Научная статья на тему 'Основные показатели работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта'

Основные показатели работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5934
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / КОЭФФИЦИЕНТ ВЫПУСКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубенко Елена Филипповна

Спрос на грузовые автомобильные перевозки определяется динамикой производства в стране. С другой стороны, развитие экономики вызывает рост перевозок. Большое значение для современного развития транспортных перевозок имеют планирование, учет и анализ работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта. В данной статье рассмотрены развитие системы показателей АТ и их использование, непосредственно влияющее на качество транспортного процесса. Основное внимание уделено расчетным зависимостям для определения режимов работы подвижного состава на линии во времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key performance indicators of rolling road freight transport

Truck transportation demand is determined by the dynamics of production in the country. On the other hand, economic development causes to increase in transportation volume. Planning, accounting and analysis of the rolling road freight transport has great importance for the modern development of transportation. This article describes the development of indicators of AT, their use, directly affecting the quality of transport process. Emphasis is placed on the calculated dependence for determining the operating modes of the rolling stock on the line in time.

Текст научной работы на тему «Основные показатели работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта»

УДК 656.1

Е. Ф. Чубенко1

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Спрос на грузовые автомобильные перевозки определяется динамикой производства в стране. С другой стороны, развитие экономики вызывает рост перевозок. Большое значение для современного развития транспортных перевозок имеют планирование, учет и анализ работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта. В данной статье рассмотрены развитие системы показателей АТ и их использование, непосредственно влияющее на качество транспортного процесса. Основное внимание уделено расчетным зависимостям для определения режимов работы подвижного состава на линии во времени.

Ключевые слова: грузовой автомобильный транспорт, подвижной состав, парк подвижного состава, коэффициент выпуска подвижного состава, коэффициент технической готовности.

Автомобильным транспортом (АТ) в России перевозится около 80% общего объема грузов. Хотя в общем грузообороте всех видов транспорта доля АТ составляет несколько процентов. Основная сфера деятельности АТ - доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта.

Возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе.

Транспорт является частью производительных сил общества и представляет собой самостоятельную отрасль материального производства. Продукция транспорта выражается в перемещении вещественного продукта других отраслей.

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяется система показателей, которая характеризует степень его использования: во времени (дни, автомо-биле-дни эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой и коэф-

1 © Елена Филипповна Чубенко, канд. техн. наук, доцент кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: elena.chubenko@vvsu.ru.

фициент использования рабочего времени); по скоростным свойствам (техническая и эксплуатационная скорость движения); по пробегу (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии); по грузоподъёмности (коэффициенты использования грузоподъемности - статический и динамический). Кроме того, применяется ряд учетных показателей, отражающих результаты работы подвижного состава (средняя длина ездки и расстояние перевозки груза, число ездок, пробег с грузом, среднесуточный и общий пробег, производительность подвижного состава, объем перевозок и грузооборот).

Парк подвижного состава - это все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия. Списочный (инвентарный) парк подвижного состава - парк, числящийся на балансе автомобильного транспортного предприятия в данный момент времени ]. По своему техническому состоянию он подразделяется на парк, готовый к эксплуатации (Ат]), и парк, находящийся в ТО и ремонтах (Ар)

А = А.,+ А„ (1)

Часть Ащ- используется на перевозках - Аэ], а другая часть находится в простое - Ащ, т.е. в соответствии с формулой (1):

Ат] = Аэ]+ Ап]] (2)

Ас] = Аэ] + Ап] +Ар]. (3)

Каждая і-тая единица парка подвижного состава в течение Дкі календарных дней находится в эксплуатации дней Дэи в ТО и ремонтах - Дрі дней и в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, отсутствие материалов и т.п.) - Дпі дней:

Дкі = Дэ, + Дрі +Дпі. (4)

Для определения времени эксплуатации, ремонта или простоя парка подвижного состава используют показатель - автомобиле-дни, суммарное количество которых целесообразно вычислять по зависимости:

АД = І Д = І А]= ±АД, (5)

і=1 ]=1 к=1

где АД - суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в рассматриваемом состоянии; Ді - число дней нахождения в рассматриваемом состоянии на АТП і-го автомобиля за календарный период Д; А - число автомобилей за период Д (равно сумме их числа на начало календарного периода и числа поступивших за этот период или сумме их числа на конец периода и числа списанных); А] - число автомобилей в рассматриваемом состоянии на АТП в ]-е сутки; Д - продолжительность календарного периода, сут.; АДк - суммарное число автомобиле-дней к-й группы автомобилей (например, одной грузоподъемности); п - число групп автомобилей.

- 78 -

Следовательно, списочное число автомобиле-дней за календарный период Д возможно определить по формулам [1]:

АДк = І Ді = І Ас, = І АДкк (6)

і=1 ,=1 к=1

АД к = АДэ + АДр + АДп (7)

где АДэ, АДр, АДп - соответственно автомобиле-дни эксплуатации, ТО и ремонта, а также простоя, которые рассчитываются по формуле (5).

Режим работы подвижного состава на линии во времени определяется: в течение года - числом дней работы парка, в течение суток -

продолжительностью рабочей смены и числом смен. Число дней работы

парка за рассматриваемый период года определяется по зависимости:

Дг = Д - Дн, (8)

где Д- фонд времени, дней, т.е. длительность календарного периода; Д, -число нормированных дней простоя.

Режим работы подвижного состава зависит от назначения АТП и режима работы обслуживаемых предприятий и организаций.

Время работы за календарный период характеризуется числом дней (для одной единицы) или автомобиле-дней (для парка) эксплуатации подвижного состава на линии. В течение рабочего дня каждый автомобиль (автопоезд) определенный период находится в наряде, т. е. выполняет перевозку груза, работая на линии.

Использование подвижного состава за определённый период по календарному времени, кроме абсолютных показателей - автомобиле-дней эксплуатации, характеризуется также коэффициентом выпуска подвижного состава:

для одного автомобиля за Д календарных дней

= Д (9)

для парка за один рабочий день

а . = Аэ-

А,,

для парка за Д календарных дней

(10)

ав

АД, = АД к - (АДр + АДп) = АД,

АДк АДк АДэ + АДр + АДп (11)

Техническое состояние парка подвижного состава характеризуется коэффициентом технической готовности, который может быть определен [2]: для одного автомобиля за Д календарных дней

Д Д

а __ г! тг _ г! т

тг

Д Дтг + Д

(12)

Рг

для парка за один рабочий день А А

т] т]

А А + А

с] т] р] ,

для парка за Д календарных дней

АДт АДт

а = ■

т

(13)

(14)

АДк АДт + АДр .

Коэффициент выпуска подвижного состава определяется уровнем коэффициента технической готовности

ав = ^т

ат • Дт • Ки_ (15)

(15)

Д,

где Ки - коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни парка по различным эксплуатационным и организационным причинам (Ки =0,93—0,97).

Значение Ки по конкретному АТП определяется по формуле

К = ав •Д , ч

“ Д ■ а (16)

т т

где ав и ат - реально сложившиеся на АТП значения коэффициентов.

1. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса. М.: Академический проект, 2005. - С. 46.

2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие для

вузов. М.: Академия, 2004. - С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.