Научная статья на тему 'Основные проблемы развития экономики России на современном этапе'

Основные проблемы развития экономики России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26704
1169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ФИНАНСЫ / КРИЗИС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION SOCIETY / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / ECONOMIC STRATEGY / FINANCE / CRISIS / ECONOMIC MODERNIZATION / AND THE NEW ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

В статье приводится анализ современного экономического состояния страны, экономические показатели, направления развития. Указаны основные проблемы, которые необходимо решить с целью успешного выхода из современного экономического кризиса. Предлагаются стратегии решения социально-экономических проблем развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic problems of development of economics of Russia on modern stage

In the article the analysis of modern economic state of the country, economic indicators, directions of development are put forward. The basic problems that need to be solved for the purpose of successful economic recovery are pointed out. The strategies of solving of social and economic problems of development of information society are suggested.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы развития экономики России на современном этапе»

УДК 338.124.1(48+57)

И.Н. Тюкавкин* ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье приводится анализ современного экономического состояния страны, экономические показатели, направления развития. Указаны основные проблемы, которые необходимо решить с целью успешного выхода из современного экономического кризиса. Предлагаются стратегии решения социально-экономических проблем развития информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, социально-экономические проблемы, экономические стратегии, финансы, кризис, модернизация экономики, новая экономическая политика.

В настоящее время основной задачей развития информационного (постиндустриального) общества является противодействие экономическому кризису, который начался, в том числе и в России, в конце 2008 года. Современное информационное общество не предполагает деления экономики на экономику государств или региональную экономику. Экономика в настоящее время стала единой в том смысле, что существует единый рынок. Но условия хозяйствования на этом рынке у разных стран различные, в том числе и различные возможности. А также надо отметить и то, что когда существует конкуренция, рынок цивилизованным быть не может. То государство, которое имеет большие экономические возможности, та фирма, которая выпускает больше конкурентоспособной продукции, диктуют свои условия рынку и определяют на рынке свои порядки.

Экономика России с 1991 года встала на капиталистический путь развития, вошла в рынок. Что мы имеем в 2014 году? Уровень развития экономики определяется объемом ВВП. Россия по этому критерию (около 2,6 трлн долларов) находится ниже Германии, Франции, Англии, Китая, Японии, США. Для сравнения: на конец 2013 года ВВП США составил около 17 трлн долларов. Но если учесть трудовые ресурсы России, территорию, природный потенциал, то возникает вопрос: а почему Россия имеет такой низкий ВВП? Ответ простой: государство не заботилось о своей экономике, о своем промышленном потенциале. А условия были идеальные. В то время (2008 год) нефть стоила около 150 долларов за баррель. Но вместо того, чтобы инвестировать деньги от продажи нефти в отечественную экономику, Россия создала стабилизационный фонд, который был по объему на 2008 год сравним с ВВП страны: около 1,1 трлн долларов. Средства этого фонда

были размещены в «самых ликвидных ценных бумагах» — облигациях Федеральной резервной системы США. И только с началом кризиса страна начала выводить эти средства из США, образовав резервный фонд и фонд благосостояния. Но прежде всего эти средства необходимо было превратить в деньги из ценных бумаг. И этот процесс затянулся.

В 2008 г. стабфонд разделили, как образно выразился замминистра финансов Дмитрий Панкин, «на две заначки — короткую и длинную»: резервный фонд и фонд национального благосостояния [1].

Резервный фонд — практически прямой преемник стабфонда, потому что он должен снижать инфляционное давление и зависимость экономики от нефтяных доходов. Но источниками его формирования стали доходы бюджета не только от добычи и экспорта нефти, но еще от газа и нефтепродуктов. Максимальный размер фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП [2].

В настоящее время в резервном фонде 5,1 трлн рублей (по состоянию на 1 марта 2014 года). С момента своего образования фонд потерял почти 25 млрд долларов. До сентября 2008 года резервный фонд уверенно рос, достигнув на пике 142,6 млрд долларов. Но с началом кризиса процесс развернулся в обратном направлении. Например, только за март 2009 года из фонда на покрытие дефицита бюджета было потрачено почти 15 млрд долларов. Государство сохраняет высокие социальные обязательства несмотря на то, что доходы бюджета падают, и компенсировать это как раз должен резервный фонд [3].

Фонд национального благосостояния (ФНБ) создали из нефтегазовых доходов для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных

* © Тюкавкин И.Н., 2014

Тюкавкин Игорь Николаевич ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

накоплений граждан и для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. Брать из ФНБ средства на любые другие цели нельзя. Сейчас ФНБ составляет 4,8 трлн руб. В отличие от резервного фонда, ФНБ пока только растет: с момента его создания объем увеличился почти в три раза. Средства ФНБ размещены в иностранных облигациях и валютах.

Отрадно и то, что к концу 2008 года Россия имела золото-валютный запас порядка 600 млрд долларов. За три месяца кризиса было потеряно 30 % этого запаса, удерживая стремительную девальвацию рубля. Но тем не менее за три месяца 2009 года стоимость доллара возросла до 34 рублей (на конец 2008 года доллар стоил 27 рублей). А вот возникла такая ситуация из-за того, что стоимость нефти упала до 30 рублей за баррель. Нефтедолларов стало просто не хватать. Стоимость доллара резко возросла. К концу февраля 2014 года стоимость нефти выросла до 115 долларов за баррель. Рост стоимости нефти остановил девальвацию рубля.

А вот рынок отреагировал на кризис по классической схеме: отсутствием спроса на продукцию. Начало сокращаться промышленное производство: нефтяная промышленность, тяжелая металлургия, машиностроение, обрабатывающие производства. За первое полугодие 2013 года объем промышленного производства страны уменьшился по разным отраслям от 2 до 15 %. А это влечет за собой безработицу, социальные конфликты [4].

В настоящее время остро стоит проблема, как выйти из кризиса. Существует несколько точек зрения, некоторые из которых уже реализуются:

1. Государственная монополия на ведущие отрасли промышленности. Действительно, в России существуют госкорпорации, которые объединяют в себя ведущие российские промышленные предприятия с участием в акционерном капитале государства. В основном это стратегические предприятия и топливно-энергетический комплекс, сюда же можно отнести и предприятия военнопромышленного комплекса.

Государство оказывает данным предприятиям финансовую поддержку. Но у этой стратеги есть и негативная сторона. Например, АвтоВАЗ: продукция выпускается, продукция не востребована, а государственные дотации не прекращаются. Сколько времени это будет продолжаться? Все понимают, что государственные дотации нужно направлять в наиболее рентабельный бизнес, с быстрым оборотом средств, с условиями роста, развития и образования новых рабочих мест [5].

2. Политика «большого бизнеса». Проводится по аналогии с выходом из кризиса прошлого столетия США. Но там не было хороших дорог, не было в достаточной мере жилья. А в России это модернизация экономики, причем всей. Автор

затрудняется привести пример конкурентоспособного российского продукта, который бы обладал лучшими качествами, чем импортный (из числа общепотребляемых).

И здесь тоже надо отметить: не нужно «изобретать велосипед», не нужно создавать самим новые технологии и разрабатывать новое оборудование. Нужно воспользоваться уже имеющимися импортными аналогами, которые хорошо себя зарекомендовали, у которых хорошая эффективность. И после того, как мы выйдем по производству на мировой уровень, мы сможем сами заниматься ноу-хау [6].

3. «Новая экономическая политика». Эта стратегия заключается в том, что старая экономическая политика не смогла противостоять кризису. Государственно-олигархический капитализм России с кризисом не справился. Правительству страны нужно определиться, кто «вытягивает» экономику из кризиса: бизнес или государство. Исходя из этого необходимо разработать модель НЭП.

4. И последняя стратегия — вступление в ВТО. Что Россия и сделала. Она открыла границы для импортного товара и забыла об отечественной экономике. Останется малый бизнес, малое предпринимательство, которые будут составлять основу экономики России как отсталой страны [7].

По мнению многих аналитиков, Россия прошла самый острый спад в кризисе. Теперь будет медленный подъем. Но ведь ясно, что без конкретной экономической и финансовой политики, программы этот подъем может затянуться на долгие годы, учитывая уровень развития наших производительных сил. И кроме этого, исходя из технического анализа, используемого на фондовых рынках, известно, что минимумов бывает два. А это говорит о том, что может быть еще один спад в экономике (аналитики прогнозируют его осенью 2014 года). И если первый спад отбросил страну по уровню экономического развития в 2003 год, то второй может вернуть Россию в 1998 год. Этого нельзя допускать.

Стране нужна единая комплексная программа социально-экономического развития, которая бы предусматривала в первую очередь рост промышленности, рост производства, инвестиции в промышленность.

В настоящее время Россия уже потеряла ряд отраслей промышленности, а это угроза национальной безопасности. Многие виды продукции закупаются за рубежом. Но если закупки превышают 50 %, то они превышают порог безопасности. По сути дела, мы отдаем свою промышленность третьим странам, развивая и поддерживая экономику этих стран.

Цель экономической политики — добиться долговременного максимального роста ВВП (а лучше

Основные проблемы развития экономики России на современном этапе

41

ВНП) страны и обеспечить надежную защиту отечественного производителя.

В России можно выщелить ряд отраслей промышленности исходя из исторических и геополитических аспектов, которые могут стать локомотивом выхода страны из кризиса [8]:

— транспорт (транзитный потенциал);

— авиационно-космическую промышленность;

— генную инженерию и биотехнологии;

— ядерную промышленность;

— нанотехнологии;

— автомобильную промышленность;

— кораблестроение;

— производство программного обеспечения;

— малый бизнес;

— финансовую инфраструктуру;

— легкую промышленность;

— целлюлозно-бумажную промышленность.

Развивать эти отрасли можно как с помощью

господдержки, создавая предприятия государственно-частного партнерства, так и госкорпорации. Кроме этого, можно создать особые экономические зоны под жестким контролем государства. А можно пойти другим путем: инвестиции в бизнес, льготный режим налогообложения, привлечение иностранных партнеров [9].

Россия находится в условиях глубокого системного кризиса отечественной модели воспроизводства. Существующие дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность отечественного продукта, резкое уменьшение инвестиций в экономику, инфляция, усиливающаяся безработица — все это обуславливает необходимость пе-

ресмотра отечественной модели экономики и переходу к новой, совершенствование организационных форм управления экономикой, государственного регулирования. Новыш механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на противостояние кризису, стабилизацию экономической ситуации в стране и обеспечение производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны.

Библиографический список

1. Аузан A.A. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Зарубежный опыт реализации государственночастного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы / A.B. Гладов, А.М. Исупов, С.А. Мартышкин [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 36-55.

3. Закрома родины // Ведомости. 2013. 29 июня.

4. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. 2-е издание. М.: Омега-Л, 2012.

5 Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2007.

6. Глазьев С.Ю. Развитие экономики в условиях глобальных технологических сдвигов: научный доклад. М.: НИР, 2012.

7. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5.

8. Тюкавкин Н.М. Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

9. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 3 (29).

I.N. Tyukavkin* BASIC PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ECONOMICS OF RUSSIA ON MODERN STAGE

In the article the analysis of modem economic state of the country, economic indicators, directions of development are put forward. The basic problems that need to be solved for the purpose of successful economic recovery are pointed out. The strategies of solving of social and economic problems of development of information society are suggested.

Key words: information society, social and economic problems, economic strategy, finance, crisis, economic modernization, and the New Economic Policy.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich ([email protected]), the Dept. of Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.