Научная статья на тему 'Основные тенденции развития малого предпринимательства в России'

Основные тенденции развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1584
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А.Е., Бобошко В.И.

В статье исследуются проблемы развития малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Эти задачи, как приоритетные, определены в Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Предлагается на данном этапе отказаться от использования стоимостного показателя в качестве статистического критерия выделения сектора малого и среднего предпринимательства. В крайнем случае, применять его исключительно для выделения части субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитывающих на получение специализированной государственной поддержки (например, применения упрощенной системы налогообложения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития малого предпринимательства в России»

Приоритеты России

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

А.Е. Суглобов, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ

в.И. бобошко,

кандидат экономических наук, доцент государственный университет управления

Одной из приоритетных задач деятельности Правительства Российской Федерации в Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.) определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 02.02. 2006) установил следующие критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малых:

1) «независимость происхождения» — в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

2) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности — 100 чел.;

• в строительстве — 100 чел.;

• на транспорте — 100 чел.;

• в сельском хозяйстве — 60 чел.;

• в научно-технической сфере — 60 чел.;

• в оптовой торговле — 50 чел.;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.;

3) под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

Дополнительные критерии ограничения размера годового оборота или стоимости основных средств субъектов малого предпринимательства законодательством Российской Федерации не установлены. По данным Росстата, российский малый бизнес характеризовался следующими основными показателями: число действующих субъектов малого предпринимательства, число субъектов малого предпринимательства на 100 тыс. жителей, численность занятых на малых предприятиях, отраслевая структура, объем производства продукции (оборот), рентабельность, объем инвестиций в основной капитал.

Численность малых предприятий. На 1 января 2006 г зарегистрировано 979,3 тыс. юридических лиц— субъектов малого предпринимательства, что на 2,7 % (25 900 предприятий) выше, чем по состоянию на 1 января 2005 г. Это составляет 43,7 % от общего числа юридических лиц, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц. За 1999—2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс. единиц, или 11,2 % (рис. 1).

Численность малых предприятий в расчете на 100 тыс. чел. населения достигла 682,5 ед., увели-

Тыс. ед. 10ОО -

/

330,6

373,3

8823 833

950

900

850

800

750

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г Рис. 1. Динамика роста числа малых предприятий

чившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 25,9 ед. (рис. 2). В то же время в странах — членах ЕС данный показатель составляет не менее 3 тыс. (показатель включает все юридические лица с числом занятых не более 250 чел.). Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 100 тыс. жителей этих городов приходится 2 и 2,3 тыс. малых предприятий соответственно. Самые низкие показатели плотности малого предпринимательства в Эвенкийском, Корякском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах. Только в 20 субъектах Российской Федерации численность малых предприятий на 100 тыс. чел. населения не ниже среднероссийского показателя.

Положительный прирост численности малых предприятий, по итогам 2005 г., зафиксирован в 46 регионах. При этом в 8 регионах отмечено

Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Южный ФО Северо-Западный ФО Центральный ФО РФ в целом

зз&аг

?

51Р

.Анна

4Ш и| -1

6^2,5

ЩИ

Рис. 2. Численность малых предприятий на 100 тыс. чел.

сильное увеличение (свыше 1 500 ед.) — наибольшее увеличение зафиксировано в городах Москве и Санкт-Петербурге (3 800 и 8 800 ед. соответственно), Ростовской, Челябинской и Омской областях (3 400, 2 500 и 1 900 ед. соответственно). В 14 регионах показатель остался без изменений, а в 3 регионах зафиксировано сильное сокращение малых предприятий: Самарская область (3 500 ед.), Алтайский край (2 100 ед.), Красноярский край (1 500 ед.).

Положительная динамика роста численности малых предприятий наметилась в 2002 г. Ежегодное падение на 2—4 % численности малых предприятий было остановлено, и за год их прирост составил 4,5 %.

Изменение ситуации обусловлено общей благоприятной макроэкономической ситуацией — валовый внутренний продукт за рассматриваемый период увеличился в 4,5 раза (рис. 3) и мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в 2002-2004 гг.:

• упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна»;

• установление специальных налоговых режимов;

• введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий;

• введение упрощенной формы статистической отчетности.

_ Данные Росстата о

численности действующих предприятий основаны на данных о регистрации юридических лиц, при этом в общее число включены компании, фактически не осуществляющие деятельности, а также компании-«однодневки» (созданные для одной сделки). Как правило, последние два вида компаний являются по формальным признакам компаниями малого бизнеса.

Как показывает международный опыт, в общей

□ 2005 год

□ 2004 год

□ 2003 год

1 яд чи

Млрд руб. 25000

20000

15000

10000

5000

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Рис. 3. Динамика роста валового внутреннего продукта

численности предприятий основную часть составляют микропредприятия: 92,85 % предприятий во Франции, 80 — Канаде и 70 — в Бельгии.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации на среднесрочную перспективу должно поставить три основные задачи:

1) обеспечение роста количества субъектов малого предпринимательства на 5—10 % в год (50—70 тыс. новых юридических лиц);

2) обеспечение роста занятых на малых предприятиях на 5—7 % в год (не менее 400 тыс. новых рабочих мест);

3) увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 20 % к 2008 г.

Оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению поставленных задач должна осуществляться через показатели по развитию малого предпринимательства, которые

Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Южный ФО Северо-Западный ФО Центральный ФО

2005 г.

500

1000

1500

Рис. 4. Динамика среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по федеральным округам, тыс. чел.

необходимо включать в доклады о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнителей власти целей и задач и отчеты субъектов Российской Федерации. Устранение различий в уровне развития малого предпринимательства на соответствующих территориях является задачей региональных правительств.

Занятость на малых предприятиях. В 2005 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в целом по стране выросла по сравнению с 2004 г. на 3,07 % (266,5 тыс. рабочих мест) и составила 8 933,7 тыс. чел., (рис. 4).

Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых по итогам 2005 г. (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) увеличилась до 16,33 %, повысившись на 0,43 % по сравнению с показателем 2004 г. (в 2003 г. также наблюдалась положительная тенденция: данный показатель достиг величины 15,0 %).

92,85 % предприятий во Франции имеют численность не свыше 10 чел., 80 % предприятий Канады и 70 % предприятий в Бельгии — не свыше 5 чел. В Российской Федерации средняя численность работающих (включая совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в расчете на одно малое предприятие составляет 9 чел., при этом показатель варьируется от 14 чел. в сфере промышленности и строительстве до 6 чел. в секторе финансовых услуг и образовании. Наибольшее число рабочих мест создается в оптовой и розничной торговле, что обусловлено распределением малого бизнеса по видам экономической деятельности — 2 747,8 тыс. чел. (30,6 %) (включая совместителей). Промышленность и строительство предоставляют 1 735,9 тыс. и 1 557,9 тыс. рабочих мест соответственно (19,3 и 17,3 %). Незначительное количество рабочих мест создается

2000

2500

3000

0

азование 0,16%

Научные исследования и разработки 1,36%

Рис. 5. Распределение занятых по видам экономической деятельности, % (по состоянию на 1 января 2006 г.)

малыми предприятиями в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, науке, связи, что является дополнительным подтверждением высокой степени монополизации указанных сфер (рис. 5).

Однако по темпам прироста численности занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики. За 2001-2005 гг. прирост числа малых предприятий составил 10,5 %, а темпы прироста среднесписочной численности работников за этот же период составили 36 %. Динамика средней численности занятых на предприятии по отраслям выглядит так:

• промышленность: численность предприятий уменьшилась на 4,7 %, а численность занятых в отрасли увеличилось на 20 %;

• строительство: численность предприятий уменьшилась на 4,5 %, а численность занятых в отрасли увеличилось на 12 %;

• транспорт: численность предприятий возросла на 25 %, численность — на 54 %;

• торговля: численность предприятий возросла на 7,7 %, численность занятых — на 25 %.

По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Российская Федерация отстает от показателей развитых стран: от США и развитых стран Европы — в 3 раза (50—55 % занято в малом бизнесе), от Японии — в 5 раз (80 % занято в малом бизнесе). Однако значительное число рабочих мест в малом предпринимательстве не отражается в системе статистического учета — это наемные работники, занятые у индивидуальных предпринимателей. В настоящее время Росстатом применяется расчетная методика, по которой предполагается, что каждый индивидуальный предприниматель создает 3 рабо-

чих места. Учитывая, что в Российской Федерации зарегистрировано 2 600 тыс. индивидуальных предпринимателей, к данным о занятости по юридическим лицам возможно добавление данных о занятости у индивидуальных предпринимателей — около 7 800 тыс. чел., что составляет 87 % от числа занятых на юридических лицах — субъектах малого предпринимательства. Таким образом, общая занятость в малом бизнесе составляет около 16 700 тыс. чел., что составляет 24,5 % от общего числа занятых в экономике. Занятость у индивидуальных предпринимателей в основном не оформляется официально, главными причинами чего являются:

• отсутствие права индивидуальных предпринимателей делать записи в трудовых книжках наемных работников;

• обязанность регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления;

• нерешенность вопросов социального и пенсионного обеспечения как самих индивидуальных предпринимателей, так и членов их семей. Законодательное регулирование трудовых

отношений и пенсионного обеспечения субъектов малого предпринимательства и занятых у малых предпринимателей наемных работников содержит ряд особенностей:

• Трудовой кодекс Российской Федерации предоставил дополнительные возможности для заключения срочных трудовых договоров с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания— до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Федеральным законом от 15.12. 2001 «Об обязательном пенсионном страховании» установлена упрощенная процедура расчета взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей в виде фиксированного платежа в размере 150 руб. в месяц.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации должно поставить две основные задачи:

1) легализация и вывод из «тени» трудовых отношений для занятых у субъектов малого предпринимательства;

Образование 0,3%

Другие виды 3,7%

Транспорт и связь 4,6%

Рис. 6. Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности (по состоянию на 1 января 2006 г.)

2) содействие созданию микропредприятий с численностью занятых до 15 чел.

Поправки Правительства Российской Федерации в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам нормативного правового регулирования трудовых отношения внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки ко второму чтению проекта Федерального закона № 329663-3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующих на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Основные изменения направлены на максимальное сближение требований законодательства по трудовым вопросам к организациям и индивидуальным предпринимателям — работодателям: индивидуальным предпринимателям разрешается

Строительство 22,54%

Сельское хозяйство 1,19"%

Промышленность 24,49%

Образование 0,07"%

Рис. 7. Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями, по отраслям экономики (по состоянию на 1 января 2005 г.)

вести трудовые книжки наемных работников, и отменяется процедура регистрации трудовых договоров в местных органах власти.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности. Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий выпускаемой сектором продукции. Промышленность и строительство — на втором месте (13,6 и 7 %). Такие данные полностью соответствуют отраслевой структуре малых предприятий (рис. 6).

Итоги 2005 г. по объему производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях по ряду позиций несопоставимы с данными предыдущих лет наблюдения, так как с 2005 г изменился предмет статистического наблюдения: вместо данных об объеме производства продукции (работ, услуг) статистические данные формируются по показателю оборота малых предприятий по видам экономической деятельности (рис. 7 и 8).

По имеющимся оценкам Росстата, малые предприятия производят более 30 % витаминизированной цельномолочной продукции, 50—60 % металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70 % рыбы охлажденной. Аналогичная ситуация сложилась в строительстве. В настоящее время свыше 97 % от числа организаций, осуществляющих экономическую деятельности в строительстве, составляют малые предприятия. На долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходятся весьма значительные объемы производства. Сектор дает около 60 % валовой продукции сельского хозяйства. Доля личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств в России составляет в производстве: картофеля — 93 %, овощей — 80 %, мяса — 51 %, молока — 55 %. Также велика социальная значимость данного сектора — личное подсобное хозяйство ведут 16 млн семей, 260 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, в

Транспорти связь 5,06%

Торговля и общественное питание 34,03%

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 3,05%

Оптовая и розничная торговля 72,1

Строительство 6,97%

г Образование _ 0,03%

Рис. 8. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (по состоянию на 1 января 2006 г.)

целом этой деятельностью охвачено более 30 млн граждан, проживающих в сельской местности.

Учитывая изложенное, целесообразно изменение структуры видов деятельности малых пред-

Млн руб.

2,5

2000 Г.

2001 Г.

2002 Г.

2003 Г.

70

65

60

55

50

Рис. 9. Динамика прироста объема продукции (работ, услуг) в расчете на одно малое предприятие

Доля прибыльных предприятий в их общем числе, %

66,1 «-— 66,2 64,6 68,6

60,2 -0271—^ "-О 1,1)-

56,5 57

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

-Динамика малых предприятий —»—Динамика крупных предприятий Рис. 10. Динамика рентабельности малых и крупных предприятий

Промышленность приятий и стимулирования

9,80% развития малых предприятий

в образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке, транспорте, связи.

Объем продукции (работ, услуг) и рентабельность малых предприятий. Важным показателем является объем продукции (работ, услуг) в расчете на одно малое предприятие по отраслям экономики (рис. 9).

Прирост объема продукции в расчете на одно малое предприятие значительно превышает темпы роста занятости на малых предприятиях. За 2001 —2005 гг. прирост объема продукции составил 230%, тогда как прирост числа занятых в ее производстве — только 36%.

Эти показатели свидетельствуют о росте производительности труда на малых предприятиях. Дополнительной оценкой экономической состоятельности малого предпринимательства является доля прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий по сравнению с крупными и средними организациями.

Показатель важен и потому, что свидетельствует о стабильности развития сектора малых предприятий (рис. 10).

Как видно из приведенных данных, доля прибыльных малых предприятий имеет устойчивую тенденцию роста (в среднем — 0,74 % в год). Данные по крупным и средним предприятиям свидетельствуют о меньшей стабильности (наблюдалось падение доли прибыльных предприятий на 7 % за год). Доля прибыльных малых предприятий также стабильно превышает долю прибыльных предприятий по крупным и средним организация (на 6,7 %).

Несмотря на преимущество малых предприятий перед круп-

2004 г.

2004 г.

ными и средними относительно доли прибыльных предприятий, уровень рентабельности малого бизнеса значительно ниже. В целом, рентабельность малых предприятий составляет 1,8 %, крупных и средних — 13,2 %. При этом в промышленности разрыв составляет 4,7 раза (3,8 и 17,9 % соответственно), в торговле и общественном питании — 9 раз (1,4 и 12,7 % соответственно), информационно-вычислительном обслуживании — в 5,8 раз (1,9 % и 11,1 % соответственно). Более низкая рентабельность и производительность труда на малых предприятиях не является особенностью Российской Федерации. Однако значительное отставание (в разы) свидетельствует о невысоком уровне организации производства и недостаточной профессиональной подготовленности работников малых предприятий.

Низкая рентабельность производства малых предприятий в сравнении с крупными не позволяет малым предприятиям выдерживать конкурентную борьбу. Наиболее характерна ситуация в сфере торговли: мощное развитие крупных сетевых компаний приводит к уменьшению числа малых предприятий. Характерно, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства малые предприятия, наоборот, демонстрируют уровень рентабельности в 4,2 %, при этом крупные и средние предприятия в данной отрасли нерентабельны (отрицательный показатель рентабельности «-9»).

Правительство Российской Федерации должно поставить две основные задачи:

1) формирование специальных программ, стимулирующих создание малых предприятий в ряде приоритетных видов экономической деятельности (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, наука);

2) формирование специальных программ повышения конкурентоспособности малых предприятий.

Млрд руб.

Для решения поставленных задач при разработке федеральных и ведомственных целевых программ необходимо предусматривать отдельные мероприятия, содействующие привлечению к их реализации малых предприятий, а также разработать в рамках федеральной финансовой программы поддержки малого предпринимательства комплекс мер, содействующих повышению конкурентоспособности данного сектора экономики.

Инвестиции в основной капитал. В 2005 г., как и в 2004 г., сохранилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал, осуществленных на малых предприятиях, однако темпы роста значительно увеличились: если за 2004 г. инвестиции в целом по стране составили 99,2 млрд руб., то за 2005 г. составили уже 120,5 млрд руб. (рост за сопоставимый период — на 21,5 %). Объем инвестиций в основной капитал по всем субъектам хозяйственной деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2005 г. составил 2 688,4 млрд руб., что свидетельствует о приросте лишь на 7,9 %, т. е. почти в 3 раза ниже, чем у малых предприятий (рис. 11 и 12).

Наиболее инвестиционно привлекательными являются малые предприятия в строительной сфере (25,2 % всех инвестиций), занятые операциями с недвижимым имуществом (23,3 %), оптовой и розничной торговли (20,5 %), обрабатывающем производстве (15,4 %). Таким образом, как видно из представленного сравнения, темпы модернизации малых предприятий опережают темпы модернизации крупных предприятий.

Необходимо отметить возрастающую роль сотрудничества малых предприятий с лизинговыми компаниями. По данным исследования журнала «Эксперт» за 2005 г., доля сделок лизинговых компаний с малым бизнесом удвоилась (доля в портфеле сделок выросла с 19 до 38 %) и достигла 7 800 млн руб. Однако

Млрд руб.

зооо.

120 100

2729,8 Ж___♦

2808,9

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Рис. 11. Инвестиции в основной капитал малых предприятий

Рис. 12. Общий объем инвестиций в основной капитал

в общей доле инвестиций операции с лизингом оборудования составляют только 6,4 %. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо предусматривать механизмы содействия развитию лизинговых отношений в интересах малого предпринимательства, в том числе с использованием средств соответствующих бюджетов.

Критерии отнесения юридических лиц к категории малых предприятий. Распространенным является мнение об очень низком вкладе российского малого предпринимательства в ВВП (11—12 %), о низкой доле занятых в секторе малого предпринимательства (не более 15—17 %), особенно при сопоставлении с развитыми странами. При сопоставлении вклада российских малых предприятий в валовой внутренний продукт страны с вкладом европейского и американского малого бизнеса следует учитывать, что:

• критерии, применяемые в странах ЕС, США и в России, несопоставимы. В России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью 100 чел., а в сфере торговли (46,4 % зарегистрированных предприятий) — 30 чел., в странах Европейского союза (ЕС) и США оценивается общий вклад микропредприятий (до 10 чел.), малых (11—50 чел.) и средних предприятий (51—250 в ЕС, 51—500 чел. в США);

• официальная статистика учитывает показатели только юридических лиц, вклад предпринимателей без образования юридического лица учитывается на основе экспертных оценок. В 2004 г. на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей были зарегистрированы 4 млн 670 тыс. чел. с общим числом занятых 11 млн чел. Перерегистрацию в 2005 г. прошли 2,5 млн предпринимателей (53,5 %). Ввиду того, что индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности предоставления статистических данных, а всероссийская перепись субъектов малого предпринимательства была проведена в 2002 г., вклад данного вида бизнес-деятельности оценивается на основе выборочных ежеквартальных обследований. Несмотря на это, можно с уверенностью говорить, что малый бизнес институционально утвердился как важный элемент экономики России, закрепив за собою выполнение как экономических, так и социальных функций (самозанятость, создание рабочих мест). Анализ, проведенный в 2004 г. Агентством США

по международному развитию совместно с Ресур-

сным центром малого предпринимательства РФ, показал вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. (малые и средние предприятия по классификации Европейского союза) по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Вклад малых предприятий в экономику России, %

Показатель Год

2002 2003

Доля в общей численности предприятий 93 94

Доля в общей занятости 45 49

Доля рынка (доля в общем объеме выручки) 39 47

Как было указано, в странах Европейского союза доля малых и средних предприятий в общей численности достигает 90—98 %, а доля в общей занятости составляет 50—70 %. Таким образом, представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего бизнеса не подкрепляется цифрами.

Наряду с данными официальной статистики важно принимать во внимание данные исследований сектора малых предприятий. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в 2005 г. провела исследование «Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации». Базовым моментом при выработке критериев была необходимость разграничения статистического и «политического» критериев. Статистический критерий должен охватывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например микро-, малый и средний бизнес. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации. «Политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются приоритетным объектом государственной поддержки.

При определении групп микро- и малого бизнеса были проанализированы поведенческие особенности хозяйствующих субъектов. Различия в оценках отдельных моментов функционирования стали основой для выделения отдельных групп бизнеса по числу занятых. В частности, группа до 15 чел. занятых существенно острее воспринимала все элементы внешней среды. Исследование Торгово-промышленной палаты Российской Федерации было основано на принципе самоидентификации субъектов предпринимательства. Согласно данно-

му опросу предпринимателей, бизнес в зависимости от его размера оказался наиболее чувствителен к следующим элементам функционирования, определяемым преимущественно условиями внешней среды:

• доступ к финансированию (проблема получения кредитов, займов);

• процедуры приобретения зданий, сооружений, помещений для целей бизнеса;

• валютное регулирование;

• проверки МВД;

• процедуры регистрации прав интеллектуальной собственности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• процедуры аренды зданий, сооружений, помещений для целей бизнеса;

• процедуры антимонопольного регулирования;

• ставка процента за привлекаемые финансовые ресурсы;

• меры местных властей, препятствующие конкуренции;

• процедуры доступа к производственной инфраструктуре;

• судопроизводство;

• процедуры создания нового бизнеса (регистрация и постановка на учет);

• уровень квалификации занятых в бизнесе. Итогом указанного исследования стало выделение трех групп предпринимателей:

1) микропредприятия — до 15 занятых;

2) малые предприятия — до 50 занятых;

3) средние предприятия — до 250 занятых. Приведение критерия выделения микробизнеса по числу занятых к европейскому стандарту, то есть уменьшение его до 9 чел. включительно, во-первых, не будет учитывать поведенческих особенностей российских микропредприятий, а во-вторых, снизит указанную долю включаемых малых предприятий до 39 %.

Выделение сектора малых предприятий должно, в первую очередь, обеспечивать преемственность государственной (федеральной и региональной) политики поддержки предпринимательства. Установление пороговых значений по численности работников, для выделения малого предпринимательства на отметке 50 чел. охватывает более 90 % от всего числа малых предприятий, выделяемых по критерию, действующему на данный момент. Таким образом, из совокупности малых предприятий с установлением новых границ будет исключено 10 % юридических лиц, ныне входящих в круг субъектов малого предпринимательства (предприятия

с численностью занятых до 100 чел.), что дискриминирует этот слой малых предприятий, исключит его из программ государственной и муниципальной поддержки.

В отраслевом разрезе, в случае введения критерия до 50 чел., «пострадают» малые предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и научной сферы. Только для предприятий этих отраслей, а преимущественно все эти отрасли относятся к «производственному сектору», действующий на сегодняшний момент Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» позволяет иметь число занятых более 50 чел. Учитывая международную практику, кроме критерия по численности занятых рассматривалась возможность в рамках статистического критерия для оценки масштабов бизнеса установить дополнительно ограничения по какому-либо стоимостному показателю, например по размеру активов баланса либо по объему выручки. Страны Европейского союза применяют следующие критерии:

• микропредприятия — годовой оборот, или сумма годового баланса, не превышает 2 млн евро;

• малые предприятия — годовой оборот, или годовой баланс, не превышает 10 млн евро;

• средние предприятия — годовой оборот не превышает 50 млн евро, или итоговая сумма годового баланса не превышает 43 млн евро. От первого индикатора — балансовая стоимость активов (итог баланса) — в качестве критерия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства пришлось отказаться сразу, поскольку значительная доля субъектов малого предпринимательства, находясь на упрощенной системе налогообложения или работающая в рамках единого налога на вмененный доход, не рассчитывает этот показатель.

Путем восстановления объема получена «округленная» критериальная шкала (табл. 2):

Таблица 2

Критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса

(без инфляционной и «теневой» составляющих)

Тйп Число занятых, Объем выручки,

бизнеса чел. млн руб.

Микро- 1-15 10

Малый 16-50 30

Средний 51-250 70

В то же время вызывает сомнения принципиальная целесообразность использования на совре-

Рис. 13. Предполагаемая структура предпринимательского сектора

менном этапе в качестве критерия стоимостного показателя, в данном случае объема выручки. Являясь, как правило, основой для расчета налогооблагаемой базы, стоимостные критерии, и выручка в том числе, подвержены искажению, а потому не отражают реального состояния бизнеса. Досчет на теневую величину неточен и условен. Установление стоимостных критериев станет для бизнеса дополнительным стимулом по их искажению. Кроме того, выручка, как и любой другой стоимостной показатель, требует регулярной индексации на инфляционную составляющую, что технически и процедурно достаточно обременительно и затратно, тем более если эти пороговые значения будут 1) зафиксированы законодательно.

Предлагается на данном этапе отказаться от использования стоимостного показателя в качестве статистического критерия выделения сектора малого и среднего предпринимательства. А если и применять его, то исключительно для выделения части субъектов малого и среднего предприни- 2) мательства, рассчитывающих на получение специализированной государственной поддержки, например возможности применения упрощенной системы налогообложения, т. е. в рамках «политических» границ, что обусловлено погрешностью пообъектных баз данных, присутствующих в них систематических ошибок, ошибок размерности, а также сознательным искажением стоимостных показателей.

На основании исследований и в целях обеспечения сопоставимости законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства стран Европейского союза (Рекомендации Европейской комиссии от 6 мая 2003 г. для определения микро-, малых и средних предприятий 2003-361-ЕС) и Российской Федерации, необходимо законодательно выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более 15 чел., малые предприятия — 16—100 чел., средние предприятия — 101—250 чел. (рис. 13).

Предлагаемые границы выделения малого и среднего предпринимательства делают сектор однородным, представляют возможность формирования групп поддержки, исходя из реальной оценки условий доступа к ресурсам предприятий разного масштаба.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации должно пересмотреть критерии выделения малых предприятий и предусмотреть:

выделение 3 типов предприятий:

• микропредприятия с численностью занятых не более 15 чел.;

• малые предприятия с численностью занятых 16—100 чел.;

• средние предприятия с численностью заня -тых 101—250 чел.;

в целях формирования программ поддержки предпринимательства предусмотреть возможность введения дополнительных критериев для выделения специальных групп, в том числе по годовому обороту или итоговой сумме годового баланса. Решение поставленных задач требует разработки проекта Федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.