Научная статья на тему 'Основные проблемы в развитии городского пассажирского транспорта'

Основные проблемы в развитии городского пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1124
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / PASSENGER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пояркова К.Е., Соломатин Н.Н., Щербенко Е.В.

Нормальное функционирование городского пассажирского транспорта важно для развития социальной и производственно-экономической сферы любого города. В связи с ростом и развитием города увеличивается нагрузка на общественный транспорт, неизбежно возникают проблемы, связанные с оказанием транспортных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пояркова К.Е., Соломатин Н.Н., Щербенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS IN DEVELOPMENT OF CITY PASSENGER TRANSPORT

Normal function of city passenger transport important for development of the social and productive and economic sphere of any city. Due to growth and a development of the city load of public transport increases, inevitably there are problems connected with rendering transport services to the population.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы в развитии городского пассажирского транспорта»

Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 385.43

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

К. Е. Пояркова, Н. Н. Соломатин Научный руководитель - Е. В. Щербенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: karina.p89@mail.ru

Нормальное функционирование городского пассажирского транспорта важно для развития социальной и производственно-экономической сферы любого города. В связи с ростом и развитием города увеличивается нагрузка на общественный транспорт, неизбежно возникают проблемы, связанные с оказанием транспортных услуг населению.

Ключевые слова: управление, развитие, пассажирский транспорт.

MAIN PROBLEMS IN DEVELOPMENT OF CITY PASSENGER TRANSPORT

K. E. Poyarkova, N. N. Solomatin Scientific supervisor - E. V. Sherbenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: karina.p89@mail.ru

Normal function of city passenger transport important for development of the social and productive and economic sphere of any city. Due to growth and a development of the city load of public transport increases, inevitably there are problems connected with rendering transport services to the population.

Keywords: management, development, passenger transport.

Основные проблемы и противоречия в развитии системы городского пассажирского транспорта (ГПТ), требующие решения на общероссийском уровне, могут быть сконцентрированы в 4 основных блоках:

- правовые основы деятельности;

- организация и финансирование операционной деятельности;

- инвестиции в ГПТ;

- институциональные вопросы, организация управления.

Законодательные и другие общие и специальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ГПТ, разрознены, противоречивы и, в ряде случаев, уже не отражают современной реальности. Растет количество протестов надзорных органов и арбитражно-судебных разбирательств по вопросам ГПТ [3].

В сфере законодательства сложились следующие основные проблемы и противоречия:

- не установлено четкое разграничение компетенции, предметов ведения и полномочий органов власти всех уровней в сфере ГПТ;

- не установлено конкретное содержание деятельности органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения;

- не совершенен механизм предоставления установленных в стране льгот по оплате проезда и учета предоставленных при этом транспортных услуг;

- не установлены обязательства федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Федерации, а также ответственность муниципальных образований за неполную компенсацию предоставленных ими льгот по оплате проезда на ГПТ;

- не определены направления и формы государственной поддержки ГПТ;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

- не предусмотрена возможность существования систем транспортного обслуживания населения с различными формами возмещения затрат предприятий и предпринимателей ГПТ на условиях финансовой независимости и самоокупаемости;

- не определены механизмы формирования на ГПТ конкурентной среды, в том числе конкурсный доступ перевозчиков на городскую маршрутную сеть и принципы договорных отношений между операторами ГПТ и органами местного самоуправления;

- не установлены общие подходы к организации и осуществлению перевозок пассажиров, формирования тарифов на основе социальных нормативов и стандартов.[1]

Организация и механизмы финансирования операционной деятельности предприятий ГПТ неэффективны. Они, как правило, реализуют принцип возмещения фактических убытков предприятий в пределах ограниченных возможностей соответствующих бюджетов, что ведет к накоплению задолженностей, неудовлетворительному финансовому положению специализированных предприятий ГПТ.

В сфере финансирования сложились следующие основные проблемы и противоречия:

- отсутствие единого подхода к формированию тарифов приводит как к фактам чрезмерного их завышения по сравнению с себестоимостью перевозок, так и к фактам их неоправданного занижения;

- усилия специализированных предприятий по обеспечению полноты сбора выручки и применяемые методы недостаточно эффективны. Количество пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда недопустимо велико;

- компенсации затрат предприятий на перевозки льготных категорий пассажиров из бюджетов всех уровней не покрывают связанных с этим выпадающих доходов;

- не производится целевым образом компенсация затрат предприятий, связанных с работой по установленным властями пониженным в сравнении с себестоимостью перевозок тарифам, а также на социально важных маршрутах или в отдельные периоды времени с низкими пассажиропотоками;

- отсутствует мотивация снижения затрат на перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах, обслуживаемых специализированными предприятиями, как правило, на условиях общественной монополии

- отсутствие систем объективного контроля объема предоставленных услуг и непрозрачность финансовых потоков операторов не позволяют применять методы объективной оценки затрат убытков в системе ГПТ, в том числе в связи с перевозками льготных категорий пассажиров;

- не разработаны механизмы, препятствующие нецелевому использованию межбюджетных трансфертов, связанных с компенсацией затрат на перевозки льготных категорий пассажиров из бюджетов всех уровней.[1]

Процесс воспроизводства основных фондов ГПТ нарушен. Идет их активное старение и выбытие. Инвестирование предприятий ГПТ с использованием современных механизмов практически отсутствует. В этой сфере сложились следующие основные проблемы и противоречия:

- инвестиционные возможности предприятий, средства, выделяемые субъектами Федерации и муниципальными образованиями для обновления производственных фондов ГПТ, не обеспечивают даже их простого воспроизводства. Они не покрывают и половины объективных потребностей;

- отсутствуют отлаженные организационно-финансовые механизмы государственной и муниципальной инвестиционной поддержки ГПТ;

- не созданы правовые и организационно-финансовые условия для широкого привлечения в ГПТ частных инвестиций;

- отсутствие социальных стандартов транспортной обеспеченности городского населения не позволяет оценить уровень минимальных потребностей в инвестициях;

- технико-эксплуатационный уровень транспортных средств, предлагаемых для ГПТ российскими производителями, остается недостаточно высоким, прежде всего по параметрам экономичности и уровню воздействия на окружающую среду.

Процессы государственного и муниципального регулирования работы ГПТ не подкреплены в должной мере институциональными преобразованиями. Имеющиеся и создаваемые органы управления часто не имеют четких полномочий и недостаточно эффективно взаимодействуют между собой.

В институциональной сфере и организации управления сложились следующие основные проблемы и противоречия:

- не завершен процесс передачи собственности ГПТ с федерального уровня на уровни Субъекта Федерации и муниципальный;

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

- не выстроена система органов государственного и муниципального регулирования ГПТ, способная обеспечивать его устойчивое функционирование и развитие в интересах населения страны;

- не завершено формирование специальных структур для управления пассажирскими перевозками в городах, не получают широкого развития современные информационно-управленческие системы;

- отсутствует механизм эффективного управления государственной и муниципальной собственностью в ГПТ;

- преобладающей организационно-правовой формой на ГПТ остается унитарное предприятие, в рамках которого не стимулируется эффективная хозяйственная деятельность, рост накоплений и инвестиционная активность.

- имеют место уход части перевозчиков в теневой сектор экономики и попытки установления криминального влияния на ГПТ;

- органы государственного и муниципального управления не обладают достаточными ресурсами, а их персонал - опытом и знаниями, необходимыми для проведения комплексных реформ, прежде всего в сфере управления ГПТ.

Самым больным вопросом остается федеральное законодательство. Его противоречивость приводит к тому, что вся система управления пассажирским транспортом в настоящее время держится не на законе, а, по сути, на договоренностях между транспортными администрациями, контрольно-надзорными органами и перевозчиками. И это создает хрупкий, весьма неустойчивый баланс интересов, который то и дело нарушается [2].

Сознавая это, министерство активно работает над ключевыми федеральными законами. Это, прежде всего, Устав автомобильного транспорта. Это поправки к закону «О местном самоуправлении». Закон «Об адресной компенсации оплаты на проезд отдельным категориям граждан и другие нормативно-правовые документы.

Библиографические ссылки

1. Выступление Заместителя Руководителя Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Евгения Москвичева // Реформирование городского пассажирского транспорта : семинар. Омск, 2003. 10-11 июля.

2. Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 1. С. 61-64.

3. Эльдарханов Х. Ю. Логистика: управление городским грузодвижением. Тамбов : Грамота, 2008. 143 с.

© Пояркова К. Е., Соломатин Н. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.