отечественная история
С.В. Ширяева
основные тенденции
развития частной благотворительности
в Российской империи XIX - начала XX вв.
В статье рассматриваются отношение гражданского общества к благотворительности и формирование в Российской империи частных и общественных благотворительных обществ, а также благотворительных государственных учреждений.
Ключевые слова: благотворительность, социальная защита в Российской империи, Императорское Человеколюбивое общество, Общество посещения бедных, Максимилиановская лечебница, Ведомство учреждений Императрицы Марии, воспитательные дома, попечительство Императрицы Марии Федоровны о глухонемых, попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых, Российское Общество Красного Креста.
В начале XIX в. в России начинают проявляться первые попытки объединить разрозненные усилия отдельных благотворителей путем образования союзов и благотворительных обществ. В 1802 г. группа единомышленников в Санкт-Петербурге создает «Филантропическое общество», которое в 1816 г. переименовывается в «Императорское Человеколюбивое общество», деятельность которого распространялась как в столи-
цах, так и в других регионах Российской Империи [6]. Образование еще нескольких благотворительных обществ и отдельных учреждений продолжается в период царствования Александра I [там же].
В 1803 г. в Москве на собственные средства граф Н.П. Шереметев построил значительный по размерам Странноприимный дом на 100 человек, а также при нем больницу на 50 человек. В 1807 г. было основано Виленское человеколюбивое общество. В 1812 г. - Харьковское общество благотворения, а 1822 г. - Дерптское общество помощи.
В целом необходимо отметить, что темпы развития частной благотворительности в России проходили довольно медленно. Это объясняется несколькими причинами. Суть наиболее характерных из них можно понять, проследив эволюцию «Общества посещения бедных в С.-Петербурге». Это общество было учреждено по инициативе графа В.А. Соллогуба и князя В.Ф. Одоевского в 1846 г. Побуждением систематизации благотворительной помощи являлись прогрессивные для того времени идеи по упорядочению и, по возможности, искоренению неразборчивой подачи милостыни. Для достижения поставленной цели общество взяло на вооружение принцип индивидуализации оказываемой помощи, который требовал проведения исследования положения нуждающегося для установления степени и характера нужды. Поэтому данная деятельность осуществлялась членами общества при непосредственном посещении просящего помощь лица.
Конкретные результаты деятельности общества, на практике реализовавшего данный принцип, превзошли ожидания инициаторов, ставивших на первых порах перед собой цель сделать общество посредником между благотворителями и нуждающимися. Это привело к тому, что Санкт-Петербургское «Общество посещения бедных» за довольно короткий промежуток времени с помощью увеличившихся пожертвований расширило сферу своей деятельности, выйдя за рамки первоначальных задач. Оно организовало ряд благотворительных учреждений, в том числе «Макси-милиановскую лечебницу», названную так в честь герцога Максимилиана Лейхтенбергского, принявшего звание попечителя Общества. Последующие события привели к его закрытию. Печальным поводом, по словам князя В.Ф. Одоевского, послужили слухи о том, что под покровом благотворительности во многих обществах вынашивались различные политические замыслы и заговоры. Даже в том, что у Общества имелось в наличии более 8 тыс. адресов бедных, усматривалась политическая подоплека. Обывателю того времени было трудно поверить в то, что столько людей, в большинстве своем очень занятых государственной службой, занимались в свое свободное время оказанием помощи бедным [2]. Общество было
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
заподозрено в политической неблагонадежности и уже в марте 1848 г. оно было присоединено к Императорскому Человеколюбивому Обществу. Однако характерные для последнего бюрократизм и формальное отношение к делу были неприемлемы для деятельности Общества посещения бедных. Первоначально это привело к выходу из его состава многих видных деятелей, а затем и к окончательной его ликвидации в 1855 г.
Более успешное развитие частная благотворительность получила с начала 60-х гг. XIX в. В немалой степени этому содействовало изменение порядка образования благотворительных обществ. До 1862 г. для их утверждения требовалось Высочайшее соизволение, что, несомненно, осложняло порядок их образования. Данная процедура учреждения благотворительных обществ не только обременяла правительство рассмотрением излишних дел, но и вступала, в конечном счете, в противоречие с установками правительства о всяческом поощрении создания подобных обществ. Последствия этого, явно несовершенного механизма, не могли не отразиться на развитии частной благотворительности в России. К 1862 г. в Российской Империи существовало и функционировало только 6 благотворительных обществ.
С передачей в 1862 г. Министерству внутренних дел права учреждения благотворительных обществ процесс развития частной благотворительности в России приобрел более динамичный и поступательный характер.
В 1897 г. в связи с принятием устава для «Обществ пособия бедным» процедура учреждения благотворительных обществ еще более упростилась. Благотворительные общества, взявшие за основу вышеназванный устав, могли учреждаться губернатором. В 1906 г., после принятия 4 марта новых правил, устанавливался несколько иной порядок учреждения благотворительных обществ. Эта процедура действовала до революции 1917 г.
Российские благотворительные общества и учреждения частной благотворительности находились, в основном, в ведении Министерства внутренних дел. Однако и другие ведомства имели в своем подчинении учреждения, чья деятельность была непосредственно связана с благотворительностью. Прежде всего, сюда следует отнести военное министерство, министерство юстиции, а также духовное ведомство [1, с. 524].
Кроме того, в России существовали самостоятельные благотворительные ведомства, имеющие особую организацию и распространяющие свою деятельность на всей территории России. Важнейшим из них являлось Ведомство учреждений Императрицы Марии. Оно было образовано в 1797 г. после того, как Император Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне проявить покровительство и заботу в отношении
Петербургского и Московского Воспитательных Домов [1, с. 510-512]. Благодаря деятельному участию Императрицы влияние и роль в сфере благотворительности данного ведомства были столь значительны, что в его состав в последующем вошли:
1) Императорское патриотическое общество, основанное в 1812 г.;
2) попечительство Императрицы Марии Федоровны о глухонемых;
3) попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых [4, с. 421].
Однако полного слияния данных попечительств не произошло. Каждое из них продолжало осуществлять в рамках своего бюджета ту деятельность, ради которой оно создавалось, но под единым началом.
Ведомство учреждений Императрицы Марии осуществляло собственную деятельность по следующим направлениям.
1. Призрение как незаконнорожденных детей, так и детей, от которых отказались родители. Ежегодно в Петербургский и Московский Воспитательные Дома принимались на попечение более 20 тыс. незаконнорожденных детей и до 500 человек так называемых «отказников». Помимо этого, в округах призревалось до 80 тыс. детей, оставшихся на попечении домов до достижения ими 21-летнего возраста. Для получения образования в процессе стационарного содержания детей содержалось более 100 школ. Для детей младенческого возраста в 10 городах России были открыты ясли.
2. Призрение бедных детей. Эта деятельность осуществлялась в приютах, существовавших во многих городах. В них содержалось до 14 тыс. детей. В рамках начальной школы их обучали грамоте и различным ремеслам.
3. Призрение глухонемых. Данный вид благотворительности оказывался в специальном училище. В нем одновременно воспитывалось до 250 детей обоего пола с обучением грамоте и различным ремеслам.
4. Призрение взрослых осуществлялось в 36 богадельных домах. В них ежегодно содержалась до 4 тыс. престарелых, немощных и физически неполноценных лиц обоего пола.
5. Оказание врачебной помощи. Для этого Ведомство учреждений Императрицы Марии содержало 40 больниц с 4 200 кроватями. В них в течение года стационарную медицинскую помощь получали до 24 тыс. больных, а амбулаторную - до 400 тыс. больных.
Из тех благотворительных учреждений в Российской Империи, которые, как указывалось выше, влились в ведомство учреждений Императрицы Марии, особое внимание заслуживает Общество оказания помощи слепым. Оно было создано К.К. Гротом путем преобразования из Глав-
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
ного Попечительства для пособия нуждающимся семьям воинов, которое было открыто после войны с турками 1877-1878 гг. и получило название «Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых». В 1906 г. попечительство имело в разных регионах России 27 отделений и 6 комитетов. Общее число членов попечительства составляло 7 034 человека, бюджет Попечительства превышал 4 млн рублей.
Деятельность Попечительства реализовывалась в следующих направлениях:
1) устройство и содержание училищ для слепых детей (по данным за 1906 г. таких училищ было 24) [3, с. 421];
2) устройство и содержание работных домов для взрослых слепых и приютов для престарелых слепых (в общей сложности таких заведений было 10);
3) издание специальных книг для слепых с выпуклым шрифтом, с 1898 г. также ежемесячного журнала для слепых «Досуг слепых»;
4) издание специального журнала под названием «Слепец», в котором освещались основные проблемы данной категории призреваемых;
5) реализация комплекса мероприятий, направленных на профилактику и лечение слепоты.
Начиная с 1893 г. на средства Попечительства формировались специальные «глазные» отряды, задачей которых было оказание бесплатной медицинской помощи больным по зрению. Для оказания стационарной помощи попечительство имело 16 глазных больниц, 70 пунктов помощи, а также оплачивало лечение больных в больницах других ведомств. В результате столь разветвленной сети в отрядах, больницах и пунктах помощи ежегодно обслуживалось до 190 тыс. больных и производилось до 50 тыс. операций.
Вторым по значимости в ряду благотворительных обществ являлось Императорское Человеколюбивое общество. Пример Императорского Человеколюбивого общества интересен, прежде всего, тем, что оно удачно сочетало в себе начала общественной и частной благотворительности. Его учреждение образовывалось по специальному правительственному постановлению, в котором, помимо самого факта его создания, прописывалась также и его структура. Однако на этом государственное влияние на данное общество заканчивается.
Деятельность указанного Общества была направлена на устройство благотворительных заведений с целью:
1) призрения нетрудоспособных нищих;
2) предоставления оказавшимся в нужде трудоспособным лицам необходимой работы с последующим снабжением их всем необходимым для
этого, а также обеспечение реализация плодов их труда с выплатой вознаграждения;
3) воспитания оставшихся без родителей детей, а также тех из них, чьи родители не могли их содержать.
К началу XX в. Императорское Человеколюбивое общество располагало в обеих столицах и 25 других населенных пунктах Российской Империи 210 благотворительными заведениями [4, с. 421]. Уже через 5 лет общее количество благотворительных заведений увеличилось более чем на 20% и достигло 257. Из них: 69 учебно-воспитательных, 73 богадельни, 36 заведений бесплатных и дешевых квартир, 3 ночлежных приюта, 9 народных столовых, 4 швейных мастерских, 29 комитетов общества, 27 медицинских учреждений и других. На содержание всех благотворительных заведений Общества, в которых в течение года получало помощь более 200 тыс. бедных, ежегодно расходовалось более 1,5 млн рублей. В 1902 г., в год столетия существования Общества, оно располагало средствами в размере около 24 млн рублей, из которых более 16 млн рублей приходилось на недвижимость Общества. Со времени образования в 1816 г. Совета Общества и до 1902 г. в его распоряжение на дела благотворительности поступило, кроме недвижимости, около 65 млн рублей. Израсходовано было за этот же период на нужды нуждающихся около 60 млн рублей, а его помощью в общей сложности воспользовалось около 6 млн человек.
Не менее значимая роль в реализации задач благотворительности в Российской Империи отводилась Российскому Обществу Красного Креста. Создание данного общества явилось следствием присоединения Российской Империи к Женевской конвенции 1864 г. «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» [5, с. 37]. По конвенции больные и раненые воины, к какой бы они национальности ни принадлежали, пользуются покровительством и помощью Красного Креста. В мае 1867 г. в Петербурге учреждается «Общество попечения о больных и раненых воинах», которое затем переименовывается в «Общество Красного Креста под покровительством Императрицы Марии Александровны». В первые годы существования деятельность Общества не выходила за рамки реализации мероприятий по оказанию помощи пострадавшим на войне, но затем, благодаря щедрым пожертвованиям, оно расширило круг решаемых задач, внеся в них и оказание помощи лицам, которые пострадали в результате различных бедствий. Много раз оно приходило на помощь погорельцам, организовывало помощь в случаях эпидемий, наводнений; неоднократно оказывало помощь переселенцам, пострадавшим от неурожая и т.д. Значительной была помощь Красного Креста в
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
неурожайные для России годы (1891-1892, 1898, 1906-1907), а также в период эпидемии холеры 1892-1893 гг.
Общество Красного Креста, действуя под руководством Главного управления и являясь полностью самостоятельным благотворительным учреждением, имело достаточно разветвленную структуру: 6 окружных и 80 местных управлений; 187 местных комитетов; 65 общин сестер милосердия; 2 общежития для сестер; 2 учреждения для фельдшериц; 2 убежища для бывших сестер милосердия; 3 инвалидных дома, несколько лечебниц, приютов и т.п. учреждений. Всего к началу XX в. Российское Общество Красного Креста располагало приблизительно 400 учреждениями [4, с. 421]. Бюджет общества составлял свыше 9 млн рублей (в том числе 4,5 млн рублей резервного капитала на случай военного времени).
Не менее важным самостоятельным благотворительным учреждением являлось Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, состоявшее под покровительством Государыни Императрицы Александры Федоровны. Оно было создано именным указом 1 сентября 1895 г. в целях поддержания и дальнейшего развития учреждений трудовой помощи бедным, «тем из терпящих крайнюю нужду, которые тщетно ищут себе заработка и приюта». В 1905 г. оно было переименовано в Попечительство о трудовой помощи.
Необходимо отметить, что на уровне законодательных проработок вопрос о трудовой помощи в России рассматривался еще в 1775 г. «Устав об общественном призрении» содержал ряд положений, которые предусматривали создание «работных домов», которые по существу и являлись домами трудолюбия. Работные дома предоставляли возможность трудоспособной части неимущих лиц своим трудом обеспечить себя и семью средствами к существованию. Услугами этих учреждений могли воспользоваться трудоспособные нищие обоего пола, как по собственному желанию, так и без такового. В последнем случае они направлялись либо на основании распоряжения местного начальства (для лиц без определенного места жительства), либо по распоряжению местной полиции (для лиц, задержанных во время прошения милостыни). Помимо работы, находящимся в работных домах лицам предоставлялся ночлег в имеющихся при них ночлежных приютах, а в зависимости от качества и объема труда - пища, одежда или деньги. Мужчины и женщины в них содержались отдельно [9].
Развитие сети домов трудолюбия, вследствие весьма удачной формы оказания помощи неимущим, шло быстрыми темпами. Если в октябре 1896 г. их насчитывалось 48, то через 2 года - уже 175, а в последующем планировалось открыть еще 63 [4, с. 421].
Зимой потребность в домах трудолюбия возрастала. Это объяснялось желанием нуждающихся людей в холодное время года обрести крышу над головой. От общего числа находящихся в домах трудолюбия 35,6% составляли мужчины, женщины - 32,2%, остальная доля приходилось на детей. Их присутствие нередко изменяло назначение дома. Например, в 5 домах трудолюбия были открыты небольшие школы для начального обучения, не предусмотренные ни уставом, ни правилами. Благодаря этим школам 77 детей из 661 получили начальное образование, а сами дома трудолюбия приняли вид благотворительных заведений, образовавших особую группу детских домов [8, с. 349].
Главной задачей домов трудолюбия являлось предоставление людям, не имевшим работы, возможности поддержать свое существование общественно-полезным трудом.
При непосредственном содействии Попечительства о трудовой помощи были учреждены Ольгинские детские приюты, также ставившие перед собой задачу профессионального обучения нуждающихся детей.
В 1899 г. Попечительство впервые приняло участие в судьбах пострадавших от неурожая людей, послав в приволжские губернии два специальных отряда. В их задачи входило: а) организация на местах общественных работ; б) оказание помощи кустарям; в) устройство яслей для детей. Удачный опыт, получивший широкое распространение в Казанской, Вятской и Сибирской губерниях, был повторен в следующие годы на юге России.
Наиболее широкое применение трудовая помощь получила в неурожайных губерниях в 1905-1907 гг., когда Правительством России в распоряжение Попечительства были предоставлены значительные суммы. С конца 1905 г. по начало 1907 г. на организацию общественных работ в неурожайных губерниях было израсходовано более 2 млн рублей.
Во главе Попечительства о трудовой помощи находился Комитет из десяти членов под личным председательством Императрицы Александры Федоровны. К 1 октября 1907 г. Попечительство располагало капиталом в размере более 1,4 млн рублей. В целях популяризации идей общественного призрения, благотворительности и разработки наиболее оптимальной модели трудовой помощи бедным с конца 1897 г. Попечительство приступило к изданию журнала «Трудовая помощь». Помимо этого, при Попечительстве была создана тематическая библиотека, фонды которой располагали различными изданиями на русском и иностранных языках по проблемам общественного призрения, благотворительности и связанными с ними иными социальными вопросами. Осознавая острую необходимость в дальнейшем увеличении фонда библиотеки по проблематике
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
деятельности Попечительства, Императрица Александра Федоровна из собственных средств выделила 50 тыс. рублей для оплаты последующих поступлений книг. Кроме того, ею был создан специальный фонд в размере 70 тыс. рублей, выплаты по процентам с которого предполагалось использовать в качестве премиального фонда тем, кто занимался переводом на русский язык сочинений по вопросам призрения бедных, благотворительности и мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта нуждающихся. Премия присуждалась Комитетом Попечительства один раз в три года (большая премия в размере 2 000 рублей и три малых - одна в 1 000 рублей и две по 750 рублей). К соисканию премий допускались как сочинения на предложенные Комитетом темы, так и по тематике, избранной самими авторами.
Таким образом, деятельность Попечительства о трудовой помощи осуществлялась по следующим направлениям:
а) материально-финансовое обеспечение (посредством выделения пособий и ссуд) домов трудолюбия, справочных контор, столовых, ночлежных домов, яслей и других подобных учреждений; складов, базаров и выставок, доход с деятельности которых шел на благотворительные цели; учебных мастерских Ольгинских детских приютов;
б) материально-финансовое обеспечение деятельности кустарей и мелких ремесленников (продажа изготавливаемых ими изделий, снабжение материалами, орудиями производства и доступными кредитами);
в) организационно-правовое обеспечение деятельности названных учреждений (разработка примерных уставов, инструкций, рекомендаций по оптимальной организации учреждения);
г) содействие объединению учреждений трудовой помощи и теоретической разработке связанных с этим вопросов;
д) финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий различных стихийных бедствий, в том числе и восстановление кустарных промыслов [7, с. 632].
Подводя итог исследованию частной благотворительности в Российской Империи, необходимо заметить, что объективный и всесторонний анализ ее деятельности не всегда возможен по причине отсутствия полной и регулярной статистической регистрации благотворительных обществ и учреждений. В последние годы своего существования Ведомством учреждений Императрицы Марии была проведена работа по обобщению и анализу сведений о русской благотворительности. Опубликованный сборник насчитывал к началу 1899 г. 14 854 благотворительных учреждений. В это число входили как благотворительные общества (7 349), так и благотворительные заведения (7 505). Они имели в своем распоряжении капитал в
405 млн рублей (около 35% этой суммы было вложено в недвижимость). Годовой доход всех русских благотворительных учреждений исчислялся в 59 млн рублей, а общие расходы в 1899 г. составляли 48,5 млн рублей [6].
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Частная благотворительность в Российской Империи к началу XX в. имела значительное распространение. Ее деятельность охватывала практически все направления оказания социальной помощи нуждающимся лицам.
2. Характер частной благотворительности за период ее развития в России эволюционировал в сторону упорядочения процесса оказания помощи нуждающимся. Это явилось результатом переоценки позиции общества в отношении нищенства как социально опасного явления. В результате прошедших перемен стало возможным создание относительно стройной системы учета и контроля персонально оказываемой помощи.
3. Деятельность частных благотворительных организаций в конце XIX - начале XX вв. была направлена не только на оказание помощи лицам, в ней нуждавшимся, но и на создание условий, не допускавших дальнейшего разрастания нищенства за счет его профессионализации.
Библиографический список
1. Андреевский И.Е. Полицейское право. СПб., 1876.
2. Боцяновский В. Князь В.Ф. Одоевский и общество посещения бедных в Санкт-Петербурге // Трудовая помощь. 1899. Апрель-май.
3. Дерюжинскому В.Ф. Полицейское право. СПб., 1908.С. 421.
4. Общественное призрение и благотворительность в России // Россия. Энциклопедический словарь. Репринт изд. Л., 1991. С. 421-423.
5. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. Международный комитет Красного Креста. М., 1994.
6. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками о благотворительных учреждениях в Санкт-Петербурге и Москве. СПб., 1899.
7. Сборник узакононений и распоряжений правительства. Отдел 1. СПб., 1906. № 10. С. 632.
8. Трудовая помощь, ее основания, задачи и важнейшие формы // Трудовая помощь. 1898. № 11. С. 349.
9. Устав общественного призрения. Ст. ст. 291-298 // Свод Законов Российской империи. Т. XIII. 1892.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова