Научная статья на тему 'Основные сферы развития личности и методы ее изучения'

Основные сферы развития личности и методы ее изучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3776
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева А. Е.

Данная статья раскрывает основные понятия к определению личности в психологии, некоторые подходы к ее пониманию, а также рассматривает сферы формирования личности (эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы). Особое внимание в данной статье уделяется методам изучения личности: эксперименту, беседе, опросникам, биографическому методу и т.д. Данная статья адресована как студентам, так и преподавателям учеб­ных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные сферы развития личности и методы ее изучения»

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

© Алексеева А.Е.*

Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка

Данная статья раскрывает основные понятия к определению личности в психологии, некоторые подходы к ее пониманию, а также рассматривает сферы формирования личности (эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы). Особое внимание в данной статье уделяется методам изучения личности: эксперименту, беседе, опросникам, биографическому методу и т.д.

Данная статья адресована как студентам, так и преподавателям учебных заведений.

Процесс развития личности слишком велик и неоднозначен. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. В психологической науке личностью называют не того человека, который существенно отличается от других, заметен и одарён, но любого человека с определённого возраста. Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. К пониманию личности имеются разные подходы.

1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т.е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

2. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем [2, с. 367].

3. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

В психологическом словаре личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст [1, с. 175].

* Отделение иностранных языков. Научный руководитель: Титова О.В., преподаватель психологии второй квалификационной категории.

Существуют основные сферы формирования личности. К ним относятся:

1. Эмоциональная сфера.

2. Волевая сфера.

3. Интеллектуальная сфера.

Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей [2, с. 265].

Воля - сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер. Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий.

Для личности с развитой волей присущи следующие черты характера: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, проявляющиеся в умении сдерживать проявление отрицательных психических состояний, эмоций, мешающих достижению целей [3, с. 267].

Интеллектуальная сфера характеризуется видами мышления (познавательное, творческое), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие, мышление), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания и др.), умениями учиться (умение планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями (представления о морали и общечеловеческих ценностях, нравственные поступки, позиции и пр.).

Выделяют некоторые проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех.

2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые, поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке, может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи.

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.

134 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Методы исследования личности - совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д. Большое значение имеет правильная постановка вопросов.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает «естественный эксперимент» А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке [4, с. 98].

Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Методы исследования личности - это способы организации работы направленной на проверку гипотезы, формирование определённых закономерностей относительно связи психических явлений. Это также обращение к живому общению с обследуемым в виде беседы, соотнесение данных о характеристиках испытуемых на основе специальных измерений - психодиагностика, наблюдение за проявлениями испытуемых в естественной ситуации и специальное создание ситуации, в которых возможно манипулирование переменными - эксперимент. Но как бы много не существовало психологических исследований, дело не в их количестве, а в том, чтобы использовать только тот набор, в котором каждый метод направлен на определённые структуры человеческой психики, на разные уровни самосознания.

Используя метод анкеты, мы провели исследование среди студентов выпускных курсов ГОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж». В данном исследовании принимало участие 75 человек. Исследуемым предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Согласны ли вы с утверждением, что «личностью не рождаются, а личностью становятся в процессе онтогенеза?»

2. Что, по вашему мнению, оказывает наибольшее влияние на становление личности: социум или наследственность?

3. Считаете ли вы себя личностью?

4. Что для вас в настоящее время важнее: общение со взрослыми или со сверстниками? Почему? Какое влияние оказывает общение на формирование личностных качеств?

5. Что означает для вас слово «свобода»? Связываете ли вы его со словом «ответственность»?

6. Какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать сформированная личность?

Обработав анкету, мы получили следующие результаты:

На первый вопрос положительно ответили 93 % испытуемых. 87 % считают, что наибольшее влияние на развитие личности оказывает социум, а остальные 13 % - социум и наследственность. Все студенты выпускных групп с уверенностью ответили, что каждый из них представляет собой личность. Отвечая на 4 вопрос, большинство выпускников предпочло общение со взрослыми, аргументируя это тем, что они чувствуют себя более нужными и ценными для общества. Для 70 % испытуемых «свобода» - это ответственность не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих их людей, а также соблюдение обязанностей и прав. По мнению исследуемых, сформированная личность должна обладать такими качествами, как ответственность, пунктуальность, умение за себя постоять, стремление к самосовершенствованию и самостоятельности.

Согласно полученным данным, мы можем сделать вывод о том, что студенты выпускных курсов имеют представление, кто такая личность, знают о ее качествах и характеристиках, правах и обязанностях. Все студенты считают себя личностями, но не до конца сформированными по той причине, что личностью становятся в процессе всей жизни.

Список литературы:

1. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 173-180.

2. Крэйн У Теории развития. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

3. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. -М., 2000. - С. 350.

4. Франселла Д., Баннистер Ф. Новый метод исследования личности. -М.: Прогресс, 2004.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Бадикова И.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются причинно-следственные связи тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте. Автор

* Кафедра Возрастной и педагогической психологии. Научный руководитель: Николаева Н.А., доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.