Научная статья на тему 'Основные подходы по организации подготовки курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках'

Основные подходы по организации подготовки курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная деятельность в войсках / организация подготовки курсантов / педогогика военной школы / высшая военная школа / военно-учебные заведения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Г. В.

Статья посвящена актуальной для современного этапа развития педагогики высшей военной школы проблеме. В ней рассматриваются подходы к организации подготовки курсантов военно-учебных заведений к воспитательной деятельности в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem that is relevant for the modern stage of the development of pedagogies in military high school. It deals with various approaches to organizing cadets" training for educational activity in the armed forces in military institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Основные подходы по организации подготовки курсантов военных вузов к воспитательной деятельности в войсках»

Г. В, Агапова

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВОЙСКАХ

Работа представлена кафедрой педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий.

Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор В. М. Коровин

Статья посвящена актуальной для современного этапа развития педагогики высшей военной школы проблеме. В ней рассматриваются подходы к организации подготовки курсантов военно-учебных заведений к воспитательной деятельности в войсках.

The article is devoted to the problem that is relevant for the modern stage of the development of pedagogics in military high school. It deals with various approaches to organizing cadets' training for educational activity in the armed forces in military institutions of higher education.

Подготовка профессиональных военных кадров на современном этапе развития общества требует новых подходов к образованию, обучению и воспитанию курсантов высших военно-учебных заведений. В этой связи актуальными становятся 1ре-бования по подготовке курсантов как будущих офицеров-воспитателей. К ним можно отнести: совершенс твование учебно-воспитательного процесса в вопросах подготовки курсантов к воспитательной деятельности в войсках; воспитание курсантов на принципах гуманизма, уважения к личности военнослужащего; становление будущих офицеров как творческих личностей,

способных к постановке и решению задач конструктивными и нестандартными способами; воспитание у курсантов таких качеств, как деловитость, способность взять на себя ответственность за решение сложных задач, умение поддержать инициативу, мобилизовать волю и энергию личного состава; воспитание у будущих офицеров готовности к принятию опыта коллег, профессиональной открытости; приобретение знаний, умение и навыков, владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к работе с военнослужащими; соблюдение чести и достоинства, профессиональ-

Основные подходы но организации подготовки курсантов военных вузов к воспитательной.. ..

ной этики; владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне; владение приемами педагогической деятельности, сотрудничества, умения брать на себя ответственность за результаты своей работы.

Современная парадигма подготовки курсантов военных вузов к воспитанию военнослужащих строится на изучении ими основных положений общей и военной педагогики, психологии, философии и ряда других дисциплин, формирующих психолого-педа-гогическис ценности как познавательно-действующую систему подготовки курсантов к воспитательной деятельности в войсках.

В этой связи важную роль играет организация учебно-воспитательного процесса, в ходе которого курсанты должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, которые совершенствуются в ходе образовательного процесса, повседневной воинской службы, воспитательной и культурно-массовой работы, на стажировках и практиках в частях и подразделениях Вооруженных сил Российской Федерации.

В процессе организации работы по воинскому воспитанию особое значение необходимо уделить учебной деятельности, так как она является предметно-организационной базой образования и развития курсантского коллектива, фактором, определяющим их социально-психологические черты. В связи с этим приобретают определенную значимость формы, методы работы по формированию и развитию мировоззрения защитника Отечества.

В работе с курсантами по подготовке их как будущих офицеров-воспитателей участвуют все кафедры военно-учебного заведения в рамках привития им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными. Но особая роль отводится кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которая наряду с проведением воспитательной работы с курсантами в процессе обучения осуществляет

научно-методическое обеспечение процес-1

са воспитания в ввузе .

Несомненно, в условиях реформирования системы военного образования необходима корректировка учебных программ цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в направлении усиления духовности, нравственности и патриотизма, становления гражданственности будущих офицеров.

В военно-учебных заведениях в рамках организации учебно-воспитательной деятельности по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров преподавателям необходимо учитывать в своей педагогической деятельности особенности становления и развития каждого курсанта и уделять особое внимание его психологической подготовке. Психологическая подготовка курсантов это целенаправленное формирование у них таких особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным руководи-2 г,

телям и воспитателям . Основным в содержании процесса формирования психологической готовности курсантов к службе является укрепление профессиональных мотивов поведения, волевых и умственных черт характера, совершенствование знаний, навыков, умений, психических процессов в связи со специальностью и подготовкой к воспитательной деятельности в войсках.

Формирование ответственности курсанта как будущего офицера-воспитателя за свои поступки осуществляется при правильно определенных общественных позициях, а именно:

• целеустремленности, т. е. умении выбирать общественно полезные цели и достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали;

• самостоятельности, т. е. способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений, поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм. Формирование мотивации поступков строится на основе принципов организационной работы. Идея высочай-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

шсго патриотизма, духовности должна являться глубоким мотивационным основанием поступков молодого офицера;

• умению владеть собой, т. е. принимать и выполнять нравственные обязательства, уметь руководить собой и коллективом в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания; стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно полезных целей;

• способности к самоутверждению, т. е. способности оценивать свои недостатки, а также поступки, противоречащие требованиям общественных норм и правил; умению моделировать нормативный образ поведения, который отражает мировоззрение, идеалы и ценности общества.

При организации учебно-воспитательного процесса в высших военно-учебных заведениях особо необходимо обратить внимание на такие формы деятельности, как войсковая стажировка и прохождение практики, поскольку они имеют ряд функций, которые определяют содержание деятельности по подготовке курсантов к работе с военнослужащими. Рассмотрим некоторые из них: воспитательная функция, которая способствует формированию нравственных и укреплению морально-волевых качеств курсантов; функция социально-психологического регулирования отношений, которая связана с тем, что молодой человек взаимодействует как со своими сверстниками, так и с младшими и старшими по возрасту; компенсаторная функция, в рамках которой курсанты проверяют свои возможности, самостоятельно принимают решения и несут ответственность за сделан-

ный выбор; деятельная функция, при которой курсантам предоставляется возможность в практической деятельности проявлять индивидуальные способности; функция стимулирования инициативы, когда, включаясь в деятельность, курсант может показать свои способности и возможности. При этом должны быть созданы условия для его самореализации.

Организация подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей должна обеспечить: понимание военнослужащим своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества, имеющее в своей основе высокую личную ответственность, знание военного дела, особенностей военной службы; формирование убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; выработку основных качеств, свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения обязанностей военной службы; твердую установку на добросовестное, инициативное и самоотверженное выполнение требований военной службы, на самокритичное отношение к уровню личной военно-профессиональной подготовки и самостоятельную работу по достижению уровня, соответствующего предъявляемым требованиям; умение работать в коллективе и руководить определенной категорией военнослужащих.

Система работы с курсантами по подготовке к воспитательной деятельности в войсках будет развиваться успешно, если она целесообразна, постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приказ министра обороны РФ «ОБ утверждении Руководства по организации работы Высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации)) № 80 от 12 марта 2003 г.

2

Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Военное изд-во, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.