Научная статья на тему 'Основные проблемы системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов в РФ'

Основные проблемы системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мкртчян Мано Агвановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов в РФ»

©Мкртчян М.А., 2011

УДК 368.1 ББК 65.271.321.3

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В РФ

М.А. Мкртчян

В настоящее время из всего круга проблем, порожденных достигнутым уровнем развития промышленности и мировой экономики, выступает на передний план проблема обеспечения безопасности производственных объектов, снижения их негативного воздействия на окружающую среду.

Случающиеся аварии, количество которых постоянно возрастает, сопровождаются значительным отрицательным эффектом. В результате таких техногенных катастроф возникает не только огромный ущерб, причиненный экологической обстановке, экономике страны, но и имущественные потери населения и организаций.

Масштабы возможного ущерба производственно-технологической инфраструктуре можно оценить, если обратиться к статистической оценке деятельности опасных объектов, а также последствий угроз, которые исходят от их эксплуатации. Крупные аварии, где размеры зон действия поражающих факторов достигают нескольких сотен или даже тысяч метров, достаточно редки, тем не менее во всем мире в среднем в год происходит около двух-трех подобных аварий, а аварий, в которых гибнут более 25 человек и обнаруживаются свыше 100 раненых, регистрируются в среднем один раз в 2,5 года. Последняя крупная авария, связанная с огромными жертвами, произошла 11 марта 2011 года.

Что касается российской действительности, то на сегодняшний день в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций проживают около 80 млн че-

ловек - это примерно 55 % населения страны. Численность городского населения страны составляет почти 75 % общей численности населения. К тому же только 15 % граждан проживают на территории, где нет опасных объектов.

Ежегодные потери от чрезвычайных ситуаций в городах составляют 800-1 000 человек. При этом большую опасность представляют аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях. Аварии на опасных объектах ежегодно наносят вред здоровью 200 тыс. человек, при этом 1 тыс. из них гибнет.

В связи с вышесказанным изучение системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов становится особенно актуальным.

Страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОПО) является одной из основных составляющих современной социально-экономической политики как государства в целом, так и его отдельных хозяйствующих субъектов. Данный вид страхования дает гарантию третьим лицам (пострадавшим) в получении ими сумм страхового возмещения независимо от финансового положения причинителя вреда.

Под опасным производственным объектом подразумевается объект, при эксплуатации которого может возникнуть авария или инцидент (аварийная ситуации).

Всего в государственном реестре (по состоянию на начало 2010 г.) зарегистрированы

298 567 ОПО, эксплуатируемых 124 671 организацией.

Сильная законодательная система государственного регулирования страхового рынка способствует увеличению доли обязательных видов страхования в общем объеме поступлений страховых взносов. Российская нормативная методическая база по обеспечению системы обязательного страхования ответственности владельцев ОПО не развита вообще.

В Государственной думе неоднократно обсуждался проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», 16 июля 2010 г. он был принят Государственной думой Российской Федерации, 19 июля 2010 г. одобрен Советом Федерации. Закон вступает в силу 1 января 2012 года [1].

В ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2] дан перечень ОПО, включающий предприятие, его цех, участок, площадку или другие производственные объекты на его территории, на которых:

- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;

- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

- получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

- ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

С целью отнесения объекта в составе организации по определенным признакам и критериям к категории ОПО и определения его типа, самой организации необходимо осуществлять идентификацию ОПО. Далее результаты идентификации используются при регистрации объектов в Государственном реестре и при зак-

лючении договоров страхования риска ответственности. Эта процедура является обязательной и носит характер заполнения множества специальных бланков и представления их в регистрирующие органы (территориальное управление Ростехнадзора большого количества технической и юридической документации по специально для этого разработанным правилам и методическим рекомендациям). Заключительным этапом этих действий является занесение в банк данных Государственного реестра сведений о действующих объектах и получение организацией свидетельств о регистрации, заключений по идентификации и карточек учета объектов.

Закон РФ N° 225 от 27 июля 2010 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов» предполагает заключение договора обязательного страхования ответственности, направленного на то, чтобы обеспечить возмещение вреда третьим лицам при наступлении аварии на предприятии. Законодатель называет договор обязательного страхования публичным договором. В данном случае отношения, вытекающие из обязательного страхования, имеют двойственный характер. С одной стороны, если рассматривать правило о публичности договора в отношении обеспечения интересов возможных выгодоприобретателей (граждан и организаций, пострадавших в результате аварии), то их нельзя назвать стороной договора, поскольку контрагентом по сделке является не частное лицо (гражданин), а предпринимателем выступает страховая организация. В этом случае обязательность заключения договора исходит не из требований гражданского законодательства, а из требований осуществления хозяйственной деятельности владельца опасного объекта, соответствие которым предполагает обязательное заключение соответствующего договора. Таким образом, устанавливая данное требование, законодатель защищает, помимо публичных, и частные интересы. С другой стороны, правило о публичности договора может быть обращено к страховым организациям (страховщикам), которые обязаны заключать договор страхования с любым владельцем опасного объекта. На наш взгляд, закон направлен на то, чтобы страховщик обязан был заключить договор обязательного страхования. Проанализируем основные достоинства и недостатки Закона РФ № 225 от 27 июля 2010 г. (см. рис. 1).

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов»

1 Достоинства г )

у Г

Позволит создать механизм солидарной ответственности страховщиков по крупным рискам

Позволит решить финансовую проблему техногенных катастроф

Снизит нагрузку на бюджеты всех уровней

Введение фиксированной суммы в случае смерти

Снизился нижний предел ответственности по каждому страховому случаю с 14,8 млн руб. до 10 млн рублей

Недостатки

1 г

Не учитывает отношения, связанные с причинением вреда за пределами территории РФ

Не распространяется на отношения, возникающие вследствие использования атомной энергии

Не рассматривает отношения, которые возникают вследствие причинения вреда природной среде

Возникновение споров, связанных с определением размера потенциально возможного вреда, страховой суммы и страховой премии

V_________________________________У

Уточнены тарифы

(0,1—0,3 % от страховой суммы)

Рис. 1. Достоинства и недостатки ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов» № 225 от 27 июля 2010 г.*

Остановимся на некоторых его недостатках.

Во-первых, действие Закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда за пределами территории Российской Федерации. Согласно сг. 67 Кон-

* Составлено автором.

ституции РФ, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Во-вторых, действие Закона не предусматривает отношений, возникающих вслед-

80

М.А. Мкртчян. Система обязательного страхования ответственности

ствие использования атомной энергии, а также возмещение возможного ущерба, причиненного в результате деятельности объектов по выработке атомной энергии. Примером могут служить атомные электростанции. Их деятельность регулируется специальным законодательством, что исключает применение норм рассматриваемого нами Закона.

Третий аспект, который необходимо выделить в качестве недостатка, является то, что действие Закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда окружающей среде, то есть в качестве субъектов выступают только физические и юридические лица (организации).

Среди главных достоинств можно назвать снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, а также создание механизма солидарной ответственности страховщиков по крупным рискам. В случае наступления страхового события, бремя по уплате страховых сумм ложится на страховую организацию.

Максимальная страховая сумма увеличена почти в тысячу раз и составляет 6,5 млрд рублей.

Принятие Закона снимает правовую коллизию, сложившуюся с осуществлением страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Таким образом, анализ положений Закона и материалов к нему позволяет сде-

лать вывод о том, что приоритетом является не проблема обеспечения безопасности объектов, а формирование, по аналогии с ОСАГО, денежных потоков в виде страховых премий и иных сопутствующих платежей, взимаемых в пользу страховых компаний.

Вступление в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов» и внедрение его в повседневную практику представляет собой долгий процесс, но, несмотря на это, Закон позволит более динамично развиваться страховому рынку и найти точку равновесия между страховыми компаниями, владельцами опасных объектов и потерпевшими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов : федер. закон № 225 от 27 июля 2010 г. : [принят Гос. думой 16 июля 2010 г. : одобр. Советом Федерации 19 июля 2010 г. : вступ. в силу 1 янв. 2012 г.]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:Zwww.rg.ru. - Загл. с экрана.

2. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. : [принят Гос. думой 20 июня 1997 г.]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:Zwww.rg.ru. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.