Научная статья на тему 'Основные принципы и закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения'

Основные принципы и закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1632
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ROUTINE AND CONTINGENCY IN THE SOCIO-EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTION BETWEEN THE ELEMENTS OF THE PROCESS OF SOCIAL EDUCATION / PRINCIPLES OF OPERATION OF THE SOCIO-EDUCATIONAL SYSTEM / SOCIO-EDUCATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев Ю. М., Макарова О. Ю.

Рассмотрены основные этапы организации воспитательной системы в вузе; выделены закономерности и противоречия её функционирования, сформулированы принципы и выявлены факторы, оказывающие существенное воздействие на воспитательный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the fundamental stages of the organization of socio-educational systems in higher education, the specified mechanisms and contradictions within its operation, and the formulated principles and identified factors that have a significant impact on the socio-educational process

Текст научной работы на тему «Основные принципы и закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения»

Ю. М. Кудрявцев, О. Ю. Макарова ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Ключевые слова: закономерность и случайность в воспитательном процессе; взаимодействие между элементами воспитательной системы; принципы функционирования воспитательной системы; воспитательная практика.

Рассмотрены основные этапы организации воспитательной системы в вузе; выделены закономерности и противоречия её функционирования, сформулированы принципы и выявлены факторы, оказывающие существенное воздействие на воспитательный процесс.

Keywords: routine and contingency in the socio-educational process; interaction between the elements of the process of social education; principles of operation of the socio-educational system; socio-educational practices.

This article focuses on the fundamental stages of the organization of socio-educational systems in higher education, the specified mechanisms and contradictions within its operation, and the formulated principles and identified factors that have a significant impact on the socio-educational process.

Воспитательная система вуза представляет собой реально и объективно существующее структурное образование, становление, функционирование и развитие которого подчиняется определённым закономерностям.

Энциклопедический словарь трактует закономерность [1] как объективно существующую, повторяющуюся, существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития. Философское обоснование сущности закономерностей изложено в многочисленных трудах, в частности Гегель отмечал, что «в истории господствуют закономерности и порядок, вся она есть единый закономерный процесс» [2].

Закономерность воспитания - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование.

Анализируя закономерности в системе воспитания, необходимо учитывать следующие положения. Ряд исследователей педагогической теории и практики признают тот факт, что закономерность как научная категория представляет собой сложный предмет исследования любой науки и одновременно является целью развития её как теории. Многообразие научных исследований в этом направлении свидетельствуют об актуальности предмета исследований и непреходящем интерес к проблемам выявления закономерностей в педагогической теории и практике.

Далее, при исследовании рассматриваемых закономерностей следует исходить из того, что выявление и обоснование зависимостей предполагает: 1) решение их частной задачи; 2) подробный анализ всего комплекса существенных, необходимых и устойчивых связей как вне, так и внутри рассматриваемого педагогического явления, процесса, структурного образования и системы в целом.

В воспитательной системе вуза, как и в любой другой социальной системе, проявляются как

статические закономерности, способные вызывать частные отклонения, так и динамические закономерности, способные определять тенденции её исторического развития. Наконец, нельзя не заметить, что закономерности, существующие в виде тенденций, с одной стороны определяют направление развития, а с другой стороны не допускают множества случайностей и отклонений, через которые необходимость пробивает себе дорогу. Таким образом, познание закономерностей в воспитательной практике открывает пути их использования в повседневной деятельности. Здесь закономерности выступают в качестве методологической основы для выработки научно обоснованных решений, когда знание закономерностей помогает предвидеть многие явления.

Подвергая научному анализу вопрос о закономерностях в той или иной воспитательной системе, необходимо учитывать тот факт, что закономерности в области педагогики весьма специфичны как по своему проявлению, так и протеканию. Причины этого обусловлены определёнными обстоятельствами и особенностями. Будучи по своей сути отражением объективных социальных явлений, устойчивых взаимоотношений и взаимосвязей, они предполагают целенаправленную и целесообразную сознательную деятельность всех без исключения личностей обучающихся (студентов), выступая в роли, как субъектов, так и объектов воспитательной системы-вуза. Существенной особенностью проявления закономерностей в воспитательной системе является то, что они действуют в специфической сфере человеческих взаимоотношений, где всегда присутствует масса факторов противоречивого свойства: объективного и субъективного, вероятного и реального, организованного и стихийного, виртуального и реального, случайного и закономерного характера и др. В качестве примера можно рассматривать соответствие главной идее, целевой структуры, направленности воспитательной системы вуза современным требованиям и задачам формирования и развития личности будущего специалиста. Учёт данного соответствия целям обучения и воспитания студен-

тов предполагает как высокую степень социальной и нравственной ответственности, так и соответствующий уровень педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава вуза.

К специфике проявления закономерностей в воспитательной системе вуза необходимо отнести и то, что они обладают большей и абсолютной социальной обусловленностью по мере изменений, происходящих в нашем обществе и в самой педагогической науке. По мере решения воспитательных задач эти закономерности естественным образом дополняются, видоизменяются и даже полностью сменяются новыми. Наконец, специфика проявления закономерностей в воспитательной системе предполагает строгий и целостный учёт всех внешних и внутренних связей, взаимозависимостей самой системы. Только устойчивая взаимосвязь между всеми элементами и компонентами воспитательной системы является основой для её эффективного функционирования и важнейшим условием достижения поставленных целей, решения задач по обучению и воспитанию будущих специалистов.

В основу выявления закономерностей в воспитательной системе вуза положен системный подход [3,4]. Он возник как реакция на длительное господство аналитических способов исследования, явно недостаточных для установления взаимосвязи между различными смежными и несмежными факторами, определяющими развитие различных систем живой и неживой природы, общества, мышления.

Использование данного подхода позволило рассмотреть воспитательную систему как динамичное, сложное, но, тем не менее, устойчивое системное образование. Структурный и структурнофункциональный анализ позволяет также выявить совокупность связей и отношений как между элементами и компонентами системы, так и внутри этих элементов и компонентов. Комплексное рассмотрение функционирования воспитательной системы вуза позволило более объективно подвергнуть предметному анализу многочисленные отношения и связи в воспитательной системе на всех уровнях. Это, в свою очередь, дало возможность с научных позиций выявить закономерности и противоречия, а также обосновать принципы функционирования воспитательной системы и основные направления её совершенствования.

При анализе связей и отношений в воспитательной системе вуза задача исследователя состоит в том, чтобы на основе имеющихся в научной литературе подходов выделить наиболее существенные закономерности в воспитательной системе вуза и классифицировать их.

Проводя классификацию и определяя различные группы закономерностей, в основании классификации выделяют различные положения. При этом формулировка закономерностей является следствием определённого уровня знаний о каком-либо аспекте педагогической науки.

Исходя из этого, выделяются объективные закономерности, существующие в виде свойств изу-

чаемых процессов, явлений, структурных образований и отношений между ними; с другой стороны -свойств отношений между явлениями, между свойствами явлений, между элементами структурных образований. В теории воспитания выделяются также общепедагогические и специфические закономерности педагогического процесса в вузе.

При анализе связей и отношений в воспитательной системе вуза системный подход предполагает решение задачи о выделении, определении иерархии закономерностей, их собственную зависимость и обусловленность. Главное в решении данной задачи - выделение основных закономерностей, оказывающих первоочередное и существенное воздействие на воспитательную систему вуза. Классификация закономерностей, которые отражают различные уровни связей и взаимодействий между воспитательной системой вуза и другими системными образованиями, а также между различными элементами, компонентами внутри самой системы, позволяет в системном виде представить и рассмотреть становление, функционирование и развитие воспитательной системы вуза, а также проанализировать многовариантные отношения между элементами воспитательной системы, научно обосновать условия её совершенствования в современной реально -сти.

Проведённое исследование позволило выявить, что на воспитательную систему, на её функционирование и развитие существенным образом оказывает воздействие внешняя среда (общество, государственные институты, средства массовой информации и т.д.). Влияние внешней среды на воспитательную систему вуза, как показывает история страны и педагогическая практика, многофакторно, противоречиво и разносторонне.

Указанное воздействие определяет направленность самой воспитательной системы, её типа (гуманистический или авторитарный), характер отношений в самой системе между её субъектами и объектами, и в конечном счёте возможность выполнять главное назначение воспитательной системы -формировать личность человека в социальном, образовательном и профессиональном плане. При этом многообразие взаимодействия воспитательной системы с социальной средой имеет характер внешних связей. Они проявляются в процессе воздействия общественно-политических, идеологических, социально-экономических, образовательных, культурных, информационных, научных, и других факторов. Наличие устойчивой связи по взаимодействию и взаимовлиянию (воспитательная система вуза также оказывает в определённой степени своё воздействие на внешнюю среду) (социальной) и внутренней среды показывает, что это взаимодействие позволяет выделить группу внешних закономерностей. Следует чётко уяснить, что данная группа закономерностей детерминирует и обуславливает во многом возможность реализации на практике закономерности внутренние, присущие воспитательной системе вуза и во многом обусловленные закономерностями внешней группы. Это объясняется тем,

что объективно существующие и закономерные связи воспитательной системы вуза с внешней средой оказывает влияние как на всю систему в целом, так и на каждый отдельный элемент, компонент и в целом на воспитание в условиях вуза. Реальная современная жизнь подтверждает истину о том, что с изменением общества закономерно изменяется система подготовки специалистов, их профессиональное обучение и воспитание как личности. Для воспитания специалистов в вузе необходимо учитывать не только общий характер закономерностей формирования личности, но и их своеобразное проявление в педагогическом процессе вуза при формировании личности специалиста.

Роль и соотношение различных факторов в формировании личности специалиста (среды, деятельности, наследственности, воспитания, самовоспитания) проявляются ярко выражено. Преимущественно на сознание личности студентов оказывают такие факторы, как явления социальной жизни, государственная идеология (более 80% опрошенных студентов данные факторы выделяют как ведущие и определяющие).

Следовательно, при воспитании специалистов необходимо стремиться к тому, чтобы в полной мере учитывать особенности переживаемого момента общественно-политического и социально-

экономического развития страны, уровень образования, эффективность педагогического процесса в вузе, систематичность воспитательной работы и др. На воспитательную систему вуза оказывают воздействие различные факторы, поэтому необходимо учитывать закономерности общеобразовательные, общепедагогические, чисто специфические (закономерности формирования личности) и другое. Но существенное значение для воспитательной системы вуза имеет всё-таки группа внутренних закономерностей, среди которых целесообразно выделить группу общих и специфических закономерностей становления, функционирования и развития воспитательной системы вуза.

Рассматривая общие закономерности процесса становления воспитательной системы вуза, необходимо особо выделить следующие особенности данного процесса:

• становление воспитательной системы обусловлено научно обоснованной моделью целостной структуры системы и организацией по её последовательному внедрению в вузе;

• становление воспитательной системы зависит от движения от статичного состояния в направлении к поступательно-динамическому;

• становление воспитательной системы обусловлено направленностью её от разрозненности и несвязности элементов, компонентов к целостному структурному объединению;

• становление системы обусловлено динамичной реализацией на практике интеграционных процессов;

• становление системы обусловлено степенью осознания и признанием всеми участниками воспитательного процесса основной идеи, целей,

задач воспитательной системы и активного участия каждого члена в их реализации; становление системы зависит от придания системе последовательного и поступательного движения;

• становление системы зависит от своевременной, оперативной локализации очагов, полей неорганизованности, хаоса и пассивности, деструктивных явлений;

• становление зависит от динамичных стабилизационных процессов;

• становление обусловлено степенью соответствия жизнедеятельности в вузе, взаимоотношений на всех уровнях требованиям принятой концепции;

• становление зависит от систематичности, последовательности, настойчивости программного обеспечения воспитательной системы (программа по реализации концепции развития воспитательной системы вуза);

• становление зависит от непрерывного расширения и углубления связей и отношений между структурными элементами и компонентами;

• становление воспитательной системы в конечном счёте определяется преобладанием стабилизационных тенденций над дезорганизационными тенденциями.

К закономерностям, характеризующим

внутреннюю группу, относятся:

• зависимость воспитательного процесса в узе от характера межличностных отношений участников процесса;

• сбалансированность, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, компонентов, процессов, видов деятельности, системных образований других уровней;

• целостность и конкретность проявления связей и отношений в воспитательной системе вуза;

• реализация всего комплекса функций воспитательной системы вуза, прежде всего таких, как интегративная, синтезирующая, управленческая, проектирующая, моделирующая;

• зависимость от устойчивости, прочности, надёжности связей и отношений в воспитательной системе вуза;

• типизация направленности функционирования воспитательной системы вуза (гуманистическая, авторитарная, смешанная);

• зависимость воспитательной системы от целостности структуры и комплексности интеграционных процессов;

• зависимость функционирования, развития воспитательной системы от активизации совместной деятельности в вузе и др.

Говоря о внутренних специфических закономерностях воспитательной системы, следует отметить, что к ним целесообразно отнести закономерности становления, функционирования и развития воспитательной системы вуза.

Анализируя закономерности функционирования воспитательной системы вуза, следует отметить следующее: функционирование воспитатель-

ной системы обусловлено реализацией на практике интегративного подхода в деятельности всех категорий преподавателей, соблюдением единых требований в воспитании, закреплённых в руководящих документах (Концепция воспитания в вузе и др.); эффективность функционирования системы во многом определяется и зависит от личности руководителя (ректор вуза, проректоры вуза, деканы факультетов, кураторы студенческих групп); стабильность функционирования воспитательной системы обеспечивается сохранением социально-ценностных традиций и преемственности; эффективность функционирования воспитательной системы зависит от способности в вузе создать целостную и единую воспитательную среду через интеграцию воспитательного потенциала различных сфер среды: социальной, образовательной, информационной, культурной; функционирование воспитательной системы обусловлено комплексной реализацией основных функций системы; эффективность функционирования воспитательной системы зависит от моделирования и проектирования в вузе различных системноструктурных образований и процессов (система воспитания, система воспитательной работы, система повышения педагогического мастерства различных категорий воспитателей и др.); эффективность функционирования воспитательной системы зависит от организации целесообразной жизнедеятельности студентов); функционирование воспитательной системы зависит от развития своих идей через заимствование других; функционирование системы зависит от внедрения модели воспитательного пространства в вузе и систематического повышения требовательности на всём воспитательном пространстве; эффективность функционирования воспитательной системы зависит от своевременного предотвращения и преодоления внутрисистемных кризисов, застоя, отклонений и т.д.; зависимость функционирования системы от управленческой деятельности в этом процессе руководителей, их социального статуса и авторитета; обусловленность функционирования воспитательной системы инновационными подходами в воспитании, генерацией новых идей для совершенствования функционирования воспитательной системы; развитие элементов творчества в деятельности не только педагогов, но и студентов как закономерность высокой функциональности и направленности в развитии воспитательной системы.

Закономерности развития воспитательной системы характеризуются следующими особенностями: развитие воспитательной системы обусловлено научно обоснованной стратегией, которая реализуется через концепцию развития воспитательной системы вуза; развитие системы обусловлено во многом инновационным подходом в решении задач развития воспитательной системы; в основе развития системы лежит принцип динамичности взаимодействия между структурными элементами системы; развитие системы во многом обусловлено гуманным характером отношений между всеми участниками воспитательной системы (создание ком-

фортных условий, открытости, доброжелательности, заинтересованности и т.д.); развитие системы зависит от реализации функции самосохранения и само-воспроизводства (подготовка кадров, преподавателей, руководителей студенческих коллективов - их профессиональное становление, развитие и самосовершенствование); развитие системы зависит от своевременного и оперативного разрешения противоречивых ситуаций, частных конфликтов, напряжённых состояний и т.д.; развитие воспитательной системы зависит от поддержки и заинтересованной политики руководства Минобра РФ в воспитательной деятельности в вузах; развитие воспитательной системы зависит от чёткой направленности и движения всего коллектива к самоуправлению и саморазвитию; развитие воспитательной системы вуза в конечном счёте зависит от соотношения интеграционных и дезинтеграционных тенденций, степени проявления первой и локализации второй.

Общими закономерностями воспитательной системы вуза на этапах становления, функционирования и развития системы будет являться: обусловленность воспитательной системы научно обоснованной концепцией развития воспитательной системы вуза; управление воспитательной системой, применение в процессе управления современных технологий; постоянная активация системообразующего фактора - совместной деятельности всех участников воспитательной системы; обусловленность динамичными интеграционными и синтезирующими процессами; сохранение преемственности в руководстве; поиск путей по научному обоснованию технологии управления развитием системы; поддержание в вузе рациональной и эстетичной организации окружающей социальной среды; управление системой демократическими методами при строгом соблюдении принципа единоначалия; последовательное прохождение воспитательной системой вуза этапов становления и выход на этап динамичного функционирования (основное условие и важнейшее требование - качественное решение всех задач на каждом этапе) в конечном счёте, обуславливают и создают предпосылки для дальнейшего развития воспитательной системы вуза.

Систематизация представленных закономерностей воспитательной системы вуза позволяет с научных позиций подходить к анализу условий, факторов, зависимостей функционирования и развития системы. Было бы неверно полагать, что только данными изложенными закономерностями осуществляются связи и взаимозависимости, действующие в воспитательной системе. В действительности этих закономерностей значительно больше, классификация их может быть расширенной и многообразной. Задача состояла в обосновании наиболее существенных и определяющих закономерностей связей и зависимостей, которые в воспитательной системе вуза функционируют объективно и системно, проявляются систематически. Процесс выявления и обоснования закономерностей не может быть законченным и завершённым. Этот процесс носит устойчивую направленность и в нём своеобразно прояв-

ляется тенденция развития данного процесса. Для развития воспитательной системы вуза, для динамичного функционирования её необходим учёт уже познанных закономерностей и выявление их на более высоких уровнях. При решении задач, связанных с этапами становления, функционирования и развития воспитательной системы в обязательном порядке требуется их системный и комплексный учёт и выявление новых связей и зависимостей, позволяющих оптимизировать функционирование воспитательной системы. Важным моментом также является и то, что, несмотря на то, что многие закономерности обнаруживаются опытным путём, при решении проблемы построения (моделирования) воспитательной системы вуза, усложнения всех процессов (социальных, образовательных, воспитательных и др.) в вузах успешное решение задач профессиональной подготовки и воспитания кадров специалистов в значительной степени повышает требования ко всем преподавателям, к теоретическим знаниям о закономерностях воспитательной системы вуза.

Интеграция всех субъектов в единый воспитательный коллектив, оптимально построенная композиция взаимодействия элементов и компонентов воспитательной системы обеспечивают максимально возможные и прочные результаты в воспитании. В этой закономерности как бы соединяются в единую систему все ранее перечисленные закономерности, так как именно только интеграция деятельности, связей предполагает комплексное использование всех закономерных зависимостей между всеми основными элементами и компонентами системы.

Таким образом, выявление закономерностей и их учёт на новых уровнях ориентирует всех воспитателей, профессорско-преподавательский состав на необходимость непрерывного анализа функционирования и развития воспитательной системы, учёта всех факторов воздействия, тенденций, условий, а также координацию, интеграцию всех усилий по обеспечению устойчивого функционирования и развития воспитательной системы вуза.

Всестороннее рассмотрение вопросов функционирования воспитательной системы в вузе, исследование закономерностей и выявление противоречий современного состояния и развития системы позволило выявить наиболее существенные связи и отношения процессов становления, функционирования и развития воспитательной системы. Причём, в ходе исследования было выявлено, что для прохождения воспитательной системы от этапа научного обоснования до этапа развития необходимо соблюдать требования, которые выступают как руководящие правила, или принципы. Проблема принципов воспитания достаточно широко представлена в педагогической литературе, в многочисленных научных исследованиях различных проблем теории воспитания.

В системе принципов воспитания выделены принципы, которые носят методологический характер - метапринципы.

К метапринципам воспитания относятся:

1. Аксиологический принцип, представляющий собой методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в воспитании, образовании и саморазвитии человека.

2. Культурологический принцип, учитывающий, что культура определяет цель, характер, содержание, методы и формы воспитательного процесса, направленные на решение задачи приобщения человека к различным пластам культуры.

3. Антропологический принцип, опирающийся в воспитании на достижения всего комплекса наук о человеке с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательных и воспитательных систем.

4. Гуманистический принцип, означающий гуманизацию образования, т.е. развитие образовательных систем с учётом признания одной из приоритетных ценностей личностей педагога и обучающегося, гармонизацию их интересов взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.

5. Синергетический принцип, означающий взаимодействие двух связанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящее к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазви-вающихся подсистем и обеспечивающее их переход от развития к саморазвитию.

6. Герменевтический принцип, наименование которого происходит от слов «разъясняю, истолковываю», означает философское осмысление и переосмысление как ранее наработанного педагогического опыта, так и приобщение молодого поколения педагогов к осмысленному овладению различными видами и формами педагогических инноваций

[5].

Изучение теории и практики воспитательной системы в вузах, анализ современного функционирования системы, комплексное изучение педагогической и научной литературы показали, что при организации функционирования воспитательной системы в вузах учитываются принципы дидактики [6] и теории воспитания. Однако, кроме них, функционирование воспитательной системы вуза имеет собственные специфические принципы как отражение ранее рассмотренных закономерностей:

• принцип целесообразности - организационно-структурное построение воспитательной системы сообразно определённым концепциям, ведущей идее, программам, задачам, целям и т.д.;

• принцип целостности - весь компонентный состав, все элементы системы не просто являются суммарной совокупностью, а находятся в определённой зависимости, имеют своё место в системе и выполняют определённые функции;

• принцип гуманизма к субъектам воспитания;

• принцип демократизма, предполагающего реализацию системы воспитания, основанную

на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;

• принцип интегративности - требует обязательной связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также означает процесс, ведущий к такому состоянию; принцип предполагает объективную необходимость постоянного обогащения новыми интегративными связями и отношениями более высокого порядка и являющиеся продуктом структурной системы в целом;

• принцип композиционности - определяет многообразие организационных, функциональных и других связей и отношений между элементами системы, которые расположены в системе закономерно и упорядоченно;

• принцип иерархичности - установление связей между элементами, как по горизонтали, так и по вертикали, подчинённость, зависимость и обусловленность между элементами системы;

• принцип многоуровневости - каждый элемент системы может рассматриваться как относительно самостоятельная система (подсистема), представляя в то же время в качестве один из компонентов более широкой системы;

• принцип динамизма - закономерная смена статических состояний, компонентов и элементов системы и придание им внутренних динамических процессов;

• принцип воспитывающего обучения предполагает использование воспитательного потенциала содержание изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личного развития студентов, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

• принцип валеологизации, т. е. ведение здорового образа жизни и отношение к нему как к ценности подразумевает сознательное отношение студента к своему здоровью как к необходимому условию решения задач профессиональной реализации и карьеры;

• принцип адаптивности - возможность и способность системы преобразовываться под воздействием внешних и внутренних факторов, приводить себя в соответствие с этими условиями и факторами, удерживать свои существенные переменные в допустимых пределах в целях осуществления своих функций и вытекающая отсюда её относительная устойчивость;

• принцип функциональности - комплексное применение (реализация) всех основных функций воспитательной системы;

• принцип синтезации - требование обязательного соединения различных элементов системы в единое целое с целью придания структурному образованию гармоничности, сбалансированности функционального состояния; единство действия всех членов системы;

• принцип концентрации - сосредоточение усилий на решении какой-либо задачи. Концентрация усилий по локализации дезорганизационных и дезинтеграционных тенденций в развитии воспитательной системы вуза;

• принцип генерации - воспитательная система должна генерировать (обосновывать, предлагать, выдвигать) новые идеи, позволяющие активизировать деятельность по развитию системы;

• принцип научности - научный подход в обосновании концептуальных положений функционирования и развития воспитательных систем;

• принцип профессиональной направленности - учитывает овладение будущими специалистами этическими нормами профессионального сообщества, формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, специальных способностей; признание в студентах своих коллег, овладевших профессиональными знаниями, умениями и навыками, представляется одной из главных задач воспитательной работы в вузе;

• принцип систематичности, последовательности, непрерывности функционирования, развития воспитательной системы предполагает чёткое, этапное, комплексное решение всех задач и недопущение проявления элементов несбалансированности и разобщённости;

• принцип добровольности представляет студенту право выбора разнообразных форм участия во внеучебной научно-исследовательской деятельности;

• принцип стимулирования основан на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.

В повседневной воспитательной практике вузовская система воспитания руководствуется ещё рядом принципов воспитания, например, принципом воспитания в коллективе, который предписывает рассматривать коллектив как фактор и средство воспитания личности, оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.

Главным принципом, по мнению А.И. Кочетова, является согласованность воспитательных влияний. Нет необходимости подразделять принципы на главные и второстепенные - все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.

Организация функционирования и развития воспитательной системы на определённых принципах предполагает дальнейшее совершенствование теории и практики воспитания в вузе, придаёт процессу функционирования воспитательной системы научно обоснованный характер, интегративность, целесообразность и целевую направленность. Реализация принципов позволяет творчески и результативно решать задачи профессиональной подготовки и воспитанию в вузе будущих специалистов.

Таким образом, анализ объективно существующих, устойчивых, повторяющихся связей воспитательной системы вуза как на внешнем, так и внутреннем уровне позволил выявить несколько групп закономерностей, которые оказывают воздействие, проявляются и определяют направленность и степень функционирования воспитательной системы вуза. Ведущее место среди них занимают специфические закономерности, которые проявляются в противоречивых процессах становления, функционирования и развития воспитательной системы вуза. Строгое соблюдение требований принципов воспитательной системы вуза позволяет придавать воспитательной системе научно обоснованный и целенаправленный характер её функционирования и развития. Следует также отметить, что выявленные закономерности и противоречия, сформулированные принципы воспитательной системы вуза ни в коей мере не являются окончательно завершёнными, поскольку воспитательная система вуза - не застывшее, стабильно-статическое структурное образование, а динамично изменяющееся, противоречивое явление теории и практики функционирования и развития воспитательной системы вуза, постоянно обогащающееся новыми научными положениями,

фактами, закономерными связями и зависимостями; научное объяснение объективных явлений и процессов вне системы и внутри её отражает в определённой мере субъективный взгляд, который может выражать научную позицию исследователя по данной проблеме.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь.- М.: «Советская энциклопедия», 1986. - С.447.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В.Константинова. - М.: Советская энциклопедия, 1962. -Т.2. - С.154.

3. Кирсанов, А. А. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. -№4. - С.228-249.

4. Кирсанов, А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А. А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2000.

5. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов. Под ред. В.И.Андреева. - Казань, 2003

6. Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996.

© Ю. М. Кудрявцев - д-р пед. наук, профессор каф. методологии инженерной деятельности КНИТУ, kudryavtsevum@mail.ru; О. Ю. Макарова - канд. пед. наук, доцент, зав. каф. иностранных языков КГМУ, mrs.makarova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.