В настоящее время российская образовательная политика направлена на окончательное создание единого образовательного пространства на базе присоединения к Болонскому процессу, что должно обеспечить возможность сравнимости квалификаций в области высшего образования, усилить интеграцию, активизировать модернизацию системы высшего образования для повышения доступности качественного высшего образования, развития современной системы непрерывного профессионального образования, инвестиционной привлекательности сферы образования. Приоритетными задачами для страны должны стать наращивание исследовательского потенциала, привлечение иностранных студентов и преподавателей, совершенствование системы управления высшими учебными заведениями, продвижение отечественного образования на глобальном рынке.

1. Алексеев А.Ю. Развитие российского экспорта в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).

2. Бортник Е.М., Короткое Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

3. Никитов А.В. Воздействие глобализации мировой экономики на развитие нового качества образования // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).

4. Русановский В.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.