Научная статья на тему 'Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома'

Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3630
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-СИРОТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДЕТСКИЙ ДОМ / CHILDREN''S HOME / ORPHAN CHILD / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна

В данной статье раскрываются основные подходы к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственного попечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic approaches to educating orphans in terms of socio-cultural environment of the orphanage

Basic approaches to education for orphans and children left without parental care, at public care institutions are disclosed in this article.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома»

формирования профессиональной позиции, умений и навыков успешной профессиональной деятельности выпускников, компетентного использования социально-педагогического потенциала форм воспитательной работы и готовности к грамотному применению их на практике.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

2. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кост-

рома, 2004.

3. Воронцов Д.Б. Некоторые подходы к определению педагогических условий формирования социальной компетентности студентов вузов // Психология и педагогика социального воспитания. -Кострома, 2010. - С. 42-45.

4. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирования и поддержка личностного развития ребёнка. - Вологда, 2009.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.; Воронеж, 2002.

6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М., 2010.

УДК 37;371.4

Захарова Жанна Анатольевна

доктор педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

janna_z@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОМА

В данной статье раскрываются основные подходы к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственного попечения.

Ключевые слова: ребенок-сирота, социокультурная среда, детский дом.

Ситуация, сложившаяся в последние десятилетия в современной России, характеризуется экономической и социальной нестабильностью, что отражается на жизни семьи в целом и, в частности, детей. Неизбежным следствием этого является увеличение масштабов социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, усиление социальной дезадаптации детей и подростков. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в первую очередь - детские дома.

Как показывают исследования зарубежных и российских ученых, дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения или задержки, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения с взрослыми и сверстниками. Часто у них снижен уровень нормы интеллектуального развития, хуже сформированы умения саморегуляции поведения, навыки самоконтроля.

Обедненная среда обитания в детском доме способствует деформированности жизненно важных для детей-сирот качеств психики, таких как, например, любознательность, познавательная активность, избирательность в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или старше, лицами своего и противоположного пола, и многих других.

Воспитанники данного типа учреждений, в отличие от детей, воспитывающихся в семейных ус-

ловиях, активно реагирующих на окружающую их обстановку, творчески осваивающих ее, вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды. Они практически не способны к сопереживанию окружающим людям. Причем им чуждо как реактивное сопереживание, появляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативное сопереживание - стремление ребенка разделить свое переживание с другими людьми, привлечь их к сопереживанию.

Ребенок из детского дома с трудом способен к собственному оцениванию, он часто не стремится согласовать свое отношение к происходящему с отношением взрослого. Он только соотносит их.

Неумение взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует его «потребительское» отношение к взрослым, тенденцию ждать и даже требовать решения своих проблем от окружающих, приводит к доминированию защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, к неспособности продуктивного, конструктивного решения проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Медики утверждают, что пребывание ребенка в условиях типового детского дома в течение нескольких лет атрофирует у него функции регуляторного блока мозга, что приводит к невозможности реагировать на актуальные стимулы и формирует принцип поведения «здесь и сейчас». Специалисты называют данную особенность психики «синдромом полевого поведения», который проявляется в том, что человек не в состоянии самостоя-

© Захарова Ж.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

173

тельно выполнить ряд последовательных действий, которые требуют переключения с одного вида деятельности на другой с одновременным удерживанием в памяти конечной цели делаемого.

Аналогичные тенденции были установлены И.А. Залысиной и Е.О. Смирновой. Длительное наблюдение за группами детей четырех-шести лет, одни из которых росли в семье, другие - вне ее, позволило авторам сделать следующие выводы: а) воспитанники детского дома ведут себя менее активно, скупо выражают свои переживания, их движения скованны и маловыразительны; б) речь детей, воспитывающихся вне семьи, отличалась бедностью словарного запаса, простотой и однообразием грамматического состава высказываний. Более того, у них оценочных суждений было меньше в 3,5 раза, чем у их семейных сверстников. Объяснения вообще отсутствовали; в) воспитанникам детского дома трудно было сосредоточиться на длительное время, они постоянно отвлекались на предметы окружающей ситуации (в 4 раза чаще); г) у дошкольников из детского дома, из-за того что отсутствует генезис общения, а ни одна из форм общения с ними взрослых не отвечает возрастным требованиям, в поведении совместились особенности детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста, которые находят свое выражение в сниженной эмоциональности, пассивности, неадекватности реакций и задержках развития внутреннего плана [2]. Итак, дефицит общения с взрослыми на данном возрастном этапе, бедность контактов со сверстниками, различие в условиях жизни и воспитания оказывают существенное влияние на личностное развитие воспитанников закрытых государственных учреждений, объясняя причину их отставания не только в психическом развитии, но и в социальном становлении.

Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, в свою очередь, показывают, что младшие воспитанники интернатов общительны, приветливы, доброжелательно относятся к взрослым и детям, любознательны. Одновременно, подчеркивают авторы, бросается в глаза, что они во многом отличаются от своих сверстников из обычных школ, от детей, воспитывающихся в семье. Картина отличий сложна и неоднозначна: по одним параметрам они находятся на уровне своих одноклассников, даже несколько опережают их, по другим - резко отстают и от более младших. В частности, в своем исследовании они установили, что воспитанники детских домов, школ-интернатов превосходят детей из всех других групп массового обследования по старательности, стремлению как можно лучше выполнить задание взрослого, что свидетельствует об их общем положительном отношении к учению и направленности на общение с взрослым.

Данная тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют результа-

ты исследований В.С. Мухиной. Она подчеркивает, что в эмоциональном отношении подросток не развит, их волевые притязания недостаточно социализированы, волю ребенок часто прилагает к противостоянию, к нарушению прав, нарушению своих обязанностей.

Развитие духовности, ценностных ориентаций детдомовцев отличается от подростков из семьи тем, что первые ограничены маленьким социальным пространством, диспропорцией социального «Я» в сторону социального «Мы», неумением фиксировать себя на своих переживаниях, проблемах, чувствах, неспособностью рефлексировать, глубокой погруженностью в замкнутое, достаточно коррумпированное детдомовское сообщество. Объясняется все это, по мнению автора, тем, что с первых месяцев жизни за ребенком, лишенным родительского попечения, тянется недостаточность в прочувствовании своих телесных переживаний: его мало гладили, его мало любили, он не все может осмыслить.

По данным НИИ детства Российского Детского Фонда, результаты проведенного опроса выпускников школ-интернатов не утешительны в сфере социальной адаптации. Во-первых, несмотря на все усилия государства, администраций конкретных образовательно-воспитательных учреждений, эти дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: свыше 80% детей-сирот ориентированы на ПТУ, лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Только 3% из них продолжают обучаться в 10-11 классах.

Трудно решаются вопросы трудоустройства выпускников детских домов и школ-интернатов. До 40% из них находят работу благодаря помощи руководителей учреждений. От 50% до 60% подростков направляется в рабочие коллективы, где заняты неквалифицированным трудом. Отсюда неудовлетворенность местом работы, неконкурентоспо-собность на рынке труда.

Кроме того, по результатам мониторинга, ежегодно из сиротских учреждений убегает примерно 10% детей (около 20 тыс.). Каждый третий выпускник в течение года попадает на скамью подсудимых. Большой процент становится бомжами, и 1500 - кончают с собой, что позволяет авторам сделать вывод: «Детский дом - не лучшее место для развития ребенка».

По отдельным регионам 39,8% выпускников не смогли положительно адаптироваться после выхода из детского дома в новой социальной среде. В качестве основных причин исследователи называют: безвыходную жизненную ситуацию, недостаточное знание законов (42%), низкий культурно-образовательный уровень, заниженную самооценку, перенос ответственности при решении сложных внутренних проблем на взрослых, чувство страха за будущее.

Итак, дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения или задержки, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения со взрослыми и сверстниками. У них ниже нормы уровень интеллектуального развития, хуже сформированы умения саморегуляции поведения, навыки самоконтроля. В результате психологический прогноз для них носит неблагоприятный характер. В будущем большинство детдомовцев, если им не будет оказана целенаправленная, педагогически продуманная помощь, введена модель семейно замещающей заботы, ждут девиантные формы поведения, склонность к жестокости, нежелание иметь семью, воспитывать детей.

Поэтому для российского общества и государства, для педагогической теории и практики оказания помощи уязвимым категориям несовершеннолетних проблема воспитания сирот становится особенно актуальной.

В науке сложились следующие подходы к воспитанию детей-сирот: личностный, деятельностный, творческий, отношенческий, дифференцированный, ценностный (аксиологический).

Подход мы трактуем как совокупность приемов, способов в изучении чего-нибудь, в построении логики познания и преобразования действительности. Как показывает собственный опыт работы с данной категорией детей на базе Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области, на наш взгляд, такими подходами могут быть: личностно-деятельностный, событийный, средовой.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает то, что учреждение государственного попечения должно снабдить деятельность воспитанника, становление его личности.

Событийный подход. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

Суть средового подхода - объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды.

Так, Ченцовский детский дом Красносельского района Костромской области находится в 24 км от областного центра в деревне Ченцы. На территории данного населенного пункта расположены: заброшенная последние четыре года ферма, в которой в свое время насчитывалось около 800 голов скота, один магазин, два продуктовых киоска, фельдшерско-акушерский пункт, почта, детский сад, библиотека, клуб.

Детский дом располагается в двух зданиях, соединенных переходом.

В двухэтажном здании 1992 года постройки дети живут, в одноэтажном, восстановленном и рекон-

струированном в 1999 году -занимаются кружковой работой (изостудия, мастерская, комната «Хозяюшка»).

Ченцовский детский дом имеет следующую материальную базу.

Актовый зал занимает площадь в 76,3 м2. В нем установлены мягкие кресла (3), столы (9), мягкие стулья (50), пианино, музыкальная аппаратура, домашний кинотеатр, экран, демонстрационная доска, мультимедийный проектор, ноутбук. В актовом зале проводятся праздники, собрания для детей и сотрудников, семинары для специалистов учреждений интернатного типа и других ведомств, приемных родителей, кандидатов в замещающие родители, общие мероприятия.

Тренажерный зал - 5 тренажерных станков. Дискотечный зал - аудио- и видеоаппаратура, телевизор. Компьютерный класс: 3 компьютера, принтер, сканер.

В комнатах отдыха для детей есть 3 телевизора, 2 видеомагнитофона, ДВД, караоке, 5 магнитофонов, видеокамера, цифровой фотоаппарат.

С ноября 2005 года оборудована и функционирует сенсорная комната (22,2 м2), полученная в рамках проекта Евросоюза.

В здании кружковой работы (325,2 м2) расположены:

- комната «Хозяюшка» - площадью 13,98 м2. Здесь находятся - электрическая трехконфорочная плита, 2 кухонных гарнитура, стол обеденный, стулья, холодильник, кухонный комбайн, тостер, микроволновая печь, 4 сервиза;

- мастерская - площадью 35,59 м2. Здесь находятся стеллажи для хранения инструментов, 6 рабочих столов, стулья, шкаф для электроинструментов, токарный станок, заточной станок, электролобзик, шлифовальная машина, ручные лобзики;

- изостудия - площадью 34,54 м2, в которой находятся: 3 письменных стола, 3 журнальных столика, стол для глажения, 5 шкафов для хранения материалов, стулья, диван, кресла; электрооборудование: 4 швейные электромашинки, электрооверлок, утюг, 3 настольные лампы;

- библиотека - 35,59 м2, в которой 7581 экземпляр книг, аудио-, видеокассеты, 3 компьютера;

- лекотека - в которой находятся развивающие игры, книжки и различные игрушки для детей от 3 до 18 лет.

Кроме того, в Детском доме расположены кабинеты специалистов службы сопровождения замещающих семей: кабинет психолога, методический кабинет, игровая.

Деревенским «домашним» детям нечем заняться, так как нет секций, кружков (только в школе, которая расположена в 1,5 километрах от деревни, но все учителя, живущие в Ченцах, уходят из школы вместе с учениками), поэтому, несмотря на то что в деревне имеется клуб, культурно-досуговым

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

175

очагом для этого населенного пункта стал Ченцов-ский детский дом, где на сегодняшний день воспитывается 16 детей в возрасте от 8 до 18 лет.

Взаимодействие детей детского дома и семей деревни носит взаимовыгодный характер. Для воспитанников детского дома предоставляется возможность более близко соприкоснуться с устоями семьи, понять семейные роли, получить наглядный положительный пример проведения свободного времени взрослых и детей (в данном случае для них важно видеть общение родителей и детей, то есть того, чего они лишены или имели негативный опыт в своей кровной семье) и т.п. Для сельских семей с детьми, с одной стороны, это позволяет на практике укрепить детско-родительские и супружеские отношения, с другой - возродить семейные традиции.

Важным регулирующим элементом жизни сельского сообщества всегда были и остаются совместные праздники. Деревенские дети и их родители совместно с воспитанниками детского дома участвуют во многих мероприятиях, способствующих обогащению и расширению семейных традиций общения членов семьи, среди которых: тематические семейные викторины, конкурсы, выставки, КВН, «Минута славы», «Зарница», «Зимние забавы», «Ищем клад», «Масленица», «Колядки».

В течение пяти лет действует традиция «Письмо Деду Морозу»: дети детского дома и деревенские дети (1-5 класс) пишут письма и получают подарки от Московских спонсоров.

Ежегодно на базе детского дома проводятся новогодние елки для этих детей с вручениями подарков, на которых в обязательном порядке присутствуют деревенские жители; организуется поздравление пожилых людей (День мудрости) и ветеранов (9 Мая) с праздниками с приглашением их в детский дом, вручением подарков, изготовленных своими руками в изостудии; проводится акция «Чистая деревня» (дети убирают территорию деревни вместе с деревенскими детьми, в том числе возле памятника воинам Великой Отечественной войны).

Кроме того, в этом году было организовано восстановление праздничного календаря. Бережное обращение с традицией, соединение ее с современными формами досуга населения - основной принцип формирования этого календаря. При малона-

селенности деревни это особенно важно, так как способствует расширению контактов людей, развитию деловой и социальной активности сельчан.

Таким образом, приобщение к семейным традициям даёт представление о формировании мотивационно-ценностного отношения детей и их родителей к традициям семьи, о механизме передачи социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций с учетом возрастных особенностей детей, педагогические функции традиций заключаются в стереотипных требованиях к личности и ее поведению в обществе, в силе личного примера; использовании положительного опыта воспитания детей предшествующих поколений. Через них транслируются подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, правилах поведения в супружестве, подготовка к материнству, отцовству и т.д. и реализуются через методы, приемы и средства воспитания, заложенные в его содержании, в педагогических взглядах, опыте каждой семьи: уважение к старшим, к женщине-матери, к труду, гостеприимство, семейно-родственная взаимопомощь.

В Ченцовском детском доме разрабатываются и реализуются программы воспитательной работы и дополнительного образования различной направленности: «Здоровье », «Социально-бытовая ориентация», «Культура поведения», «Рукоделие», «Твой профессиональный выбор», «Программа подготовки детей-сирот к переходу в приемную семью», целью которой является компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком, лишенным попечения родителей, создание позитивного образа семьи в сознании воспитанников.

Таким образом, в своей совокупности все эти подходы к воспитанию детей-сирот центрируются на воспитаннике детского дома - будущем гражданине, родителе, семьянине, специалисте.

Библиографический список

1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.

2. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. - Кострома, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.