Научная статья на тему 'Основные проблемы диагностики и формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста'

Основные проблемы диагностики и формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1314
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанова И. А.

Статья содержит обоснование дидактических условий, способствующих формированию коммуникативной успешности у младших школьников. Автором приводится описание специального способа, фиксирующего успех в коммуникативной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Problems of Diagnostics and Formation of Communicative Successfulness Among Children of Primary School Age

The article contains the grounds of didactic conditions facilitating the formation of communicative successfulness among children of primary school age. The author describes a special method that fixes the success in communicative activity of pupils

Текст научной работы на тему «Основные проблемы диагностики и формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста»

субъекту деятельности орудий и приемов, которые позволяют ему активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым выводить себя на более высокий уровень развития. Это имеет большое социальное и моральное значение и служит основой формирования психически и физически здоровой личности.

Полноценная реализация психологического потенциала личности спортсмена и удовлетворение потребностей субъекта деятельности, развитие навыков самопознания, самопонимания и

рефлексии, изменение отношения к себе и другим, восстановление веры в себя и свои возможности, повышение резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, развитие эмоциональной гибкости — все это предъявляет особые требования к психологической компетентности тренера.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Плахтиенко В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М., 1983. С. 14.

2 См.: Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни. М., 1984. С. 157—161.

Поступила 15.12.05.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И. А. Гришанова, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин филиала Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко в г. Ижевске

Статья содержит обоснование дидактических условий, способствующих формированию коммуникативной успешности у младших школьников. Автором приводится описание специального способа, фиксирующего успех в коммуникативной деятельности учащихся.

Концепция формирования коммуникативной успешности у младших школьников базируется на идеях Л. С. Выготского о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой1.

Для младших школьников социальнокультурными условиями является учебная деятельность, представляющая собой деятельность учебного общения, под которым понимается процесс межличностного взаимодействия учащихся на школьных занятиях. Именно в условиях взаимодействия школьников на занятиях и формируется их коммуникативная успешность.

В педагогике успешность рассматривается как качественная характеристика результатов деятельности, имеющая

протяженность во времени. Коммуникативная успешность младших школьников определяется нами как результат положительного опыта коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности.

В основе процесса формирования коммуникативной успешности у младших школьников находится специально разработанная система дидактических условий, представляющая собой комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации; в частности, интеграция игровых методов, групповых форм организации учебного © И. А. Гришанова, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

общения и содержания коммуникативнонаправленных заданий на специально организованных занятиях по иностранному языку. Интеграция специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации способствует проявлению психологической готовности участников дидактического процесса к выполнению учебной коммуникативной деятельности, в частности включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха; стимулированию коммуникативной деятельности учащихся путем ориентировки на те области предметно-практической деятельности, которые отвечают их потребностям и интересам, предоставлению учащимся возможности использования компенсаторного механизма решения коммуникативных проблем.

Ситуация успеха, создаваемая системой дидактических условий, переживается обучаемым и способствует приобретению положительного опыта коммуникативной деятельности. Положительный опыт коммуникативной деятельности младших школьников обусловливает формирование их коммуникативной успешности. В свою очередь, ситуация успеха достигается тогда, когда сама личность определяет этот успех. Система дидактических условий становится пусковым механизмом процесса формирования коммуникативной успешности у учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что среди различных способов, фиксирующих успех в коммуникативной деятельности, практически нет адекватных методик для изучения данной проблемы у детей.

В целях создания инструмента для оценки коммуникативной успешности младших школьников нами была осуществлена модификация предложенной Г, С. Трофимовой методики измерения уровня коммуникативной компетентности студентов на том основании, что коммуникативная компетентность в терминах исследователя — это способность успешно осуществлять межличностное общение2. Модифицированный для младших школьников вариант методики состоит из 15 шкал, представляющих собой вопросы — описания характеристик^ связанных с общением. Первый блок вопросов ориентирован на когнитивную сферу и предназначен для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах. Второй блок несет смысловую нагрузку поведенческого плана, он связан с выявлением особенностей внешней манеры поведения. Третий блок шкал составляет эмотивный параметр, который направлен на выявление умений управлять эмоциональным состоянием.

Модификация методики имеет два варианта: для экспертной оценки и для самооценки. Экспертная оценка производилась по 10-балльной шкале, при этом оценка 0 баллов соответствовала минимальной степени выраженности данного качества, а 10 баллов — максимальной. Вариант самооценки предусматривал отрезок-шкалу, на полюсах которой располагались описания наибольшей и наименьшей выраженности измеряемого качества, и учащиеся чертой отмечали его уровень.

Примеры суждений, предлагаемых в опросных бланках методики, представлены ниже.

Когнитивный параметр. Экспертная оценка

Способен ориентироваться в ситуации общения

10 5 О

I I I I I I I I I I I

Когнитивный параметр. Самооценка

Я могу свободно рассказать что-нибудь ребятам

Не способен ориентироваться в ситуации общения

Я не могу свободно рассказать что-нибудь ребятам

№ 1, 2007

Поведенческий параметр. Экспертная оценка

Способен мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему в классе

10 I о

I I I I I I I I I I I

Поведенческий параметр. Самооценка

Я не беспокоюсь о том, куда деть руки, когда отвечаю у Доски

ДО

Эмотивный параметр. Экспертная оценка

Способен регулировать силу голоса адекватно ситуации общения

ю s о

1 I I [ [ I ] 1 1 ! 1

Не владеет невербальными средствами общения

Я не знаю, куда деть руки, когда отвечаю у доски

Не способен регулировать силу

голоса адекватно ситуации общения

Эмотивный параметр. Самооценка

Я умею говорить и тихим, и громким голосом

.10

Я говорю слишком тихо или слишком громко

Используемый метод субъективного шкалирования позволил организовать эмпирические данные по определению коммуникативной успешности учащихся таким образом, чтобы преобразовать получаемые качественные характеристики в количественную переменную.

Результаты, полученные с помощью данной методики, усреднялись, а конечные результаты были представлены в виде трех экспертных оценок и трех самооценок.

Проверка надежности модифицированного варианта методики проводилась путем сравнительного анализа данных, полученных в результате повторного обследования учащихся экспериментальной группы.

Валидность модифицированного варианта методики подтверждена показателями, снятыми у экспериментальной выборки учащихся с помощью параллельных методик (тест Дж. Бака «Дом, дерево, человек» в интерпретации Р. Ф. Беляускайте3, тест школьной тревожности Филлипса4, тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена5). Параллельные методики измеряли косвенные параметры, характеризующие самочув-

ствие учащихся в предлагаемой исследователем ситуации, так как именно самочувствие является основной характеристикой адекватно протекающей деятельности.

При сопоставлении результатов, полученных при использовании данных методик, отмечается динамика показателей, связанных с коммуникативной успешностью учащихся, что подтверждает валидность представленной методики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.

2 См.: ТрофимоваГ. С, Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых : дис. ..ч Д-ра пед. наук / Г. С. Трофимова, СПб., 2000.

3 См.: Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога : сб. науч. тр. М., 1987. С, 67—80.

4 См.: Альманах психологических тестов. М., 1996.

3 См.: Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М., 1996.

Поступила 30.09.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.