Научная статья на тему 'Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского государственного Университета'

Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского государственного Университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3589
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боброва Г. В.

В данной работе рассматривается тема «Досуг студенческой молодежи». Исследование досуга студенческой молодежи, весьма актуально, поскольку позволяет оценить предпочтения студентов, их поведение, вкусы и просто позицию. А также сделать выводы о тех шагах, которые необходимо сделать для улучшения и оптимизации досуга студентов. Безусловно, уделять внимание студенческому досугу необходимо, как необходимо и организовывать этот досуг, составлять условия для возможности осуществления его нормальных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Боброва Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского государственного Университета»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ,

НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Боброва Г.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В данной работе рассматривается тема «Досуг студенческой молодежи». Исследование досуга студенческой молодежи, весьма актуально, поскольку позволяет оценить предпочтения студентов, их поведение, вкусы и просто позицию. А также сделать выводы о тех шагах, которые необходимо сделать для улучшения и оптимизации досуга студентов. Безусловно, уделять внимание студенческому досугу необходимо, как необходимо и организовывать этот досуг, составлять условия для возможности осуществления его нормальных форм.

Студенческая молодежь - основной стратегический ресурс обновляемой России, поскольку информационная цивилизация требует высокого уровня образованности субъекта. Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. Одной из сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, где наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных ори-ентаций, а также разрушением традиционных норм и ценностей является досуг [3, 5].

Однако именно сфера молодёжного досуга в современных социально-экономических условиях подвергается наибольшему внешнему давлению и стандартизации. Досуг как навязанный средствами массовой информации стандарт потребления, как единственная в своём роде цель деятельности и досуг как форма ухода от проблем, вызванных трудностями социальной адаптации (в крайних случаях, это уход в секты, наркотизация и алкоголизм) становятся основными формами практических ориентации значительной части современной молодёжи [2, 4]. Вместе с тем исследование проблем ценностных ориентации в досуговой деятельности продиктовано, прежде всего, практическими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере оказывают непосредственное влияние на ролевую структуру современного российского общества. Тем самым обуславливается актуальность исследования по времяпровождению студентов. Все вышеизложенное послужило толчком для проведение исследований по изучению интересов в свободное от учебы время студенческой молодежи. Исследования

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук.

проводились среди студентов 1-4 курсов Оренбургского Государственного университета.

Цель исследования - установить основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время проведения досуга, рассмотреть отношения студентов к Университету, как к месту проведения свободного от учебных занятий и работы времени, оценка роли Университета в организации досуга студентов.

Задачи исследования - выяснить и проанализировать:

- Основные способы проведения досуга студентами.

- Бюджеты времени, отводимые студентами на проведения досуга.

- Материальные (финансовые) возможности студентов в сфере обеспечения потребностей досуга.

- Степень достаточности мест и возможностей проведения свободного времени в месте проживания студентов, в Университете.

- Оценки, даваемые студентами роли Университета в организации досуга.

- Видение студентами возможностей Университета в сфере организации досуга.

- Основные потребности студентов в сфере досуга, в том числе потребности, удовлетворение которых они связывают с Университетом.

Исследование проводилось методом анкетирования. В качестве генеральной совокупности рассматривались студенты дневного отделения всех факультетов ОГУ Именно студенты, обучающиеся на дневном отделении, имеют, в соответствии с нашей гипотезой, потребности в проведении досуга в стенах университета, именно на них, основную группу потребителей, должна быть ориентирована политика Университета в сфере организации отдыха и досуга студентов.

Репрезентативная для университета выборка была построена по квотному принципу, в расчет принималось количество студентов, обучающихся на том или ином факультете ОГУ, на том или ином курсе, так же устанавливались квоты по половому признаку. Таким образом, анкетирование проводилось по выборке в 690 человек, отражавшей половую структуру генеральной совокупности, «профессиональную» (факультеты) структуру и структуру продвижения по ступеням обучения (1 -4 курсы).

Основные данные, полученные в ходе исследования:

Вопросы первой части анкеты были направлены на получение информации о возможностях и способах проведения свободного времени студентами, в тех условиях, в которых они находятся в настоящее время.

Ответы на оценочный вопрос «Считаете ли Вы достаточным то количество свободного времени, которое Вы можете посвятить досугу?» распределились следующим образом:

- Считаю вполне достаточным - 35,4 %.

- Считаю почти достаточным - 35,4 %.

- Свободного времени крайне мало - 14,6 %.

- Практически нет свободного времени - 14,6 %.

Дополнить оценочную информацию фактической был призван вопрос 2 - «Укажите, пожалуйста, сколько времени в день (в среднем) Вы можете посвятить отдыху, досугу?»

На этот вопрос мы получили следующие ответы:

- Нет времени - 4,1 %.

- Не более 1 часа - 16,3 %.

- 2-3 часа - 28,6 %.

- Более 3 часов - 36,7 %.

- Другое - 14,3 %.

Таким образом, мы можем видеть, что большинство студентов располагают более 3 часов свободного времени каждый день. Такое количество свободного времени, в общем, устраивает студентов, его достаточно для отдыха и свободного, не делового общения, это отражается в том, что варианты ответа на вопрос 1.1 «вполне достаточно» и «почти достаточно» выбрали 35.4 % респондентов. Таким образом, предмет нашего рассмотрения в своем временном измерении составляет примерно 3-4 часа в сутки, именно об этой части жизни студентов и идет речь.

Продолжая рассматривать условия студенческого досуга, мы обращаемся к местам его проведения. В следующем вопросе студенты должны были оценить достаточность мест, в которых они могли бы провести досуг в соответствии со своими потребностями. Вопрос был разбит нами на две части, в первой из которых респонденты давали оценку ситуации с местами досуга в Оренбурге. Нами были получены следующие результаты:

- Достаточно, даже с избытком - 16,7 %;

- Достаточно - 31,3 %;

- В общем, достаточно, но есть и нехватка - 31,3 %;

- Недостаточно - 20,7 %.

Таким образом, мы видим, что в Оренбурге достаточно культурных, развлекательных и спортивных мест проведения досуга. Если говорить о возможностях проведения досуга на территории Университета, то отвечая на вторую часть вопроса большинство студентов подчеркнули незаинтересованность в свободном времяпровождении на территории университета.

Для того чтобы понять досуговые потребности студентов в исследовательскую анкету были включены вопросы по определению основных видов досуговой деятельности студентов.

Приведем полученные результаты:

- Спорт и физическое воспитание - 25 %;

- Активный отдых (прогулки, танцы, посещение культурных заведений) - 34,3 %;

- Занятия по интересам - 30,4 %;

- Другое - 5,3 %.

Исследования позволили определить основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в организации и проведении досуга. Что же мешает студентам проводить свободное время в полном соответствии с их желаниями, потребностями, интересами?

Ответы на вопрос о проблемах досуга («Укажите, пожалуйста, основную проблему, с которой Вы сталкиваетесь при проведении досуга?») распределились следующим образом:

- Отсутствие свободного времени - беспокоят 14,5 %;

- Отсутствие финансовой возможности - 47,3 %;

- Отсутствие мест с организованной досуговой деятельностью (мест проведения досуга - 25,5 %;

- Не встречают проблем в сфере досуга 7,3 %;

- Другое - 5,4 % студентов.

В рамках исследования мы пытались выяснить, что же ожидают студенты от Университета, как места проведения свободного времени, какие требования предъявляют к организации досуга, какой хотят видеть Университетскую клубную зону отдыха, создание которой планируется в нашем ВУЗе.

Результаты исследования показали, что создание специального места отдыха для студентов важно и остро необходимо (так считают 47,9 % опрошенных студентов), часть студентов имеют не полную информацию о деятельности студенческих клубов и организаций, они выразили пожелание в большей информационной открытости таких клубов (27,1 %), и только 10,4 % от опрашиваемых не проявили заинтересованности в досуге, организованном Университетом.

Таким образом, результаты проведенного исследования, изложенные выше, позволили сделать некоторые выводы.

Досуг - немаловажная составляющая жизни современного молодого человека, несмотря на ограниченность во времени и в материальных ресурсах, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в рамках многообразных увлечений, интересов, хобби [1].

В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты сталкиваются с разнообразными проблемами, важнейшими, из которых являются - недостаток свободного времени и располагаемых материальных ресурсов. Немаловажно наличие и такой проблемы, как недостатки в организации досуга, ограниченное количество мест его проведения. И, если наличие мест отдыха в городе в целом оценивается студентами достаточно высоко, то ситуация в Университете, наоборот близка к критической, так повторим цифру из результатов, 66,6 % студентов считают, что мест отдыха на территории ОГУ недостаточно для удовлетворения потребностей. А ведь

именно Университет мог бы путем организации досуга студентов решить такие проблемы, как, например, нехватка денег, недоступность многих городских мест проведения досуга для молодых людей. Проблема времени так же могла бы стоять не так остро, ведь организованная досуговая база в Университете позволила бы экономить, столь ограниченное время, которое студенты могут посвятить досугу, за счет сокращения затрат времени на поиск и дорогу к месту досуга.

Немаловажно и то, что именно в Университете есть возможность осуществления целенаправленной и контролируемой социализации студентов, учитывая как их желания, потребности, так и задачи, стоящие перед обществом, в рамках формирования личности не только образованного, но воспитанного, в самом широком смысле данного слова, специалиста.

Важно отметить то, что сами студенты ожидают от Университета активности в деле организации досуга, они четко представляют себе то, что хотели бы получить в стенах своего ВУЗа в свободное время. В то же время, сопоставляя свои ожидания и реально существующее положение дел, студенты низко оценивают роль Университета в организации досуга, тем самым, показывая в диссонансе ожидаемого и получаемого, как широк простор развития досуговой функции Университета.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. -375 с.

2. Карелина И. А. Социализация студенческой молодежи: состояние и перспективы:Теоретико-методологический анализ: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.01. - Саратов, 2005. - 192 c.

3. Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с. - ISBN 5-89395-106-9.

5. Косинцева Т.Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Тюмень, 2005. - 149 с.

5. Образ жизни и здоровье студентов. - Н.Новгород: Издательство НИ-СОЦ, 2003. - 113 с. - ISBN 5-93116-053-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.