ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АПК ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АПК ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33

Статистика по статье
  • 7
    читатели
  • 1
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Сибирский торгово-экономический журнал", СИМАНАВИЧЕНЕ Ж., АМИРОВА М.А.

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — СИМАНАВИЧЕНЕ Ж., АМИРОВА М.А.

Текст
научной работы
на тему "ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АПК ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБъЕКТОВ АПК ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
СИМАНАВИЧЕНЕ Ж.,
дэ.н, профессор, Университет Микола Ромериса (Литва) АМИРОВА М.А.,
старший преподаватель, Инновационный евразийский университет (Казахстан)
Посредством маркетинговых исследований, возможно, четко определить потребности в тех услугах, которые пользуются наибольшим спросом. Основным объектом исследования являются потребности целевой группы (потенциальных клиентов - различные категории сельхозпроизводителей). Анализ потребностей представляет одну из первых стадий в планировании деятельности консультационной службы. Это связано с тем, что деятельность информационно-консультационной службы должна ориентироваться, прежде всего, на удовлетворение потребностей целевой группы их анализ в широком понимании является систематическим процессом установления приоритетов и принятия решений относительно планирования, разработки и способах осуществления программ службы.
Нами была разработана анкета, с целью изучения потребностей в новых знаниях и информации различных категорий потенциальных клиентов информационно-консультационной службы, а также для выявления их отношения к самой службе и эффективности их деятельности.
Для сбора информации была использована возможность интервьюирования и анкетного опроса сельхозтоваропроизводителей Павлодарской области различных категорий. Методом интервьюирования были проведены беседы с руководителями и специалистами сельскохозяйственных предприятий. Приоритетным методом выявления потребностей было анкетирование потенциальных клиентов, не требующих больших затрат времени и средств. В анкетировании приняли участие все категории хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и хозяйства населения) 12 районов Павлодарской области. В течении 2014 года по региону было опрошено 1037 респондентов.
По имеющимся данным 96% респондентов знают о существовании АО «Казагромаркетинг» (областного филиала) и СИКЦ, 3% не знают и 1% опрошенных впервые услышали. В ходе проведения опроса была выявлена потребность в оперативной и достоверной информации - 88% и 12% не нуждаются в ней. Потребность в консультационных услугах при
I Количество потребностей.
Рисунок 1. Количество потребностей в консультационных услугах
Финансовые инаигуты Щ2% Мешдународнысоргаки^ции Госарго ны и учреждении Субъекты АПК
Щг%


69%

0% 10% 10% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рисунок 2. Удельный вес потребителей услуг
ведении бизнеса составило 84% опрошенных и соответственно 16% не нуждаются в них.
Данные опросов, проведенных в Павлодарской области (рисунок 1), свидетельствуют о том, что потребности сельхозпроизводителей можно ранжировать следующим образом. Наибольший спрос был отмечен на консультационные услуги, связанные с государственной поддержкой АПК и растениеводством (отметили более 40% всех опрошенных). Вопросы животноводства и бухгалтерского учета занимают вторую позицию (38% и 37%). На третьем месте вопросы касающиеся бизнес планирования (27%). Далее следуют: маркетинг (12%) и инновации (11%). На остальные проблемы обратили внимание 10% опрошенных представителей хозяйств различных формирований.
В процессе исследования большинство опрошенных респондентов высказали свое мнение о получении консультаций одновременно по нескольким направлениям в зависимости от сферы их деятельности.
Тем самым, сельских товаропроизводителей первоочередно интересуют вопросы, связанные с грамотным и научно-организованным ведением растениеводства, животноводства, по направлениям государственной поддержки (принятыми нормативно-
Таблица 1. Потребность субъектов АПК в разрезе
правовыми актами и другими вопросами развития АПК) и бухгалтерского учета.
В процентном соотношении категории основных потребителей услуг Общества имеют в среднем следующие удельные веса (рисунок 2).
Оказываемые Обществом услуги актуальны и востребованы на рынке. Как видно из данных рисунка, что основными потребителями услуг Общества являются субъекты АПК (юридические и физические лица) [1].
Потребность субъектов АПК в консультационных услугах в разрезе сегмента расположена следующим образом (таблица 1). Из данных видно, что в зависимости от категорий потребности субъектов АПК различаются. К примеру, потребность в разработке бизнес-планов одинакова как у представителей мелких хозяйств, так у среднего. Потребности крупных хозяйств значительно отличаются от предыдущих сегментов.
33% опрошенных посещают сайт Общества и соответственно 67% не посещают. При этом 90% опрошенных считают, что информация играет важную роль при ведении аграрного бизнеса и только 10% считают, что их роль маловажна. Доля обращавшихся за информацией или консультацией в об-
Сегмент субъектов АПК Потребности субъектов АПК
Мелкие хозяйства (домашние хозяйства, индивидуальные предприниматели) - консультации по различным вопросам агрорынка (кредиты, МТР, господдержка и т.д.); - цены на сельхозпродукцию и МТР; - разработка бизнес-плана;
Средние хозяйства (фермерские хозяйства) - разработка бизнес-плана и ТЭО; - расширение производственных мощностей и повышение качества продукции; - организация специализированных обучающих курсов;
Крупные хозяйства (хозяйственные товарищества, АО, производственные кооперативы) - определение приоритетных направлений развития бизнеса и повышения его эффективности; - проведения маркетинговые исследований, как внутреннего рынка, так и внешнего рынка; - получение актуальной информации о тенденциях развития на агропро-довольственных рынках.
Примечание - составлено автором на основании анкетных данных
рисунок 3. Доля обращавшихся в АО «Казагромаркетинг», %
ластной филиал - 31%, в СИКЦ 47% и 22% респондента не обращались (рисунок 3). Отсюда следует, что наибольшей популярностью пользуются СИКЦ расположенные в районых центрах, так как многие аграрники находятся на большом расстоянии с областным центром региона.
Степень удовлетворенности эффективностью деятельности областного филиала: «хорошо» - 59%, «удовлетворительно» - 29% и неудовлетворены их деятельностью 12% опрошенных респондентов. При этом большинство респондентов высказали мнение о том, что консультационные услуги должны носить практический характер, о применении метода проведения консультаций на демонстрационных полях и хозяйствах. На вопрос: «Какова роль государства в обеспечении консультационных услугах» 62% опрошенных ответили, что государство играет важную роль в обеспечении информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей.
В ходе проведения исследования, респонденты отметили, что для повышения результативности своей профессиональной деятельности им необходимо получать новые знания из области экономики, сбыта производимой продукции, информационных технологий, права, организации и управления производством. Средний балл оценки важности (по 5-ой балльной шкале) в получении новых знаний в зависимости от рода деятельности представлено в таблице 2.
Из данных таблицы видно, что наибольшей важностью обладает поиск или расширение каналов
сбыта произведенной продукции. Данные анализа опрошенных нами работников подтверждают существование потребности в информации и новых знаниях у сельских товаропроизводителей.
При этом готовность опрошенных респондентов заплатить за предоставляемую услугу (информация, консультация, обучение) составило 58%. Внесение платы за информационно-консультационную услугу стимулирует не только консультантов, но и самого сельхозпроизводителя подойти к делу ответственно и получить как можно больший эффект из вложенных в оплату средств.
В современных условиях информационно-консультационные службы используют различные методы проведения консультаций, которые в дальнейшем помогают сельхозпроизводителям сформировать собственное мнение о существующих проблемах и самостоятельно принимать управленческие решения. Из результатов анкетируемых видно, что роль государства в информационно-консультационных услугах играет доминантную и для их дальнейшего развития государственные органы управления должны выполнять главную функцию. Тем самым развитие информационно-консультационного обеспечения будет способствовать реализации государственной политики по стимулированию развития АПК.
Таким образом, для эффективного развития АПК необходимо развивать деятельность существующей информационно-консультационной службы с учетом разностороннего анализа потребностей сельских товаропроизводителей в различного рода услугах ИКС (в информации, обучении, выставочно-
таблица 2 - Средний балл оценки важности в получении новых знаний в зависимости от рода деятельности
Область знаний Фермеры Руководители хозяйств Специалисты хозяйств Работники госорганов управления Другое Средний балл оценки важности
Каналы сбыта 4,1 4,8 4,2 4,3 4,8 4,44
Право 3,1 4,5 3,5 3,8 4,2 3,82
Экономика 3,2 4,5 4,1 4,0 4,5 4,06
Информационные технологии 3,6 3,8 3,6 4,3 4,5 3,96
Управление производством 3,1 4,3 3,7 3,0 4,4 3,70
Другое 4,7 4,4 3,6 4,1 4,0 4,16
Примечание - составлена автором на основании анкетных данных
ярморочных мероприятиях, консультационных услугах и др.), то есть необходим механизм обратной связи. В связи с этим необходимо рассмотреть проблемы, сдерживающие эффективного ведения агробизнеса, а также дальнейшего развития информационно-консультационного обеспечения региона на современном этапе.
В части выявления проблем на основании проведенного исследования (анкетирование сельхозпроизводителей) были выявлены следующие проблемы, препятствующие ведению эффективного аграрного бизнеса субъектами АПК Павлодарской области:
- в сфере растениеводства высокая зависимость от природно-климатических условий, так как область расположена в зоне рискованного земледелия, где основным лимитирующим условием для развития сельскохозяйственного производства является дефицит влагообеспеченности;
- в сфере животноводства основная - слабая кормовая база, другая - неэффективность селекционно-племенной работы, в том числе внедрения искусственного осеменения;
- наличие постоянного риска во всех сферах аграрного бизнеса;
- высокая конкурентная среда;
- большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением конечной продукции;
- высокая себестоимость производимой продукции;
- затруднения, связанные с реализацией готовой продукции (поиск и расширение каналов сбыта);
- дефицит квалифицированных специалистов в сельской местности;
- недостаточность финансовых средств для ведения бизнеса, краткосрочность кредитных займов, волокита с документацией по оформлению займа;
- несовершенство средств связи и коммуникаций в сельской местности и связанные с этим затраты на поездки в областные филиалы по подготовке представляемых документов (например, для получения займа, лизинга, субсидирование и др.).
Для решения перечисленных проблем необходимо своевременно информирование и консультирование сельхозпроизводителей области. Тем самым недостаточная информированность сельхозпроизводителей является одним из сдерживающих факторов снижения эффективности аграрного бизнеса Павлодарской области.
Литература:
1. Стратегия развития АО «Казагромаркетинг» на 2011-2020 годы. Астана. - 2013. - с. 30.
2. Метелев С.Е, Артамонов Д.А. // Проблемы маркетингового и управленческого консультирования. -IV Омские торгово-экономические чтения/Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию высшего торгово-экономического образования в России. -Омск: Максимум, 2007. С. 300-305.
РЕГИОНАЛЬНЫМ АГРОПИЩЕВОИ КЛАСТЕР В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
лизунов в.в.,
к.ф.-м.н, доцент, Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова, Омская экономическая лаборатория ИЭиОПП СО РАН;
черепанова и.в.,
к.э.н, доцент, Омский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова
1. Разработка Стратегии-2025
В период 2012-2013 гг. по заказу Правительства Омской области консалтинговая компания ЗАО Strategy Partners Group (SPG - в русской аббревиатуре СПГ), российский стратегический консультант, ведущий свою историю с 1994 года и входящий в группу компаний ОАО «Сбербанк России» [12], разработал «Стратегию социально-экономического
развития Омской области до 2025 года» (Стратегия-2025) [5].
Стратегия-2025 была разработана с учетом стратегических документов социально-экономического развития России: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноя-

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх