Научная статья на тему 'Основные проблемы и современные направления совершенствования экономической подготовки выпускников туристического вуза'

Основные проблемы и современные направления совершенствования экономической подготовки выпускников туристического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUALITY CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE / ТУРИЗМ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / TOURISM / REORGANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / IMPROVING OF QUALIFIED SPECIALISTS ECONOMIC TRAINING / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / PROFESSIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов Н. Н.

В статье изложены основные проблемы и современные направления повышения качества экономической подготовки выпускников туристического вуза. Исследованы перспективы развития мирового и российского туризма, приводящие к росту потребности в специалистах на рынке рекреационных услуг. В статье выделен ряд путей совершенствования образовательной подготовки, описывается перечень необходимых для этого дисциплин. Автором рассмотрены особенности двухи трехступенчатой подготовки специалистов. Статья содержит сравнительный анализ существующих и перспективных стандартов обучения, а также в ней прокомментирована возможность применения в отечественной практике зарубежных образовательных программ для менеджеров по туризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титов Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS AND CURRENT DIRECTIONS OF TOURISM HIGH SCHOOL GRADUATES' ECONOMIC TRAINING IMPROVING

The article outlines the main problems and current directions of tourism high school graduates' economic training improving. Perspectives of world and Russian tourism development which lead to the increase demand for specialists in tourism are researched. In the article a number of ways of training improving are marked, there is also a list of necessary subjects. The author has studied character features of the two and three steps training. The article contains the comparable analysis of modern and further educational standards. The opportunity of foreign educational courses applying in Russian conditions is commented

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и современные направления совершенствования экономической подготовки выпускников туристического вуза»

в подростковом возрасте оказывает отрицательное влияние на развитие личности.

Личностное развитие в этом периоде характеризуется наличием двух равноправных тенденций: стремление к независимости, обусловленное возрастными особенностями развития, с одной стороны, и стремление к сохранению психологической зависимости от родителей, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности, — с другой.

Проблема возникновения и развития зависимости имеет особое значение. При этом представители разных научных школ возникновение зависимости понимают по-разному, однако общей чертой их рассуждений выступает уверенность в том, что источники зависимости коренятся в области детско-родительских отношений.

Последствия семейной депривации являются очень серьезными. С момента поступления в детский дом, приют, интернат ребенок находится под защитой государства, принявшего на себя заботу о его обучении и воспитании. На сегодняшний день в этих учреждениях не разработана система, позволяющая ребенку наиболее безболезненно адаптироваться к новым для него условиям. Отсутствуют программы эмоциональной поддержки таких детей, направленные на коррекцию последствий пребывания в неблагополучных семьях. Учитываются только биологические и образовательные потребности, а те личностные качества, которые нужно формировать, остаются без внимания. У подростков, длительное время подвергавшихся психологическому насилию в своей семье, не развита потребность в эмоциональных доверительных отношениях со взрослыми (педагогами, специалистами).

При отсутствии поддержки взрослых и невозможности вернуться домой могут возникнуть непредсказуемые ситуации, так как ребенок психологически не защищен и чем далее, тем более ощущает себя одиноким, брошенным, преданным.

Главный фактор, обусловливающий социальное развитие, — другой значимый человек. Эмоциональное отвержение взрослым ребенка, которое мы часто видим в интернатах, не способствует развитию деятельности общения со взрослым как таковой. То есть мы говорим о том, что процесс социализации в учреждениях, где присутствует формализм в отношениях к детям, не осуществляется.

Таким образом, своеобразие черт личности, формируемых у воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, зависит от школьного и семейного воспитания. Направленность на формирование нравственных черт личности заложена в самом определении воспитания в узком смысле, понимаемого как специально организованный управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб., 1994.

2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие. Выявление. Помощь. — СПб., 2002.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.

4. Москвин В.Г. Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних в условиях школы-интерната. — М., 2002.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ВУЗА

Н.Н. ТИТОВ,

аспирант кафедры психологии и педагогики РМАТ

Аннотация. В статье изложены основные проблемы и современные направления повышения качества экономической подготовки выпускников туристического вуза. Исследованы перспективы развития мирового и российского туризма, приводящие к росту потребности в специалистах на рынке рекреационных услуг. В статье выделен ряд путей совершенствования образовательной подготовки, описывается перечень необходимых для этого дисциплин. Автором рассмотрены особенности двух- и трехступенчатой подготовки специалистов. Статья содержит сравнительный анализ существующих и перспективных стандартов обучения, а также в ней прокомментирована возможность применения в отечественной практике зарубежных образовательных программ для менеджеров по туризму.

Ключевые слова: туризм, реорганизация профессионального образования, совершенствование экономической подготовки высококвалифицированных специалистов, рынок образовательных услуг, профессиональная компетентность, образовательные стандарты, контроль качества знаний студентов.

THE MAIN PROBLEMS AND CURRENT DIRECTIONS OF TOURISM HIGH SCHOOL GRADUATES' ECONOMIC TRAINING IMPROVING

N.N. TITOV,

graduate student of psychology and pedagogy department RIAT

The summary. The article outlines the main problems and current directions of tourism high school graduates' economic training improving. Perspectives of world and Russian tourism development which lead to the increase demand for specialists in tourism are researched. In the article a number of ways of training improving are marked, there is also a list of necessary subjects. The author has studied character features of the two and three steps training. The article contains the comparable analysis of modern and further educational standards. The opportunity of foreign educational courses applying in Russian conditions is commented.

Key words: tourism, reorganization of professional education, improving of qualified specialists economic training, market of educational services, professional competence, educational standards, quality control of students' knowledge.

Еще в 90-е годы прошлого века стало очевидным, что сфера туризма нуждается в профессиональных специалистах, и вузы России начали подготовку специалистов по туристическим специальностям. В Москве появились специализированные вузы и колледжи, а многие государственные институты срочно открыли у себя соответствующие факультеты.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в ближайшие 10 лет наша страна переживет настоящий бум инвестиций в туризм и войдет в тройку мировых лидеров. И если сейчас Москва принимает около 1 миллиона туристов из дальнего зарубежья, то к 2012 г. это число возрастет до 5 миллионов. Что касается выездного туризма, то несмотря на постоянный рост стоимости путевок тем не менее поток российских граждан, желающих отдыхать вдали от дома, ежегодно увеличивается на 5-10%.

По данным WTTC к 2020 г. число туристов в мире достигнет 1 миллиарда 800 миллионов, а число обслуживающих одного туриста увеличится в два раза. В ближайшие десять лет Россию ожидает бурный приток инвестиций в туризм, что позволит ей войти в тройку мировых лидеров. Количество сотрудников в туристической индустрии увеличится почти на 1,5 миллиона человек.

С развитием туристической индустрии возросла потребность в работниках этого рынка. Сегодня новых турфирм насчитывается уже около 10 тысяч, и всем нужны профессионально грамотные менеджеры по туризму. Лидеры спроса — менеджеры по продажам туров и работе с клиентами (41,6%): именно они бронируют места и билеты, провожают туристов; на втором месте (19,6%) — специалисты по управлению в гостиничном бизнесе. В столице активно строятся все новые гостиничные комплексы, а высокообразованных менеджеров зачастую не хватает.

Без специальной подготовки работать в туристическом бизнесе невозможно, поэтому спрос на высо-

коквалифицированных специалистов очень высок. Желающих освоить эту профессию с каждым годом становится все больше.

Экономический компонент программы обучения специалистов по туризму занимает значительное место в образовательной программе высших образовательных учреждений рекреационной сферы.

Стандартный курс обучения менеджеров по туризму предназначен для подготовки специалистов в области туристского бизнеса. В процессе образования рассматриваются вопросы организации работы туристских фирм с различной формой собственности; особенности организации внутреннего и международного, так называемого выездного, туризма; приема и обслуживания иностранных туристов в России — въездной туризм.

На практике наряду с положительными моментами, заключающимися в первую очередь в повышении компетентности выпускников в узкопрофессиональных областях, этот курс выявил ряд проблем, среди которых отметим следующую: подготовка относительно «узких» специалистов противоречит динамично изменяющимся потребностям рыночной экономики, в которой туристические кадры обычно меняют профиль своей деятельности 3—5 раз в течение карьеры.

Как правило, студенты изучают основы предпринимательской деятельности, введение в экономическую теорию, микроэкономику, макроэкономику, международные экономические отношения, внешнюю торговлю, а также менеджмент и маркетинг в курортном деле и туризме. Система обучения является, как правило, двухступенчатой: бакалавриат и магистратура, при трехступенчатой добавляется еще одно промежуточное звено — специалист.

Выпускники-бакалавры, как подтверждает практика, имеют серьезные преимущества по сравнению со специалистами. Они быстрее адаптируются к требованиям быстро меняющейся конъюнктуры рыночной экономики, обладают навыками аналитической

деятельности, широким профессиональным кругозором и т.п. Они, как правило, в короткое время осваивают специфику дела в любой профессиональной деятельности и сохраняют способность к постоянному самообразованию на основе современных образовательных технологий.

Мировая, отечественная и региональная практика организации подготовки менеджеров по туризму высшей квалификации подтверждает справедливость выдвинутых аргументов. Но если за рубежом институт бакалавриата имеет многолетнюю традицию, то в нашей стране развитие двухступенчатого образования бакалавриат—магистратура пока не нашло широкого распространения. Тем не менее опыт передовых вузов нашей страны доказывает ее преимущества и высокие адаптационные возможности на отечественном рынке образовательных услуг.

С самого начала введения в практику высшего туристического образования было ясно, что нельзя ради повышения базовой подготовки жертвовать специальными экономическими знаниями. Поэтому бакалавриат должен органично дополняться магистратурой при условии, что программы подготовки магистров дополнят базовую экономическую подготовку бакалавров специальными знаниями в научной и практической деятельности.

Для решения существующих проблем выделим следующие направления совершенствования экономической подготовки:

повышение интенсивности изучения отдельных дисциплин, т.е. концентрированное изучение небольшого числа дисциплин в объеме не менее четырех часов в неделю по каждой;

® использование методов активного обучения (обзор конкретных ситуаций, деловые игры); ® чтение лекций на альтернативных потоках по одним и тем же курсам;

® организация дополнительных программ за пределами учебного плана (курсы по международным стандартам бухгалтерского учета, обучение студентов компьютерным программам и работе в системе Интернет и т.д.);

введение исследовательского экономического проекта для студента по сквозной на весь период обучения теме исследования;

® выделение в цикле специальных дисциплин «Экономика» теоретической и практической направленности;

® непрерывность, рассматривающая базовое высшее образование как основу образовательного роста личности на протяжении всей ее жизни; системность получения знаний; прогрессивность обучения, ориентирующая выпускников на использование новейших знаний для решения актуальных научных и практических задач; ® преемственность знаний, наличие тесной взаимосвязи между фундаментальной, общепрофессио-

нальной и специальной подготовкой на всех уровнях обучения;

возможность самостоятельного выбора комплекса изучаемых дисциплин с учетом профессиональных интересов и наклонностей.

Все вышеперечисленное обеспечивает наибольшую свободу выбора студентами направлений деятельности по окончании бакалавриата. Это может быть или профессиональное трудоустройство, или обучение на специальности, или обучение в магистратуре. При определенной эклектичности и организационных трудностях практической реализации данный путь обладает наибольшими адаптационными возможностями и позволяет осуществить плавный последующий переход на более высокий уровень профессионального образования в сфере туризма.

Однако реорганизация профессионального образования в сфере туризма не решила проблему конкурентоспособности современного специалиста индустрии туризма, а уровень профессиональной компетентности и экономической подготовки выпускников заведений этого профиля не всегда соответствует стандартам мировой туристической индустрии.

В 2005 г. высшие учебные заведения, участвующие в эксперименте по внедрению нового образовательного стандарта, набрали студентов, желающих получить знания по специальности «Туризм». Стандарт был создан совместными усилиями теоретиков и практиков. В ходе работы над документом отрасли была организована специальная рабочая группа, в которую вошли и представители французской школы VATEL, что позволило учесть и мировой опыт, а это, в свою очередь, приобретает особую значимость в свете предстоящего вступления России в ВТО. Интеграция с западным образованием приведет к тому, что на рынок придут иностранные учебные заведения, уже давно работающие по международным стандартам качества; отечественные вузы должны быть готовы к новой волне конкурентов.

При подготовке вышеупомянутого стандарта особенно остро встал вопрос обеспечения учащихся возможностью стажировки. Часть представителей турфирм считают, что студент должен проходить практику в одной и той же компании на протяжении всего срока обучения. Другие считают, что полезнее попробовать себя в различных структурах, выяснить, какая сфера деятельности ближе и интереснее. Необходимо также, чтобы будущий специалист прошел несколько ступеней карьерной лестницы — от курьера до менеджера. Договоры о практике фирмы должны заключать с кафедрой, чтобы оградить студентов от неприятных ситуаций.

Новый стандарт предусматривает теоретическую фундаментальность и практическую направленность туристического образования и изучение как минимум двух иностранных языков. Теперь практические

занятия начинаются после второго курса, и количество часов, отведенных на них, гораздо больше. Будущие специалисты имеют опыт работы во всех сферах индустрии путешествий и отдыха. В стандарте прописан и мощнейший блок экономических и специальных дисциплин — 2,5 тыс. часов. В итоге студенты изучают 50 обязательных предметов и столько же — по выбранной специализации.

Перечень предметов, с которыми должен быть знаком выпускник, следующий: введение в специальность, виды и тенденции развития туризма, туристические ресурсы, география туристических центров, бизнес-план предприятия туризма и маркетинг туристического рынка, а также правовое обеспечение туризма, технологии выездного, въездного и внутреннего туризма, психология продаж туристических услуг, реклама в туристической отрасли, безопасность в туризме, бухучет и налогообложение, менеджмент и планирование хозяйственной деятельности, системы бронирования в туризме, гостиничный бизнес, питание и транспортное обслуживание клиентов, статистические методы моделирования и прогнозирования в туризме.

На данный момент сложилась ситуация, при которой наибольших успехов добиваются компании, использующие при создании, продвижении и реализации турпродукта новейшие информационные технологии и Интернет. Исходя из этих тенденций одним из важнейших моментов подготовки высококвалифицированных менеджеров в области туризма являются и такие дисциплины, как информатика, информационные технологии в туризме, программное обеспечение, компьютерный бухучет и электронные системы бронирования.

Также представляется необходимым усилить контроль качества экономических знаний студентов на всех этапах обучения в высших учебных заведениях.

Литература

1. Гершунский Б.С. Кризис образования в начале ХХ! века. — Новосибирск, 2008.

2. Третьякова Т.Н., Нохрина Н.Н. Основы диагностики качества профессиональной подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. — Челябинск, 2007.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

А.Н. ТОРОПОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе формирования профессиональных убеждений курсантов. Автор раскрывает понятие профессиональных убеждений и дает рекомендации по оптимизации процесса обучения курсантов в высших учебных заведениях МВД России.

Ключевые слова: убеждения личности, процесс обучения, структура убеждений, формирование убеждений.

PSYCHOLOGICAL QUESTIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL BELIEF OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

AN. TOROPOV

The summary. In article the basic problems arising in the course of formation of professional belief of cadets are considered. The author opens concept of professional belief and makes recommendations about optimisation of process of training of cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: belief of the person, training process, structure of belief, formation of belief.

Центральным звеном личностного мировоззрения выступает система убеждений, которая определяет направленность личности, а также выступает регулятором человеческого сознания и поведения. Именно

убеждения являются для личности тем компасом, который позволяет верно ориентироваться в сложных социально-экономических явлениях современной России. Для курсантов как будущих офицеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.