Научная статья на тему 'Основные подходы к определению лоббизма'

Основные подходы к определению лоббизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1674
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ЛОББИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕДУРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чирочкин Алексей Игоревич, Поддубный Сергей Игоревич, Кокшаров Иван Павлович

Цель данной статьи рассмотрение различных видов и подходов лоббистской деятельности и особенностей её регламентирования в зарубежных странах; сравнение различных моделей правового регулирования лоббизма, выявление их сходств и отличий. Для изучения понятия «лоббизм» необходимо рассмотреть группы интересов, так как именно благодаря им существует в принципе лоббистская деятельность. За основу статьи были взяты труды американских авторов А. Бентли и Дэвида Трумэна. Сущность лоббизма и лоббистской деятельности была рассмотрена, опираясь на труды, в основном, российских авторов: «Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования» Лепехина В.А., «Потребности. Интересы. Ценности» Здравомыслова А.Г., «О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма» Конышева В.Н. и Сергунина А.А., «Партийная политика и группы давления» Дюверже М., «Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ» Кучерова А. Л., «Лоббизм как конституционно-правовой институт» Любимова А.П., «Кто такие лоббисты? Сама власть» Малютина М.В., «Политические аспекты лоббизма» Савельева В.А. и Языкова А. Н., «Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы» Доспана С.О., «Принципы и альтернативы правового регулирования лоббизма» Павроза А.В. Также были использованы некоторые работы зарубежных мыслителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к определению лоббизма»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЛОББИЗМА

1 2 3

Чирочкин А.И. , Поддубный С.И. , Кокшаров И.П.

1Чирочкин Алексей Игоревич - студент, факультет политологии;

2Поддубный Сергей Игоревич - студент;

3Кокшаров Иван Павлович - студент, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: цель данной статьи - рассмотрение различных видов и подходов лоббистской деятельности и особенностей её регламентирования в зарубежных странах; сравнение различных моделей правового регулирования лоббизма, выявление их сходств и отличий.

Для изучения понятия «лоббизм» необходимо рассмотреть группы интересов, так как именно благодаря им существует в принципе лоббистская деятельность. За основу статьи были взяты труды американских авторов А. Бентли и Дэвида Трумэна. Сущность лоббизма и лоббистской деятельности была рассмотрена, опираясь на труды, в основном, российских авторов: «Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования» Лепехина В.А., «Потребности. Интересы. Ценности» Здравомыслова А.Г., «О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма» Конышева В.Н. и Сергунина А.А., «Партийная политика и группы давления» Дюверже М., «Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ» Кучерова А. Л., «Лоббизм как конституционно-правовой институт» Любимова А.П., «Кто такие лоббисты? Сама власть» Малютина М.В., «Политические аспекты лоббизма» Савельева В.А. и Языкова А. Н., «Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы» Доспана С.О., «Принципы и альтернативы правового регулирования лоббизма» Павроза А.В. Также были использованы некоторые работы зарубежных мыслителей.

Ключевые слова: лоббизм, лоббирование, инструментальный подход, институциональный подход, процедурный подход.

УДК: 328.184

По мнению известного американского политолога Д. Трумэна, лоббизм - это естественное право граждан представлять свои интересы при помощи лидеров групп влияния [1].

Ключевой составляющей, которая, на мой взгляд, и поможет раскрыть понятие «лоббизм», является интерес. Преследование определенных интересов и их влияние на принятие решений существует, по-видимому, столько же, сколько существует власть, однако феномен лоббизма значительно «моложе». Соответственно, лоббизм -это не просто попытка повлиять на властное решение, исходя из интересов какой-либо группы людей, а нечто более конкретное.

Лоббизм в науке и практике определяется по-разному, с выделением тех или иных его значимых составляющих, что позволяет обозначить следующие подходы:

1. Инструментальный - как совокупность форм и методов влияния на содержание решений органов власти.

2. Институциональный - как институт политической системы, обеспечивающий взаимодействие общества и власти, и одновременно как форма участия граждан в управлении государством;

3. Процедурный - как часть процедуры принятия властного решения.

В советской политической науке понятие лоббизм имело явно выраженный негативный смысл. Согласно Словарю иностранных слов 1986 года, «лобби», «лоббизм» - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на разработчиков законов и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т.п. Агентов этих контор называют «Лобби» (иначе - лоббисты) [2].

Иной, но также негативный, подход к определению понятия лоббизма прослеживается в статье В.А. Лепехина «Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования». Автор утверждает, что лоббизм - это не только лишь давление на власть, а проявление «реальной власти». С его точки зрения, та власть, на которую оказывается давление, всего лишь власть «формальная», а реальной властью являются те самые силы, которые осуществляют процесс лоббирования: лоббизм «не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп в структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической» [3].

Как такового правого регулирования лоббизма в России нет, однако есть правовая база, которая, в целом, позволяет гражданину продвигать свои интересы, используя органы власти. Согласно Конституции, гражданин имеет право на создание объединений [4], право защищать свои права любыми законными методами [5], а также индивидуально или лично обращаться в органы государственной власти [6].

В последующих законопроектах 2013 и 2015 годов от слова «лоббизм» решили отказаться и снова выделили интересы как ключевое звено данных отношений: продвижение интересов коммерческой организации или индивидуального предпринимателя в органах государственной власти и местного самоуправления - это устное или письменное взаимодействие представителя интересов с должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами нормативных актов, политических, экономических, административных и иных решений в интересах коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, от имени которых действует представитель интересов [7].

Я считаю, что в наибольшей мере отражает суть явления именно выделение интереса как ключевой составляющей. Таким образом, лоббизм - это деятельность лиц, не являющихся представителями органов власти, по защите законных интересов групп людей или организаций, объединенных этими интересами, заключающаяся в оказании влияния на принятие или непринятие властных решений, которые удовлетворяли бы названные интересы или не препятствовали бы им.

Данное определение содержит все элементы структуры лоббизма: субъект лоббирования - лицо, не состоящее на службе в органе власти, объект - орган власти (государственный или муниципальный) и предмет лоббирования - законные интересы групп людей или организаций.

Общий интерес заставляет людей объединяться в группы, так как это увеличивает возможности для его удовлетворения. Под группой Д. Трумэн понимал множество индивидов, взаимодействующих между собой с определенной степенью частоты. Он различал обычные группы и группы интересов. И для тех, и других характерно наличие интереса, который определяется основными установками членов группы.

Если рассматривать политический процесс с точки зрения борьбы групп за власть над распределением ресурсов, то Д. Трумэн отмечает, что группы интересов, скорее, действуют посредством политико-административных институтов и зависимы от их функционирования. Эти группы, вступающие в отношения с институтами государства, Д. Трумэн называл «политическими группами интересов».

При этом Д. Трумэн полагал, что отношения между группами интересов имеют свойство достигать положения равновесия. По мнению Трумэна, политический

218

процесс — это цикл взаимосвязанных актов: если нарушить прежние образцы взаимодействия, то будет вызвана соответствующая реакция группы, которая будет сопровождаться усилением активности ее членов, направленной на восстановление прежнего равновесия либо на создание нового. Указанная активность, в свою очередь, нарушает образцы взаимодействия других индивидов и групп до тех пор, пока в результате подобного волнообразного процесса не установится новое равновесие [8].

Специфика групп интересов, которая, собственно говоря, и делает данные группы предметом исследования для политической науки, заключается в том, что указанные группы стремятся реализовать свои интересы преимущественно посредством влияния на политику. Именно данный аспект наиболее часто отмечается в определении групп интересов.

Группы интересов обладают следующими характеристиками:

1. Устойчивые взаимоотношения между участниками и чувство солидарности.

2. Общие интересы, из которых вытекают общие цели. Ради них и создается данная группа. По достижении своих целей группа, как правило, распускается.

3. Добровольное членство.

4. Отсутствие связей с государственными органами.

5. Стремление повлиять на государственную политику, а не захватить власть.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический и социальный:

Экономический лоббизм - это продвижение интересов компаний в экономической сфере.

Социальный лоббизм - это продвижение интересов различных групп в сферах здравоохранения и социального обеспечения.

Исходя из сфер деятельности, различают отраслевой и региональный лоббизм:

Отраслевой лоббизм - это продвижение интересов компаний и других организаций конкретной отрасли в органах государственной власти, с тем чтобы получить для всей отрасли некоторые преимущества.

Региональный лоббизм - депутаты защищают интересы регионов, от которых они были избраны в парламент.

В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют парламентский (президентский) или правительственный лоббизм:

Парламентский (президентский) лоббизм - лоббизм, основным методом которого является участие в парламентских комитетах и комиссиях по подготовке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте. Лоббистами здесь выступают депутаты и эксперты, участвующие в создании законопроектов, которые получают от заинтересованной группы финансовое вознаграждение и поддержку в период выборов.

Правительственный лоббизм - осуществляется в органах исполнительной власти, так как в них также разрабатываются законопроекты, которые затем отправляются в парламент.

По отношению к политической системе выделяют внешний и внутренний лоббизм:

Внешний лоббизм - влияние на органы власти осуществляется со стороны общества.

Внутренний лоббизм - сами члены органов власти являются представителями заинтересованных групп [9].

Хотя многие исследователи относят эти классификации к формам лоббизма.

Внешние лоббисты - это лоббистские организации, в которых работают профессионалы, знающие механизмы принятия решений органами государственной власти и имеющие ресурсы для оказания на них влияния. К примеру, это могут быть консультативные бюро, юридические фирмы, агентства по связям с общественностью

и так далее. Внутренние лоббисты - это политики, которые осуществляют свою

деятельность в самих органах власти (парламентский и правительственный лоббизм).

Список литературы

1. Truman David B. The governmental process: political interests and public opinion. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1981 (originally published in 1951). С. 544.

2. Лоббизм // Словарь иностранных слов. 13-е изд. М., 1986. С. 282.

3. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. В.А Лепехин // Политические исследования, 1998. № 4. С. 119-121.

4. П. 2 ст. 30 Конституции РФ.

5. П. 2 ст. 45 Конституции РФ.

6. П. 2 ст. 33 Конституции РФ.

7. Законопроект № 833158-6 «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления».

8. Truman D.B. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion. N.Y., 1951. P. 27-31, 58-60.

9. Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания, 2000. № 4. С. 261.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛОББИЗМА

1 2 3

Чирочкин А.И. , Поддубный С.И. , Кокшаров И.П.

1Чирочкин Алексей Игоревич - студент,

факультет политологии; 2Поддубный Сергей Игоревич - студент; 3Кокшаров Иван Павлович - студент, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность исследования состоит в том, что лоббизму в настоящее время уделяется большое внимание. Исследователи называют этот институт «третьей палатой парламента» или «пятой ветвью власти», так, по их мнению, лоббизм обладает реальной политической силой. В то же время лоббизм как явление проявляется очень различно: существует большое количество практик осуществления лоббистской деятельности. Некоторые из них нарушают права граждан и подрывают основы демократии. Именно поэтому было принято решение о том, что необходимо регулировать лоббистскую деятельность. Объектом работы выступает структура правового регулирования лоббизма в зарубежной политической практике.

Предметом работы являются особенности различных моделей правого регулирования лоббистской деятельности.

Ключевые слова: лоббизм, формы лоббирования, методы лоббирования, внутренний лоббизм, внешний лоббизм, теневой лоббизм.

УДК: 328.184

В первую очередь, необходимо дать определение форме лоббистской деятельности как методу продвижения лоббизма в политике. Изучая систему форм лоббистской деятельности, следует обратить внимание на авторитетных авторов по данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.