Научная статья на тему 'Основные подходы к сравнительным измерениям процессов трансформации дополнительного профессионального образования педагогов на северо-востоке России и в Республике Казахстан в интересах устойчивого развития'

Основные подходы к сравнительным измерениям процессов трансформации дополнительного профессионального образования педагогов на северо-востоке России и в Республике Казахстан в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация / дополнительное профессиональное образование педагогов / сравнительное изучение / непрерывное профессиональное образование. / transformation / additional professional education of teachers / a comparative study of continuous professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна

В статье рассматриваются актуальные вопросы дополнительного профессионального образования педагогов в аспекте парадигмальной ориентации на образование в течение всей жизни. Ставятся вопросы сравнительного изучения модернизационных и трансформационных процессов в сфере непрерывного педагогического образования, которое должно стать основой для разработки эффективных механизмов ускорения трансформации дополнительного профессионального образования педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents vital issues of additional professional education of teachers in terms of paradigmatic orientation towards lifelong education. The article addresses ques-tions of comparative study of modernization processes in continuous pedagogical education domain, which should become a basis for tailoring effective mechanisms for accelerating the transformation of additional professional education of teachers.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к сравнительным измерениям процессов трансформации дополнительного профессионального образования педагогов на северо-востоке России и в Республике Казахстан в интересах устойчивого развития»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СРАВНИТЕЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РОССИИ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

О. М. Чоросова

В статье рассматриваются актуальные вопросы дополнительного профессионального образования педагогов в аспекте парадигмальной ориентации на образование в течение всей жизни. Ставятся вопросы сравнительного изучения модернизационных и трансформационных процессов в сфере непрерывного педагогического образования, которое должно стать основой для разработки эффективных механизмов ускорения трансформации дополнительного профессионального образования педагогов.

The article presents vital issues of additional professional education of teachers in terms of paradigmatic orientation towards lifelong education. The article addresses questions of comparative study of modernization processes in continuous pedagogical education domain, which should become a basis for tailoring effective mechanisms for accelerating the transformation of additional professional education of teachers.

Ключевые слова: трансформация, дополнительное профессиональное

образование педагогов, сравнительное изучение, непрерывное профессиональное образование.

Key words: transformation, additional professional education of teachers, a comparative study of continuous professional education.

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям, формированию благоприятных условий межкультурного взаимодействия.

Общеизвестно, что сфера российского образования на разных этапах своего развития претерпевала процессы модернизации и обновлений, в разное время предпринимались попытки реформирования, вследствие чего на настоящем этапе можно говорить об изменениях, которые носят системный характер и которые могут быть определены как трансформационные. Эти процессы в различных регионах России, а также на постсоветском пространстве имеют свои особенности. В связи с этим становится особенно актуальным междисциплинарное исследование развития образовательного пространства северо-востока РФ - Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан.

Проявления трансформации непрерывного профессионального образования взрослых в контексте общих тенденций развития образования на северо-востоке России находят свое выражение, в частности, в ориентированности личности - субъекта социума - на образование на протяжении всей своей жизни (LLL); в глубинных и массовых переменах в мироот-ношении (worldviews) людей, обусловливающих изменения как в системе

274

ценностей, так и в отношениях к образованию как общественному институту; системы убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические, политические и социальные последствия (Всемирные обзоры ценностей»), так как связи между ценностями, экономикой и политикой носят двусторонний характер. На современном этапе во главу угла ставится индекс человеческого развития. По данным ООН в России, входящей в число стран с высоким ИЧР, можно говорить об основной тенденции в процессе изменения ценностей, превалирующей в обществе: от ценностей выживания к ценностям благополучия [1].

В Республике Саха (Якутия) и Республике Казахстан в системе образования важное место занимает национально-культурная составляющая, что позволяет говорить об этнокультурном характере образования: в Казахстане большое внимание уделяется национальным школам. Так, более половины всех школ ведут обучение на казахском языке. В Республике Саха (Якутия) в 1990-е гг. была разработана Концепция развития национальной школы, благодаря которой сегодня можно говорить, что современная якутская этнокультурная школа выстраивается по модели мультикультурной, которая характеризуется толерантностью, равными правами, свободой выбора своих культурных идентичностей, подготовкой к жизни в полиэтническом социуме, что способствует пониманию и развитию полиментальной, полиязычной и поликультурной компетенций. Впервые созданы условия для выбора учебников на якутском языке. Для школ с якутским языком обучения организован перевод всех учебников начальных классов федерального перечня на якутский язык, разрабатываются и издаются учебно-методические комплекты для школ коренных малочисленных народов Севера с изучением эвенского, эвенкийского, юкагирского, чукотского и долганского языков.

В Республике Саха (Якутия) в настоящее время 653 школы, в том числе 637 дневных, 16 вечерних общеобразовательных учреждений. 73 % дневных школ находятся в сельской местности, в них обучаются 55862 учащихся, что составляет 41 % от их общей численности; в городских школах обучается 59 % учеников республики. В целях обеспечения равных прав детей на получение общего среднего образования ежегодно утверждается Перечень малокомплектных школ с учетом труднодоступности и удаленности учреждений; действуют законы Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах» и «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений».

В Казахстане насчитывается 7307 дневных государственных общеобразовательных школ. Из каждых 10 школ 8 приходится на сельскую местность. Однако в городских школах обучается 56% всех учеников страны. Казахстан занимает 63 место в мире по доступности интернета в школах. В среднем 25% школ страны не подключены к широкополосному интернету. При этом в сельской местности не подключена почти половина школ (47,7 %). В среднем на один школьный компьютер приходится 13 учеников.

В Республике Саха (Якутия) активно внедряются современные образовательные технологии. Центром дистанционного образования вдвое увеличено число детей-инвалидов, обучающихся в удаленном режиме. В общеобразовательных учреждениях на один компьютер приходится 12 обучающихся, 68 % компьютерного оборудования используется в учебном про-

275

цессе. Во всех школах обеспечивается интернет-трафик, оплачиваемый по нормативу от 9 до 50 тыс. в месяц.

В 2013 г. в Казахстане на среднее образование из государственного бюджета было потрачено 607 млрд тенге (около 4 млрд долл. США), что в полтора раза больше чем на оборону страны. На обеспечение общего образования Республики Саха (Якутия) в 2011 г. направлено 11 123 млн р., в 2012 г. более 13 млрд р. с учетом повышения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования.

Огромное внимание в обеих республиках уделяется выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей: сеть Президентских школ в Республики Саха (Якутия), Назарбаев интеллектуальные школы в РК.

Профессиональный рост педагогов, развитие профессиональных и личностных компетенций является одной из важнейших составляющих государственной политики в сфере образования в обеих республиках: и в Якутии, и в Казахстане: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан; Стратегия развития образования Республики Саха (Якутия) до 2020 г. «Качественное образование - надежные инвестиции в будущее». В обоих документах ориентация на повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики повышение престижа профессии педагога.

С точки зрения сравнительного подхода к изучению непрерывного педагогического образования интерес представляют следующие направления: (а) меняющаяся роль государства в образовательной политике и практике в контексте глобализации; (б) анализ социальных, экономических и политических факторов, влияющих на образование на различных уровнях (государственном, региональном, муниципальном и др.); (в) изучение влияния глобальных трендов на формирование региональной политики, взаимодействие между организациями, участвующими в принятии решений и реализации образовательных реформ; (г) изучение форм диверсификации, интеграции, синхронизации, интернационализации профессионального и дополнительного профессионального образования педагогов; (д) исследование образовательных систем в сравнительной перспективе по таким вопросам, как непрерывное педагогическое образование; образование взрослых, управление современными образовательными системами и др. [2].

Разработка эффективных механизмов ускорения трансформации дополнительного профессионального образования педагогов должна основываться на образовательных технологиях в следующей градации: методологические образовательные технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов) в качестве интегральных моделей; стратегические образовательные технологии (на уровне организационной формы взаимодействия), выступающие как способ достижения стратегических целей; тактические образовательные технологии (на уровне методики, формы и / или метода обучения, приема), являющиеся конкретным способом достижения целей образования в рамках определенной образовательной технологии. Таким образом, перед непрерывным

276

педагогическим образованием встают следующие важные вопросы: можно ли на сегодняшнем этапе говорить о социетальном уровне изменений в системе дополнительного профессионального образования педагогов под влиянием трансформационных процессов в культурно-образовательном, социальноэкономическом пространствах северо-востока России и мира в целом, а также какие механизмы трансформации ДПО могут обеспечить целостность и устойчивость образовательного пространства как системы в интересах устойчивого развития.

Список литературы

1. Вишневская Н. Г., Ядгаров Р. Ф. Индекс развития человеческого потенциала как показатель уровня жизни населения // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 351-352.

2. Современные системы образования: осмысление опыта управления в условиях реформирования / Е.И. Михайлова, С., Ст. Мамачак, О.М. Чоросова. - Якутск: СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2013. - 656 с.

3. Чоросова О.М. Актуальность разработки и внедрения андрагогической компоненты профессионального стандарта преподавателя профессионального образования в современных условиях: материалы Двенадцатой междунар. конф. «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (10-11 окт. 2014 г., г. Астана (Республика Казахстан)).

4. Чоросова О.М. Образование - культурный императив // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сб. науч.-метод. материалов междунар. науч.-образовательного форума СВФУ «Education, forward! -II». г. Якутск, 23-28 июня 2014 г. Вып. 2 / отв. за вып. О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н. И. Захарова. -Электрон. текст. дан. (1 файл 11,9 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - 1527 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-00090-031-4. - Загл. с этикетки диска. - С. 953-963.

5. Чоросова О.М., Герасимова Р.Е. Некоторые подходы к образованию взрослых // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сб. науч.-метод. материалов междунар. науч.-образовательного форума СВФУ «Education, forward! -II». г. Якутск, 23-28 июня 2014 года. Вып. 2 / отв. за вып. О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н.И. Захарова. - Электрон. текст. дан. (1 файл 11,9 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - 1527 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-00090-031-4. -Загл. с этикетки диска. - С. 966-973.

6. Чоросова О.М., Соломонова Г.С. Признание профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения: международный опыт // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сб. науч.-метод. материалов междунар. науч.-образовательного форума СВФУ «Education, forward! -II». (г. Якутск, 23-28 июня 2014 г.). Вып. 2. / отв. за вып. О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н. И. Захарова. - Электрон. текст. дан. (1 файл 11,9 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - 1527 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-00090-031-4. -С. 974-985.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.