Научная статья на тему 'Основные признаки и сущность муниципальной власти в Российской Федерации'

Основные признаки и сущность муниципальной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6114
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ / MUNICIPAL AUTHORITIES / LOCAL SELF-GOVERNMENT / REPRESENTATIVE AND EXECUTIVE ADMINISTRATIVE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / THE HEAD OF THE MUNICIPALITY / REFERENDUM / FREE ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куличков А. С.

В статье рассматриваются признаки, характеризующие муниципальную власть в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES OF THE ESSENCE AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features that characterize the municipal authorities in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Основные признаки и сущность муниципальной власти в Российской Федерации»

УДК 342.55

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.С. Куличков

В статье рассматриваются признаки, характеризующие муниципальную власть в Российской Федерации

Ключевые слова: муниципальная власть; местное самоуправление;

представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления; глава муниципального образования; референдум; свободные выборы

Понятие «муниципальная власть» в российской правовой науке возникло сравнительно недавно. С введением в законодательство и Конституцию Российской Федерации 1993 г. понятия «местное самоуправление» и закреплением его статуса в системе властных отношений в научной литературе постепенно сформировались понятия «публичная власть» и «муниципальная власть».

Анализируя законодательные акты, исследования ученых, мы выделили шесть признаков, характеризующих муниципальную власть, показывающих ее сущность, отличия от государственной власти.

Первый. Муниципальная власть, как и государственная, характеризуется легитимностью, то есть ее функционирование основано на Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативно -правовых актах (федеральных, субъектов Федерации, муниципальных (местных).

Согласно Федеральному закону от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти в области местного самоуправления осуществляют следующие полномочия: определяют общие принципы организации местного самоуправления в РФ; осуществляют правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных и региональных органов государственной власти и их должностных лиц в области местного самоуправления; устанавливают права, обязанности и ответственность граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных делегированных государственных полномочий.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся регулирование: вопросов организации местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 131 -ФЗ; прав,

обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, делегированных законами субъектов РФ.

Кроме того, следует учитывать и конституционные положения о судебной защите местного самоуправления, обеспечении компенсации дополнительных расходов, возникших вследствие решений, принятых органами государственной власти. Местное самоуправление также гарантируется установлением конституционного запрета на ограничение его прав, установленных Конституцией Российской Федерации и законами (ст. 133).

Второй. Признаком муниципальной власти выступает ее обособленный властный аппарат, закрепленный законодательно, в рамках которого выделяются органы [1] и должностные лица местного самоуправления, реализующие муниципально-властные полномочия.

Во всех муниципальных образованиях в обязательном порядке

сформированы представительный и исполнительно-распорядительный (местная администрация) органы местного самоуправления, а также глава муниципального образования.

Третий. Им является демократизм муниципальной власти,

определяющийся наличием в системе муниципально-властного воздействия форм непосредственного волеизъявления граждан.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет положение о том, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются

референдум и свободные выборы» (ст. 3). Вместе с тем, на уровне местного самоуправления используются и другие формы прямой демократии - сходы, собрания, конференции, правотворческая инициатива, голосование по вопросам изменения границ муниципальных образований, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др. При этом именно на местном территориальном уровне законодатель предусмотрел наиболее широкий спектр форм прямого волеизъявления (по сравнению с федеральным и региональным территориальными уровнями).

Нормы, устанавливающие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусматривают, возможность помимо населения, участие и других субъектов в решении вопросов местного значения (органы, должностные лица местного самоуправления). Реализация форм этой группы ведет только к выявлению мнения по конкретному вопросу местного значения, решать же этот вопрос будут органы местного самоуправления или их должностные лица.

Порядок использования большинства форм прямой демократии регламентируется на уровне федеральных законов и уставов, иных нормативных правовых актов муниципальных образований.

Четвертый. Признаком муниципальной власти можно назвать ее самостоятельность и обособленность в пределах установленных полномочий.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, в России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя российского государства. Наряду с государственной властью местное самоуправление является формой единой власти народа Российской Федерации. Вместе с тем, местное самоуправление организационно и функционально обособлено в системе управления обществом и государством, и это является принципиально новым положением по сравнению с предшествующим периодом развития. Последнее утверждение в настоящее время вызывает много споров и дискуссий: насколько местное самоуправление обособлено от государственной власти? Насколько оно самостоятельно? Является ли муниципальная власть независимой публичной властью или ее необходимо рассматривать как некий филиал основной власти -государственной? При этом главные дилеммы вызывает именно характер закрепления основ местного самоуправления в Конституции Российской Федерации.

Следует учитывать и то, что факт закрепления в Конституции Российской Федерации негосударственной природы местного самоуправления приводит к тому, что возникает своего рода путаница в сфере понимания сущности местного самоуправления. Как следствие, появляются разные трактовки этой сущности: одни стремятся понимать нормы Конституции Российской

Федерации буквально, и делить государственную власть и местное самоуправление «по горизонтали» - на две равноправные ветви власти. Другие наблюдают местное самоуправление как самостоятельную публичную власть, но сужают сферу действия этой самостоятельности, ограничивая ее вопросами местного значения. В то же время сторонники государственной природы местного самоуправления считают, что ст. 12 Конституции Российской Федерации нельзя воспринимать как проявление самостоятельности и независимости органов местного самоуправления от государственной власти, что два приведенных уровня публичной власти выстроены «по вертикали» и местное самоуправление производно от государственного управления. Некоторые авторы отмечают, что в доктрине продолжают получать поддержку идеи о местном самоуправлении как структуре гражданского общества, о местном сообществе как субъекте местного самоуправления и т.д. [2]. Можно согласиться с мнением И.И. Овчинникова, которому представляется, что осью, вокруг которой вращается научная полемика о природе местного самоуправления, стал вопрос о соотношении его с государственной властью[3]. Представляется верным утверждать, что отделение муниципальной власти от государственной носит весьма условный характер, местное самоуправление находится в том же правовом пространстве, что и государственное управление,

и, в любом случае, связано с государственной властью едиными законами, территорией, населением.

Пятый. Признаком муниципальной власти является ограничение ее юрисдикции определенными территориальными пределами - границами муниципального образования.

Местное самоуправление реализуется в границах муниципальных образований, что указывает на предметный территориальный характер муниципальной деятельности [4]. Наличие территории местного самоуправления является обязательной составляющей статуса муниципального образования. Территория муниципального образования подразумевает наличие границ, в пределах которых будет осуществляться местное самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации, территориями, на которых осуществляется местное самоуправление, являются городские и сельские поселения, а также иные территории. Местное самоуправление на данных территориях должно осуществляться с учетом исторических и иных местных традиций.

Шестой. К основным признакам муниципальной власти относится ее всеобщность, которая предполагает распространение муниципально-властных полномочий в рамках установленной компетенции на всех субъектов, находящихся на территории муниципального образования.

Такими субъектами являются все физические, юридические лица, а также публично-властные субъекты (органы государственной власти, иные органы местного самоуправления), находящиеся на территории муниципального образования и вступающие в правоотношения, регулируемые нормами муниципального права. Безусловно, в данном случае это происходит в тех сферах муниципальных правоотношений, которые составляют компетенцию аппарата муниципальной власти.

Список литературы:

1. Белоусова Е.В. Правовой статус представительных органов местного самоуправления как органов публичной власти в России. - М., 2011.

2. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. - М., 2004. - С. 7.

3. Овчинников И.И. Теоретико-правовые основы самоуправления в Российской Федерации : Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М., 2000. - С. 19.

4. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российской права. 2008. № 6. - С. 18.

А.С. Куличков, аспирант Московского гуманитарного университета, a_kul@inbox.ru, тел. 8-910-949-53-99 (Россия, Москва)

KEYFEA TURES OF THE ESSENCE AND MUNICIPAL A UTHORITIES IN THE RUSSIAN

FEDERATION A.S. Kulichkov

The article discusses the features that characterize the municipal authorities in the Russian Federation

Keywords: municipal authorities, local self-government, representative and executive administrative bodies of local self-government, the head of the municipality; referendum, free elections

A.S. Kulichkov, post-graduate student of Moscow Humanities University a kul ainbox.ru, T. 8-910-949-53-99 (Russia, Moscow)

УДК 343.102

ПОЛОЖЕНИЯ О КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РФ, НУЖДАЮТСЯ В

СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Э.В. Мартыненко

В статье рассматриваются проблемы законодательной регламентации и, как следствие, назначения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера

Ключевые слова: уголовная политика, интересы потерпевшего, уровни уголовной политики, концепция

На протяжении многих десятилетий конфискация имущества в России была предусмотрена в Уголовном кодексе как вид дополнительного наказания. Возможности ее применения были достаточно широкими. В УК РСФСР 1960 г. она предусматривалась в 53 составах преступлений, что составляло 71% от общего числа санкций, содержавших предписания о назначении дополнительных наказаний. В УК РФ 1996 г. сфера применения конфискации имущества значительно сократилась. В момент принятия этого кодекса она была предусмотрена по 45 составам преступлений, что составляло уже 30%.

Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №169-ФЗ конфискация имущества как вид наказания была исключена из УК РФ. Это уже не первое исключение данного вида наказания из уголовного законодательства. За все время своего существования конфискация трижды исключалась из уголовного законодательства и трижды восстанавливалась, что всегда вызывало неоднозначную реакцию и делило общество на два непримиримых лагеря - сторонников и противников отмены конфискации имущества. Авторы, выступавшие против исключения конфискации, всегда жестко критиковали законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.