Научная статья на тему 'Основные принципы и этапы формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия'

Основные принципы и этапы формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / THE INVESTMENT PROGRAM / INFORMATION-TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Т. Б.

Одной из характерных особенностей современного этапа экономического развития является нарастание конкурентной борьбы между промышленными предприятиями, что вынуждает их вкладывать достаточно большие средства в модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для повышения своей конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ершова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PRINCIPLES AND STAGES OF FORMATION OF THE INVESTMENT PROGRAM OF MODERNISATION OF AN INFORMATION-TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE OF THE ENTERPRISE

One of prominent features of the present stage of economic development is competition increase between industrial enterprises that forces them to put big enough means in modernisation of an information-telecommunication infrastructure for increase of the competitiveness.

Текст научной работы на тему «Основные принципы и этапы формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия»

кой части информационного пространства системы технического регулирования с использованием стандартных браузеров.

Важная часть клиентского интерфейса механизма электронной коммерции - «конфигурационная машина», позволяющая клиенту самостоятельно сформировать подборку необходимых национальных и международных документов по избранной области стандартизации, информирующая клиента о наличии типографских копий стандарта на ближайшем складе территориальных отделов распространения (ТОР), вариантах доставки электронных копий и верифицированных распечаток стандартов, предоставляющая оперативный доступ к информации о процессе формирования и транспортировки его заказа. Использование автоматизированной конфигурационной машины позволяет повысить возможности самообслуживания клиентов, сократив тем самым расходы на обслуживание при сохранении высокой гибкости и качества сервиса; также конфигурационная машина позволяет автоматически сохранять и обобщать информацию о приоритетных направлениях интересов клиента.

Успешное функционирование системы электронной торговли информацией о техническом регулировании требует прогресса в следующих областях:

- функциональность системы, обеспечивающая единый механизм взаимодействия на базе централизованного хранения информации о клиенте и его сквозной идентификации вне зависимости от канала связи, позволяющая обеспечить круглосуточное обслуживание в режиме

24*7;

- надежность функционирования, позволяющая поддерживать непрерывную работоспособность системы, приемлемое время реакции, а также безопасность, включающая защиту от несанкционированного доступа к клиентской информации, надежное проведение финансовых трансакций и верификацию электронных копий документов;

- интерактивность работы - система электронной торговли должна быть не только механизмом осуществления процесса продаж, но и средством общения с клиентами, реализации эффективной обратной связи, сбора пожеланий и предложений по совершенствованию системы, сообщений об ошибках, предварительных заявок на перевод тех или иных иностранных документов по стандартизации.

Как показывает отечественная и зарубежная практика, среднее время цикла работы с клиентами после внедрения системы CRM сокращается в два раза, оптимизируются издержки на обслуживание клиентов, растут объемы повторных и перекрестных продаж и их прибыльность, повышается точность прогнозирования продаж (до 99%).

2. Развитие системы маркетинга. CRM-системы реализуют функционал по автоматизации сбора, обработки, анализа и визуализации маркетинговой информации о состоянии рынка, потребностях клиентов, проведенных маркетинговых кампаниях и их эффективности. Анализ и синтез маркетинговой информации позволяет получить детализированную структуру потребностей потенциальных клиентов, выработать наиболее привлекательные коммерческие предложения.

Интеграция маркетинговой подсистемы в рамках CRM позволяет установить однозначную взаимосвязь между затратами на те или иные элементы маркетинговых программ и полученными финансовыми результатами, обеспечить надежную методологическую основу для проведения рациональной ценовой политики.

Особая важность проведения активных маркетинговых исследований и рекламных кампаний для освещения возможностей национальной системы информационного обеспечения технического регулирования определяется тем, что большая часть российских предприятий привыкла использовать в своей деятельности лишь минимально требуемый набор отечественных стандартов и недостаточно представляет себе состояние дел в области стандартизации в зарубежных странах и международных организациях. Это подрывает конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежных рынках, затрудняет интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство, увеличивает технологическое отставание. В этих условиях именно ЕИС ТР должна взять на себя ведущую роль в активном обеспечении информацией о мировых тенденциях в области стандартизации, распространении сведения о появлении новых стандартов, за счет персонализированного подхода к клиентам находить пути наиболее полного удовлетворениях информационных потребностей. Это позволит национальной системе информационного обеспечения технического регулирования служить локомотивом технического прогресса российской экономики, одним из важнейших звеньев процесса экономической интеграции как на постсоветском пространстве, так и в мировом масштабе.

Литература:

1. www.hdmi.org

2. http://www.gostinfo.ru/show.php7/fond/l1.htm

3. Peppers, Don and Martha Rogers, Ph.D., The One to One Future: Building Relationships One Customer At a Time. New York: Doubleday, 1993.

4. Черкашин П. А. Готовы ли Вы к войне за клиента? Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). - М.: ООО «ИН-ТУИТ.ру». - 2004. - 384 с.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ершова Т.Б., докторант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», к.э.н.

Одной из характерных особенностей современного этапа экономического развития является нарастание конкурентной борьбы между промышленными предприятиями, что вынуждает их вкладывать достаточно большие средства в модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для повышения своей конкурентоспособности.

Ключевые слова: инвестиционная программа, информационно-телекоммуникационная инфраструктура.

MAIN PRINCIPLES AND STAGES OF FORMATION OF THE INVESTMENT PROGRAM OF MODERNISATION OF AN INFORMATION-TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE OF THE ENTERPRISE

Ershova T., FSUO Standartinform, competitor

One ofprominent features of the present stage of economic development is competition increase between industrial enterprises that forces them to put big enough means in modernisation of an information-telecommunication infrastructure for increase of the competitiveness.

Key words: the investment program, information-telecommunication infrastructure.

Актуальной является задача формирования оптимальной инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ). Следует отметить, что варианты такой программы существенно зависят от организации инвестирования:

• в случае, когда приоритетом инвестиционной деятельности

предприятия становится необходимость быстрого выхода на заданные объемы производства информационно-телекоммуникационных услуг установленной номенклатуры, необходима разработка модели инвестиционной программы модернизации ИТИ с заданным объемом прироста производства и реализации услуг;

• в случае, когда возможности формирования собственных

инвестиционных ресурсов ограничены, а объем заимствований капитала сверх определенных пределов может отрицательно сказаться на финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, необходима разработка модели инвестиционной программы модернизации ИТИ в условиях ограничений объема инвестиционных ресурсов, в том числе и в случае привлечения заемных финансовых средств.

Процессы формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия базируется на следующих принципиальных положениях1:

Многокритериальность отбора проектов в инвестиционную программу модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Этот принцип позволяет учесть в процессе формирования инвестиционной программы модернизации ИТИ промышленного предприятия всю систему целей его инвестиционной деятельности, возникающих под влиянием изменений внешних и внутренних факторов ее осуществления в среднесрочном и долгосрочном периоде. Принцип многокритериальности отбора проектов в инвестиционную программу модернизации ИТИ основан на ранжировании целей (задач) инвестиционной деятельности по их значимости, выделении главного целевого показателя в качестве основного критерия отбора инвестиционных проектов модернизации ИТИ и использовании отдельных целевых показателей как системы соответствующих ограничений в процессе осуществления отбора.

1. Дифференциация критериев отбора по видам инвестиционных проектов модернизации ИТИ. Такая дифференциация критериев осуществляется в разрезе конкретных форм инвестирования по независимым, взаимозависимым и взаимоисключающим инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

2. Учет объективных возможностей предприятия при проведении модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. При формировании инвестиционной программы модернизации ИТИ основными из объективных ограничений инвестиционной деятельности промышленного предприятия, требующими учета, являются:

• предусматриваемые объемы инвестиционной деятельности в соответствии с инвестиционной стратегией;

• направления и формы региональной диверсификации инвестиционной деятельности;

• потенциал формирования собственных инвестиционных ресурсов;

• возможности привлечения заемного капитала к финансированию инвестиционной программы модернизации ИТИ или отдельных проектов;

• основные государственные нормативные требования к реализации инвестиционных проектов модернизации ИТИ.

3. Обеспечение связи инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия с производственной (операционной) и финансовой программами. Инвестиционная деятельность предприятия должна осуществляться в неразрывной связи с его операционной и финансовой деятельностью. Эта связь обеспечивается комплексным формированием финансовых потоков по рассматриваемым видам деятельности предприятия в рамках конкретных временных периодов. Так, реализация каждого инвестиционного проекта модернизации ИТИ должна быть обеспечена соответствующим финансированием, синхронизированным с ней по времени. Возвратный поток инвестированного капитала, обеспечивающий предусматриваемую эффективность каждого инвестиционного проекта модернизации ИТИ и инвестиционной программы модернизации ИТИ в целом, должен быть обеспечен производством информационно-телекоммуникационных услуг в запланированных объемах и номенклатуре в установленные сроки. Поэтому в процессе формирования инвестиционной программы модернизации ИТИ необходимо синхронизировать ее основные параметры с соответствующими параметрами производственной (операционной) и финансовой программ предприятия.

4. Обеспечение сбалансированности инвестиционной программы модернизации ИТИ по важнейшим параметрам. Внутрен-

няя сбалансированность инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры промышленного предприятия обеспечивается, прежде всего, эффективным соотношением таких важнейших параметров как уровень доходности, риска и ликвидности. Такое соотношение параметров инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется по шкале «доходность - риск» и «доходность - ликвидность» с учетом индивидуальных предпочтений ЛПР.

Данные принципы являются концептуальной основой разработки и формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия; при этом основные этапы данного процесса следующие.

1. Выбор главного критерия отбора инвестиционных проектов в инвестиционную программу модернизации ИТИ предприятия. Наиболее предпочтительным в нашем случае является критерий чистого дисконтированного дохода, поскольку он дает наиболее наглядное представление о возможностях прироста собственного капитала (а, соответственно, и рыночной стоимости предприятия) как в абсолютном, так и в относительном выражении.

2. Дифференциация количественных значений главного критерия отбора по видам инвестиционных проектов модернизации ИТИ для обоснования скрининговых инвестиционных решений. В целях осуществления отбора инвестиционных проектов модернизации ИТИ по избранному главному критерию он должен иметь определенное количественное значение. Как показывает практика, это количественное значение главного критериального показателя дифференцируется обычно по формам осуществления инвестиционных проектов модернизации ИТИ2, а также по характеру самих проектов. В частности, дифференциация количественных значений главного критерия отбора производится по независимым, взаимосвязанным и взаимоисключающим инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

По независимым инвестиционным проектам модернизации ИТИ количественным значением главного критерия отбора выступает обычно целевой стратегический норматив эффективности инвестиционной деятельности.

По взаимозависимым инвестиционным проектам модернизации аналогичный критерий принимается не по каждому проекту модернизации, а по всему взаимосвязанному их комплексу.

По взаимоисключающим инвестиционным проектам модернизации отбор осуществляется по наивысшим значениям избранного главного критериального показателя (на основе сравнительной оценки).

Дифференциация количественных значений главного критерия отбора позволяет обосновывать скрининговые инвестиционные решения на первом этапе формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Под этим термином понимается отсев из общего множества инвестиционных проектов модернизации тех из них, которые не соответствуют количественному значению главного критерия их отбора в инвестиционную программу модернизации ИТИ промышленного предприятия.

3. Построение системы ограничений отбора проектов в инвестиционную программу модернизации ИТИ по главному избранному критерию. Система ограничений, устанавливаемая в процессе отбора проектов в формируемую инвестиционную программу модернизации ИТИ, включает обычно основные и вспомогательные нормативные показатели.

В качестве основных ограничивающих нормативных показателей для инвестиционных программ модернизации ИТИ предприятия могут быть установлены следующие:

• один из альтернативных показателей эффективности инвестиционной программы модернизации (например, минимальная внутренняя норма прибыли или максимальный дисконтированный период окупаемости инвестиций);

• максимально допустимый уровень общего риска программы;

• максимально допустимый объем финансовых средств, которые могут быть привлечены для инвестирования;

• максимально допустимый период или минимальный коэффициент ликвидности инвестиций и некоторые другие.

В качестве вспомогательных ограничивающих нормативных

1 См.: Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. - С. 305 - 307.

2 Проекты модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающие разные формы инвестирования, могут иметь различные количественные значения главного критериального показателя. - Прим. автора.

показателей для инвестиционных программ модернизации ИТИ могут быть использованы следующие:

• уровень готовности инвестиционной программы модернизации ИТИ к реализации (наличие завершенного бизнес-плана, завершенность проектных работ, апробированность схем финансирования и т. д.);

• предполагаемый период осуществления инвестиционной стадии программы модернизации ИТИ в целом и каждого инвестиционного проекта модернизации в частности (до ее (его) выхода на эксплутационную стадию и начала формирования притока денежных средств);

• уровень реализуемости инвестиционной программы модернизации ИТИ в целом и каждого инвестиционного проекта, в частности, по экономическим, технико-технологическим, экологическим и другим параметрам. По мнению автора, важнейшим ограничением применительно к инвестиционным проектам (программам) модернизации ИТИ является уровень ее надежности;

• инновационный уровень инвестиционной программы (проекта), т. е. ее (его) соответствие последним достижениям научнотехнического прогресса в инфокоммуникационной технике;

• возможность отсрочки реализации инвестиционных проектов модернизации без существенного ущерба для реализации стратегических целей развития предприятия;

• синхронность формирования предусматриваемых денежных потоков по реализации инвестиционной программы и ее финансирования из различных источников и некоторые другие.

Построение системы ограничений отбора проектов в формируемую инвестиционную программу модернизации ИТИ позволяет углубить обоснование скрининговых инвестиционных решений.

4. Построение оптимальной экономико-математической модели и формирование на ее основе инвестиционной программы модернизации ИТИ промышленного предприятия.

5. Оценка сформированной инвестиционной программы модернизации ИТИ и при необходимости ее коррекция. Обычно она осуществляется по уровню доходности (главный избранный критерий), риска и ликвидности (обычно - основные ограничивающие нормативные показатели).

Уровень доходности инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется на основе показателя чистого дисконтированного дохода по всем включенным в нее инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

Уровень риска инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется путем расчета коэффициента вариации по ней (ожидаемому уровню вариабельности показателей КРУ).

Уровень ликвидности инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется на основе средневзвешенного коэффициента ликвидности инвестиций по отдельным инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

Центральное место в процессе формирования инвестиционной программы модернизации ИТИ занимает разработка экономикоматематической модели и ее оптимизация. При построении экономико-математических моделей реальных финансово-экономических процессов зачастую приходится принимать ряд допущений, которые позволяют получить приемлемую для реализации модель, не содержащую ряд второстепенных деталей. Вся информация, необходимая для разработки модели, вводится по мере ее дальнейшего использования.

В практике деятельности предприятия часто встречается ситуация, когда приоритетом инвестиционной деятельности на отдельных этапах его стратегического развития выступает необходимость быстрого выхода на заданные объемы производства информационно-телекоммуникационных услуг установленной номенклатуры (например, при стратегии ускоренного роста и т. п.). Это объективно требует увеличения производственных мощностей ИТИ, прирост которых может быть удовлетворен либо за счет внутренних резервов, либо, в случае их отсутствия или недостаточного объема, за счет создания новых в результате осуществления капитальных вложений.

К внутренним резервам удовлетворения потребностей в производственных мощностях относятся рациональная организация производственных процессов, более полное задействование и использование имеющегося оборудования и сооружений в соответствии с действующими нормами их освоения, активизация инфор-

мационно-телекоммуникационных услуг за счет улучшения их качества и доступности, а также другие методы организационно-технического и экономического воздействия. Все это способствует доведению фактических показателей пропускной способности до нормативных по удовлетворению спроса без привлечения дополнительных производственных ресурсов3.

Если же предприятие не имеет возможности полностью удовлетворить весь платежеспособный спрос за счет внутренних резервов, то необходимо осуществить прирост (ввод) производственных мощностей ИТИ за счет инвестиций. При этом следует иметь в виду, что финансовые средства и материальные ресурсы необходимо в первую очередь направлять на своевременное обновление действующих основных фондов, особенно их активной части путем замены физически изношенных и морально устаревших программных, аппаратных и телекоммуникационных средств. Расширение производственного потенциала за счет реконструкции и технического перевооружения позволяет повысить уровень удовлетворения потребностей в информационно-телекоммуникационных услугах, улучшить их качество, снизить затраты, сократить численность производственного персонала за счет внедрения более эффективной техники. Поэтому имеющиеся в распоряжении предприятия средства, по мнению автора, необходимо направлять преимущественно на модернизацию действующих основных фондов, поскольку именно ее мероприятия дают наибольший эффект в самые короткие сроки и имеют самые низкие удельные капитальные затраты на единицу производственной мощности.

В этом случае инвестиционная программа модернизации ИТИ формируется по критерию отбора инвестиционных проектов модернизации на основе показателя производительности инвестируемого капитала (в этих целях ранжирование инвестиционных проектов модернизации ИТИ осуществляется по показателю объема производства информационно-телекоммуникационных услуг на единицу инвестируемого капитала).

Рассмотрим одну из возможных экономико-математических моделей формирования оптимальной инвестиционной программы

модернизации ИТИ. Пусть Р = ( Рр Р2 .., Р., ..., Рп ) j = 1,П -

есть множество из п инвестиционных проектов модернизации ИТИ, которые могут быть включены в состав инвестиционной программы модернизации ИТИ. Кроме того, примем, что предварительно была проведена соответствующая оценка, в результате которой все неэффективные инвестиционные проекты модернизации ИТИ были исключены из рассмотрения. Определим также, что все проекты начинаются одновременно;

Qзад - необходимый прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры;

Q = ( Ql, Q2, ..., Qj, ., Qn ) - множество, характеризующее прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры;

Кзад - заданное значение коэффициента готовности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Ктс - значение коэффициента готовности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, полученное в результате реализации инвестиционной программы модернизации ИТИ.

Определим двоичную переменную х., принимающую значения 0 и 1, следующим образом:

- х. = 0, если j - ый инвестиционный проект модернизации ИТИ не входит в состав инвестиционной программы модернизации;

- х. = 1 , если j - ый инвестиционный проект модернизации ИТИ входит в состав инвестиционной программы модернизации.

Каждый из инвестиционных проектов модернизации ИТИ Р. может быть охарактеризован двумя показателями:

• величиной КРУ. чистого дисконтированного дохода, приведенного к моменту начала реализации j-го проекта модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры:

• приростом производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры Ц. в результате реализации j-го инвестиционного проекта модернизации ИТИ.

Необходимо сформировать оптимальную инвестиционную программу модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры промышленного предприятия с заданным объемом

3 См.: Голубицкая Е. А., Жигульская Г. М. Экономика связи: Учебник для вузов. - М.: Радио и связь, 2003. - С. 101.

прироста производства информационно-телекоммуникационных услуг, т. е. необходимо определить такое реализуемое подмножество проектов модернизации ИТИ из заданного множества проектов модернизации ИТИ, чтобы при этом достигался максимум чистого дисконтированного дохода программы модернизации ИТИ и одновременно необходимый прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры.

Под реализуемым подмножеством проектов модернизации ИТИ из заданного множества проектов модернизации ИТИ будем понимать такое подмножество проектов, которое обеспечивает необходимый прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры.

Под чистым дисконтированным доходом инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры будем понимать сумму чистых дисконтированных доходов проектов модернизации ИТИ, включенных в инвестиционную программу модернизации ИТИ.

Чистый дисконтированный доход КРУ инвестиционной программы модернизации ИТИ будет равен:

NPV = I NPVJxj

j=1

(1)

Прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры определяется соотношением:

Q = I QjXj.

j=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

Тогда условие реализуемости инвестиционной программы модернизации ИТИ запишется в виде:

I QjXjS Q •

j=1

(3)

к ГС (X) > к ГАД. (4)

Таким образом, приходим к следующей экономико-математической постановке задачи разработки оптимальной по критерию максимума чистого дисконтированного дохода инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с заданным объемом прироста производства информационно-телекоммуникационных услуг:

необходимо из заданного множества Р инвестиционных проектов модернизации ИТИ выбрать такое подмножество Р* реализуемых инвестиционных проектов модернизации ИТИ, чтобы достигался максимум КРУ инвестиционной программы модернизации ИТИ, т. е. найти такое множество Х = ( х. ; j = 1, 2, ., п; х. = 0, 1), чтобы:

NPV = I NPVjxj ^ max;

(5)

j=1

I QjXj> QЗАД

j=i

к ТС (X) > к ГАД

Данная задача разработки оптимальной инвестиционной программы модернизации ИТИ с заданным объемом прироста производства информационно-телекоммуникационных услуг относится к классу задач булева программирования и практически может быть решена с помощью стандартных пакетов прикладных программ.

Второе условие ограничительного характера предполагает, что коэффициент готовности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в результате реализации инвестиционной программы модернизации будет не ниже заданного, т. е. будет выполняться условие:

Литература:

1. Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.

2. Голубицкая Е. А., Жигульская Г. М. Экономика связи: Учебник для вузов. - М.: Радио и связь, 2003.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Забелина С.А., соискатель ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке

соответствия»

Комплекс негативных тенденций в отечественной экономике, вызванный глобальным экономическим кризисом и демографической ситуацией в Российской Федерации, существенно осложняет условия функционирования негосударственных высших учебных заведений (вузов). Эффективным инструментом инвестиционной деятельности, играющим ключевую роль в ее осуществлении, являются инвестиционные программы.

Ключевые слова: инвестиционная программа, высшее учебное заведение, инвестиционная деятельность, сценарий.

TECHNIQUE OF FORMATION OF THE INVESTMENT PROGRAM OF DEVELOPMENT OF NOT STATE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Zabelina S., FSUO «the Russian scientific and technical centre of the information on standardization, metrology and a conformity estimation»,

Competitor

The complex of negative tendencies in the domestic economy, caused by a global economic crisis and a demographic situation in the Russian Federation, essentially complicates operating conditions of not state higher educational establishments (high schools). The effective instrument of investment activity playing a key role in its realisation, investment programs are.

Key words: the investment program, higher educational establishment, investment activity, the scenario.

В современной экономической науке имеется достаточно боль- роприятий [2]. Расширенную трактовку данного понятия с учетом це-

шое количество трактовок данного понятия. Так, согласно Ожегову левой направленности и комплексности предлагают авторы Большого

С.И. программа (от греч. programma - объявление, предписание) - план экономического словаря, которые считают, что целевая комплексная

деятельности, работ [1]. Лопатников Л.И. полагает, что программа пред- программа - это система взаимосвязанных между собой по содержа-

ставляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных и иных ме- нию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.