Научная статья на тему 'Основные подходы к характеристике сферы туризма, как системы'

Основные подходы к характеристике сферы туризма, как системы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3048
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИЗМА / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

В статье рассмотрены основные характеристики сферы туризма, как системы. Сфера туризма в регионе является открытой социально-экономической системой, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов, элементов. Такой подход к сфере туризма позволяет рассматривать ее как социальную и экономическую категории. Дает возможность говорить о ее комплексной природе, как необходимой предпосылке рациональной организации управления ею, как системой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к характеристике сферы туризма, как системы»

Швец Ю. Ю.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА,

КАК СИСТЕМЫ

Экономическое развитие ряда регионов России зависят от развития предприятий сферы туризма. В валовом внутреннем продукте РФ доля сферы туризма составляет около 7 %, а в валовом региональном продукте некоторых регионов более 40 %. Развитие сферы туризма непосредственно связано с социальной сферой региона, в том числе с занятостью населения (6 % в среднем по регионам РФ), качеством жизни населения. Возрастание спроса на туристские услуги связано с увеличение материального достатка различных референтных групп. За последние десятилетие в расходах домохозяйств доля на туристские услуги увеличилась более чем в два раза.

Развитие технологий позволило увеличить производительность труда, освободить часть времени трудовых ресурсов для отдыха, повысить уровень качества жизни населения. Но наряду с этим ускорение темпа жизни, ухудшение экологической ситуации, как природной, так и социальной среды приводят к ряду проблем: синдрому «накопленной усталости», повышению заболеваемости (последние десятилетия наблюдается всплеск сердечнососудистых заболеваний, онкологии) и смертности населения, которые могут быть решены и решаются за счет туристической деятельности. Инновационное развитие дало возможность сократить затраты на предоставление туристических услуг, при повышении их уровня качества, что сделало их доступными для большего количества населения.

Как предмет научного исследования междисциплинарный и разноплановый характер. Как сфера деятельности рассматривается в работах В.А. Азара [1], В.А. Квартального [2]. Отраслевой составляющей в работах А.С. Кускова [3] А.П. Дуровича, Н.И. Кабушкина, Т.М. Сергеевой [4].Срез регионального развития сферы туризма рассматриваются в работах В.А. Василенко [5], П.В. Гудзь [6], И.Ю. Швец [7].

Целью данной статьи является определить сущностные характеристики сферы туризма, как системы.

Проведя анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, законодательные акты, в которых раскрываются различные аспекты туризма,

содержащие развернутые характеристики терминов и понятий, раскрывающие экономические механизмы туристического деятельности, кооперации и природопользования, отмечается неоднозначность формулировок, понятий, разночтения в терминах, что вызвано сложностью и многоплановостью туризма. Туризм в различной интерпретации определяется, как:

«... деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями ... без занятия оплачиваемой трудовой деятельностью» [8, с. 265].

Туризм, как часть общей сферы услуг, состоящей из людей, желающих провести свой отдых активно, совершая путешествие, и организаторов такого отдыха, предоставляющим туристам различные удобства и блага на отдыхе (во время путешествия и пребывания вне дома), а также создающим условия для приобретения предметов и товаров туристского назначения в любых обстоятельствах [9, с.279].

К. Каспар рассматривает туризм во взаимодействии общества, экономики, природной среды в виде двух субсистем: потребителей туристических услуг (субъектов туризма) и объектов туризма, к которым относят туристические предприятия и организации [8, С 27].

Туризм рассматривают, как сложное социально-экономическое явление: отдых, особый вид путешествий, вид деятельности, межотраслевой комплекс или рынок, отрасль экономики. Существующие определения туризма можно разбить на три подхода:

♦ туризм, как разновидность рекреации: расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека, систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг [2, 4, 8, 11]. Данный подход рассматривает, отдельные направления туристической деятельности;

♦ туризм [4, 8, 12], как форма миграции населения, связывается с актом движения, путешествия, преодоления пространства: лица, которые осуществляют путешествие или пребывание; выезд за пределы места постоянного проживания; временный характер передвижения (не более 1

года); мотивы, цели путешествия, позволяющие определить виды деятельности, относящиеся к туризму;

♦ туризм, как социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений [4, 13].

Концептуальные основы исследования туризма носит теоретико-методологический характер, поскольку в нем определяются и анализируются основные подходы к изучению туризма, как социально-экономического и социокультурного явления. Понятие туризма, как научная категория, имеет двойной статус. С одной стороны, это экономическое явление, поскольку характеризует хозяйственные отношения. С другой - это явление социокультурное, которое акцентирует внимание на содержательном стороне туризма как средства удовлетворения определенных культурных потребностей и запросов людей. Туризм как экономическое, хозяйственное явление является предметом экономики туризма. Экономика туризма изучает хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением туристских путешествий, развлечений, проживания и разнообразных услуг, требующих стоимостных оценок и расчетов. В отличие от экономики туризма социология туризма имеет более широкое предметное поле исследования. Она изучает туризм как социокультурную реальность и, следовательно, анализирует всю совокупность действий, поведения и отношений субъектов туризма в связи с исполнением последним своих социально-культурных функций. Вместе предметное поле социологии туризма охватывает те социальные явления, которые непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью и экономическими факторами туризма и детерминируются ими или же выступают как социально-личностные механизмы этой деятельности (установки, ориентации, мотивы деятельности, социально-экономическое поведение работников сферы туризма. Между экономическими, хозяйственными, социальными и социокультурными факторами туризма существует прямая корреляция и взаимовлияние. Что в большей степени социокультурные потребности туристов удовлетворяются именно социально-экономическими средствами, то большего общественного значения приобретает сфера культуры. Чем выше культура обслуживания, уровень профессионализма, то более привлекательной становится вся сфера

туризма, а соответственно хозяйственно-производственная, экономическая деятельность - более эффективной.

Поскольку в современной отечественной науке более обработанным есть экономические аспекты туризма, необходимо уделить больше внимания социокультурной сущности туризма. Специфическими чертами туризма как социокультурного феномена является восстановительно-лечебная, развлекательно-познавательное путешествие и функциональная гостеприимство, который обеспечивает.

Туристское путешествие, в отличие от других форм путешествий (поездок), является социокультурным явлением. Как институциональная форма развлекательно-познавательного путешествия, оно является для его субъекта самоценность и самоцель. Как путешествие вообще корреспондируется с понятием «гостеприимство», так и понятие «туристское путешествие» корреспондируется с понятием «туристская гостеприимство». Туристское гостеприимство - это важнейший признак туризма как социокультурного явления. Она дополняет социально-психологический и культурный эффект путешествия, предоставляя последнему привлекательности, комфортности, содержательности и рациональности в условиях ограниченного времени. Вместе с тем, гостеприимство в сфере туризма, как и путешествие в целом, носит институционализированный характер. Последний означает также функциональность туристской гостеприимства, поскольку речь идет о ее служебную обязательность. Социологическое понятие туризма объединяет в себе социальные аспекты хозяйственной, социально-институциональной, социокультурной и социально-психологической деятельности по обеспечению туристского путешествия со всеми его формами, видами и функциями. До последнего времени без внимания исследователей остается вопрос об усилении роли и значения туризма на макроуровне общественного развития. В основном речь идет фактически о «социальную философию» туризма, о его роли за пределами рыночных, экономических отношений. Однако и экономические аспекты этого явления приобретают в современных условиях все большее значение. Поэтому нужно анализировать различные подходы к классификации туризма по тем или иным его признаками. Они различаются также самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации. Необходимо осуществить по ним

соответствующее упорядочение и унификацию. Согласно предложенной классификации следует различать: формы организации туризма; виды туризма; типы туризма по цели путешествия и типы туристских маршрутов по способу передвижения (рис.1).

формы туризма

по организационной форме

паушальный (стандартизированный), организованный и индивидуальный

по длительности пребывания в путешествии

транзитный, однодневный и путешествие с ночевкой

по возрасту

детский, молодежный, среднего возраста, пенсионный

по времени года или сезону

сезонный, круглогодичный

типы туристских маршрутов по способу передвижения

авиационный, морской, речной, железнодорожный, автомобильный, космический

Рис. 1. Классификации структуры рынка туризма

Туристское гостеприимство это комплексная услуга, которой присущи определенные потребительские свойства и которая имеет целью создание положительного образа и порождение «вторичного» спроса на услуги. В условиях рыночных отношений предоставления туристских услуг, с одной стороны, требует унификации и стандартизации услуг, а с другой - поскольку мотивом туристских путешествий является стремление к знакомству и непосредственного контакта с уникальной, самобытной культурой определенного народа, - оно должно быть также неповторимым и самобытным. Стандартизироваться должны лишь уровне комфортности, те стороны и свойства услуг, имеющих стоимостный характер и могут быть оценены определенным денежным эквивалентом. Все другие стороны и компоненты обслуживания должны быть уникальными, этнически, регионально самобытными, т.е. их стандартизация является нежелательным.

Под влиянием факторов состояние туристической системы в регионе находится в непрерывном динамике: изменение потребностей потребителей, уровня их доходов; усложняются связи и структура туристического рынка; расширение кооперационных связей вовлекаются в сферу туризма все новые факторы производства (организационно-правовые, информационные, финансовые, иные); возникают новые свойства и процессы, часто имеющие латентную форму, которые порождают негативные явления, способствуют накоплению и актуализации проблем, представляющих угрозу жизнедеятельности социума, усиление уровня внешней и внутренней конкуренции. Основными параметры, характеризующие функционирование и развитие сферы туризма, такие как: количество туристических прибытий/убытий, емкость материально-технической базы, объем туристических услуг и другие не дают представления о качественных особенностях процессов и явлений в сфере туризма, порожденных динамично изменяющимися и возрастающими потребностями туристов. Сфера туризма может представить, как совокупность взаимодействующих видов полезной человеческой деятельности, направленных на восстановление и развитие духовных и физических сил туристов. В результате которых возникают различные явления и связи между туристами, местным населением, обслуживающей туристов инфраструктуры, предприятиями, институциональными организациями и др.

Проведя анализ методологических подходов к исследованию сферы туризма, как объекта управления, можно подытожить следующее.

Отсутствие единого подхода к пониманию сущности сферы туризма, как целостного образования и совокупности объектов разной природы. Включение различной совокупности объектов в сферу туризма, каждая из которых формирует субъективное представление о сфере туризма, отражает точки зрения разных исследователей, что не позволяет выявить и объективировать общее и особенное этой сферы.

Имеющиеся параметры анализа туристической сферы, в большей степени используют количественные, формальные показатели, и в меньшей степени качественные, что принципиально важно при усиливающейся степени конкуренции на туристическом рынке.

Сфера туризма в регионе - это открытая социально-экономическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием

внешних и внутренних факторов элементов. К элементам относятся потребители, трудовые ресурсы, инфраструктура туризма: социальная, рыночная, коммуникационно-техническая, институциональные организации, другие структурные образования и элементы, деятельность которых направлена на предоставление услуг, товаров туристам в соответствии с их потребностями и платежеспособным спросом на основе действующего законодательства, отраслевых, национальных, международных стандартов качества. Такой подход к сфере туризма позволяет рассматривать ее как социальную и экономическую категории. Дает возможность говорить о ее комплексной природе, как необходимой предпосылке рациональной организации управления ею, как системой. Являясь открытой системой, сфера туризма обладает рядом специфических свойств. Одним из свойств больших систем является неаддитивность, т. е. сфера туризма - не равна сумме подсистем, в нее входящих (предприятия питания, гостеприимства, транспорта и др.), причем свойства элементов (предприятий туризма) отличны от свойств самой системы. То есть эффект от развития туризма не может быть сведен к простой алгебраической сумме эффектов отдельных предприятий, обслуживающих туристов. Взаимосвязи, взаимозависимости в сфере туризма обеспечивают организационную, технологическую и другую целостность системы - все элементы и процессы в сфере туризма находятся в отношениях причинно-следственных связей. При существовании того или иного производственно-территориального комплекса, как определенного объединения специализированных предприятий вероятным достижением может быть уровень низких цен на ресурсы, а предприятиям становиться выгодным выполнение определенных функций в отрасли или регионе с меньшими затратами, чем это могло бы осуществить каждое отдельное предприятие самостоятельно. Организация туристической экономики на основе объединения групп основных производств и обслуживающего сектора реально получает выгоды от роста масштабов и инфраструктуры городов и поселков, инновационной деятельности, повышая собственный потенциал в конкурентной борьбе с другими регионами.

Размещение производительных сил и формирование региональных туристических рынков концентрируется вокруг курортных городов и поселков. Существует проблема управления социальными, экономическими процессами, подсистемами территорий согласование стратегии

инновационного развития, с целью повышения их конкурентоспособности, поэтому возникает проблема дальнейшего научного исследования проблемы.

Выводы. В научных исследованиях не достаточно рассмотрены системные, мультипликационные свойства туризма, важность которых очевидна с динамическим развитием туристической сферы. Это нашло свое отражение в фрагментарном подходе в решении проблем, развитии туристического комплекса. Для эффективного развития туризма необходим системнообразующий подход в управлении, как на микроэкономическом уровне, так макроэкономическом. Необходимость уточнения понятия сфера туризма, связано с важностью определения механизмов, инструментов государственного, рыночного воздействия, определения подходов, возможностей, границ, принципов, методов управления эффективного развития сферой туризма.

Литература:

1. Азар В.И. Экономика туристического рынка / В.И. Азар. С.Ю. Туманов -М.: Филин, 1998. - 328 с.

2. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика / В.А. Квартальнов: в 5 т. -. -М.: Финансы и статистика. - Т. 1: Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. - 1998. - 342 с.

3. Кусков А.С. Курортология и оздоровительный туризм: учеб. пособие / А.С. Кусков, О.В. Лыскова. - Ростов н/Д: "Феликс", 2004. - 320 с.

4. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М.. Организация туризма. Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2003. — 632 с.

5. Василенко В.Н. Архитектура регионального экономического пространства: [монография] / В.Н. Василенко / Ин-т экономико-правовых исследований. НАН Украины. - Донецк: ООО "Юго-Восток, Лтд", 2006. - 311 с.

6. Гудзь П.В. Економiчнi проблеми розвитку курортно-рекреацшних територш / П.В. Гудзь / 1ЕПД НАН Украши. - Донецьк: ТОВ "Юго-Восток, Лтд", 2001. - 270 с.

7. Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. - Симферополь: ЧП Предприятие Феникс, 2011. - 364 с.

8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с.

9. Гресева 1.М. Сучасна шдус^я туризму i ii роль в св^овш економщ / 1.М. Гресева // Туристично-краезнавчi дослщження.- К.: Кармалгга, 1999. - Вип. 2. - 656 с.

10. Kaspar C. Tourismuslehre im Erundriss / C.Kaspar. - Bern, Stuttgart, 1991. - P.

27.

11. Проблемы конструктивной географии: теоретические основы рекреационной географии: [монография] / [кол. авторов; отв. ред. В.С. Преображенский]. - М.: Издательство "Наука", 1975. - 224 с.

12. Федеральный закон РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// Электронный ресурс: точка доступа: http://ozpp.ru/zknd/turi/

13. Швец Ю.Ю. Формирование региональной системы управления инновационным развитием сферы туризма. - Симферополь: ДАИПИ, 2012. - 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.