Научная статья на тему 'Основные средства и методы обучения курсантов ударным и защитным действиям'

Основные средства и методы обучения курсантов ударным и защитным действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ / УДАРНАЯ И ЗАЩИТНАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптенков В.С., Осинцев Е.А.

В статье на основе анализа литературных источников и практического опыта работы в области физической подготовки сотрудников органов внутренних дел обосновывается значимость использования рациональных средств и методов обучения курсантов ударным и защитным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптенков В.С., Осинцев Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные средства и методы обучения курсантов ударным и защитным действиям»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

серьезным», «Веер леди Уиндемир», «Женщина, не стоящая внимания»), Джон Бойтнон Пристли («Инспектор пришел», «Опасный поворот»), Сомерсет Моэм («Круг»), Агата Кристи («Убийство в Холлоу»), Бернард Шоу («Пигмалион») и т.д.

Метод театрализации также широко применяется и самими студентами иностранного отделения ФФиМК. Ежегодно студенческим самоуправлением организовываются тематические спектакли на английском языке ( Halloween, Christmas), как для студентов и преподавателей, так и для приглашенных гостей. Весной ежегодно проводится неделя английского языка, которая включает ряд конкурсных мероприятий, таких как: Phonetics Competition, Grammar Competition, The Best Essay и т.д.

В конце каждого года студенты самостоятельно создают театральный проект - «performance», по темам, пройденным за год, а также проекты по домашнему чтению. К примеру, по традиции первый курс готовит спектакль на тему «Shopping», студенты второго курса - «Medicine», третьего - «Cinema» и так далее. Форму проведения спектакля варьируются: традиционная форма спектакля с четко выраженной линией сюжета, мюзикл, сочиненный студентами, спектакль с элементами конкурсной программы и т.д.

Подводя итог вышесказанного, хочется отметить, что театрализация играет очень важную роль, как в процессе обучения, так и во внеклассной работе. Это неотъемлемая часть процесса становления будущего учителя иностранных языков.

Список использованной литературы:

1. Любецкая Л.И., Шалабаева С.А. Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. URL:http://festival.1september.ru

2. Интернет - справочник. Статья по теме «Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку». URL: http://tvov.ru/

© Колонских Н.Е., Пономарева Я.С., 2016

УДК 796

В.С. Лаптенков

преподаватель кафедры физической подготовки Дальневосточный юридический институт МВД РФ

Е.А. Осинцев курсант 2 курса

Дальневосточный юридический институт МВД РФ г. Хабаровск, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ УДАРНЫМ И ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Аннотация

В статье на основе анализа литературных источников и практического опыта работы в области физической подготовки сотрудников органов внутренних дел обосновывается значимость использования рациональных средств и методов обучения курсантов ударным и защитным действиям.

Ключевые слова

Средства, методы, процесс обучения, курсанты, ударная и защитная техника.

В настоящее время в стране сохраняется высокий уровень преступности, который обусловлен нерешённостью некоторых социальных, экономических и политических проблем. В связи с этим постоянно растет уровень требований к профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) Российской Федерации [3]. Одним из важных направлений профессиональной подготовки

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

сотрудников ОВД является физическая подготовка. Об этом свидетельствует новый приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. № 1025 дсп «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [6], в котором особое внимание уделено выработке у сотрудников навыков умелого применения приёмов задержания, как правонарушителей, так и преступников. Причем в основном внимание уделяется максимальному приближению занятий к реалиям практической деятельности.

Приказ МВД России №1025 - 2012 г. в части применения боевых приемов борьбы расширяет возможность выбора защитно-атакующих действий, а также расширенные задачи по тактике применения боевых приемов при задержании, которые дают возможности выбора применения приёма сотруднику полиции в зависимости от ситуации.

В этой связи основная задача на современном этапе - научить сотрудника действовать в максимально приближенных к реальным условиям оперативно-служебной обстановке.

Высокий уровень владения боевыми приёмами борьбы сотрудников ОВД должен обеспечиваться в процессе их обучения в ведомственных образовательных учреждениях. Важным разделом боевых приёмов борьбы являются ударная техника и техника защитных действий от ударов с последующим проведением силового приема задержания [1,5].

Виды ударов условно можно подразделить:

1. Удары руками (кулаком, ребром ладони, ладошкой, локтями и др.)

2. Удары ногами (коленом, подъемом стопы, стопой)

3. Удары головой (прямой, боковой)

Смысл техники удара заключается в достижении максимальной силы при минимальной затрате усилий. Каждый удар руками может видоизменяться по длине и направленности, в зависимости от дистанции, с которой он наносится. Например, если рассматривать технику удара в спортивной практике, то чем ближе находятся спортсмены друг к другу, тем короче удары; при боковых ударах руками, кроме того, уменьшается угол между плечом и предплечьем. Прямой удар, наносимый с дальней дистанции, достигает цели при вытянутой руке, а средней - при полусогнутой. В практике нанесения ударов руками направление движений может меняться: удар снизу может быть несколько сбоку, боковой - немного снизу, прямой - снизу или с боку и т.д. Это зависит от положения рук противника, его защиты. Такие изменения в направлении ударов возможны с опытом, по мере совершенствования технического мастерства. Курсанты первых курсов изучают и совершенствуют удары строго прямо, сбоку и снизу с последующем их совершенствованием. Туловище при ударе рукой должно наклоняться вперед и разворачиваться настолько, чтобы качественно выполнить удар и вовремя вернуться в боевую стойку после завершения атаки. Рука, не задействованная в атаке, находится в защитном положении.

При выполнении боковых ударов и ударов снизу необходимо особенно следить за жесткостью многозвенной конструкции (стопа, бедро, плечо, предплечье, кисть) в момент касания цели. Угол между плечом и предплечьем должен составлять в среднем 90°. Удары рукой с шагом завершаются в момент постановки ноги. Они выполняются как под одноименную, так и под разноименную ногу.

Сила удара зависит не от силы руки, а от веса тела, вложенного в него. Чтобы придать мощь любому удару, одного движения руки недостаточно. Нужно вложить в удар вес тела и придать удару рывок.

Для освоения ударной техникой и выполнения боевых приемов борьбы необходим высокий уровень физической подготовленности, который формируется в процессе физической подготовки.

В связи с этим физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России играет важную роль в профессиональной подготовке будущих специалистов ОВД [2,4].

Основными средствами физической подготовки сотрудников ОВД и курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД Российской Федерации являются физические упражнения.

По определению профессора Ю.Ф. Курамшин (2003) физическое упражнение - это основное специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося [7].

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической подготовленности курсантов и слушателей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать двигательные навыки или развить физические качества.

Одновременно физическое упражнение рассматривается и как метод обучения и воспитания. Средства физической подготовки могут быть подразделены на общеподготовительные (общеразвивающие) и специально-подготовительные.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей физической подготовки курсантов и слушателей. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения. Круг этих средств теоретически безграничен. Практически же он ограничивается временем, местом занятий и другими обстоятельствами. При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка курсантов должна включать на первых курсах обучения средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на старших курсах является фундаментом для совершенствования двигательных навыков и специальных физических качеств, определяющих высокий уровень и профессионально-прикладной физической подготовки.

Следовательно, подготовительные упражнения включают элементы основного действия и движения, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. К числу специально-подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения. Эти упражнения подбираются таким образом, чтобы действия занимающихся курсантов возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру разучиваемого двигательного приема.

Упражнение только в том случае правомерно считать специально подготовительным, если у него имеется нечто общее с предстоящим разучиваемым техническим упражнением того или иного боевого приема борьбы или по форме выполнения, или по его содержанию, т.е. функционированию основных энергетических систем, работе мышц.

Состав специально-подготовительных упражнений в решающей мере определяется, спецификой избранного двигательного действия и поэтому круг таких упражнений всегда сравнительно ограничен. Они создаются и подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических качеств и формирование навыков, необходимых курсанту. Сложность специально-подготовительных упражнений может быть разная. Чем проще они по координации, числу элементов, тем локальнее может быть их воздействие.

Например, элементарными специально-подготовительными упражнениями можно развить подвижность в суставах, быстроту движений, точность, скорость двигательной реакции и многие другие качества.

В зависимости от направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на подводящие, способствующие освоению формы, техники движений и на развивающие направленные на воспитания физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения. Круг этих средств теоретически безграничен. Практически же он ограничивается временем и другими обстоятельствами.

Таким образом, спецификой методики профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России является необходимость изначального обучения их эффективной ударной и защитной техники в различных условиях, приближенных к реальным ситуациям, возникающим при задержании правонарушителей.

Список использованной литературы:

1. Лигута В.Ф. Характеристика ударных приемов и особенности их использования в профессиональной деятельности сотрудников ОВД / В.Ф. Лигута, П.В. Пугач // Современные проблемы физической культуры и спорта // Материалы XIV научной конференции / Отв. ред. Д.В. Чилигин. - Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 2011. - С. 249-252.

2. Лигута В.Ф. Проблемы и пути совершенствования процесса физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / В.Ф. Лигута // Физическая культура и спорт в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 8-10 октября 2014 г.) / Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. - С. 8-13.

3. Лигута В.Ф. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности сотрудников полиции различных подразделений и медико-возрастных групп / В.Ф. Лигута // Международный научный журнал «Инновационная наука», №1. - Ч. 2. - 2016. - С. 182-186.

4. Лигута В.Ф. Динамика физического состояния курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе / В.Ф. Лигута К.Ю. Горин, А.С. Рукавишников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1 (131) -2016. - С. 129-134.

5. Приемы выполнения ударной техники при задержании правонарушителей в условиях ограниченного пространства: Методические рекомендации / Сост. В.А. Серебрянников, В.Ф. Лигута, П.В. Пугач, С.О. Цекунов. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2012. - 28 с.

6. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025 дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

© Лаптенков В.С., Осинцев Е.А., 2016

УДК 372.881.161.1:372.87

Л. В. Лубина

Студентка Н.П. Шишлянникова

д. пед. н., профессор Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ В ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье обозначены трудности и показаны приемы их преодоления в звуко-буквенный период обучения грамоте первоклассников.

Ключевые слова

Фонематический слух, речевое развитие, обучение грамоте, художественно-образные приёмы.

В начальной школе курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте считается одним из самых важных, т.к., по мнению Р.А. Лурия, в этот период осуществляется «систематический, целенаправленный процесс по подготовке к овладению чтением и письмом» [приведено по: 3, с. 151].

По мнению Л.Г. Парамоновой, недостаточное внимание к речевому развитию, например, дошкольников приводит к тому, что «...все дети с отставанием в речевом развитии, пусть даже небольшим, как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму» [4, с. 176].

М.М. Безруких в работе о трудностях обучения в начальной школе опирается на исследования В.И. Городиловой и М.З. Кудрявцевой, которые выделяют ряд причин, приводящих к сложностям в овладении грамотой: недостаточность развития фонематического слуха и произносительной стороны речи, бедность словаря, смешение букв, сходных по начертанию. Одной из причин этих недостатков у первоклассников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.