Научная статья на тему 'Основные проблемы социально-экономической подготовки учащихся'

Основные проблемы социально-экономической подготовки учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC TRAINING / SOCIAL AND ECONOMIC KNOWLEDGE / ECONOMIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барциц Виктория Витальевна

В статье обосновывается мысль, что главными задачами социально-экономической подготовки учащихся можно считать: получение социально-экономических знаний и создание базы для их развития; формирование социально-экономического мышления и сознания; формирование потребности применения социально-экономических знаний в повседневной жизни. Как показывает автор, эти и другие задачи социально-экономической подготовки учащихся реализуются в ходе социально-экономического образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author grounds the idea that the main aims of social and economic training of students are the following: acquiring of social and economic knowledge and organization of basis for its development; forming of social and economic thinking and consciousness; creation of need of application of social and economic knowledge in everyday life. As the author shows, these and other aims of social and economic training of students are being actualized in the course of social and economical education and training.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы социально-экономической подготовки учащихся»

Основные проблемы социально-экономической подготовки учащихся

В. В. Барциц

(Московский государственный областной педагогический университет

им. М. А. Шолохова)*

В статье обосновывается мысль, что главными задачами социально-экономической подготовки учащихся можно считать: получение социально-экономических знаний и создание базы для их развития; формирование социально-экономического мышления и сознания; формирование потребности применения социально-экономических знаний в повседневной жизни. Как показывает автор, эти и другие задачи социально-экономической подготовки учащихся реализуются в ходе социально-экономического образования и воспитания.

Ключевые слова: социально-экономическая подготовка, социально-экономические знания, экономическое мышление.

Main Problems of Students’ Training in the Field of Social Economy

V. V. Bartsits

(Sholokhov Moscow State Regional Pedagogical University)

Abstract: In the article the author grounds the idea that the main aims of social and economic training of students are the following: acquiring of social and economic knowledge and organization of basis for its development; forming of social and economic thinking and consciousness; creation of need of application of social and economic knowledge in everyday life. As the author shows, these and other aims of social and economic training of students are being actualized in the course of social and economical education and training.

Keywords: social and economic training, social and economic knowledge, economic thinking.

Разрыв между меняющимися социальноэкономическими условиями жизни в стране и сложившимися стереотипами социально-экономического сознания и поведения людей получили свое отражение и в отношении учащихся общеобразовательных школ к проблемам экономики и социологии.

В научно-педагогической литературе существует несколько подходов к рассмотрению вопроса о содержании социально-экономической подготовки в школе, и в работах разных авторов нет однозначной трактовки этого понятия. Ю. К. Васильев (Васильев, 1983: 96) в своем исследовании рассматривает социальную и экономическую подготовку учащихся как «подготовку человека к экономической деятельности, его участие в экономической и социальной жизни общества».

Л. П. Кураков, Е. Н. Соболева и В. Н. Якимов (Кураков, Соболева, Якимов, 1987: 140) понимают под социально-экономической подготовкой «процесс и результат усвоения суммы социально-экономических знаний, овладения экономическими умениями и навыками, процесс и результат формирования качеств личности в обществе».

Социально-экономическая подготовка предполагает:

1. Овладение учащимися социально-экономическими знаниями. Изучая курс социально-экономической географии, мы только и делаем, что констатируем факт о том, что, где и когда построено, куда направлены основные грузопотоки определенного вида сырья, какие возникают проблемы в отраслях хозяйства и многое другое. Однако сегодня

* Барциц Виктория Витальевна — аспирант кафедры теории и методики обучения географии Московского государственного областного педагогического университета им. М. А. Шолохова. Тел.: 8 (916) 889-75-29.

социально-экономические знания предполагают рассмотрение данных объектов и процессов не только как факт его наличия на данной территории, а как материальную (физическую, вещественную) базу для существования на ней человека.

2. Умение учащихся определить наиболее эффективную модель организации хозяйственной деятельности человека, определить возможность его самореализации и удовлетворения своих экономических и культурных потребностей в определенном экономическом пространстве. Экономическое мышление и экономическое сознание являются важнейшими структурными элементами экономической культуры. Выделенные научные категории определяют тип личности учащегося и формируются в процессе овладения школьниками экономическими знаниями, умениями и навыками при изучении школьных дисциплин. С одной стороны, понятие «экономическое мышление» трактуют как «процесс накопления и развития экономических знаний, который завершается формированием определенных взглядов на экономическую действительность. С другой стороны, экономическое мышление рассматривается, как «отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи»; как «совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности»; как «процесс осмысления экономических явлений, их познание, сопоставление экономических категорий и теорий с реальностью, соответствующая ориентировка в экономической деятельности» и т. д.

Несмотря на разнообразие взглядов, все авторы сходятся на той точке зрения, что экономическое мышление — это процесс формирования экономических знаний, которые переходят в убеждения личности (человека), дающих ему возможность правильно ориентироваться в современной экономической ситуации.

3. Приобрести навык экономического, психологического и морально-нравственного самосохранения в любой экономической среде. «Экономическая культура личности представляет собой ее саморазвитие, человек не только создает, обогащает и потребляет ценности культуры, но и в процессе своего развития поднимается на новую, более высокую ступень свободы».

В средней общеобразовательной школе г. Москвы и колледже г. Москвы был проведен опрос учащихся с целью выявления значимости каждого из выделенных компонентов социально-экономической подготовки в формировании социально-экономических знаний школьников. Учащимся 10-х классов школы и учащимся 1-го курса колледжа (в опросе принимали участие 232 человека) предлагалось ответить на вопросы: 1. Необходимы ли Вам социально-экономические знания и умения? 2. Что Вы считаете основным источником получения социально-экономических знаний? 3. Получаете ли Вы необходимые социально-экономические знания в школе? В результате анализа ответов учащихся было установлено, что 97% старшеклассников считают для себя необходимым овладение социально-экономическими знаниями и умениями для их использования в дальнейшей жизни (из них 76% рассматривают школу как основной источник социально-экономических знаний и умений, а остальные 24% лишь проявляют интерес к социально-экономической тематике, но отмечают, что школа его не удовлетворяет).

Отвечая на второй вопрос, 49% старшеклассников указали, что они получают социально-экономические знания в школе и колледже, 30% — через телевидение и радио, 12% — в семье, 9% — через информацию в журналах и газетах.

Между тем многие ученые-исследователи считают, что социально-экономическая подготовка начинается в семье и осуществляется, по мнению авторов М. Л. Малышева, К. Ц. Петросяна и Е. Е. Соболевой (Малышева, Петросян, Соболева, 1989: 127), под влиянием родителей: благодаря их умению про-

анализировать вместе с детьми социальноэкономические проблемы в разных регионах и странах мира, дать оценку социально-экономической действительности в своей стране или городе, выявить взаимосвязь экономической ситуации с жизнью населения и др. Хотя современная семья и связана прочнейшими нитями с социально-экономической жизнью общества, необходимо отметить тот факт, что родители не раскрывают детям вопросы экономики, законы функционирования общества и их взаимосвязь. Отсутствие взаимодействия между родителями и детьми объясняется рядом причин. Во-первых, отсутствием у родителей времени не только на обсуждение происходящих в мире изменений, но и на более необходимые беседы о воспитании детей. Во-вторых, такой причиной становится элементарная неграмотность самих родителей. Исходя их этого, выявляется первая проблема социально-экономического образования — наличие в стране огромного количества источников информации, которые зачастую искажают представления подростков о реалиях современного мира и не поддаются контролю даже со стороны педагога.

Таким образом, главным звеном экономической подготовки учащихся, несомненно, становится и является школа. Она включает:

1. Социально-экономическую подготовку всех школьников при изучении школьных дисциплин и факультативных курсов; углубленную социально-экономическую подготовку в ряде специализированных школ, направленную на формирование более глубоких, специальных социально-экономических знаний и умений.

2. Подготовку всех детей к восприятию и пониманию всех социально-экономических изменений, происходящих в обществе.

3. Изучение школьных дисциплин, входящих в образовательный стандарт, содержание которых включает основные социально-экономические знания, а процесс их формирования связан с приобретением учащимися необходимых им социально-экономических умений и навыков. К таким предметам относятся:

— социальная и экономическая география России и мира,

— история,

— основы государства и права,

— обществознание,

— экономика и другие.

Подтверждением того факта, что курс

«Экономическая и социальная география» является главным источником социальноэкономических знаний, является опрос тех же учащихся и соответственно анализ их ответов.

Школьникам было предложено ответить на вопрос: «Что является для Вас главным источником получения социально-экономических знаний?»

Результаты опроса показали, что 41% школьников отдает приоритет курсу «Экономическая и социальная география мира»; 30% выделяют курс «Экономическая и социальная география России»; 12% — «Экономика»; 8% — «Обществознание»; 4% — «Технология»; 3% — «История Отечества»; 2% — «Основы государства и права».

Результаты теста объясняются тем, что изучение курсов «Экономическая и социальная география России» и «Экономическая и социальная география мира» предполагают овладение учащимися ведущими экономическими и социальными знаниями, умениями и навыками, а также формирование у них навыков социально-экономического мышления, позволяющего глубоко осмыслить явления общественной жизни, социально-экономические понятия и теории, сопоставлять их с действительностью, ориентироваться в возможностях использования этих законов на основе интеграционных связей содержания экономической и социальной географии с другими науками. С точки зрения О. В. Лосевой (Лосева, 1989: 46-53), благодаря этому потенциалу возможен комплексный анализ взаимодействия природы и общества на территориальных объектах любого масштаба.

Таким образом, главными задачами социально-экономической подготовки учащихся можно считать получение учащимися соци-

ально-экономические знаний и создание базы для их развития; формирование социально-экономического мышления и сознания учащихся; формирование потребности применения социально-экономических знаний в повседневной жизни; выработку необходимых в жизни экономических и социальных умений (умение анализировать экономические и социальные явления, умение работать со статистическим материалом, выявлять взаимосвязь и взаимозависимость экономических и социальных проблем, осуществлять экономический прогноз и его отражение в социальных явлениях); воспитание таких качества личности, как ответственность перед обществом, бережное отношение к экономическим и неэкономическим ресурсам, трудолюбие и профессионализм.

Выделенные задачи социально-экономической подготовки учащихся, направленные на формирование экономических и социальных знаний, умений и навыков, а также личности школьника, реализуются в ходе социально-экономического образования и воспитания.

1. Каждому периоду развития экономики соответствует определенное социальноэкономическое мышление и социально-экономическое сознание. Новое поколение усваивает и развивает экономические и социальные знания, накопленные предыдущими поколениями. При этом, как отмечают Л. Н. Пономарев, В. Д. Попов и В. П. Чичка-нов (Пономарев, Попов и Чичканов, 1987: 269), «осуществляется непрерывный процесс субъективизации объективного знания и, наоборот, переход знания из состояния объекта осознания во внутреннее качество субъекта (человека, социальной группы), его сознание. Это качество характеризует социально-экономическое мышление как их интеллектуальное свойство, способность усваивать и соотносить экономические и социальные понятия, категории, законы, познавать их сущность, осмысливать социально-экономические явления реальности и соответствующим образом строить свою социально-экономическую действительность».

Социально-экономическое мышление учащихся в своем развитии проходит ряд этапов, а также в зависимости от глубины и характера познания действительности оно подразделяется исследователями на эмпирическое (практическое или обыденное) и теоретическое (научное).

Полученные теоретические знания имеют непосредственное применение на практических занятиях по экономической и социальной географии. В процессе их реализации происходит не только обогащение учащихся социально-экономическими знаниями, умениями и навыками, но и позволяет учителю углубить, расширить, закрепить приобретенные учащимися на уроке знания, развить их любознательность, самостоятельность, активность и инициативу в приобретении знаний.

Таким образом, социально-экономическое мышление в своем развитии, как говорит К. А. Улыбин (Улыбин, 1986: 238), «проходит своеобразную восходящую спираль: от конкретного в представлении через абстрактные понятия к конкретному в мышлении».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев, Ю. К. (1983) Экономическое образование и воспитание учащихся. М. : Педагогика.

Кураков, Л. П., Соболева, Е. Н., Якимов, В. Н. (1987) Экономическое образование и воспитание школьников. М. : Просвещение.

Малышева, М. Л., Петросян, К. Ц. Соболева, Е. Е. (1989) Экономическое мышление учащийся молодежи: опыт, проблемы формирования. М. : ВКШ.

Лосева, О. В. (1989) Значение географии в формировании экономической культуры школьников. // Экономическое воспитание и образование учащихся в школьных курсах географии : межвуз. сб. науч. тр. Свердловск : СГПИ. С. 46-53.

Пономарев, Л. Н., Попов, В. Д., Чичка-нов, В. П. (1987) Экономическая культура: сущность, направления, развитие. М. : Мысль.

Улыбин, К. А. (1986) Экономическое мышление. М. : Изд-во полит. лит-ры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.