Научная статья на тему 'Основные проблемы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера на пороге XXI века'

Основные проблемы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера на пороге XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4944
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Владимиров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера на пороге XXI века»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ К ТЕРРИТОРИЙ П?И ЧкЕЗЬЫЧАЙКЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО, ТЕХБОГЕНЯОГО И ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

Владимиров В.А.

Подходит к концу XX век - век, который по насыщенности различного рода масштабных событий не имел подобных на протяжении всей истории человечества. Он войдет в историю как век создания радио и теле* видения, стремительного развития авиации и прорыва в Космос, рождения ядерного оружия и обуздания атома в мирных целях, огромных достижений в медицине, биологии, химии, промышленности, сельском хозяйстве и других областях.

Достаточно сказать, что мировое промышленное производство в течение века возросло более чем в 100 раз, а продолжительность жизни населения планеты увеличилась в 2 раза.

Вместе с тем, имевший место в этот период бурный научнотехнический прогресс, особенно во второй половине XX века, способствовал не только повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и привел к возрастанию риска аварий больших технических систем. Это было обусловлено увеличением числа и сложности, ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрацией. В то же время прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения Земли, и как следствие, антропогенное воздействие, привели к росту количества природно-техногенных катастроф. Как не прискорбно, но многие возникающие экономические, духовные, религиозные, этнические и другие угрозы обусловили в этот период многочисленные войны и вооруженные конфликты.

В связи с этим, XX век войдет в историю как век социальных революций и мировых войн, крупнейших природных и техногенных катастроф, появления новых грозных проблем - глобальных проблем человечества. Это век, в котором стали складываться крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества.

Иллюстрацией масштабов крупнейших чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера’, имевших место в XX веке, могут служить следующие данные:

в 1-ой мировой войне погибло 9,5 млн. человек, во 2-ой - более 50 млн. человек;

в крупнейших землетрясениях века Ашхабадском (СССР -1948 г.) погибло ПО тыс. человек, Тангшенском (Китай - 1076 г.) - 242 ж чело-

век;

в результате аварии на Черноб^ьекой А'ЗС (1986 г.) радиоактивному зшрязнешио подверглась территории 19 субъсктоз РОССИЙСКОЙ Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории более 10 государств Европы;

в результате химической аварии на комбинате в Бхопале (Индия -1984 г.) погибло 2500 человек, пострадало более 200 тыс. человек.

Безусловно, что в те. их условиях проблемы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера были весьма актуальными. Более того, актуальность этих проблем в течение века постоянно возрастала.

Каково же состояние этих проблем на пороге XXI века?

Несмотря на определенное смягчение в последние годы международной обстановки в мире, военная опасность для большинства стран планеты продолжает сохраняться. Наблюдается даже рост количества вооруженных конфликтов. В конце XX века в мире ежегодно происходит свыше 35 крупных вооруженных конфликтов. За 50 лет после 2-ой мировой войны в средних и малых войнах погибло 40 млн. человек, что сопоставимо с числом жертв в мировых войнах. При этом в современных войнах наблюдается рост потерь гражданского населения. Если в 1-ую мировую войну они были в 20 раз меньше боевых, во 2-ую мировую войну примерно одинаковы, то в локальных войнах второй половины XX века превышали боевые потери в 10 и более раз.

Говоря о России, следует отметить, что непосредственная угроза прямой военной агрессии против нее в последние годы уменьшилась, но военная опасность продолжает сохраняться, которая в любое время при определенных условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу. Согласно более дальним прогнозам в связи с развертывающейся борьбой транснациональных сил за сохранение контроля над распределением энергоресурсов и за их новый передел на Планете Россия к 20102015 годам может

Под чрезвычайными ситуациями военного характера имеются ввиду опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

быть втянута в мировую в ;Г', наиболее характерные черты которой представлены на схеме 1.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН

1. Скрытность подготовки агрессии и решительность поставленных

целей.

2. Применение всего арсенала средств вооруженной борьбы.

3. Ведение вооруженной борьбы во всех сферах (на суше, море, в воздухе и космосе) при возрастающей роли средств воздушнокосмического нападения и информационной борьбы.

4. Активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении.

5. Огневое поражение важнейших объектов экономики и инфраструктуры государства на всю глубину их размещения.

Схема 1.

При этом Россия может стать одной из главных арен ожесточенной борьбы за источники сырья и другие ее природные богатства. Из всего этого можно сделать вывод, что проблемы защиты населения и территорий России при чрезвычайных ситуациях военного времени, т.е. проблемы гражданской обороны в имеющих место геополитических и геостратегических условиях остаются весьма актуальными.

Принятые в последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах, но полностью ее не исключают. Более того, в концепциях ядерных держав ядерное оружие, несмотря на возможные катастрофические последствия его применения, продолжает рассматриваться не только как политическое средство предотвращения войн, но и как способ их ведения. Отсюда можно сделать еще один вывод, что защита населения и территорий от оружия массового поражения, о которой в последнее время мы стали забывать, остается пока актуальной проблемой, требующей своего решения с учетом наших новых возможностей.

Вместе с тем в последнее десятилетие в концепциях войн нового поколения военными теоретиками значительная, а иногда решающая, роль отводится все же высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах.

На схеме 2 представлен перечень возможного оружия на новых физических принципах с нетрадиционными факторами поражения, прежде всего, нелетального воздействия.

ПЕРЕЧЕНЬ возможного оружия на новых физических принципах нелегального воздействия

1. Лазерное оружие

2. Источники некогерентного света

3. СВЧ оружие

4. Инфразвуковое оружие

5. Средства радиоэлектронной борьбы

6. Средства информационной борьбы

7. Высокоточное оружие нового поколения (интеллектуальные боеприпасы)

8. Метеорологическое, геофизическое оружие

9. Биологическое оружие нового поколения, включая психотропные средства

10. Биотехнологические средства

11. Химическое оружие нового поколения

12. Оружие электромагнитного импульса

13. Психотропное оружие

14. Парапсихологические методы

Схема 2

Анализ состояния работ по созданию этого оружия свидетельствует, что значительная его часть: информационное, психологическое, психотропное, метеорологическое, геофизическое, высокоточное с повышенной дальностью и точностью может быть использовано для воздействия по тылам с целью разрушения экономического потенциала, информационного и энергетического пространства, локальных изменений климатических условий, нарушения психического состояния населения, создания панических настроений, а также для проведения масштабных террористических актов с использованием нелегального химического оружия.

Создание и возможное применение в современных войнах оружия с нетрадиционными факторами поражения ставит вопрос о необходимости разработки и освоения в ближайшее время средств и способов защиты Населения от этого оружия.

Наконец о защите от высокоточного оружия. Федеральным законом

«О гражданской обороне» г : --Пу^нск. м оборону возложено «проведение мероприятий по световод маскировке и другим видам маскировки», а также «разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время».

Безусловно, что речь в данном случае идет о мероприятиях по защите, прежде всего, от высокогочного оружия. Проведенными исследованиями установлено, что возможный про :ик имеет достаточную номенклатуру высокоточного оружия для поражения любых объектов экономики и инфраструктуры в любой точке территории России и СНГ. Вместе с тем показано, что использованием комплектов и средств маскировки и постановки помех возможно обеспечить большую вероятность непопадания в критические элементы типовых объектов экономики и инфраструктуры

При этом, силы и средства гражданской обороны (войска гражданской обороны, гражданские организации гражданской обороны) могут быть использованы для решения задач по защите от высокоточного оружия с использованием уголковых, световых и лазерных отражателей, маскировочных сетей, надувных макетов элементов объектов, аэрозольных боеприпасов, дымовых шашек и генераторов, специальных ловушек и других средств.

Теперь о проблемах защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

На схеме 3 представлены данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, имевших место в России в 1991-1997 гг., которые свидетельствуют о тенденции постоянного, в целом, роста количества таких чрезвычайных ситуаций, несмотря на более чем двукратное снижение производства и остановку многих потенциально опасных предприятий.

В связи с этим в Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что «увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, влекущих значительные материальные и людские потери, нередко сопоставимые с потерями в вооруженных конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной и экологической сферах».

Отсюда можно сделать вывод, что проблема защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которую с первого дня своего образования решает МЧС России, продолжает оставаться весьма актуальной.

КОЛИЧЕСТВО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИР0ДН010 И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА в РОССИИ В ‘991 - 1.997гг.

Год Количество чрезвычайных ситуаций Пострадало людей, тыс. Погибло людей

всего техногенного характс ^ [іриродного характера

1991 334 209 125 >25 236

1992 1001 769 246 >6,7 947

1993 1159 905 127 >18 1320

1994 1495 1097 225 >51 2672

1995 1549 1088 281 >57 4679

1996 1388 1031 253 >18 2103

1997 1665 1174 360 >83 1735

Схема 3

Прежде всего о природных катастрофах. За последние 30 лет от них в мире погибло более 4 млн. человек, а число пострадавших превысило 3 млрд. человек. Прямой экономический ущерб составил более 400 млрд. американских долларов. Достаточно сказать, что ущерб от наводнений только в 1998 году в Якутии, Забайкалье и на Северном Кавказе составил млрд. рублей. Величина ущерба от природных катастроф ежегодно возрастает примерно на 6%.

Проблема защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного характера имеет многовековую историю, хорошо изучена. Анализ отечественного и зарубежного опыта, а также результаты проведенных научных исследований показывают, что деятельность в области защиты населения и территорий от природных опасностей в современных условиях необходимо осуществлять по направлениям, представленным на схеме 4.

Серьезную озабоченность на пороге XXI века продолжает вызывать состояние техногенной безопасности. Это обусловлено тем, что техногенные катастрофы нередко сопровождаются гибелью большого количества людей, как например, при гибели теплохода «Адмирал Нахимов» (1986 г.), взрыве двух пассажирских поездов в Башкирии (1989 г.) и других, а также огромными материальными потерями. Так, на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС затрачены десятки млрд. американских долларов, что по утверждению некоторых экономистов ускорило распад СССР.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ

1. Всестороннее совершенствование нормативно-правовой и методической базы

2. Создание методологии оценки рисков, связанных с природными опасностями, и ее применение при прогнозировании и оценка возможной обстановки в случае потенциальных угроз проявления природных опасностей

3. Осуществление мониторинга за состоянием природной среди, особенно в регионах повышенной опасности

4. Осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера или максимальному снижению их последствий

5. Подготовка сил и средств, поддержание их готовности к решению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера

6. Обучение населения действиям при чрезвычайных ситуациях природного характера

7. Развитие международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного характера

Схема 4

Очевидно, что основные составляющие стратегии по вопросам техногенной безопасности в ближайшее время существенно не изменятся. Они будут направлен^ на районирование территорий по степени риска, осуществление мер по предупреждению аварий и техногенных катастроф, подготовку сил и средств к ликвидации их последствий и проведение, при необходимости, аварийно-спасательных и других неотложных работ, участие в госнадзоре по вопросам техногенной безопасности, социальную защиту пострадавшего населения и ряд других вопросов.

Все больший приоритет при этом должен и будет отдаваться предупредительным мерам. При этом, наверное, хватит строить всю стратегию обеспечения техногенной безопасности исходя из требований абсолютной безопасности. Необходимо провести ранжирование техногенных угроз, определить приемлемые степени риска.

При улучшении экономического положения в стране, с оживлением промышленности в этой работе проявится ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Дело в том, что наряду с мерами организашюнио-правового характера такими как нормативно-правовое регулирование, декларирование, лицензирование, страхование, госнздзор, экспертиза, широкое развитие получат инженерно-технологические меры, непосредственно работающие на повышение безопасности футтхконпроьйк^" соот-

ветствующих объектов и предусматривающие улучшение качества проектирования, строительства и монтажа, замену основных фондов на новые и более совершенные, внедрение энерт-, ресурсосберегающих и других совершенных технологий, уменьшение объемов хранящихся и транспортируемых опасных веществ, создание эффективных систем технологическою контроля и диагностики, безаварийной остановки технологических процессов, локализации или подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Если же производственная сфера экономики России начнет интенсивно развиваться, необходимо будет обратить особое внимание на рациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение новых, особенно опасных производств на территории страны.

Наконец о глобальных проблемах человечества.

Под глобальными проблемами человечества понимаются всеобщие, имеющие планетарный масштаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества

Глобальными эти проблемы названы потому, что имеют масштаб, сопоставимый по охвату, силе и интенсивности с планетарными явлениями. Глобальность этих проблем заключается в том, что они: характерны для всех или большинства стран планеты; зачастую касаются не только стран, но влияют на планету в целом или ее обширные регионы;

порождают опасности, угрожающие порой самому существованию цивилизации;

имеют в разных местах одинаковые, редко с национальными особенностями, проявления,

в основном не могут быть решены полностью или частично усилиями отдельных стран;

требуют для своего эффективного решения совместных усилий мирового сообщества.

Классифицировать глобальные проблемы трудно, ибо имеет место их взаимовлияние и одновременная принадлежность в нескольких сферах жизнедеятельности. И все же такая попытка сделана и приблизительная (условная) их классификация представлена на схеме 5.

Как видим уже рассмотренные нами проблемы защиты населения и территорий тоже имеют прямое отношение к глобальным проблемам.

Необходимо отметить, что основная же масса глобальных проблем в настоящее время своих решений еще не находит. Это происходит из-за колоссальной сложности и огромного масштаба большинства глобальных проблем, отсутствия у отдельных стран и мирового сообщества в целом необходимых ресурсов и политической воли, а также конъюнктурных животрепещущих потребностей момента, отвлекающих от перспективы, противоречий между странами и неравноправия между ними, рецидивов психологии, социального оптимизма. В результате даже вполне осознанные мировой общественностью опасные тенденции, оказываются запущенны

Загрязнение ,>

Деградация почв Опустынивания Захоронения отходов Дефицита пресной воды Изменения климата Мстошения слоновою слоя Раэр> шения биосферы

чдросферы и атмосферы

Падения уровня культуры Падения нравов, уровня этики и морали Распространения культа насилия Невостребованноетн высокого искусства Отсутствия гармонии в отношениях по-

колений

Устойчивости мировой экономики Иаошения невозобновляемых рес> |Нов энергетики

> Демографическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Межэтнического противостояни* У Религиозной нетерпимости

V Образования

> Здравоохранения

> Организованной преступности

Схема 5

ми, достигают критического состояния и разр-Ааются различного рода бедствиями, формирующими чрезвычайные ситуации того или иного масштаба, таящими многочисленные угрозы человечеству.

В связи с этим задача МЧС России и РСЧС гхклгоипг в изучении этих проблем, прогнозировании возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных ими, разработке мероприятий по предотвращению, уменьшению масштабов этих чрезвычайных ситуагс ~ ' ях ликвидации при возникновении, а в ряде случаев, по отдельным глобальным проблемам, - в координации деятельности различных министерств, ведомств и организаций по про тиводействию им.

Причем анализ глобальных проблем показываег, что, пожалуй, только к глобальным проблемам духовно-нравственной сферы ни МЧС России, ни РСЧС не имеют прямого отношения. При необходимости РСЧС принимает участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных глобальными проблемами социально-биологического и социального характера. К ряду глобальных проблем других видов МЧС России и РСЧС имеют прямое отношение, участвуя в предотвращении, уменьшении масштабов чрезвычайных ситуаций, обусловленных ими, и их ликвидации.

Хотелось бы отметить, что, понимая серьезность угроз со стороны глобальных проблем, человечество встало сегодня перед необходимостью резкого изменения курса своего развития. В основе предполагаемых, на рубеже веков, мер мирового сообщества по выходу из надвигающегося кризиса земной цивилизации лежит идея устойчивого развития.

Представление об устойчивом развитии стало складываться с момента осознания глобальных опасностей еще в 60-х годах, но лишь на 2-ой конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году международное сообщество приняло концептуальные основы такого развития. В основном документе конференции - <(Повестке дня на XXI век» зафиксировано, что «...правительства должны утвердить национальную стратегию устойчивого развития с учетом реализации решений, принятых на конференции... Целями ее должны быть ответственное экономическое развитие и одновременно защита ресурсной базы и окружающей среды с учетом интересов будущих поколений».

В России в апреле 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», разработан проект «Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», в котором «под устойчивым развитием понимается стабильное социальноэкономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества».

Это определение было подвергнуто критике при рассмотрении проекта Стратегии на заседании Правительства Российской Федерации, который отправлен на доработку. По мнению МЧС России стратегия устойчивого развития, кроме решения проблем экономического, социального и экологического характера, должна предусматривать решение более широ-

кого спектра вопросов нацист ^г ?асяости. Действительно, о каком «стабильном социально-экономическом развитии» и «непрерывном прогрессе общества» можно говорить, *сли не будут преодолены неблагоприятные демографические проявления, достигнут прочный мир, сняты межэтнические противоречия, ослаблен религиозный экстремизм, поставлен заслон сепаратизму, терроризму, организованной преступности, обеспечена защита наших граждан от природных и техногенных катастроф, решена 'эуше вопросы национальной безопасности.

Им еемся, что эти замечания будут учтены при доработке проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Можно предположить, что в начале XXI века преодоление опасностей, обусловленных глобальными проблемами человечества, будет осуществляться уже в рамках перехода к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.