Научная статья на тему 'Основные тенденции и региональные особенности развития рынка телекоммуникаций в Калининградской области'

Основные тенденции и региональные особенности развития рынка телекоммуникаций в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / УСЛУГИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / УСЛУГИ ФИКСИРОВАННОЙ СВЯЗИ / МОБИЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ / СЕТИ 2G / СЕТИ 3G / ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ / ТЕХНОЛОГИЯ ADSL / ТЕХНОЛОГИЯ FTTB / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / INVESTMENT STRATEGY / INVESTMENT PROGRAM / MOBILE SERVICES / LANDLINE SERVICES / MOBILE OPERATORS / SECOND GENERATION MOBILE (2G) / THIRD GENERATION MOBILE (3G) / BROADBAND INTERNET / ADSL TECHNOLOGY / FTTB TECHNOLOGY / INTEGRATED STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришковец Алексей Валерьевич

Обоснована значимость телекоммуникационной сферы для решения задач инновационного развития региона. Рассмотрены современное состояние рынка телекоммуникаций в Калининградской области и его тенденции на ближайшую перспективу. Показаны главные направления инвестиций в отрасль: расширение сетей мобильной связи третьего поколения, переход на технологию FTTB для организации широкополосного доступа в Интернет, создание (на основе слияний и поглощений) интегрированных структур, предоставляющих полный наборуслуг фиксированной и мобильной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Tendencies and Regional Peculiarities of the Telecommunication Market Development in the Kaliningrad Region

The article deals with the importance of the telecommunication sphere to solve the problems of innovational development of the region. The current state of the telecommunication market in the Kaliningrad region and its tendencies to the near-term outlook are examined. The main investment patterns to the branch are shown: 3G extension, FTTB technology transition for the organization of broadband Internet, creation (on the basis of mergers and takeovers) of the integrated structures, giving full service fixed-line and mobile telephony.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и региональные особенности развития рынка телекоммуникаций в Калининградской области»

ЭКОНОМИКА В ОТРАСЛЯХ И РЕГИОНАХ

Основные тенденции и региональные особенности развития рынка

телекоммуникаций в Калининградской области

А.В. Гришковец

Обоснована значимость телекоммуникационной сферы для решения задач инновационного развития региона. Рассмотрены современное состояние рынка телекоммуникаций в Калининградской области и его тенденции на ближайшую перспективу. Показаны главные направления инвестиций в отрасль: расширение сетей мобильной связи третьего поколения, переход на технологию FTTB для организации широкополосного доступа в Интернет, создание (на основе слияний и поглощений) интегрированных структур, предоставляющих полный набор услуг фиксированной и мобильной связи.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, инвестиционная программа, услуги мобильной связи, услуги фиксированной связи, мобильные операторы, сети 2G, сети 3G, широкополосный доступ в Интернет, технология ADSL, технология FTTB, интегрированные структуры.

Большинство перспективных нововведений в конечном счете находит реальное воплощение в наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что и является важнейшим результатом инновационной деятельности. Диапазон распространения новшеств расширяется по мере того, как осознается их ценность; это происходит при непосредственном контакте с человеком и его потребностями. Ценностные отношения образуют особую группу факторов в рыночной экономике, причем с развитием науки и техники все большую долю в стоимости товаров занимают затраты интеллектуального, а не физического труда.

В целостную систему инноваций входят такие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Создание инновационных продуктов требует привлечения различных ресурсов, главные из которых - инвестиции и затраты времени как на проведение НИОКР, так и на выполнение проект-но-технологических и других работ, связанных с освоением производства новой продукции и услуг.

Ускорение темпов инновационного развития практически повсеместно увеличивает спрос на продукцию и услуги сферы телекоммуникаций. Следует особо подчеркнуть их значимость для Калининградской области, территориально изолированной от остальной России. Вместе с тем масштабы и качество предоставляемых телекоммуникационных услуг напрямую зависят от принятых инвестиционных стратегий, их соответствия запросам пользователей и имеющимся техническим возможностям.

Инвестиционная стратегия является базой и фундаментом общей стратегии развития экономического субъекта и всех его частных стратегий, кон-

цепций и программ; любая из них должна пройти процедуру инвестиционного анализа и сопоставления с альтернативными проектами. При этом инвестиции сами по себе не являются определяющим условием успеха. Важно, как они прогнозируются и планируются, в какие сегменты направляются, как организуется инвестиционный процесс, кто выделяет средства и реализует проект. Другими словами, важен инвестиционный процесс в целом, от предварительного анализа проекта до его практической реализации, мониторинга, коррекции и завершения.

Предваряя анализ инвестиционных программ в сфере телекоммуникаций, необходимо дать краткую характеристику ее нынешнего состояния в регионе. Соответствующий рынок целесообразно разделить на два основных сегмента -мобильной и фиксированной связи.

К основным поставщикам услуг мобильной связи в области относятся:

• калининградский филиал ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») - около 33% регионального рынка. Его лидерство в значительной степени объясняется тем, что филиал был образован путем поглощения ЗАО «Экстел», на тот момент крупнейшего оператора в области;

• филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (торговая марка «МТС») -около 31% рынка мобильной связи;

• филиал ОАО «Мегафон» (торговая марка «Мегафон») - около 27% рынка;

• филиал «TELE2 Россия» (Российского подразделения шведского оператора TELE2), торговая марка «TELE2» - около 6,5% рынка. Компания была образована путем приобретения в 2008 г. калининградского оператора «Цифровая экспансия» и строительства собственной сети. Коммерческий запуск системы осуществлен в первом полугодии 2010 г.;

• филиал ЗАО «Скай Линк» - около 2% рынка;

• ООО «Связьинформ» (торговая марка «Связьинформ») - около 0,5% рынка.

Первые четыре из перечисленных операторов предоставляют услуги мобильной связи в сетях 2G и 3G, «Скай Линк» - в сетях 2G (CDMA), «Связьинформ» - в сетях 2G (DAMPS).

В сегменте фиксированной связи телекоммуникационные компании оказывают два основных вида услуг: фиксированной телефонной связи и широкополосного доступа в Интернет.

Услуги фиксированной телефонной связи в области предоставляют следующие организации:

• ОАО «Северо-Западный Телеком» - около 60% рынка. Преобладание компании на областном рынке объясняется тем, что ей были переданы в свое время телекоммуникационные активы государственной

компании «Электросвязь» - естественного монополиста в советский период и в начале 1990-х гг.;

• ЗАО «ВестБалт Телеком» - около 20% областного рынка;

• калининградский филиал «ПетерСтар» (группа компаний «Синтер-ра») - около 10% рынка;

• прочие организации - 10%.

Широкополосный доступ в Интернет предоставляют:

• ОАО «Северо-Западный Телеком» (торговая марка «Авангард») -35% областного рынка, технология ADSL;

• ЗАО «ВестБалт Телеком» -10% рынка, технология ADSL;

• ООО «Тис-Диалог» - 20% рынка, технология FTTB (оптоволокно);

• калининградский филиал ООО «СЦС Совинтел» (группа компаний «Вымпелком», торговая марка «Билайн - Проводной Интернет») -15% рынка;

• ООО «Балт Телеком» (торговая марка «sova-Telecom») - около 5% рынка;

• ООО «E-Type» - около 5% рынка;

• калининградский филиал «ПетерСтар» (группа компаний «Синтер-ра», торговая марка «Газинтернет») - 5% рынка;

• другие организации - 5%.

Уровень проникновения мобильной связи в Калининградской области составляет приблизительно 120%; это означает, что на каждые 100 жителей области приходится 120 активных SIM-карт. По широкополосному доступу в Интернет аналогичный показатель не превышает 30%, причем пока эта услуга предоставляется в основном в Калининграде (исключение составляют лишь несколько городов области, таких как Черняховск и Советск). Там, где она недоступна, для выхода в Интернет приходится использовать либо давно устаревшую технологию dial-up (коммутируемого доступа), либо мобильные сети третьего поколения (формат передачи данных UMTS и HSDPA). В настоящее время все три федеральных сотовых оператора имеют собственные сети 3G во многих городах области.

В инвестиционной стратегии предприятий телекоммуникационной отрасли четко просматриваются два основных направления - развитие в области сетей мобильной связи третьего поколения и высокоскоростного доступа в Интернет по оптоволоконным линиям.

Заметим, что хотя все федеральные сотовые операторы уже ввели в области сети 3G в коммерческую эксплуатацию, зона их покрытия остается небольшой. Первоначально они ограничивались их развертыванием в Калининграде, так что сейчас основное строительство переместилось в малые города. Технологически сети 3G отличаются от своих предшественников лишь тем, что обеспечивают более высокую скорость передачи данных (в отношении голосовых и прочих услуг никакой существенной разницы нет). В Калинин-

граде, где широкополосный доступ в Интернет обеспечивается операторами фиксированной связи, соответствующие услуги на базе технологии 3G менее востребованы, чем в малых городах, где альтернативы просто не существует. К тому же качество 3G-доступа в Интернет ощутимо ниже, чем по ADSL или FTTB при более высокой цене. Преимущество такого доступа заключается лишь в его мобильности и возможности работать в сети там, где обычный кабель отсутствует.

Качество передачи данных в сетях 3G зависит от наличия базовых станций на конкретной территории, в связи с чем все операторы мобильной связи сейчас интенсивно занимаются их строительством. Развитию популярности их услуг способствуют появление все новых устройств, использующих сети третьего поколения, и их относительная дешевизна.

Компании, предоставляющие услуги по широкополосному доступу в Интернет, постепенно переходят на технологию FTTB. На данный момент она является наиболее совершенной, обеспечивая не только устойчивый доступ на максимальной скорости, но и предоставление клиенту ряда дополнительных услуг, таких как IPTV (цифровое интерактивное телевидение) и VoiceIP (передача речевого сигнала через Интернет), что дает возможность провайдеру извлекать дополнительные доходы без нового строительства и дополнительных капитальных вложений. Кроме того, при технологии ADSL абонент может получить высокоскоростной доступ в Интернет по телефонным линиям лишь той компании, городским телефоном которой он пользуется.

Примером может служить инвестиционная стратегия ОАО «СевероЗападный Телеком», в настоящее время владеющего наибольшей долей рынка этих услуг, но по технологии ADSL. С 2008 г. компания стала строить свою собственную линию FTTB, которая в ближайшем будущем позволит полностью отказаться от ADSL. В тех районах города, где оптоволоконная линия уже проложена, многие абоненты компании перешли на FTTB. Все операторы, которые используют данную технологию, делают ставку на развитие и расширение собственной сети и на увеличение числа дополнительных сервисов.

Широкое инвестирование в технологии Wi-Fi и Wi-MAX, дающие возможность беспроводного доступа в Интернет, в ближайшее время в Калининградской области не планируется. Это связано с большими затратами на построение таких сетей; кроме того, как показывает анализ рынка, потребность в их услугах в ближайшей перспективе существенно не возрастет. Доступ по Wi-Fi по-прежнему будет предоставляться только в отдельных местах (кафе, бары, рестораны, торговые центры, аэропорт и т.п.), а технология Wi-MAX, в силу ее дороговизны, подходит в основном для корпоративных клиентов.

Следует также отметить, что все федеральные операторы связи стремятся к созданию интегрированных структур, предоставляющих полный набор

услуг как фиксированной, так и мобильной связи. ОАО «Вымпелком» получил такую возможность в 2008 г. благодаря поглощению ООО «СЦС Совин-тел» (торговая марка «Голден Телеком»), ОАО «Мегафон» - путем поглощения группы компаний «Синтерра». В ближайшее время аналогичную операцию планирует осуществить и ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Как показывает опыт стран ЕС, процесс интеграции в телекоммуникационной отрасли на основе слияний и поглощений вполне закономерен.

Литература

1. Анализ перспектив отечественного рынка услуг связи на базе технологий цифровых абонентских линий xDSL // Телекоммуникации России: Сборник исследований. Вып. 2 / Некоммерческое партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» (НП «ЦИПРТ»). - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 5-198.

2. ЗАО «ВестБалт Телеком»: официальный сайт. URL: http://www.wbt.ru

3. ОАО «Северо-Западный Телеком». Калининградский филиал: официальный сайт. URL: http://kaliningrad.nwtelecom.ru

4. Особенности развития телекоммуникационного рынка Калининградской области // Connect! Мир связи. - 2009. - № 7.

5. Транспорт и связь Калининградской области: Стат. сборник / Росстат. - Калининград, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.