Научная статья на тему 'Основные тенденции и проблемы развития Аландских островов'

Основные тенденции и проблемы развития Аландских островов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1042
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ALAND ISLANDS / CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT / POPULATION CHANGE / REGIONAL FEATURES / ECONOMIC AND GEOGRAPHIC POSITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Василий Львович, Сазонова Ирина Евгеньевна

Рассматриваются определяющие условия и факторы развития Аландских островов, описываются основные международно-правовые акты, регламентирующие современный статус данных территорий; выявляются тенденции изменения объема и структуры экономической деятельности; анализируются процессы изменения численности населения по регионам и коммунам, особенности миграционного обмена населения; характеризуются правовые основы социально-экономического развития этого региона Финляндии. Утверждается, что главным фактором, определяющим современное благополучие островов, является не их политический статус или институциональные особенности, а экономико-географическое положение, «эффект концентрации» и приток населения извне. Указывается, что имеющиеся даже в пределах столь небольшой территории значительные региональные различия свидетельствуют о том, что пространственная структура общества формируется в первую очередь под воздействием естественных тенденций, преодолеть которые вряд ли возможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Aland Islands: major trends and challenges

This article considers key conditions and factors of the development of Aland Islands, describes main international legal regulations determining current status of the islands, identifies the trends in volume and structure of economic activities, analyzes processes of population change by regions and communes, as well as migration flows. The article also characterizes legal framework for socioeconomic development of the Finnish region. It is argued that the key factor behind modern welfare of the islands is not their political status or institutional makeup, but rather their economic and geographical position, the ‘concentration effect’, and the population influx. It is stressed that wide regional disparities observed within such small territory are indicative of the spatial structure of society development primarily under the influence of natural features, which are nearly impossible to disregard.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и проблемы развития Аландских островов»

УДК 330.341 (480.3)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ

В. Л. Мартынов И. Е. Сазонова

* Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Поступила в редакцию 12.12.2013 г. doi: 10.5922/2074-9848-2014-1-8 © Мартынов В. Л., Сазонова И.Е., 2014

Рассматриваются определяющие условия и факторы развития Аландских островов, описываются основные международно-правовые акты, регламентирующие современный статус данных территорий; выявляются тенденции изменения объема и структуры экономической деятельности; анализируются процессы изменения численности населения по регионам и коммунам, особенности миграционного обмена населения; характеризуются правовые основы социально-экономического развития этого региона Финляндии. Утверждается, что главным фактором, определяющим современное благополучие островов, является не их политический статус или институциональные особенности, а экономико-географическое положение, «эффект концентрации» и приток населения извне. Указывается, что имеющиеся даже в пределах столь небольшой территории значительные региональные различия свидетельствуют о том, что пространственная структура общества формируется в первую очередь под воздействием естественных тенденций, преодолеть которые вряд ли возможно.

Ключевые слова: Аландские острова, условия и факторы развития, изменение численности населения, региональные особенности, экономико-географическое положение

Аландские острова — небольшой архипелаг в северной части Балтийского моря, закрывающий вход в Ботнический залив и контролирующий выход из Финского залива. Юридический статус островов в настоящее время трудно определить однозначно. С уверенностью можно сказать лишь то, что данные территории принадлежат Финляндии и управляются ею на

Балтийский регион. 2014. № 1 (19). С. 122—136.

особых условиях. Это регулируется «Актом автономии» 1921 г. с изменениями 1951, 1991 и 2004 гг. [1], на основе которого Аланды определяют себя как автономную провинцию Финляндии. Но Финляндия считает Аландские острова полуавтономной провинцией [2].

Проблемы развития этой провинции неоднократно рассматривались в различных публикациях — как зарубежных, так и отечественных. К числу последних по времени публикаций относятся статьи Ю. С. Дерябина «Особая автономия потомков викингов» [3],

Е. Г. Ефимовой «Особенности развития бизнеса на островных периферийных территориях Западной Европы» [4], Е. Г. Ефимовой и

Н. П. Кузнецовой «Ультрамалые островные периферийные регионы в историко-экономическом контексте» [5]. Но в подавляющем большинстве работ по Аландским островам исследуется «организационная» основа их пребывания в составе Финляндии — взаимодействие аландских и общефинляндских органов власти, особенности аландской политической и экономической жизни, структура органов управления Аландских островов.

Немалое количество работ по Аландам есть в англоязычной литературе, но они либо сильно устарели [6], либо рассматривают Аландские острова вместе с другими территориями [7; 8]. Есть также публикации, в которых подробно характеризуются те или иные экономические особенности островов, например льготный режим налогообложения на их территории [9], либо подробно анализируются те или иные районы Аландов, например коммуна Чокар [10].

Авторы публикаций чаще всего приходят к выводам о том, что своим нынешним процветанием Аланды обязаны специфическому статусу, большему значению местных органов власти по сравнению с общефинляндскими и формированию некоего «своего» типа ведения бизнеса. В некоторых работах, рассчитанных на широкий круг читателей, вообще говорится об «уникальной экономической модели» Аландских островов (см., например, [11]).

Может сложиться впечатление, что современная благоприятная ситуация на Аландах обусловлена только или главным образом особенностями правовой системы, и если бы она была иной, то и экономика развивалась бы по-другому. Но при этом совершенно упускаются из виду пространственные факторы развития — как экзогенные, т. е. воздействие на процессы экономического и социального развития той или иной территории событий, происходящих в «большом мире», так и эндогенные, формирующиеся в пределах самих островов. Попытаемся разобраться, какие же именно факторы определяли и определяют развитие Аланд.

Юридический статус

Экономика островов на протяжении многих столетий, по крайней мере с начала XVIII до середины XX в., находилась в подчиненном по отношению к политике положении. Политических и военных событий

в жизни островов было много: завоевание англо-французскими войсками русской крепости Бомарзунд в ходе Крымской (Восточной) войны, единственная в XX в. военная экспедиция Швеции (оккупация островов шведской армией в 1918—1919 гг.), «аландский кризис» 1918— 1921 гг., едва не закончившийся финляндско-шведской войной. Лига Наций 24 июня 1921 г. признала Аландские острова территорией Финляндии с особым статусом, в подтверждение чего в октябре 1921 г. рядом государств была подписана Аландская конвенция, в которой признавался суверенитет Финляндии над островами, определялся их автономный и демилитаризованный статус. Границы демилитаризованной зоны, включающей в свой состав острова и трехмильную зону от их побережья, за исключением границы Финляндии и Швеции, где граница демилитаризованной зоны совпадает с государственной, в декабре 2012 г. были повторно подтверждены с применением современных навигационных систем [12].

Одним из проявлений повышенного внимания к островам со стороны «больших» европейских держав стало учреждение советского, (сейчас российского) консульства в Мариехамне, что было одним из пунктов Московского договора 1940 г., завершившего советско-финляндскую («зимнюю») войну 1939—1940 гг. Узнать консульство России в аландской столице легко — это единственное здание Мариехамна и вообще Аландских островов, обнесенное забором.

Но последнее упоминание островов в общеевропейских политических документах приходится на 1947 г. — ст. 5 Парижского мирного договора между Объединенными Нациями и Финляндией подтвердила их статус в качестве демилитаризованной территории. Можно считать, что с этого времени влияние большой европейской политики на развитие Аландских островов сходит на нет. В 1990-е гг. при вступлении Финляндии в ЕЭС формальное присоединение Аланд к «единой Европе» произошло лишь при условии фактического признания Аландской конвенции и Акта автономии со стороны Сообщества, но это было уже попыткой Аландских островов влиять на европейскую политику, имевшей значение только для самих этих островов.

Природа и экономика

Аланды — это маленькие гранитные острова, где практически нет никакой промышленности; сельскохозяйственные угодья занимают очень небольшую часть территории, транспорт — в основном морской, а природные ресурсы — главным образом рыба, запасы которой уже к середине XX в. в результате столетий лова были почти полностью исчерпаны. Однако сейчас Аландские острова являются одной из самых благополучных частей Финляндии, которая и сама далеко не бедствует (табл. 1).

Таблица 1

Валовый внутренний продукт на душу населения в текущих ценах, тыс. евро

Территория 1995 2000 2010

Аландские острова 21 300 30 100 35 400

Финляндия 16 500 22 300 28 000

Источник: [13].

По показателю ВВП на душу населения Аландские острова занимают второе место среди регионов Финляндии после столичного региона Уусимаа [14]. Структура экономики островов за последние десятилетия испытала некоторые изменения (табл. 2).

Таблица 2

Объем деятельности ведущих отраслей экономики Аландских островов и их доля в структуре валового внутреннего продукта,

1997—2010 гг., в текущих ценах

Год Транспорт и связь Банковская деятельность Торговля, отели и рестораны Государственное управление Всего

млн евро % млн евро % млн евро % млн евро % млн евро %

1997 317 41,3 103 13,4 50 6,5 122 15,9 767 100

2010 316 26,5 221 18,5 101 8,5 229 19,2 1192 100

Источники: [15; 16].

Главные из этих изменений — существенное сокращение объемов деятельности в области транспорта и связи, составлявшей и составляющей основу аландской экономики, при одновременном росте значения банковской деятельности, торговли, отелей и ресторанов, а также государственного управления. Однако эти три отрасли по-прежнему формируют большую часть ВВП островов.

Исходя из природных и экономических условий Аландские острова делятся на три главные части: Мариехамн, единственный и главный город островов; Главный Аланд, самый крупный островов (к нему причисляются также острова, имеющие с Главным Аландом сухопутную связь, т. е. соединенные мостами); Внешние Аланды — сотни островов разного размера, из которых обитаемы только десятки. Главный Аланд с Мариехамном занимает западную часть архипелага, обращенную в сторону Швеции, Внешние Аланды — восточную часть, переходящую в архипелаг Турку и обращенную в сторону континентальной Финляндии (рис.).

Рис. Регионы и коммуны Аландских островов. Цифрами обозначены коммуны: I — Эккеро; II — Хаммарланд; III — Йомала; IV — Финстрём; V — Гета; VI — Салтвик;

VII — Сунд; VIII — Лемланд; IX — Лумпарланд; X — Вярдё; XI — Кумлинге;

XII — Бряндё; XIII — Соттунга; XIV — Фёглё; XV — Чокар

Геодемография

Наиболее простой и очевидный показатель развития — численность населения. Территории, привлекающие население, как правило, имеют более высокий уровень и темпы развития, чем те, где население уменьшается. Это безусловно верно для развитой части мира, к которой относятся и Аландские острова (табл. 3).

Прежде всего обращают на себя внимание тенденции изменения численности населения Аландских островов в целом. С 1910 по 1970 г. она менялась слабо, с колебаниями по периодам, но в целом с тенденцией к сокращению. Минимальной численность населения островов была в 1930 г., дальше прослеживается мизерный рост, сменяющийся столь же небольшим падением. Но в 1970 г. численность населения островов была все же меньше, чем в 1910-м. Это связано с резким сокращением объемов прежних направлений деятельности, в частности рыболовства, и поиском новых, которые начали формироваться уже в 1950-е гг., но до конца 1960-х — начала 1970-х их воздействие на развитие островов оставалось небольшим. Это в первую очередь транспорт. С конца 1950-х гг. между Финляндией и Швецией начинают курсировать пассажирские суда — паромы. Одним из главных портов паромных линий становится Мариехамн. Более того, одна из ведущих паромных компаний «Викинг-Лайн» (получила название по имени первого парохода компании — «Викинг») именно в Мариехамне, узловом пункте ее коммуникаций, учреждает свою штаб-квартиру, которая находится там и по сей день.

Таблица 3

Численность населения Аландских островов в XX — начале XXI в. по регионам и коммунам, чел.

Регион, коммуна 1910 1940 1970 1990 2000 2012

Мариехамн 1 015 2 617 8 546 10 263 10 488 11 346

Главный Аланд 15 575 14333 9757 12 312 13 349 15 418

Гета 969 756 471 478 478 495

Иомала 2 418 2 735 2 051 3 025 3 328 4 355

Лемланд 1 615 1 459 691 1 269 1 585 1 883

Лумпарланд 564 482 312 322 377 392

Салтвик 2 595 2 232 1 469 1 634 1 679 1 823

Сунд 1 521 1 441 949 948 1 013 1 035

Финстрём 2 105 2 014 1 678 2 206 2 299 2 531

Хаммарланд 1 669 1 488 1 024 1 233 1 351 1 522

Эккеро 1 082 1 028 690 811 830 960

Внешние Аланды 4 886 4111 2262 1950 1943 1915

Брондё 1 147 984 612 529 514 476

Вярдё 1037 698 422 386 409 422

Кумлинге 917 833 523 465 405 338

Соттунга 366 339 175 133 129 101

Фёглё 1 457 1 349 684 606 595 578

Чокар 879 741 369 296 296 338

Аландские острова 21 356 21 196 20 666 24 604 25 776 28 595

Источники: [17; 18].

Формирование транспортного комплекса на островах приводит в 1970-е гг. к кардинальному улучшению экономической ситуации, что, в свою очередь, обусловливает рост численности населения, продолжающийся до настоящего времени. В 1980-е гг. второй ведущей отраслью специализации островов становится банковское дело: банки всегда легко находят себе «пристанище» в узловых пунктах транспортных коммуникаций. В 1990-е гг. значение третьей отрасли специализации островов приобретает туризм.

Основным условием развития туризма выступает транспортная доступность, для облегчения которой даже устанавливается воздушное сообщение между Мариехамном, Хельсинки и Стокгольмом. Монополистом по обслуживанию воздушных связей островов была местная авиакомпания Л1г А1апё.

Можно утверждать, что с 70-х гг. XX в. начинается реальное вхождение Аландских островов вместе с Финляндией и Швецией в систему общеевропейской экономической интеграции, формальное закрепление которого произошло в 1990-е гг. со вступлением этих стран в Европейский союз.

Интеграция островов в систему коммуникаций «единой Европы» приводит к резкому улучшению социально-экономической ситуации и, соответственно, росту количества жителей на Аландских островах: если за 1910—1970 гг. оно сократилось на 3,2%, то за 1970—2012 гг. — выросло на 37,7 %.

Несмотря на то что население островов с 1970-х гг. увеличивалось очень быстро, численность коренных аландцев, защита прав которых, в том числе имущественных, является основным предметом «Акта автономии» и Аландской конвенции, меняется крайне незначительно. Более того, их доля в населении островов постоянно и устойчиво сокращается (табл. 4).

Таблица 4

Численность и доля населения Аландских островов по месту рождения

Год Аландские острова Финляндия Другие страны

Численность, чел. Доля, % Численность, чел. оля % Д Численность, чел. Доля, %

1940 18 381 86,7 2428 11,5 387 1,8

1960 17 521 83,5 2930 14 530 2,5

1980 17 364 76,2 4477 19,7 942 4,1

2000 18 682 72,5 5109 19,8 1985 7,7

2012 18 803 66 5528 19,4 4171 14,6

Источники: [17; 19].

Рост численности населения Аланд обеспечивается в основном за счет миграционного прироста. И если до конца XX в. основу миграционного потока на Аланды составляли жители континентальной Финляндии, то в первом десятилетии XXI в. резко вырос миграционный поток из других стран.

Коренное население Аланд, занятое до 1970-х гг. главным образом в рыболовстве, сельском хозяйстве и морском транспорте, далеко не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляют формирующиеся на островах новые направления экономической деятельности. Вследствие этого для островов характерно увеличение миграционных потоков (табл. 5), при этом эмиграция с островов растет существенно быстрее. Если общий объем иммиграции вырос с 1990 по 2012 г. в

1,8 раза, то эмиграции — примерно в 2,5 раза. Положительное сальдо миграционного баланса в целом сохраняется. Однако в миграционном обмене со Швецией, куда традиционно направляется основной поток эмиграции с Аландских островов, в первые годы XXI в. это сальдо стало отрицательным, причем эмиграция в Швецию существенно превышает иммиграцию из нее (рост иммиграции за 1990—2012 гг. примерно в 1,5 раза, эмиграции — в 2,4 раза). При этом иммиграционные потоки направляются прежде всего в Мариехамн, а эмиграционное движение в основном формируется Главным Аландом и Внешними Аландами.

Таблица 5

Движение населения Аландских островов, человек (И — иммиграция, Э — эмиграция)

Год Всего Финляндия Швеция Другие страны

И Э И Э И Э И Э

1990 488 278 222 130 200 130 66 18

2000 645 576 292 193 274 310 79 73

2012 885 708 353 252 348 366 184 90

Источники: [17; 20].

Население Мариехамна за 1910—2012 гг. увеличилось примерно в 11,2 раза (см. табл. 3), и на протяжении всего этого времени оно постоянно росло, в отличие от населения самих островов. В 1910 г. на долю столицы приходилось немногим менее 5% населения Аланд, в 1950-м

— примерно 32 %, в 2000-м — около 41%, а в 2012 г. — приблизительно 40 %. Но небольшое снижение доли Мариехамна в начале XXI в.

— мнимое, поскольку в это время (2000—2012 гг.) в 1,3 раза увеличилась численность населения пристоличной коммуны Йомала, в пределы которой постепенно «растекается» Мариехамн.

Совместная доля Мариехамна и Йомалы в 2000 г. составляла примерно 54% населения островов, а в 2012-м — около 55 %. В настоящее время можно считать, что доля Мариехамна и Йомалы достигла предельно возможных значений, иначе Аланды вообще превратятся в «архипелаг одного города». Это связано и с природным особенностями Мариехамна: город построен на полуострове, длина которого примерно 4 км, а ширина нигде не превышает 1 км.

Косвенным подтверждением достижения столичным регионом предельно возможной доли в численности населения Аланд можно считать и ее рост в большинстве прочих коммун Главного Аланда, характерный для первых лет XXI в. Это Гета, Лемланд, Салтвик, Сунд, Финстрём, Хаммар-ланд, Эккеро. В некоторых из этих коммун снижение численности населения сменилось ростом уже в конце 1990-х гг., при этом основным фактором улучшения социально-экономической ситуации, собственно, и определившей этот рост, стало экономико-географическое положение. Так, в коммуне Эккеро находится терминал самой короткой паромной переправы между Финляндией и Швецией (Эккеро — Гриссельхамн). Эта коммуна интересна еще и тем, что в период нахождения Финляндии в составе России (1809—1917 гг.) здесь располагалась самая западная почта Российской империи, здание которой сейчас превращено в музей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако последние десятилетия не принесли никаких положительных перемен в развитие Внешних Аланд, что также объясняется главным образом фактором экономико-географического положения. Но в данном случае это положение можно оценить как неблагоприятное. Сюда не заходят трассы международных паромных линий, а местные морские линии лишь поддерживают сообщение островов с Главным

Аландом и Финляндией. Вследствие этого коммуны Внешних Аланд постоянно и устойчиво теряют население, что является индикатором их общей устойчивой социально-экономической деградации (см. табл. 3).

Местное право

Особенности международно-правового положения Аландских островов определяет то, что там не предоставляется свое гражданство, но дается так называемое «право жительства». Только лица, имеющие это «право жительства», обладают всей полнотой экономических и политических прав на островах. Все прочие граждане как Финляндии, так и прочих стран — членов Евросоюза, равно как и других государств мира, таких прав не имеют. После присоединения Финляндии и, соответственно, Аландских островов к Европейскому союзу в 1994 г. было установлено, что существовавшие ранее правила, регламентирующие возможности осуществления экономической деятельности на островах, могут быть изменены лишь в сторону смягчения, но при этом определены жесткие ограничения как для физических, так и для юридических лиц из стран «единой Европы», желающих начать свою экономическую деятельность на островах.

В первую очередь для физических лиц требуется проживание на Аландских островах, для юридических лиц — не менее 2/3 руководящего состава компании должны иметь аландское «право жительства» либо (в качестве альтернативы) проживать на островах не менее пяти лет. При этом правительство Аландских островов может отказаться от требований к «праву жительства», доле местных работников и других, если сочтет, что создание того или иного предприятия отвечает общественным интересам; но оно же вправе запретить ведение экономической деятельности, противоречащей аландским национальным интересам, в частности при нарушении языкового баланса, а также в случаях, когда новое предприятие будет конкурентом уже существующих структур на определенных рынках или в определенных направлениях деятельности. Кроме того, запрещается создание предприятий, фактическая деятельность которых на Аландских островах не осуществляется [21].

Очевидно, что из-за этих условий привлекательность островов для капитала из других стран Евросоюза, не говоря уже о других частях света, невелика, а использование их в качестве офшорных зон, характерных для многих островов в разных морях и океанах, совершенно невозможно.

Справедливости ради стоит отметить, что «право жительства» можно получить как по рождению (если хотя бы один из родителей имеет такое право и проживает на островах), так и по натурализации, для чего надо иметь гражданство Финляндии, свободно владеть шведским языком и прожить на островах не менее пяти лет.

Формально статус островов за последние десятилетия не изменился, но следует иметь в виду, что происходящая в настоящее время в Финляндии реформа административно-территориального деления страны с

опорой на самоуправляющиеся провинции привела к тому, что системы управления континентальной Финляндией и Аландами сегодня различаются намного меньше, чем это было на протяжении XX в. [22]. Провинции Финляндии, представляющие собой объединение местных самоуправляющихся единиц (коммун), в ходе идущей с 1997 г. административной реформы получили в свое ведение большую часть вопросов местной жизни, и их полномочия немногим отличаются от полномочий властей Аландских островов. Полномочия Советов провинций определяются законом № 1651 от 29 декабря 2009 г., принятым взамен аналогичного закона № 602 от 12 июля 2002 г. [23; 24], которым также регулируются отношения провинциальных и государственных властей и отношения провинций с Европейским союзом.

В ведение Советов провинций было передано большинство вопросов, которыми занимались власти губерний: планирование, здравоохранение, образование, вопросы занятости, сельского и лесного хозяйства, рыболовство и предпринимательство. Кроме того, на Советы возложена задача обеспечение взаимодействия между коммунами. Возможно также возложение Советами на себя дополнительных обязанностей, связанных, например, с регулированием трудовой миграции.

В ведении парламента Аландских островов находятся следующие вопросы: образование, культура и сохранение памятников старины; здравоохранение; охрана окружающей среды; содействия промышленному развитию; внутренний транспорт; местное управление; полиция; почта, радио и телевидение. В компетенции властей Финляндии на Аландских островах — внешние сношения, основные гражданские и уголовные законы, суды, таможня, общегосударственное налогообложение [12]. Таким образом, в настоящее время парламент и правительство Аландских островов располагают примерно теми же полномочиями, что и Советы провинций, расположенных на основной территории Финляндии.

Выводы

Изучение особенностей и проблем развития Аландских островов показывает, что основные условия и факторы их развития слабо связаны с институциональными особенностями и международно-правовым статусом этого региона Финляндии. Никакой специфической, а тем более уникальной, экономической модели на островах не создано, и существенных отличий в экономической и социальной сфере от остальных частей Финляндии они не имеют. Институциональными и международноправовыми особенностями вообще никак нельзя объяснить региональные различия в пределах Аландских островов, поскольку действие международных конвенций, договоров и законов Финляндии, определяющих их статус, распространяется на всю территорию архипелага.

Основные причины того, что острова в целом развиваются динамично и успешно, равно как и различий их трех главных частей (Ма-

риехамна, Главного Аланда и Внешних Аланд), легко объясняются геопространственным анализом, т. е. с позиций экономической географии. Ключевой фактор, действующий здесь, — экономико-географическое положение. Понятие экономико-географического положения было введено в научной оборот классиком советской экономической географии Н. Н. Баранским в 1930-е гг., и с тех пор его определение не менялось — это положение объекта в географическом пространстве относительно других объектов.

Очевидно, что экономико-географическое положение Аландских островов в целом в центре системы морских коммуникаций северной части Балтийского моря и Ботнического залива (применяемое как на островах, так и в Финляндии его название — Архипелаговое море) в современных условиях можно оценить как благоприятное. Но если рассматривать три главные части Аландских островов, то в каждой из них (Мариехамн, Главный Аланд, Внешние Аланды) фактор экономикогеографического положения действует по-разному. Для Мариехамна его воздействие можно оценить как чрезвычайно благоприятное, для Главного Аланда — как благоприятное, для Внешних Аланд — как неблагоприятное. Это очень хорошо проявляется в изменении численности населения этих трех частей Аландских островов.

Второй фактор, определивший успешное экономическое развитие островов, — эффект концентрации, выразившийся в ускоренном росте их столицы Мариехамна и примыкающей к нему территории. Эффект концентрации был впервые обнаружен в начале XX в. немецким географом А. Вебером. Однако при достижении пороговых значений концентрации ее воздействие может либо менять знак, либо вызывать деконцентрацию, что в настоящее время и происходит на Аландах.

Третий фактор — приток населения извне. То, что это способствует экономическому развитию, давно и хорошо известно, здесь первооткрывателей нет. Но будет ли воздействие притока жителей на политическое, социальное и культурное развитие островов положительным в средне- и долгосрочной перспективе, определенно сказать нельзя, тем более что этот приток происходит одновременно с усиливающимся оттоком коренного населения островов.

Очень важно и то, что даже в пределах столь небольшой по площади и населению территории (площадь суши — 1552,6 км , численность населения — примерно 28,5 тыс.), характеризующейся совершенно одинаковыми природными условиями и ресурсами, отмечаются значительные различия в уровнях развития их частей.

Часто полагают, что изменение политического или административного статуса, административных границ, общегосударственного или местного законодательства могут привести к кардинальному улучшению экономической ситуации в том или ином регионе. Конечно же, нет. Представляется очевидным, что никаким законами, постановлениями и договорами нельзя изменить траекторию государств или регионов. Можно лишь ждать, когда прекратится действие неблагоприятных усло-

вий и факторов развития, или надеяться, что действие благоприятных факторов и условий будет как можно более продолжительным. И крохотные Аландские острова тому наглядное подтверждение: Главный Аланд начал развиваться только тогда, когда возможности развития Ма-риехамна были исчерпаны в силу ряда причин, в том числе природных, а Внешние Аланды продолжают деградировать с каждым годом, хотя правительство островов всячески пытается этому препятствовать.

Список литературы

1. Act on the Autonomy of Aland. URL: http://www.finlex.fi/sv/laki/kaannok-set/1991/enl9911144.pdf (дата обращения: 26.01.2013).

2. Посольство Финляндии, Москва. Генеральное консульство Финляндии, Санкт-Петербург. Общая информация о Финляндии. URL: http://www.finland. org.ru/public/default.aspx?nodeid=37009&contentlan=15&culture=ru-RU (дата обращения: 26.01.2013).

3. Дерябин Ю. С. Особая автономия потомков викингов // Современная Европа. 2009. № 1. С. 124—131.

4. Ефимова Е. Г. Особенности развития бизнеса на островных периферийных территориях Западной Европы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2012. № 5.

5. Ефимова Е. Г., Кузнецова Н. П. Ультрамалые островные периферийные регионы в историко-экономическом контексте // Экономика и управление.

2012. № 4. С. 23—29.

6. Pipping K. Social and technical change in an Alandic island community // Acta sociologica. 1968. Vol. 11, № 4. P. 207—222.

7. Nordic Islands: no-no land // The Economist. 1994. Vol. 333, №891. P. 60—70.

8. Karlsson A. Sub-National Island Jurisdictions as Configurations of Jurisdictional Powers and Economic Capacity: Nordic Experiences from Aland, Faroes and Greenland // Island Studies Journal. 2009. Vol. 4, № 2. P. 139—162.

9. Karlsson T. A tax paradise in the making? Alcohol regulations in the Aland islands // Contemporary drug problems. 1999. Vol. 26, № 1. P. 3—30.

10. Baldacchino G., Pleijel C. European Islands, Development and the Cohesion Policy: A Case Study of Kokar, Aland Islands // Island Studies Journal. 2010. Vol. 5, № 1. P. 89—110.

11. Аландские острова — ключи от Балтики. URL: http://norse.ru/society/ suomi/alands-autonomy. html (дата обращения: 26.01.2013).

12. Aland Islands. URL: http://formin.finland.fi/public/default.aspx?contentid= 244617&contentlan=2&culture=en-US (дата обращения: 26.01.2013).

13. BNP per capita (kopkraftskorrigerat) 1995—2010. URL: http://www.asub. ax/twocol.con?iPage=116&m=138&sub=125 (дата обращения: 26.01.2013).

14. Мартынов В. Л., Сазонова И. Е. Трансформация пространственной структуры экономики современной Финляндии // Известия Русского географического общества. 2010. Т. 142, вып. 3.

15. Bruttonationalprodukt enligt naringsgren 1997—2008, lopande priser, MEUR (avslutad tidsserie). URL: http://www.asub.ax/twocol.con?iPage=116&m= 138&sub=125 (дата обращения: 26.01.2013).

16. Bruttonationalprodukt enligt naringsgren 2008—2010, lopande priser, MEUR. URL: http://www.asub.ax/twocol.con?iPage=116&m=138&sub=125 (дата обращения: 26.01.2013).

17. Statistisk ärsbok för Äland 2010 — Statistical Yearbook of Äland 2010. Mariehamn, 2010.

18. Bosatt befolkning efter kommun 1910—2012. URL: http://www.asub. ax/text.con?iPage=281 (дата обращения: 26.01.2013).

19. Invanarantalet i byar och stadsdelar 1990—2012. URL: http://www.asub. ax/text.con?iPage=281 (дата обращения: 26.01.2013).

20. Födda och döda 1920—2012. URL: http://www.asub.ax/text.con?iPage= 282 (дата обращения: 26.01.2013).

21. Landskapsstyrelsens principer för behandling av tillständsgivning gällande näringsutövning, etableringsrätt och rätt att tillhandahälla tjänster pä Äland för fysiska personer som inte har äländsk hembygdsrätt eller har varit fast bosatta pä Äland i fem är samt för juridiska personer. URL: http://www.regeringen.ax/.com-poser/upload/modules/blankettlager/landskapsstyrelsens_principer.pdf (дата обращения: 26.01.2013).

22. Мартынов В. Л. Постиндустриализация и региональное развитие: опыт Финляндии // Известия Русского географического общества. 2010. Т. 142, вып. 2. С. 75—80.

23. 1651/2009. Lakialueiden kehittämisestä. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ alkup/2009/20091651 (дата обращения: 26.01.2013).

24. 12.7.2002/602. Alueiden kehittämislaki. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ ajantasa/kumotut/2002/20020602 (дата обращения: 26.01.2013).

Об авторах

Василий Львович Мартынов, доктор географических наук, профессор кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Россия.

E-mail: lwowich@mail.ru

Ирина Евгеньевна Сазонова, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Россия.

E-mail: iesazonova@mail.ru

DEVELOPMENT OF ALAND ISLANDS:

MAJOR TRENDS AND CHALLENGES

*

V. Martynov

*

I. Sazonova

Alexander Herzen Sate Pedagogical University of Russia 48 Moika River embankment, Saint Petersburg 191186, Russia

Received on January 2, 2014

This article considers key conditions and factors of the development of Aland Islands, describes main international legal regulations determining current status of the islands, identifies the trends in volume and structure of economic activities, ana-

lyzes processes of population change by regions and communes, as well as migration flows. The article also characterizes legal framework for socioeconomic development of the Finnish region. It is argued that the key factor behind modern welfare of the islands is not their political status or institutional makeup, but rather their economic and geographical position, the ‘concentration effect’, and the population influx. It is stressed that wide regional disparities observed within such small territory are indicative of the spatial structure of society development — primarily under the influence of natural features, which are nearly impossible to disregard.

Key words: Aland Islands, conditions and factors of development, population change, regional features, economic and geographic position

References

1. Act on the Autonomy of Aland, 2013, available at: http://www.finlex.fi/sv/ laki/kaannokset/1991/en19911144.pdf (accessed 26 January 2013).

2. Posol’stvo Finljandii, Moskva. General’noe konsul’stvo Finljandii, Sankt-Peterburg. Obshhaja informacija o Finljandii [Embassy of Finland, Moscow. Consulate General of Finland, St. Petersburg. General information about Finland], 2013, available at: http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?nodeid=37009&contentlan= 15&culture=ru-RU (accessed 26 January 2013).

3. Deryabin, Yu. S. 2009, Osobaja avtonomija potomkov vikingov [The special autonomy descendants of the Vikings], Sovremennaja Evropa [Modern Europe], no. 1.

4. Efimova, E. G. 2012, Osobennosti razvitija biznesa na ostrovnyh periferijnyh territorijah Zapadnoj Evropy [Features of development of business on the island of peripheral areas of Western Europe], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, serija 5 — Jekonomika [Bulletin of St. Petersburg University, Series 5 — Economics], no. 5.

5. Efimova, E.G., Kuznetsova, N.P. 2012, Ul'tramalye ostrovnye periferijnye regiony v istorikojekonomicheskom kontekste [Ultrasmall island peripheral regions in the context of istorikoekonomicheskom], Jekonomika i upravlenie [Economics and Management], no. 4.

6. Pipping, K. 1968, Social and technical change in an Alandic island community, Acta sociologica, Vol. 11, no. 4, p. 207—222.

7. Nordic Islands: no-no land, 1994, The Economist, Vol. 333, no. 891, p. 60—70.

8. Karlsson, A. 2009, Sub-National Island Jurisdictions as Configurations of Jurisdictional Powers and Economic Capacity: Nordic Experiences from Aland, Faroes and Greenland, Island Studies Journal, Vol. 4, no. 2, p. 139—162.

9. Karlsson, T. 1999, A tax paradise in the making? Alcohol regulations in the Aland islands, Contemporary drug problems, Vol. 26, no. 1, p. 3—30.

10. Baldacchino, G., Pleijel, C. 2010, European Islands, Development and the Cohesion Policy: A Case Study of Kokar, Aland Islands, Island Studies Journal, p. 89—110.

11. Alandskie ostrova — kljuchi ot Baltiki [Aland — the keys to the Baltic],

2013, available at: http://norse.ru/society/suomi/alands-autonomy.html (accessed 26 January 2013).

12. Aland Islands, 2013, svailable at: http://formin. finland. fi/public/default. aspx?contentid=244617&contentlan=2&culture=en-US (accessed 26 January 2013).

13. BNP per capita (kopkraftskorrigerat) 1995—2010, 2011, available at: http://www.asub.ax/twocol.con?iPage=116&m=138&sub=125 (accessed 26 January 2013).

ф

14. Martynov, V.L., Sazonova, I.E. 2010, Transformacija prostranstvennoj struk-tury jekonomiki sovremennoj Finljandii [Transformation of the spatial structure of the economy of modern Finland], Izvestija Russkogo geograficheskogo obshhestva [Proceedings of the Russian Geographical Society], T. 142, Vol. 3.

15. Bruttonationalprodukt enligt naringsgren 1997—2008, lopande priser, MEUR (avslutad tidsserie), 2009, available at: http://www.asub.ax/twocol. con?iPage=116&m=138&sub=125 (accessed 26 January 2013).

16. Bruttonationalprodukt enligt naringsgren 2008—2010, lopande priser, MEUR, 2011, available at: http://www.asub.ax/twocol.con?iPage=116&m=138&sub= 125 (accessed 26 January 2013).

17. Statistisk arsbok for Aland 2010 — Statistical Yearbook of Aland 2010, 2010, Mariehamn — ASUB.

18. Bosatt befolkning efter kommun 1910—2012, 2012, available at:

http://www.asub.ax/text.con?iPage=281 (accessed 26 January 2013).

19. Invanarantalet i byar och stadsdelar 1990—2012, 2012, available at: http://www.asub.ax/text.con?iPage=281 (accessed 26 January 2013).

20. Fodda och doda 1920—2012, 2012, available at: http://www.asub.ax/text. con?iPage=282 (accessed 26 January 2013).

21. Landskapsstyrelsens principer for behandling av tillstandsgivning gallande naringsutovning, etableringsratt och ratt att tillhandahalla tjanster pa Aland for fysiska personer som inte har alandsk hembygdsratt eller har varit fast bosatta pa Aland i fem ar samt for juridiska personer, 2013, available at: http://www.regerin-gen.ax/.composer/upload/modules/blankettlager/landskapsstyrelsens_principer.pdf (accessed 26 January 2013).

22. Martynov, V.L. 2010, Postindustrializacija i regional'noe razvitie: opyt Finljandii [Post-industrialization and regional development: the experience of Finland], 2010 Izvestija Russkogo geograficheskogo obshhestva [Proceedings of the Russian Geographical Society], T. 142, Vol. 2, p. 75—80.

23. 1651/2009, Lakialueiden kehittamisesta, 2009, available at: http://www.finlex. fi/fi/laki/alkup/2009/20091651 (accessed 26 January 2013).

24. 12.7.2002/602, Alueiden kehittamislaki, 2002, available at: http://www.finlex. fi/fi/laki/ajantasa/kumotut/2002/20020602 (accessed 26 January 2013).

About the authors

Prof. Vasily Martynov, Department of Economic Geography, Alexander Herzen State Pedagogical University of Russia.

E-mail: lwowich@mail.ru

Dr Irina Sazonova, Associate Professor, Department of Economic Geography, Alexander Herzen State Pedagogical University of Russia.

E-mail: iesazonova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.