Научная статья на тему 'Основные принципы налоговой системы России'

Основные принципы налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1910
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Любовь Викторовна, Чернокожева Светлана Андреевна

Как экономическая категория налоги возникли еще несколько тысячелетий назад и с момента возникновения государства стали необходимой частью экономических отношений. Многочисленные функции современного государства, бесспорно, требуют надежной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы налоговой системы России»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Бондаренко Любовь Викторовна, Чернокожева Светлана Андреевна, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты

E-mail: [email protected]

Аннотация. Как экономическая категория налоги возникли еще несколько тысячелетий назад и с момента возникновения государства стали необходимой частью экономических отношений. Многочисленные функции современного государства, бесспорно, требуют надежной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги.

Ключевые слова: налоговая система, система налогов и сборов, система налогообложения, налоговая деятельность.

Понятие "налоговая система" относится к наиболее сложным проблемам юридической и экономической наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, до сих пор, как отмечалось в литературе, отсутствует единое научно обоснованное понимание ее сущности, что, по мнению некоторых исследователей, лежит в основе отказа законодателя от закрепления этого понятия в НК РФ[1].

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было установлено, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Данное законодателем определение категории "налоговая система" вызвало в юридической науке дискуссию. В

литературе отмечалась неточность указанной формулировки, поскольку законодатель, по мнению ученых, включил в налоговую систему не только собственно налоги, но и все платежи, имеющие налоговый характер. Так, Н.И. Химичева еще в 1995 г. подчеркивала, что "законодатель условно именует налогами (помимо налогов в собственном смысле слова) также и другие платежи, понимая под ними "обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетной фонд, осуществляемый налогоплательщиками - в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") А совокупность данных платежей называется налоговой системой"[2].

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

Впервые принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы английским ученым-экономистом конца XVIII в. А. Смитом (1723 - 1780) в его труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", среди которых: нейтральность налоговой системы, справедливость, простота построения налоговой системы. Большое внимание формированию налоговой системы уделяли в своих трудах такие экономисты, как Ж.Б. Сей, Дж.С. Миль, А. Вагнер, А. Маршалл и др.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, обязательность, социальная

справедливость, одновременность обложения.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным. Так, например, данный принцип получил широкую поддержку в Германии. Налоговое управляющее воздействие не должно действовать "удушающе", иначе, когда управление посредством налога приближается в своей массе и по своему воздействию к обязывающему правилу поведения, финансовая функция налога вытесняется управленческой функцией с характером запрета. В России же, как отмечают некоторые авторы, установление и сбор налогов всегда носили характер ярко выраженного императивного абсолютизма, и, в отличие от

западных стран рыночной демократии, авторитарная государственно-властная система всегда определяла структуру и ход экономико-финансовых процессов.

Отметим, что принимаемые сегодня в нашей стране решения, в частности в области налогообложения, обусловили потребность в многолетнем бюджетном планировании;

- налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. В настоящее время Министерство финансов РФ продолжает придерживаться стратегии нейтральности налоговой системы, а именно минимального влияния налоговых изменений на экономическое развитие страны. Приверженцем данного подхода выступал А.Л. Кудрин, бывший глава финансового ведомства. Противоположную точку зрения высказывает министр экономического развития Э.С. Набиуллина. По ее мнению, необходимо обеспечивать рост экономики за счет построения стимулирующей налоговой системы, что особенно актуально в условиях создания Таможенного союза и формирования глобальной конкуренции на уровне налоговых систем различных стран. Такой подход отражает приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики на 2012 - 2014 гг. - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе [3, с. 120].

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что, во-первых, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика и т.п. Во-вторых, должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам.

В российской экономической литературе нередко выделяется еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого принципа состоит в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему после уплаты налогов иметь доход, обеспечивающий ему нормальное

функционирование. Научный подход к установлению ставок налогов должен сочетаться с принципом использования системы налоговых льгот, которые должны реально стимулировать процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно гарантировать гражданам прожиточный минимум [4].

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, являются одним из самых эффективных инструментов воздействия на экономические процессы и предполагают широкое применение налоговых льгот для приоритетных отраслей промышленности и крупных экономических проектов. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов. Так, в Германии после войны было полностью освобождено от налогов жилищное строительство, Великобритания предоставляла широкомасштабные льготы компаниям, осваивающим нефтяные месторождения Северного моря, Китай - экспортерам высокотехнологичной продукции. В большинстве стран под защитой льготного налогового режима находятся сельское хозяйство, малый бизнес, средства массовой информации и другие отрасли индустрии, либо признанные приоритетными, либо имеющие большое социальное значение. В периоды экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов - вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Литература:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146 -ФЗ (ред. от 28.06.2014).

2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004).

3. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013. 368 с.

4. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 02.04.2014) "О налоговых органах Российской Федерации".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.