Научная статья на тему 'Основные профессиональные компетенции будущего специалиста экономического профиля'

Основные профессиональные компетенции будущего специалиста экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1227
1326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЭКОНОМИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TEACHER / ECONOMIST / PROFESSIONAL COMPETENCY / INTEGRATED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калягина И. В.

В статье раскрывается актуальность использования комплексного компетентностного подхода при формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущих экономистов: креативная, исследовательская и др.; раскрыта связь образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE ECONOMISTS

This article reveals the applicability of the complex competency approach for professional competency training of future economists: creative, research; education and culture connection is revealed.

Текст научной работы на тему «Основные профессиональные компетенции будущего специалиста экономического профиля»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© 2010 И.В.Калягина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 21.12.2009

В статье раскрывается актуальность использования комплексного компетентностного подхода при формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущих экономистов: креативная, исследовательская и др.; раскрыта связь образования и культуры.

Ключевые слова: преподаватель, экономист, профессиональные компетенции, интегрированное обучение.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть лишь некоторые из основных профессиональных компетенций будущего экономиста. Система профессиональных компетенций определяется нами с опорой на исследование И.В.Овчинниковой (таб.1)1.

Все указанные профессиональные компетенции формируются в процессе обучения будущего специалиста в вузе, причём речь должна идти об интегрированном подходе в обучении2. Анализируя государственный образовательный стандарт по специальности, мы видим, что среди специальных дисциплин «Госрегулирование экономики» занимает сравнительно небольшое место: 36 часов, один семестр, но, тем не менее, знания, содержательный компонент данной дисциплины используются во многих других дисциплинах, которые, в свою очередь, интегрируют свои содержательные компоненты в эту дисциплину. Это органичный и естественный процесс в профессиональном обучении.

Реализация модели формирования профессиональных компетенций специалиста экономического профиля идёт на разных по виду и форме проведения, целям и предполагаемым результатам аудиторных занятиях: лекциях, практических и лабораторных занятиях. На лекциях преподаватель излагает общую концепцию курса, знакомит студентов с методикой его изучения, требованиями к зачёту/экзамену и т.д. На семинарских или практических занятиях в диалого-

Калягина Ирина Владимировна, соискатель кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: irinauvr@mail. ru

1 Овчинникова И.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов аэрокосмического профиля в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. - Самара: 2009. - С. 11 - 12.

2 Применительно к профобразованию об интеграции общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин гуманитарного профиля пишут Л.А.Барышенков,

В.Н.Максимова, П.Н.Новиков, Е.А.Мамонтов, В.А.Фаб-рикант и др.

вом режиме идёт более углублённое постижение отдельных, наиболее значимых тем курса; на лабораторных занятиях отрабатываются необходимые умения и навыки по курсу, в нашем случае, это то, как проводить социально-экономические опросы, делать обобщения, математическую обработку полученных данных и т.п. Создаётся предпосылки технологии формирования профессиональных компетенций будущего экономиста в процессе изучения экономической дисциплины. Проведенный нами в начале изучения курса опрос показал, что большинство компетенций у студентов не сформировано даже в самой начальной стадии, при этом мы опирались на концепции компетентностно-ориентированного обучения, контекстный подход, на существующие и нами апробированные педагогические технологии (прежде всего, технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, И.С.Якиманской, програмированного обучения В.П.Бес-палько, Б.Ф.Скиннера, модульного обучения И.Я.Лернера).

Безусловно, что не были забыты нами и общие принципы обучения: научность, систематичность, связь теории с практикой, преемственность и т.д. Креативная компетентность -одна из ключевых в профессиональной подготовке специалиста-экономиста - определяется как способность к творчеству. «Культурно-ориентированный подход к образованию, - считает В.П.Сальникова, - становится всё более популярным не только среди гуманитариев, но и эко-номистов»3.

3 Сальникова В.П. Культурологические основания модернизации отечественного образования. - Самара: 2008. - С. 7.

Педагогика

Таб.1. Система профессиональных компетенций

Название компетенции Определение Состав

1 2 3

Коммуникативная Способность специалиста к деловому конструктивному общению о способность грамотно устно и письменно изложить свою точку зрения; о умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения; о владение иностранными языками; о умение представлять научные и исследовательские материалы; о знание основ делового общения; о готовность работать с программными средствами общего и специального назначения

Нравственно-социальная Определяет ответственность специалиста перед обществом за свои разработки, проекты, конструкции о знания о правах и обязанностях специалиста в области профессионального самоопределения; о умение анализировать ситуацию в обществе; о способность действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; о уважение любой индивидуальности; о учет требования безопасности и охраны труда

Организаторская Умение проявлять свои организаторские способности о навыки работы в команде; умение проявлять себя в качестве руководителя и исполнителя проектов; о демонстрировать навыки самостоятельной работы; о иметь практические навыки в области организации научно-исследовательских и производственных работ (в соответствии с профи-лизацией); о способность планировать и организовывать соответствующие мероприятия

Креативная Способность к творчеству о готовность к творческому осмыслению и применению знаний, навыков в профессиональной деятельности; о умение создать и поддержать творческую атмосферу в коллективе; о проявление интуиции, гибкости и оригинальности мышления

Гностическая Способность находить, использовать, транслировать, применять на практике и в различных практических областях теоретические и практические знания о иметь базовые представления о разнообразии объектов профессиональной деятельности; о использовать знания в конкретной области; о способность приобретать новые знания, используя современные информационные технологии; о способность решать производственные и научно-исследовательские задачи; о знать разнообразные методы и формы познания и деятельности; о способность научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области

Проектная Совокупность знаний в определенной области, знаний в структуре проектной деятельности, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности о способность разрабатывать эскизы деталей, технические и рабочие проекты конструкций, изделий различной сложности; о умение составлять инструкции по эксплуатации конструкций и другую техническую литературу; о способность согласовывать проекты с другими подразделениями; о участие во внедрении разработанных проектов, испытаниях, технической поддержке

Исследовательская Участие в работах, связанных с поиском новых решений проблем о осуществление сбора, обработки, анализа, систематизации научно- технической информации по теме; о изучение специальной литературы; о участие в проведении научных исследований, испытаний опытных образцов изделий; о анализ, обработка результатов исследований; о создание средств испытаний и контроля

Рефлексивная Способностью специалиста оценивать свой труд, найти себя в выбранной профессии, способность к саморегуляции, о готовность к осознанию своей деятельности; о умение увидеть причинно-следственные связи между задачами, целями, способами реализации и результатами деятельности; о умение контролировать и корректировать работу на всех этапах.

Образование и культура, их соотношение и взаимосвязь - очень важная современная проблема, необходимо осмыслять эту проблему, учитывая достижения современных отечественных

учёных: 1) теоретико-методологическое обоснование идеи культурно-ориентированного образования и разработка учебно-методической документации (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов,

Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, А.П.Валиц-кая, И.Е.Видт, Ф.Гваттари, С.И.Гессен, Б.С.Гер-шунский, А.Я.Данилюк, Ж.Делёз, А.Дистервег, В.И.Загвязинский, А.С.Запесоцкий, П.Ф.Капте-рев, В.В.Краевский, В.И.Леонтьева, А.Ф.Малы-шевский, В.А.Петровский, В.Н.Сагатовский, Ю.В.Сенько, Н.М.Таланчук, Л.В.Тодоров, М.Б.Туровский, А.В.Хуторской, В.Э.Чуднов-ский, А.Е.Чучин-Русов, В.Д.Шадриков, П.Щед-ровицкий, Н.Е.Щуркова, И.В.Юстус, Т.А.Яковлева и др.); 2) интеграция культуры и образования (А.Я.Данилюк, В.А.Лекторский, Е.В.Под-поветная, Н.К.Чапаев и др.); 3) переход от идеологии повышения профессионального мастерства педагога к совершенствованию культуры педагогической деятельности (Е.В.Бондаревская, И.Е.Видт, И.Ф.Исаев, И.В.Лашек, В.А.Разумный, Л.Б.Соколова и др.); 4) включение в учебные программы новых курсов культурологических дисциплин (от МХК и «Культурологии» до «Основ православной культуры»).

Интересно, что профессор-экономист Е.Сабуров связывает кризис образования не с положением в экономике, а с культурой. Он обращает внимание на противоречие, разрешение которого призвана дать реформа образовательной системы, в наиболее продвинутых отраслях экономики обновление технологий происходит каждые два - три года, сроки же подготовки специалистов возросли до 12 - 14 лет и более. Интеллектуализация экономики ставит перед образованием принципиально новые задачи. Эффективность современного производства, по мнению ученого, зависит не от узкопрофессиональной квалификации специалиста, а от культурного уровня человека. Образование станет локомотивным компонентом национального капитала только в том случае, когда перестанет быть «знаниевым», а станет «культуросообразным». «Кризис образования - не самодостаточный, самопорожденный кризис, - пишет профессор Е.Сабуров. - Образование - лишь эпицентр кризиса. А центр - это кризис культуры в целом»4. В связи с этим будущий экономист должен чётко представлять роль культурной со-

ставляющей в его образовании, а, значит, и роль, в целом, культуры в его будущей карьере. Инте-гративные подходы настолько важны в современном обществе, что и преподаватель, и студент обязаны выстраивать свой диалог как диалог культур. Для этого необходима модель интеграции образовательных и культурно-просветительных институций5.

Исследовательская компетенция предполагает не только знакомство студентов будущих экономистов с азами научно-исследовательской работы, но и активное участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). При организации НИРС, УИРС также необходимо внести существенные изменения в их содержание, учитывая вышесказанное: должны быть скорректированы: 1) система подготовки к исследовательской работе экономиста; 2) методы экономических исследований; 3) подготовка студентов к исследовательской деятельности; 4) основные задачи, направления и формы научной работы студентов; 5) содержание, методы и формы УИРС; 6) формы НИРС, выполняемой во внеурочное время; 7) руководство, планирование и контроль научной работой студентов; 8) деятельность студенческого научного общества (СНО)6. Все указанные аспекты требуют от каждого преподавателя серьёзной научно-методической проработки, поскольку именно преподаватель осуществляет формирование профессиональных компетенций студентов как будущих экономистов.

4Сабуров Е.Ф. Образование и ноосферная экономика // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. - С. 10.

5Для общеобразовательной школы такую модель разработала В.П.Сальникова. Сальникова В.П. Культурологические основания модернизации... - С. 132 - 146.

6 Ср.: Роль УНИРС в профессиональной подготовке учителей. - Архангельск: 1985; Богословский В.И., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов. - СПб.: 1999.

BASIC PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE ECONOMISTS

© 2010 LV.Kalyagina"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article reveals the applicability of the complex competency approach for professional competency training of future economists: creative, research; education and culture connection is revealed.

The key words: teacher, economist, professional competency, integrated training.

o

Kalyagina Irina Vladimirovna, The competitor of faculty of Russian, foreign literature and technique of teaching literature. E-mail: irinauvr@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.