Научная статья на тему 'Основные проблемы внедрения систем менеджмента качества'

Основные проблемы внедрения систем менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостин М.С.

В статье проанализированы современные системы управления качеством, выявлены основные проблемы их внедрения. Для более гибкого реагирования на быстро меняющийся рыночный спрос предложено проведение анализа и структурной перестройки производства. Для повышения ответственности персонала в рамках системы менеджмента качества предложено внедрение «матрицы ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы внедрения систем менеджмента качества»

личных региональных отделениях, единая для всех отделений система менеджмента качества остается по-прежнему не разработанной. В отличие от коммерческих структур, внедрение подходов менеджмента качества в ПФР имеет ряд сложностей, среди которых большой территориальных охват, жесткая регламентация типовыми положениями, четкая иерархическая подчиненность подразделений и другие. Именно поэтому научные разработки в данной области на сегодняшний день актуальны и могут иметь большое практическое значение.

Список литературы:

1. Аранжереев М.М. Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов [Текст] / М.М. Аранжереев. - М.: Эксмо, 2006. - 240 с.

2. Беликова Т.Н. Все о пенсиях [Текст] / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

3. Солодовников А. Стандарты качества жизни и нагосударственные пенсионные фонды [Текст] / А. Солодовников // Стандарты и качество. -2008. - № 4. - С. 48-51.

4. Кучер Н. Взносы вместо налога [Текст] / Н. Кучер // Пенсионное обеспечение. - 2009. - № 5(150). - С. 3-8.

5. Негосударственный пенсионный фонд «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ» [Электронный ресурс] / Интернет-сайт НПФ «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ». -Режим доступа: http://www.npf-atom.ru.

6. Накопительный пенсионный фонд ГНПФ [Электронный ресурс]/ Интернет-сайт Акционерного общества «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ». - Режим доступа: http://www.gnpf.kz/3248.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

© Старостин М.С.*

Ковылкинский филиал Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Ковылкино

В статье проанализированы современные системы управления качеством, выявлены основные проблемы их внедрения. Для более гибкого реагирования на быстро меняющийся рыночный спрос предложено проведение анализа и структурной перестройки производства. Для повышения ответственности персонала в рамках системы менеджмента качества предложено внедрение «матрицы ответственности».

* Кафедра Менеджмента организации

Управление качеством является неотъемлемой частью, функцией любого производства независимо от форм собственности и методов управления.

В настоящее время в России созданы и функционируют системы управления качеством на трех иерархических уровнях: общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия [1].

В условиях рыночной экономики для успешного функционирования предприятия необходимо формирование и поддержание эффективной системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям.

В настоящее время внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно действующее требование развивается в трех направлениях:

1. внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 или TQM;

2. снятие технических барьеров в торговле на основе концепции «всеобщего рынка»;

3. обеспечение устойчивого развития внутри общества «культуры качества».

Для защиты потребителя от поставки недоброкачественной продукции Европейским Сообществом принято решение о запрете поставки на европейский рынок продукции, не имеющей сертификата на систему менеджмента качества не только промышленных предприятий, но и сферы услуг, а затем и государственных органов управления [2].

Однако в российской промышленности число сертифицированных систем качества крайне мало.

Внедрение и сертификация на российских предприятиях систем менеджмента качества в определенной степени сдерживается отсутствием современной концепции, учитывающей международный опыт и российскую специфику оптимального механизма финансирования, мер правового регулирования этого процесса.

Для большинства отечественных предприятий характерно несоответствие между требованиями рынка и возможностями производственной базы. Поскольку деятельность предприятий в большей степени ориентирована на производство однородной продукции, то зачастую они не способны гибко перестраиваться на выпуск новой продукции. В конкурентной борьбе выигрывают только те предприятия, которые перестраиваются на выпуск продукции с улучшенными потребительскими свойствами, отвечающими требованиям безопасности, и обеспеченной послепродажным сервисом. Именно поэтому при внедрении стандартов МС ИСО 9000:2000 особое внимание следует уделить анализу и структурной перестройке производства, более гибко реагировать на быстро меняющийся рыночный спрос [3].

Следует заметить, что очень важно не только внедрить систему менеджмента качества, но и получить экономический эффект.

Создание систем менеджмента качества и их внедрение начинается, прежде всего, с выработки политики качества, доведения ее до персонала всех уровней и закрепления ответственности руководства. Политика должна содержать стратегические цели и задачи предприятия, важнейшие технико-экономические показатели развития и совершенствования уровня производства, и способы их достижения.

Как показывает практика, политика предприятия в области качества очень часто принимается формально, тогда, как эффективная политика в области качества должна найти отражение на каждом организационном уровне в виде конкретных функций и ответственности персонала. При этом целесообразно внедрение «матрицы ответственности». Матрица наглядно показывает степень участия и ответственности каждого структурного подразделения и формы их взаимодействия при выполнении закрепленных задач [4].

Одной из главных проблем внедрения принципов TQM на российских предприятиях является необходимость серьезных изменений в организационной структуре и общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента. Иногда необходима смена номенклатуры производимой продукции.

На промышленных предприятиях большая часть затрат, связанных с жизненным циклом продукции, определяется решениями, которые принимаются в самом начале этих циклов. Это создает необходимость в усилении внимания к обеспечению информацией на этапе проектирования, потому что многие будущие затраты закладываются на данном этапе. Соответственно, для успешной конкуренции на рынке предприятиям необходимо умение эффективно управлять затратами на этапе проектирования, иметь возможность адаптироваться к новым, различным и постоянно меняющимся запросам потребителей, а также сокращать время выхода на рынок новых модифицированных продуктов [4].

Поддержание качества произведенной продукции осуществляется на стадии обращения и реализации продукции. Одной из важнейших задач на данной стадии является сохранение качества продукции, достигнутого на стадии производства. На стадии обращения и реализации управление качеством продукции направлено на создание необходимых условий для сохранения свойств продукции при ее складировании, транспортировании и сбыте в соответствии с запланированным уровнем.

Принципиальным в системном управлении качеством является необходимость заинтересованного, осознанного и, самое главное, новаторского участия каждого работающего в повышении и обеспечении требуемого качества продукции и труда. При этом всем, особенно руководителям, следует воспринимать качество продукции как стратегический императив [3].

Менеджмент качества на всех стадиях жизненного цикла продукции обусловливает необходимость взаимодействия системы с различными структурами, особенно с поставщиками сырья материалов, комплектующих изделий, торговыми, транспортными, сервисными и другими организациями.

Реализация принципов системного подхода в управлении качеством продукции создает предпосылки для активизации деятельности в области качества на предприятии и обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции на мировом рынке. Не вызывает сомнений, что активность в области качества при системном управлении приводит к постоянному повышению качества продукции на предприятии.

Обобщая проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM на российских предприятиях, следует отметить, что основные сложности обусловлены доминированием ранее сложившейся организационной культуры и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка.

Список литературы:

1. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 207 с.

2. Демиденко Д.С., Карлик А.Е. Экономическое управление в системах качества // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2007. - № 3. - С. 21-30.

3. Мишин В.М. Управление качеством: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 304 с.

4. Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2006. -№ 12.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И УСЛУГ

© Шевелькова Г.В.*

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Рассмотрены перспективы внедрения инструментов качества в российскую экономику.

Качество продукции и услуг оказывает решающее влияние на конкурентоспособность отдельного производителя и страны в целом, на сбере-

* Старший преподаватель кафедры «Основы экономической теории и права»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.