Научная статья на тему 'Основные проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации'

Основные проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3757
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВЫЕ СУДЬИ / СТАТУС МИРОВОГО СУДЬИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моржуева Я.В.

В статье анализируются проблемы правового положения мирового судьи в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

правопорядка с позиций должного поведения граждан, определяемого границами уголовного закона, и причины выхода за эти границы.

Профессиональная преступная деятельность отличается от какой-либо другой противоправной деятельности тем, что вырабатывает у ее носителя определенные знания, практические навыки, нередко доведенные до автоматизма, обеспечивающие оптимальность достижения цели при наименьшем риске быть разоблаченным. Этим объясняются дифференциация и многообразие спецификаций в преступной деятельности, постоянное совершенствование ее криминальных приемов и способов. Вместе с тем, нельзя не указать на то обстоятельство, что в настоящее время насчитывается свыше 100 криминальных специальностей только в среде преступников по линии уголовного розыска. Это почти в два раза больше, чем было в 20-е годы. Причем сохраняются практически все виды специализаций прошлых десятилетий и вырабатываются совершенно новые, обусловленные современными социально-экономическими, правовыми и иными формами.

Рейтинг наиболее известных и влиятельных современных группировок Владивостока:

1.Группировка «Пуховские»

2.Чеченская группировка

3.Группировка «Трифонята-Юрины»

4.Группировка «Алексеи»

5.Группировка «Петраки»

Интервью с участием уголовного судьи, Ленинского района города Владивостока:

В интервью входило 12 вопросов. Из них 2 - основные вопросы, остальные- установление контакта с респондентом и выявление мнения по данной проблеме.

Подводя итоги, можем сделать вывод, что Владивосток претерпевает изменения не в лучшую сторону: рост экономической преступности и рост совершения преступлений несовершеннолетними.

Одним из важных факторов, влияющих на совершения преступлений (как совершеннолетних, так и несовершеннолетних) является отсутствие образования или постоянного заработка. Человек, не получивший образования не может устроиться на высокооплачиваемую работу, в итоге прибегает к более удобному и легкому способу получения доходов - идет на такой шаг, как совершение преступления (кража, убийство, мошенничество и т.д.).

Также наблюдается тенденция «омоложения» преступности, рост тяжких преступлений, которые совершаются несовершеннолетними лицами.

Благодаря исследованию мы получили некоторые знания об уголовной и профессиональной преступностях, а также получили мнение компетентного человека.

© Миклина А.А., 2016

УДК34

Я.В.Моржуева

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Ростовский государственный университет правосудия» Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье анализируются проблемы правового положения мирового судьи в Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Мировые судьи, статус мирового судьи, гражданское общество.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется новый этап судебной реформы. Об этом свидетельствует принятие целой серии законодательных актов, таких, как Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в РФ» [1], Федеральный конституционный закон «О Верховном суде РФ» [2], Кодекс административного судопроизводства [3] и ряда других, направленных на совершенствование действующей судебной системы. В целях укрепления единства судебной систем РФ и повышения её эффективности в 2014 году осуществлено объединение ВАС РФ и Верховного суда РФ. Сильная, централизованная система судебных органов должна обеспечивать каждому гражданину возможность реализовать свое конституционное право на эффективную судебную защиту прав и свобод.

Большое значение придается росту открытости, транспарентности судебной системы, свидетельством чего является принятие федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [4]. С этой точки зрения большой интерес представляют проблемы организации деятельности института мировых судей, который был закреплен в составе судебной системы Российской Федерации в 1998 году [5].

Одной из целей возрождения мировой юстиции в России было приближение суда к населению, повышение доступности правосудия для граждан. Причем речь идет не только о том, что введение института мировых судей сократило нагрузку на районные суды, но и специфике организации самой мировой юстиции, подразумевающей особые формы взаимодействия мирового судьи с населением, режим работы, организацию аппарата мирового судьи, территориальное расположение кабинетов. Всё это предъявляет высокие требования к профессиональной культуре самого мирового судьи и сотрудников его аппарата.

Дальнейшее развитие мирового судопроизводства должно предполагать его упрощение и реализацию цели процессуальной экономии. В этом плане безусловно положительно можно оценить новеллы законодательства, дающие возможность мировым судьям применять видеоконференцсвязь. Использование современных телекоммуникационных технологий позволит сократить судебные расходы, устранить транспортные неудобства для лиц, участвующих в деле, ускорить сам процесс судопроизводства.

Институт мировых судей в Российской Федерации непрерывно развивается. С момента принятия в 1998 году Федерального закона № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в него внесено более двух десятков изменений и дополнений, изменения вносились и в другие законодательные акты, регулирующие деятельность мировых судей. Был уточнен статус мировых судей, их компетенция, порядок назначения на должность, прекращения, приостановления полномочий мирового судьи и замещения временно отсутствующего мирового судьи.

На законодательном уровне урегулирован порядок финансирования, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и осуществления мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных

В то же время анализ современной практики позволяет выявить ряд проблем в организации деятельности мировых судей, решение которых должно способствовать дальнейшему росту эффективности данного вида судопроизводства.

Так, одной из наиболее сложных проблем является значительная нагрузка лежащая на мировых судьях в настоящее время. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ в 2014 году количество гражданских дел, принятых к производству мировыми судьями, по сравнению с 2013 годом увеличилось на 6,9 % (с 9 млн. 4 тыс. до 9 млн. 629 тыс. дел). Число оконченных производством дел также увеличилось с 8 млн. 977 тыс. до 9 млн. 625 тыс., или на 7,2 %. То есть мировыми судьями было рассмотрено более 70% всех гражданских дел. По Ростовской области за 1 полугодие 2015 года из 194912 гражданских дел 134701 или 69,11% поступило к мировым судьям.

Число уголовных дел, поступивших на рассмотрение мировым судьям по итогам 2014 года, составило 429,0 тыс., в то время как в районные суды по первой инстанции за аналогичный период поступило на рассмотрение 498,8 тыс. дел. то есть на долю мировых судей пришлось более 40% поступивших уголовных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

дел. По Ростовской области мировыми судьями за полугодие 2015 года было рассмотрено 4998 из 12014 уголовных дел.

Эти цифры сами по себе не составляли бы проблемы, если бы они были соотнесены в разумных пределах с количеством мировых судей и их распределением по судебным участкам. Нагрузка, ложащаяся на одного мирового судью, существенно различается в разных регионах и даже на разных судебных участках в рамках одного субъекта РФ. В отдельных случаях она составляет 300 и более дел в месяц, что не может рассматриваться как разумная нагрузка. При таком объеме работы не может быть обеспечено качество судопроизводства, разумные сроки рассмотрения и разрешения дел. Попытка законодателя решить эту проблему путем разрешения перераспределения нагрузки между мировыми судьями путем передачи дел на другой судебный участок (п.6 ст. 4 Закона о мировых судьях), к сожалению, не решает проблему нормализации нагрузки мировых судей в целом.

Другой проблемой является организация работы мировых судей. Во-первых, в отделенных районах, где затруднена внутренняя транспортная доступность между населенными пунктами, создание помещения (офиса) мирового судьи в любом из населенных пунктов района создает неудобства и затруднения с доступом к правосудию для жителей всех остальных населенных пунктов. Во-вторых, мировой судья не является «разъездным» судьей и не может прибыть для отправления правосудия в другие населенные пункты в не его офиса.

Остается нерешенной проблема интеграции в судопроизводство мирового судьи современных восстановительных подходов к разрешению правовых конфликтов, применению примирительных процедур (медиации) Развитие мировой юстиции в данном направлении могло бы способствовать качественно иному ее формированию, чтобы сделать ее «не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школою порядочности и уважения к человеческом достоинству».

Следует констатировать, что в соответствии с действующим законодательством полномочия и компетенция мирового судьи, в частности в уголовном судопроизводстве, как судьи местного суда значительно сужены по сравнению с иными представителями судебной власти. Так, мировой судья в уголовном судопроизводстве не наделен полномочиями по судебному контролю на досудебных стадиях, апелляционной, кассационной и надзорной судебных инстанций, не вправе пересматривать свои решения в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств. Не может он рассматривать жалобы на действия и решения не только суда, но и лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Значительно сужена его компетенция и в стадии исполнения приговора.

В целях повышения роли мирового судьи подлежит обсуждению вопрос о расширении его полномочий в части его предметной подсудности.

Явно недооцененной остается мировая юстиция и в решении вопросов профилактики правонарушений на местах, тогда как именно мировой судья первым сталкивается не только с самим правонарушением, но и с его причинами и социальными условиями, способствовавшими таким нарушениям. Органы исполнительной власти субъектов РФ слабо используют практику мировых судей в предупреждении негативных социальных явлений, порождающих социальную напряженность в регионе. Это свидетельствует об актуальности разработки общих концептуальных подходов к организационному формированию и развитию мировой юстиции в современных условиях.

Список использованной литературы:

1. Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. ФКЗ от 21.07.2014 №13-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ.2011.№ 7. Ст. 898; 2014. №30. (Часть I). Ст. 4204.

2. Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. ФКЗ от 04.11.2014 № 16-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.2014. № 6. Ст. 550; 2014.№ 45. Ст. 6130.

3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ(ред. от 30.12.2015 № 425-ФЗ)//Собрание законодательства РФ.2015.№ 10.Ст. 1391; 2016.№ 1 (часть 1).Ст. 45.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

4. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ)//Собрание законодательства РФ.2008.№ 52 (ч. 1).Ст. 6217; 2014.№ 11.Ст. 1094.

5. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014 № 276-ФЗ)//Собрание законодательства РФ.1998.№ 51.Ст. 6270; 2014.№ 30 (Часть 1).Ст. 4277.

© Моржуева Я.В., 2016

УДК 340

М.М.Мурзабекова

Магистрант 2 года обучения Направление «Государственное и муниципальное управление» НАЧОУ ВПО СГА (Назранский филиал) г. Назрань, Республика Ингушетия

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО (НОРМОТВОРЧЕСКОГО) ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье обоснована концепция социологического обеспечения законотворчества, по-новому раскрывающая как потребности законодательной деятельности в социологическом обеспечении, так и те познавательные возможности, которыми располагает социология права для удовлетворения этих потребностей.

Ключевые слова

Социология права; закон; концепция; законотворческая деятельность; юридико-социологические исследования.

Современные преобразования в обществе и государстве имеют существенное значение как для социологии права в целом, так и для социологического обеспечения законотворческой деятельности. В настоящее время юридико-социологические исследования стали важным направлением познания правового состояния общества и тенденций его развития, действенным каналом информационной связи между обществом и законодателем, надежным средством научного обоснования и экспертизы законодательных решений, эффективным инструментом социального контроля со стороны общества за деятельностью своих представителей в законодательном корпусе.

Эффективная законотворческая деятельность невозможна без сформировавшегося и активно функционирующего общественного мнения и его постоянного учета законодателем. Для создания закона нужно не мнение (даже если это и общественное мнение), а знание. Социология права может помочь законодателю, если не будет ограничиваться лишь фиксацией внешнего, поверхностного среза массового сознания, а сумеет вскрыть стоящие за ним социальные интересы в ценностно-нормативные ориентации общества, значимые для формирования и действия права [1, С. 18].

Социологическое обоснование концепции закона связано с поиском правообразующего интереса. При этом правовое значение правообразующего интереса (и, следовательно, необходимое правовое основание для его законодательного признания и закрепления) обусловлено соответствием выражающей его нормы правовому требованию о том, чтобы свобода одних субъектов при реализации своих интересов не ущемляла бы аналогичную свободу других участников социального общения.

Законодатель должен учитывать всю разноголосицу общественного мнения, но в конечном итого ему нужна одна позиция, которая не может быть результатом каких-то арифметических действий с информацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.