Научная статья на тему 'Основные проблемы предпринимательства'

Основные проблемы предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7342
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСЗАКАЗЫ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT REGULATION / TAXATION / GOVERNMENT CONTRACTS / BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова И.М.

Одним из главных приоритетов государственной политики является развитие предпринимательства. Политика государства направлена на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В статье рассматриваются актуальные проблемы малого и среднего бизнеса, проводится их анализ и предлагаются пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP

One of the main priorities of state policy is the development of entrepreneurship. Government policy is aimed at creating an effective competitive economy, modernization and technological renovation of production areas, supporting the improvement of the welfare of the population on the basis of dynamic and sustainable economic growth. The article considers topical issues of small and medium business, conducts analysis and proposes solutions.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы предпринимательства»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 33

И.М. Морозова

старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Одним из главных приоритетов государственной политики является развитие предпринимательства. Политика государства направлена на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы, обеспечивающей повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В статье рассматриваются актуальные проблемы малого и среднего бизнеса, проводится их анализ и предлагаются пути решения.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, налогообложение, госзаказы, бизнес-инкубатор.

I.M. Morozova, Agrarian State University of Northern Zauralye

MAIN PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP

Abstract. One of the main priorities of state policy is the development of entrepreneurship. Government policy is aimed at creating an effective competitive economy, modernization and technological renovation of production areas, supporting the improvement of the welfare of the population on the basis of dynamic and sustainable economic growth. The article considers topical issues of small and medium business, conducts analysis and proposes solutions.

Keywords: entrepreneurship, government regulation, taxation, government contracts, business incubator.

В процессе деятельности предприниматели находятся под влиянием факторов, которые мешают или существенно сдерживают их развитие. Все эти факторы можно объединить в следующие проблемы:

1. Ограниченность финансов

Самый очевидный недостаток малого бизнеса - это низкий размер капитала. Ограниченность финансов сказывается на объемах производства, маркетинговом бюджете, инвестициях, инновации. По оценкам экспертов лишь около 30% предпринимателей получают кредиты.

В этом случае банки тоже можно понять, ведь у предпринимателей нет достаточного обеспечения кредитов и, соответственно, у банков возникают дополнительные риски, связанные с кредитованием малого бизнеса. Хотя в последнее время у банков появляется определенный опыт в этой сфере и они пытаются упростить процедуру выдачи кредитов и пытаются снизить процентные ставки, пересматривают сроки кредитов, что конечно же смягчает условия получения кредита.

2. Административные барьеры

Малому бизнесу подчас сложнее получить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам. При этом предприниматели чувствуют на себе избыточное государственное регулирование и участие органов контроля и надзора, которое выражено в основном проведением мно-

72

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

гочисленных проверок перед получением необходимых разрешений.

3. Система налогообложения

Для начисления налогов и их уплаты в соответствии с законодательством предприниматели должны иметь или профессиональные знания, или привлекать за плату специалистов по бухучету и налогам. При установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на производство, а также на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Также отрицательным фактором является постоянный пересмотр ставок и применение различного рода льгот. При этом затрудняется и работа самих налоговых служб из-за недостаточной четкости и ясности нормативных документов и из-за частого изменения и внесения поправок в налоговое законодательство.

Все более сложной и запутанной становится отчетность, которую должны предоставлять индивидуальные предприниматели: незнание влечет за собой ошибки, а за ошибки надо платить - так и получается замкнутый круг: или платить штрафы или увеличить расходы на квалифицированных специалистов по учету и налогам, а в последнее время стоимость этих услуг растет. С введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения.

4. Размещение государственных и муниципальных заказов на малых предприятиях не только политически выгодный лозунг. Г осударственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов и местных органов власти Российской Федерации.

Несмотря на способность приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, именно малое предприятие исчезает с рынка первым. Единственное, что может не допустить ликвидации таких предприятий - это госзаказы для малого бизнеса. Процедура проведения торгов, подписания документов и заключения сделки строго регулируется законом. Контролирующие органы - Счетная палата и Казначейство. В особых случаях подключается ФСБ, если речь идет о вооружении. Особенности проведения закупок малым бизнесом прописаны в специальном законе РФ «О закупках». В нем говорится, что заказчики должны производить закупки у малых и средних компаний в таком объеме: С 01.01.2015 по 31.12.2016 - не меньше 18% от общего числа договоров. С 01.01.2017 - не меньше 25% от годового количества заказов. При этом предполагается, что участие в торгах зачастую проходит совершенно бесплатно. Но в некоторых случаях, все же предусмотрены некоторые денежные и временные затраты. Минимальные средства придется вложить в электронные торги. Как правило, речь идет об условном взносе, который не возвращается независимо от результатов торгов [5 ].

Невыполнение условий конкурса также контролируется государством. Для этого разработана целая система штрафов, как для заказчика, так и для поставщика услуг или товаров.

№ 1 (53) - 2016

73

Проблемы экономики и менеджмента

Чтобы расширить пространство для развития малого и среднего предпринимательства необходимо определить квоты в системе государственных и муниципальных закупок у них товаров и услуг.

В декабре 2014 года премьер-министром России Димитрием Медведевым было подписано постановление относительно введения квот на участие предприятий малого бизнеса в закупках. С 1 июля 2015 года в закупках могут принимать участие госкомпании с выручкой больше 10 миллиардов рублей. Доля поставок от малого бизнеса должна быть не менее 18% с учетом субподряда и 10% в форме прямых договоров. Данная мера была рассмотрена правительством в качестве способа поддержки малого бизнеса на фоне экономического кризиса. На сегодняшний день исполнение квоты в 18% для государственных компаний и органов исполнительной власти стало затруднительно. При этом за невыполнение квоты не была предусмотрена доля ответственности госзаказчиков.

По данным мониторинга отмечается, что большинство предпринимателей назвали основными препятствиями для малого бизнеса такие факторы, как затратность размещения заявки и низкие шансы получить заказ. Специалисты рынка госзаказов считают, что большая часть нарушений в проведении конкурсов связана со слабым знанием заказчиком и исполнителем законодательства в сфере госзакупок, неосведомленностью о последних принятых нововведениях. Также нарушения в закупках совершаются из-за небрежного оформления контрактов. Именно достаточно простые ошибки, считают эксперты, зачастую ведут к аннулированию конкурса.

5. Проблема нежилых помещений

Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности. Многие талантливые предприниматели, не имея подходящего помещения, начинали свое дело просто в гараже. Часто формой поддержки начинающих предпринимателей от государства выступают бизнес-инкубаторы, где можно получить квалифицированную помощь как в составлении бизнес-плана, так и в обучении сотрудников новым навыкам организации и ведения своего бизнеса. Кроме того, в этих центрах можно недорого арендовать помещение и разместить там всех своих сотрудников, так они всегда смогут обратиться за помощью к опытным профессионалам. В бизнес-инкубаторе Тюменской области с апреля 2010 года до настоящего времени заключено 110 договоров аренды на офисные помещения, из них: 68 - в Тюмени, 29 - в Тобольске и 13 - в Ишиме. Некоторые договоры расторгнуты. Причины связаны как с расширением бизнеса и необходимостью переезда непосредственно к производственным площадкам, так и вследствие прекращения предпринимательской деятельности. Основная же часть компаний успешно продолжает реализовывать проекты, но уже вне стен бизнес-инкубатора.

В настоящее время общее количество резидентов - 41, при этом в Тюменском отделении остались свободными всего пять офисов [4].

6. Проблема продвижения товаров и услуг

Имея ограниченные ресурсы для ведения бизнеса многие предприниматели эко-

74

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

номят на рекламе своих товаров и услуг в СМИ или интернете и соответственно испытывают трудности в установлении связей с поставщиками и потребителями. Большинство таких предприятий для продвижения своей продукции используют выставки и ярмарки, которые являются доступной площадкой для продажи товаров.

7. Потребность в деловой информации

Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений. Постоянно расширяется система информационного обеспечения предпринимательства в сети Интернет.

Например, в Тюменской области на базе ГБУ ТО «Областной бизнес-инкубатор» при поддержке Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства функционирует Центр развития экспорта и инвестиций [2].

В соответствии с некоммерческим статусом, все услуги Центр оказывает на безвозмездной основе.

В структуре Центра развития экспорта и инвестиций функционирует Евро Инфо Корреспондентский Центр (ЕИКЦ). ЕИКЦ - Россия является членом и официальным информационным агентом общей сети Enterprise Europe Network (EEN). В настоящее время сеть Enterprise Europe Network объединяет около 400 центров в почти 50 странах мира и играет важную роль в развитии внешнеторговых отношений между малыми и средними предприятиями, Евросоюзом и третьими странами. Основная задача Евро Инфо Корреспондентского Центра - содействие малому и среднему бизнесу в налаживании деловых взаимоотношений с западными партнерами, предприятиями в других регионах Российской Федерации, а также поддержка в продвижении продукции тюменских производителей на внешние и межрегиональные рынки.

8. Низкая квалификация персонала

Предприятия функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов.

Например, Тюменский бизнес-инкубатор каждый год проводит обучающие мероприятия по внешнеэкономической деятельности: международная логистика, как работать со странами ВТО, таможенного союза, как продавать, как заниматься международным маркетингом. Приглашаются часто иногородние спикеры, уважаемые в конкретной области. Все мероприятия для субъектов малого и среднего бизнеса, а также для начинающих предпринимателей бесплатны.

Список литературы:

1. Закон Тюменской области № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» от 5.05.2008. (в ред. законов Тюменской области от 11.10.2013 № 74, от 02.12.2013 № 96, от 24.04.2014 № 26).

2. Тюменская область: официал. портал государственной власти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.admtyumen.ru (дата обращения: 2.01.2016).

№ 1 (53) - 2016

75

Проблемы экономики и менеджмента

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tumstat.gks.ru (дата обращения: 2.01.2016).

4. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.incubator72.ru (дата обращения: 2.01.2016).

5. Морозова И.М. Субсидии для сельскохозяйственных организаций: их виды, учет и контроль / И.М. Морозова // Наука и мир. - 2015. - № 11.

76

№ 1 (53) - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.