Научная статья на тему 'Основные принципы и направления политики Канады в области обеспечения морской безопасности в ХХI в'

Основные принципы и направления политики Канады в области обеспечения морской безопасности в ХХI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2308
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MARITIME SECURITY / СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / PROSPECTS OF SECURITY / КАНАДА / CANADA / АРКТИКА / ARCTIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гавриленко Наталья Николаевна

Статья посвящена исследованию основных тенденций и направлений политики обеспечения морской безопасности Канады; дан обзор основных правовых источников внутреннего законодательства, на которых основывается политика морской безопасности Канады. Рассмотрено ее участие в международном сотрудничестве по поддержанию и укреплению морской безопасности, обозначены перспективы развития политики Канады в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF THE POLICY IN CANADA IN THE MARITIME SECURITY IN XXI CENTURY

The article is devoted to the basic tendency and directions of the domestic policy in Canada in the Maritime security field; given an overview of the main legal domestic law sources, on which the policy in the Maritime security field is biased. Discussed Canada’s participation in international cooperation for the maintenance and strengthening of Maritime security, prospects of the policy development of Canada in this area are pointed.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и направления политики Канады в области обеспечения морской безопасности в ХХI в»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХХ! В.

Гавриленко Наталья Николаевна

канд. ист. наук,

доцент Санкт-Петербургского государственного университета,

г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет международных отношений 191060, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, подъезд VIII

E-mail: nataliegavrilwnko@gmail. com

BASIC PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF THE POLICY IN CANADA IN THE MARITIME SECURITY IN XXI CENTURY

Natalya Gavrilenko

Candidate of Historical Sciences, Associate professor of Saint-Petersburg state University, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University, School of International Relations 191060, Russia, St. Petersburg, Smolnii street 1/3, entrance VIII

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию основных тенденций и направлений политики обеспечения морской безопасности Канады; дан обзор основных правовых источников внутреннего законодательства, на которых основывается политика морской безопасности Канады. Рассмотрено ее участие в международном сотрудничестве по поддержанию и укреплению морской

Гавриленко Н.Н. Основные принципы и направления политики Канады в области обеспечения морской безопасности // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 1-4 (22) URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3093

безопасности, обозначены перспективы развития политики Канады в этой области.

ABSTRACT

The article is devoted to the basic tendency and directions of the domestic policy in Canada in the Maritime security field; given an overview of the main legal domestic law sources, on which the policy in the Maritime security field is biased. Discussed Canada's participation in international cooperation for the maintenance and strengthening of Maritime security, prospects of the policy development of Canada in this area are pointed.

Ключевые слова: морская безопасность, стратегия безопасности, Канада, Арктика.

Keywords: Maritime security, prospects of security, Canada, Arctic.

Одной из составляющих национальной безопасности страны является морская безопасность, включающая защиту и контроль морских границ, обеспечение безопасности портов (пограничный и таможенный контроль) и морской транспортной системы, охрану морской окружающей среды и защиту живущего в прибрежных районах населения.

С одной стороны, Мировой океан - это арена международного сотрудничества, а с другой - источник серьезных угроз для национальной безопасности государств. В его водах располагаются атомные подводные лодки противника, совершаются акты международного терроризма и пиратства, идет загрязнение морских пространств нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, захороненными в море. Притязания стран по причине ограниченности материковых запасов углеводородов и отсутствия альтернативных источников энергии на обладание минеральными ресурсами морей и океанов, связанная с этим разведка и эксплуатация природных ресурсов

на континентальном шельфе становятся предметом серьезных международных разногласий, а иногда и конфликтов.

Для Канады проблема обеспечения морской безопасности стоит в первом ряду проблем страны. На протяжении своей истории, находясь под защитой сначала Великобритании, а затем США, Канада до недавнего времени рассматривала океаны как дополнительную защиту своих границ, а не как источник угрозы. Для урегулирования споров предпочитала использовать правовые методы и дипломатию, а не военную силу. Это одна из отличительных черт канадской внешней политики, которая обусловила особый подход Канады к формированию собственной стратегии безопасности.

Правовые источники внутреннего законодательства, на которых основывается политика морской безопасности Канады, включают в себя ряд документов.

В частности, в серии программных документов, принятых во второй половине 1990-х годов, отмечалась необходимость долгосрочных инвестиций в военно-морской флот с целью укрепления безопасности страны и уточнялась необходимость наличия ВМС даже в случае отсутствия прямой военной угрозы [39]. Положений о террористических угрозах в них не содержалось, поскольку в то время считалось, что эти угрозы не представляют собой значительной опасности. В качестве же первостепенной угрозы для морской безопасности страны указывалась противоправная деятельность организованной преступности в водах Канады [24].

Белая книга по оборонной политике 1994 года подчеркивала, что обязанность Министерства обороны и вооруженных сил Канады заключается в защите страны и ее жителей от внутренних и внешних угроз, и содержала положение о том, что Канада должна иметь многоцелевые вооруженные силы, способные эффективно выполнять три главные задачи: осуществлять оборону собственно территории Канады, выполнять совместную с Соединенными Штатами

стратегическую оборону Североамериканского континента и участвовать в международных миротворческих операциях [42].

При этом существовала уверенность в том, что необходимости в существенном изменении структуры флота нет, поскольку ВМС Канады в условиях окончания холодной войны полностью соответствуют требованиям обеспечения морской безопасности [1].

Цели оборонной политики - защита Канады, ее интересов и ценностей и содействие поддержанию мира и безопасности на международной арене -определил новый документ, опубликованный в 1999 году, - «Изменяя будущее обороны Канады: Стратегия до 2020 года» (Shaping the Future of Canadian Defence: A Strategy for 2020), отмечавший необходимость выработки новой стратегии, привлечение новых стратегических партнеров и повышение квалификации личного состава вооруженных сил [37].

С изменением международной обстановки и появлением новых угроз, носящих глобальный характер, проблема обеспечения безопасности стала более актуальной, тем самым поставив перед Канадой вопрос о поиске новых решений для обеспечения национальной безопасности и морской безопасности страны в частности.

Основные направления оперативного использования флота в XXI столетии определил в 2001 году документ под названием «Передовой рубеж: Стратегия ВМС до 2020 года» (Leadmark: The Navy's Strategy for 2020). Стратегия содержала анализ будущей системы безопасности и функций ВМС Канады, а также предусматривала наличие в стране высокомобильных и боеспособных военно-морских сил, готовых к выполнению широкого круга боевых задач в национальных и международных интересах, вплоть до проведения военных операций на удаленных театрах военных действий. Для решения этих задач предусматривалось формирование оперативных групп (Task Groups), способных к экстренному развертыванию и обладающих высокой боевой устойчивостью

и универсальностью. Эти группы должны были быть тактически самостоятельными и готовыми действовать по мере необходимости в составе объединенных соединений ВМС США или многонациональных сил в качестве передовых сил реагирования на возникновение кризисов в любом районе мира, а также обеспечения быстрого развертывания основных наземных и воздушных сил НАТО [19].

События в США 11 сентября 2001 года заставили правительство Канады изменить взгляд на оборонную политику Канады.

В ноябре 2001 года Постоянный комитет по национальной обороне и делам ветеранов опубликовал доклад, содержащий критику Белой книги по оборонной политике 1994 года. Доклад, отмечая значимость многих положений Белой книги, указывал на необходимость в кратчайшие сроки инициировать пересмотр оборонной политики ввиду изменившегося характера международной ситуации [36]. Причины для основательного пересмотра политики безопасности Канады и принятия новой Белой книги были также выражены в документе под названием «Защитить Нацию: Основа для новой Белой книги по оборонной политике» (To Secure a Nation: The Case for a New Defence White Paper). Проект новой Белой книги был подготовлен Центром военных и стратегических исследований Университета Калгари совместно с канадским Советом по безопасности. Утверждалось, что глобальные и внутренние изменения, произошедшие в мире, сделали положения Белой книги 1994 года не соответствующим действительности. По мнению Совета, существующие недостатки Белой книги (например, отсутствие ответа на новые угрозы, незначительное внимание составу вооруженных сил и структуре штаба по национальной обороне) являются поводом для ее пересмотра [36]. В апреле 2004 года правительство Канады вынесло на обсуждение в парламент проект первой всеобъемлющей стратегии по национальной безопасности под названием «Защищая отрытое общество: политика национальной безопасности Канады»

(Securing an Open Society: Canada's national security policy). В том же году указанный проект был принят. По заявлению заместителя премьер-министра Анны Маклеллан (Anne McLellan), «политика обеспечения национальной безопасности страны должна гарантировать покровительство и обязательство правительства Канады по обеспечению защиты интересов своих граждан» [20].

В рамках Стратегии предполагалось включение правительств всех уровней в укрепление системы национальной безопасности путем создания специальных местных территориальных и федеральных центров в каждой провинции Канады [34].

Кроме этого, правительство планировало включить этнокультурные группы в процесс усовершенствования политики безопасности путем создания круглого стола по безопасности. Единый план действий для обеспечения безопасности в области здравоохранения, транспорта, пограничной безопасности и международной безопасности предусматривал:

1. внедрение единой системы оценки угроз национальной безопасности;

2. создание медицинской команды, состоящей из медиков-профессионалов, для моментального реагирования на возникшие несчастные случаи или катастрофы;

3. усиление морской безопасности и сотрудничества с США в данной области;

4. развитие компьютерных технологий для усиления национальной безопасности [35].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Стратегия определила основные направления развития политики национальной безопасности Канады как внутри государства, так и в рамках сотрудничества с другими странами, в особенности с США. Изданный в 2005 году доклад «Защищая открытое общество: год спустя» (Securing an open society: one year later) уточнял основные моменты, касающиеся выполнения указанной выше Стратегии 2004 года [35].

19 апреля 2005 года правительство Канады представило на рассмотрение парламентариев Белую книгу по международной политике, состоящую из четырех документов «Дипломатия», «Оборона», «Развитие» и «Торговля».

В документе «Оборона» подчеркивалось, что мир, в котором широко распространяется международный терроризм, оружие массового уничтожения, изменился с тех пор, как была издана в 1994 году Белая книга по оборонной политике. Мир стал взаимозависимым, поэтому события, происходящие за пределами Канады, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на страну.

Руководствуясь этими положениями, были определены и принципы трансформации вооруженных сил Канады. В качестве основополагающих направлений были указаны:

• создание эффективных боеспособных объединений при активном сотрудничестве морских, воздушных и сухопутных войск на всех уровнях;

• улучшение взаимодействия с соответствующими правительственными министерствами и с вооруженными силами союзников;

• усовершенствование командных, контрольных, патрульных, технических и других возможностей.

Несмотря на существование документов, посвященных морской безопасности, некоторые из экспертов в этой области полагали, что на тот момент не существовало полноценной и отвечающей всем требованиям стратегии по морской безопасности [25].

Итогом многочисленных критических замечаний стало принятие Первой оборонной стратегии в мае 2008 года (Canada First Defence Strategy (CFDS)), поставившей новые задачи и предусматривавшей первоклассную подготовку личного состава вооруженных сил. Стратегия предусматривала полную модернизацию вооруженных сил при стабильном финансировании в течение 20 лет (долгосрочное планирование и инвестиции в перевооружение и подготовку

личного состава, ремонт и замену не менее 25 % объектов инфраструктуры Министерства обороны в течение последующих 10 лет и не менее 50 % -в течение 20 лет) [4].

Поскольку ни одно федеральное агентство Канады не несет ответственность за безопасность на море, правительство использует для решения проблем межведомственный подход. Функции по исполнению вышеизложенных правительственных программ и стратегий по обеспечению морской безопасности Канады возложены на различные министерства, организации и службы Канады. В их число входят созданный в октябре 2001 года Специальный комитет по общественной безопасности и борьбе с терроризмом и Межминистерская рабочая группа по морской безопасности во главе с Министерством транспорта. В состав данных структур входят представители Тайного совета и 15 федеральных министерств и служб, включая Министерство национальной обороны, Таможенную службу, Министерство иностранных дел, Королевскую конную полицию, Службу береговой охраны, Министерство рыболовства и океанов, Канадскую службу безопасности и разведки и др. Укрепление и усовершенствование сотрудничества и взаимодействия с различными структурами для обмена данными через Морское информационное управление является непосредственной функцией Министерства национальной обороны [15].

В 2004 году в рамках Стратегии национальной безопасности были созданы оперативные центры по морской безопасности, возглавляемые Командованием военно-морскими силами Канады и включающие представителей Королевской конной полиции, Канадского агентства пограничных услуг, Министерства транспорта, Службы береговой охраны [35]. Оперативные центры, возглавляемые Министерством национальной обороны, были созданы на западном и восточном побережье - в Эскуаймолте и Галифаксе соответственно. Дополнительно были созданы временные оперативные центры, возглавляемые Королевской конной полицией для обеспечения безопасности в районе Великих озер. Первостепенной

задачей этих центров является предоставление в кратчайшие сроки полноценной информации, охватывающей проблемы национальной безопасности.

Основная часть функций по обеспечению внутренней морской безопасности Канады лежит на Службе береговой охраны и Королевской конной полиции.

Служба береговой охраны Канады несет ответственность перед Министерством рыболовства и океанов [5]. В функции Службы береговой охраны входит: обеспечение морской безопасности, охрана морской окружающей среды, надзор за морской торговлей, поддержание морской науки. Некоторые специалисты полагают, что функции Службы береговой охраны определены недостаточно ясно и, следовательно, могут интерпретироваться по-разному. Это вызывает ряд проблем, так как с недостаточно определенным перечнем функций, состав Службы береговой охраны может быть использован для отражения любой угрозы, независимо от степени его готовности для выполнения [22].

В опубликованном в 2004 году документе под названием «Служба береговой охраны Канады: роли и обязанности» подтверждалось, что «суда Службы береговой охраны способны выполнять разнообразные задачи с профессиональными моряками на борту» [5]. При этом береговая охрана США оказывает прямую поддержку операциям ВМС за границей, чего нельзя сказать в отношении Канады [22].

Безусловно, существуют различия между функциями и полномочиями ВМС и Службой береговой охраны Канады. В функции береговой охраны входит обеспечение безопасности территориальных вод Канады, в то время как ВМС Канады больше нацелены на защиту целей и интересов за пределами территориальных вод Канады [19].

Стоит отметить тот факт, что в отличие от Службы береговой охраны США, являющейся военной организацией, данная структура в Канаде является гражданской организацией. В докладе постоянного Комитета Палаты Общин

по рыболовству и океанам, опубликованного в марте 2004 года, содержались рекомендации по переводу некоторых служащих Службы береговой охраны в ранг полицейских с предоставлением им соответствующих полномочий. Также было рекомендовано оснастить определенное количество судов соответствующим вооружением [33].

Кроме Службы береговой охраны функцию по обеспечению морской безопасности выполняет и Канадская королевская конная полиция (КККП). В 1923 году в рамках КККП было создано ее морское отделение [21]. Роль КККП в обеспечении морской безопасности заключается в приведении в исполнение законов и актов, касающихся национальной безопасности, пресечению нелегальной иммиграции, транспортировки наркотиков и организованной преступности.

В 2002 году КККП приняла Национальную стратегию о портах (National Ports Strategy), нацеленную на усиление национальной безопасности и на снижение криминальной деятельности в основных портах Канады, включая порты в Монреале, Ванкувере и Галифаксе, Онтарио и Гамильтоне. В рамках стратегии были созданы национальные группы по обеспечению морской безопасности в портах (National Port Enforcement Teams), в функцию которых входит расследование преступлений, а также обеспечение свободного передвижения людей, товаров и услуг. В структуру групп входят представители федеральных и провинциальных правоохранительных органов [8].

Королевские военно-морские силы Канады были образованы в 1910 году. В феврале 1968 года они были преобразованы в Командование военно-морскими силами Канады (Canadian Forces Maritime Command) [14]. Штаб-квартира Командования военно-морскими силами находится в Оттаве, провинция Онтарио. Два основных командных пунктов Командования ВМС расположены в Галифаксе, провинция Новая Шотландия и в Эскуаймолте, провинция Британская Колумбия [6].

На протяжении последних десятилетий Правительство Канады проводит политику модернизации и обновления инфраструктуры и оснащения ВМС.

В ноябре 2004 года Министерство национальной обороны выделило $69.7 млн кан. долл. на строительство 6 учебных судов класса «Орка» для ВМС Канады. Помимо обучения и тренировки, в функции кораблей входит береговое патрулирование. Первый корабль был введен в действие в 2006 году [27].

Согласно «Совместному проекту по поддержке судов» 2004 года («Joint Support Ship Project») [38], планировалось постепенная замена танкеров класса «Протектор» тремя многофункциональными кораблями. Новые суда должны осуществлять дозаправку боевых кораблей флота в море, снабжать их продовольствием и боеприпасами, обеспечивать базирование вертолетов и снабжение подразделений морской пехоты. Корабли могут использоваться также для оказания помощи жертвам стихийных бедствий и терактов [16]. Дополнительно Министерство национальной обороны приобрело 2 установки высокочастотных поверхностно волновых радаров, действующих в радиусе 250 км [13], установило 25 радарных станций. Служба береговой охраны внедрила автоматическую распознавательную систему [3]. Помимо совершенствования системы патрулирования было принято решение об усилении безопасности вокруг военных баз путем внедрения, где это необходимо, системы зон с ограниченным доступом. Такие зоны были созданы в Галифаксе и Эскуаймолте [11].

На федеральных выборах 2006 года Консервативная партия предложила избирателям четко выработанную программу в сфере оборонной политики под названием «Передовая Канада» (First Canada). Целью программы являлось совершенствование вооруженных сил Канады: увеличение численности регулярной армии с 53 тыс. до 80 тыс. и доведение военного бюджета до 2 % ВВП -среднего показателя для стран НАТО [29].

Важным моментом в формировании объединенной обороны по защите Северной Америки стало подписанное США и Канадой еще в 1958 году

соглашение о создании совместной системы противовоздушной обороны континента (NORAD). Соглашение несколько раз продлевалось и расширялось. Согласно изменениям, внесенными в мае 2006 года [2], НОРАД включил в свои функции «морское предупреждение», заключающееся в обработке, оценке и распространении информации разведывательных данных, касающихся морской обстановки в омывающих океанах. В соответствии с новыми положениями с 2025 года США и Канада должны существенно повысить свои разведывательные способности в Арктике. Для выполнения данного Соглашения правительство Канады выделило в 2016 году на 5-летний период 133 млн кан. долл. Канадские военные планируют установить в Арктике новую радарную систему для контроля движения подлодок и кораблей, обновить коммуникационные и системы жизнеобеспечения [28].

В 2012 году отметившая свой 50-летний юбилей Береговая охрана Канады имела в своем составе уже шесть ледоколов: Amundsen, Des Groseilliers, Henry Larsen и Pierre Radisson (ледоколы для работы в устьях рек), килекторное судно Terry Fox (для грузовых работ и подъема объектов со дна) и Louis S. St-Laurent -судно усиленного ледового класса для работы в Арктике и Гудзоновом заливе.

В начале 2012 года пресс-служба Министерства океанов и рыбных ресурсов (Department Fisheries and Oceans - DFO) сообщила о постройке на верфях судостроительной компании STX Canada Marine Inc. в Ванкувере нового ледокола, который сможет работать в Арктике на протяжении трех сезонов в году и будет передан в ведение береговой охраны Канады к концу 2017 года [12]. Судно будет оборудовано вертолетной площадкой и по возможностям операций во льдах превзойдет нынешний ледокол Louis S. St-Laurent. Строительство, названное Харпером «проектом национальной безопасности Канады в Арктике» [12], обойдется государству в 9,5 млн долл. В обеспечении морской безопасности немаловажное значение имеет поддержание на высоком уровне безопасности в портах и портовых сооружениях. Программа ограничения доступа на морские

сооружения в рамках политики по укреплению морской безопасности была внедрена в два этапа и завершилась к 2008 году, в первую очередь в портах Галифакса, Новой Шотландии, Монреаля, Ванкувера, Британской Колумбии и Квебека [7]. Трехгодичная программа предполагала финансирование систем слежения, оборудования, обучение и тренинг персонала [23].

Помимо принятия внутренних законов для обеспечения безопасности в портах, Канада выполняет международные обязательства в этой области. 1 июля 2004 года вступил в силу международный Кодекс по безопасности на судах и в портовых сооружениях, разработанный и принятый Международной морской организацией. Целью Кодекса является создание общепринятой и постоянно действующей системы оценки рисков для судов, портов и портовых сооружений [18]. Для усовершенствования и ускорения процесса проверки грузов в некоторых портах, например в Ванкувере, была введена новая автоматическая система проверки контейнеров [15].

Помимо портовой полиции, в некоторых портах, например в Ванкувере, существуют Объединенные оперативные группы по борьбе с преступностью. Они включают представителей таможенной и иммиграционной служб, провинциальной и муниципальной полиции, а также представителей Королевской конной полиции [31].

Военно-морские силы Канады были и являются эффективным инструментом внешней политики Канады. На протяжении практически всей истории ВМС Канады были частично ориентированы на выполнение внешних функций. Во время двух мировых войн и холодной войны, вооруженные силы Канады воевали за пределами страны. Широко известно участие ВМС Канады в полярных конвоях в годы Второй мировой войны [40].

Тем не менее после событий 11 сентября международное направление приобрело большее значение в связи с тем, что источники проблем, с которыми

Канада пытается бороться в зоне своей юрисдикции, берут свое начало далеко за ее пределами [26].

Согласно мнению П. Хэйдона «национальные интересы Канады не ограничиваются границей ее экономической зоны. Внешние функции ВМС в области поддержания международной безопасности могут также гарантировать нашу безопасность или служить основой для поддержания безопасности в долгосрочной перспективе» [17].

После трагедии 11 сентября 2001 года Канада, став участницей антитеррористической коалиции, направила в Персидский залив военно-морскую группировку в составе шести кораблей ВМС и шести самолетов ВВС общей численностью около двух тысяч военнослужащих. Такой набор сил и средств вывел Канаду на четвертое место в международной антитеррористической коалиции после США, Великобритании и Франции. Участие Канады стало самой масштабной акцией канадских вооруженных сил за пределами страны со времен Корейской войны 1951-1953 годов.

С окончанием холодной войны практически во всех правительственных программах, тем или иным образом затрагивающих морскую безопасность, говорилось о необходимости развития сотрудничества с другими странами в этой области. Начиная с 1990-х годов корабли ВМС Канады участвовали примерно в двух десятках международных миротворческих операций под эгидой ООН и НАТО. Ярким примером является участие в антитеррористической операции в районе Персидского залива двух фрегатов «Виннипег» и «Торонто» в 2003 году [30], в антинаркотической операции в Гвинейском заливе патрульного фрегата «Фредериксон» в 2006 году [10] и патрульного фрегата «Оттава» в Аравийском море в операции, преследующей своей целью пресечение незаконного использования морских ресурсов, в частности в террористических целях, а также предотвращение распространения оружия массового уничтожения [41].

Кроме антитеррористических операций, ВМС Канады принимают участие в совместных учениях с союзниками по НАТО и рядом других стран. Например, ВМС Канады сотрудничают с другими странами в рамках постоянного оперативного соединения объединенных военно-морских сил НАТО в Атлантическом океане и в Средиземном море (Standing Naval Force Atlantic; Standing Naval Force Mediterranean) [43], в ежегодных противолодочных учениях в Ионическом море [43], в учениях «Пассаты» (Exercise TRADEWINDS) в районе Карибского бассейна [9], в регулярных противоракетных учениях в Тихом океане (Exercise Rim of the Pacific (RIMPAC) [32] и ряде других.

Подводя итоги, можно утверждать, что правительство Канады, не проводя каких-либо существенных изменений в концепции политики обеспечения морской безопасности вплоть до начала XXI века, считало, что существенных угроз морской безопасности страны в тот период не существовало.

События 2001 года, продемонстрировав глобальный характер новых угроз, внесли значительные коррективы в оборонную политику Канады. Правительство не только разработало новые подходы и определило круг задач, включавших международные аспекты, но и выделило дополнительное финансирование на модернизацию армии, включив в число приоритетных задач поддержку арктического флота страны.

Список литературы:

1. Adjusting Course: A Naval Strategy for Canada. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 14.06.2006).

2. Agreement between the Government of Canada and the Government of the United States of America on the North American Aerospace Defence Command. Canada treaty information / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.treaty-accord.gc.ca (дата обращения: 28.11.2009).

3. Avis P. Surveillance and Canadian Maritime Domestic Security. Department of National Security / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 28.11.2009).

4. Canada First Defence Strategy (CFDS), May 2008 / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: www.forces.gc.ca/site/focus/first-premier/index-eng.asp (дата обращения: 28.11.2009).

5. Canadian Coast Guard, Roles and Responsibilities. The Canadian Coast Guard-Overview. Departm ent of Fisheries and Ocean Canada / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.ccg-gcc.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

6. Canadian Forces Base. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 14.06.2006).

7. Canada's new government implements background checks for port workers. Department of Transport Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tc.gc.ca (дата обращения: 28.11.2009).

8. Сanada's oceans strategy: Our oceans, our future. Department of Fisheries and Oceans Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cos-soc.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

9. Capt Carrie Pluck. Exercise TRADEWINDS 15 concludes with stronger Partnerships.. June 29, 2015. Canadian Government. National Defence and the Canadian Armed Forces / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.forces.gc.ca/en/news/article.page?doc=exercise-tradewinds-15-concludes-with-stronger-partnerships/ib6asohy (дата обращения: 16.04.2016).

10. CMS Statement to the Standing Committee on National Defence. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 28.11.2009).

11. Controlled Access Zone Order (Halifax, Esquimalt and Nanoose Harbours). Canada Gazzette / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://canadagazette.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

12. David Pugliese. Millions earmarked for Arctic surveillance research. Ottawa Citizen. April 12, 2016 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.canada.com/news/national/liberal+government+will+spend+24133+mil lion+five+years+research/11847316/story.html (дата обращения: 14.04.2016).

13. Domestic maritime security. National Defence. Department of Transport Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tc.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

14. Douglas W. Armed Forces. Navy. The Canadian Encyclopedia / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.thecanadianencyclopedia.com (дата обращения: 28.11.2009).

15. Government of Canada announces up to $175.million in new maritime security projects Department of Transport Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tc.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

16. Haydon P. Canadian Naval Future: A Necessary Long - Term Planning Framework. Dalhousie University / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://irpp.org/wp-content/uploads/.../wp2004-12.pdf. (дата обращения: 14.06.2006).

17. Haydon P. What naval capabilities does Canada need? Canadian Military Journal / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.journal.forces.gc.ca/vo2/.../21-28-eng.pdf (дата обращения: 14.06.2006).

18. IMO adopts comprehensive maritime security measures. International Maritime Organization / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.steamshipmutual.com/publications/Articles/Articles/MarSec_IMO_1202.asp (дата обращения: 14.06.2006).

19. Leadmark: The Navy's Strategy for 2020. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:www. dnd.ca (дата обращения: 14.06.2006).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Making Canada safe: The National Security Policy. News agency / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cbc.ca. (дата обращения: 14.06.2006).

21. Marine service. History. Royal Canadian Mounted Policy / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rcmp-grc.gc.ca (дата обращения: 28.11.2009).

22. Maritime security contribution program. Department of Transport Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www. tc.gc.ca (дата обращения: 28.11.2009).

23. Maritime Security: Shield or Sieve? Conference of Defence Association Institute / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cda-cdai.ca (дата обращения: 14.06.2006).

24. Maritime Transportation Security Act of Canada. Department of Justice Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://lois.justice.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

25. Marsh H. An Analysis of Canada's International Policy Statement. Conference of Defence Associations / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cda-cdai.ca (дата обращения: 14.06.2006).

26. Middlemiss D. The Canadian Navy and the «Home» Game. Canadian Naval Rewiew / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://cfps.dal.ca (дата обращения: 20.06.2006).

27. New Training Vessels for the Navy: the ORCA Class. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 4.12.2009).

28. New ships for navy, coast guard. CBC News. Nov. 13, 2013 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cbc.ca/news2/interactives/shipbuilding/ (дата обращения: 14.04.2016).

29. Noseworthy S. Federal election 2006: party defence News agency / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cbc.ca. (дата обращения: 13.12.2006)

30. Operation Altair. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 18.12.2010).

31. Port Security: which agencies, national and local, civilian and military, provide security for Canadian ports? Canadian American Strategic Review/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:. http://www.sfu.ca (дата обращения: 14.06.2006).

32. Rim of the Pacific. Canadian Government. National Defence and the Canadian Armed Forces / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.forces.gc.ca/en/operations-exercises/rimpac.page (дата обращения: 14.04.2016).

33. Safe, Secure, Sovereign; Reinventing the Canadian Coast Guard. The Standing Committee on Fisheries and Oceans. Parliament of Canada / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.parl.gc.ca (дата обращения: 14.06.2006).

34. Securing an Open Society: Canada's National Security Policy. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:www.dnd.ca (дата обращения: 14.06.2006).

35. Securing an open society: one year later. Progress report on the Implementation of Canada'sNational Security Policy. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: h ttp://www.dnd.ca (дата обращения: 20.06.2006).

36. Shadwick M. White paper blues. Canadian Military Journal. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 14.06.2006).

37. Shaping the Future of Canadian Defence: A Strategy for 2020. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 20.06.2006).

38. The Joint Support Ship Project. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения:).

39. The Naval Vision: Charting the Course for Canada's Maritime Forces into the Next Century. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 14.06.2006).

40. The North Atlantic and Arctic Convoys. Imperial War Museum / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://hmsbelfast.iwm.org.uk (дата обращения: 17.06.2006).

41. Tribute to the Navy by Senator Hugh Segal. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://w ww.dnd.ca (дата обращения: 21.05.2010).

42. White Paper on Defence of Canada. Department of National Defence / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dnd.ca (дата обращения: 21.05.2010).

43. World's largest annual anti-submarine warfare exercise. Exercise Overview. Standing Naval Force Mediterranean / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.afsouth.nato.int (дата обращения: 21.05.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.