Научная статья на тему 'Основные парадигмы реализации политики импортозамещения на региональном уровне'

Основные парадигмы реализации политики импортозамещения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / IMPORT SUBSTITUTION / REGION / THE MECHANISM OF REALIZATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICIES / INDUSTRIAL COMPLEX / THE INGUISH REPUBLIC / TECHNOLOGICAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баркенхоева Радимхан Алуадиновна

В статье рассматриваются различные подходы к экономической сущности импортозамещения, указаны ее положительные аспекты; приведены три направления ее реализации, отличающиеся спецификой объектов регулирования; сформулированы основные доминанты реализации политики импортозамещения на макрои мезоуровнях; приведен механизм реализации данной политики на уровне региона. Конкретный опыт реализации политики импортозамещения рассматривается на примере Республике Ингушетия, занимающей седьмое место в медиарейтинге регионов РФ по реализации программы импортозамещения, составленном компанией «Медиалогия». В республике разработан План содействия импортозамещению в ее промышленном комплексе, предусматривающий организацию институциональных условий импортозамещения в промышленном комплексе Республики Ингушетия, оказание информационной поддержки реализации данного процесса, а также проведение работ по реализации конкретных инвестиционных проектов импортозамещающей направленности в республиканской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баркенхоева Радимхан Алуадиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic paradigms realization of import substitution policy at the regional level

The paper considers various approaches to the economic substance of import, its positive aspects. It presents three developments of its implementation that are different in specifics of objects control. The scientific article formulates basic dominants of import substitution policies realization at the macroand meso-levels. It is a mechanism for the implementation of this policy at the regional level. The author studies specific experience with import substitution policy on the example of the Inguish Republic, ranking the seventh position according to the media rating of the import substitution program realization in the Russian regions, compiled by «Medialogia». The country developed a plan to promote import substitution in its industrial complex, providing the organization of the institutional conditions of import substitution in the industrial complex of the Inguish Republic. It provides information support for the implementation of this process, as well as work on the implementation of specific investment projects import substitution pattern in the Republican economy.

Текст научной работы на тему «Основные парадигмы реализации политики импортозамещения на региональном уровне»

УДК 332.1 (470.662) ББК 65.049 (2Рос.Инг) Б 25

Р.А. Баркенхоева

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Ингушского государственного университета, г. Назрань. Тел.: (928)748-72-72, e-mail: rbarkina06@mail.ru.

ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к экономической сущности импортозамещения, указаны ее положительные аспекты; приведены три направления ее реализации, отличающиеся спецификой объектов регулирования; сформулированы основные доминанты реализации политики импортозамещения на макро- и ме-зоуровнях; приведен механизм реализации данной политики на уровне региона. Конкретный опыт реализации политики импортозамещения рассматривается на примере Республике Ингушетия, занимающей седьмое место в медиарейтинге регионов РФ по реализации программы импортозамещения, составленном компанией «Медиалогия». В республике разработан План содействия импортозамещению в ее промышленном комплексе, предусматривающий организацию институциональных условий импорто-замещения в промышленном комплексе Республики Ингушетия, оказание информационной поддержки реализации данного процесса, а также проведение работ по реализации конкретных инвестиционных проектов импортозамещающей направленности в республиканской экономике.

Ключевые слова: импортозамещение, регион, механизм реализации политики им-портозамещения, промышленный комплекс, Республика Ингушетия, технологические платформы.

R.A. Barkenkhoeva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Auditing Department, Ingush State University, Nazran. Ph.: (928)748-72-72, e-mail: rbarkina06@ mail.ru.

THE BASIC PARADIGMS REALIZATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract. The paper considers various approaches to the economic substance of import, its positive aspects. It presents three developments of its implementation that are different in specifics of objects control. The scientific article formulates basic dominants of import substitution policies realization at the macro- and meso-levels. It is a mechanism for the implementation of this policy at the regional level. The author studies specific experience with import substitution policy on the example of the Inguish Republic, ranking the seventh position according to the media rating of the import substitution program realization in the Russian regions, compiled by «Medialogia». The country developed a plan to promote import substitution in its industrial complex, providing the organization of the institutional conditions of import substitution in the industrial complex of the Inguish Republic. It provides information support for the implementation of this process, as well as work on the implementation of specific investment projects import substitution pattern in the Republican economy.

Keywords: import substitution, the region, the mechanism of realization of import substitution policies, industrial complex, the Inguish Republic, technological platforms.

В условиях введения экономических санкций против РФ перед субъектами Федерации встает проблема формирования соответствующего комплекса защитных и стабилизационных механизмов, способных обеспечить как удовлетворение текущих потребностей населения, так и достижение стратегических целей развития региональных социально-экономических систем. Одним из подобных механизмов является реализация политики импорто-замещения.

Необходимо отметить, что многие авторы указывают на вынужденный характер политики импортозамещения, реализуемой в настоящее время в РФ. В частности, О.С. Белокрылова отмечает, что если цель реализации стратегии им-портозамещения, реализованной после кризиса 1998 г., состояла в ускорении развития национальной экономики, то в современных условиях она обусловлена вынужденной необходимостью обеспечения суверенитета государства в условиях высоких геополитических рисков и экономических санкций со стороны стран «западного блока» [1].

Что касается экономической сущности данной категории, то можно выделить несколько ключевых подходов к ее трактовке. В рамках первого из них импорто-замещение рассматривается как регулируемый ограниченный во времени процесс, в результате которого происходит уменьшение удельного веса и постепенная замена импортируемой продукции отечественными аналогами [2]. Второй подход определяет сущность импортозамещения в качестве определенного типа экономической политики государства, ориентированной на замещение импортных товаров отечественной продукцией и осуществляемой посредством установления квот и тарифов в целях обеспечения экономической независимости и развития собственного производства [3]. Наконец, сторонники третьего подхода рассматривают импортозамещение как способ вхождения экономики страны в систему мирохозяйственных связей посредством развития внутреннего рынка [4].

По мнению специалистов, положительные аспекты реализации политики импортозамещения можно представить следующим образом [5]:

— сохранение в рамках национальной экономики прибавочной стоимости, которая не сможет попасть в страну при приобретении продукции за рубежом;

— рост внутреннего производства позволяет создавать новые рабочие места и совершенствовать подготовку кадров;

— важнейшим направлением им-портозамещения является производство новой продукции на базе функционирующих предприятий;

— процесс импортозамещения, основанный на создании новых конкурентоспособных производств, способствует проведению структурных преобразований в национальной экономике;

— производство импортозамещающей продукции обычно обходится дешевле, чем импорт аналогичных товаров вследствие отсутствия таможенных пошлин, более низких издержек и наличия налоговых преференций;

— национальные компании лучше знают требования и предпочтения местного потребительского рынка, национальные, культурные и образовательные особенности жителей государства;

— импортозамещение призвано обеспечить непрерывность поставок стратегической продукции, которая должна производиться внутри страны во избежание разрыва технологических цепочек вследствие появления форс-мажорных обстоятельств.

Что касается реализации политики импортозамещения в отечественных условиях, то, по мнению С.Е. Бодрунова, национальная стратегия импортозамеще-ния должна включать три направления реализации, отличающиеся спецификой объектов регулирования [6].

Первое направление связано с замещением тех групп импортируемых продуктов, аналоги которых на сегодняшний день производятся в РФ в недостаточном количестве. Для этого нужна модернизация существующих производств, направленная на увеличение объема выпуска продукции.

Второе направление охватывает товары, которые в настоящий момент времени не производятся в стране, но их выпуск представляется возможным освоить в достаточно сжатые сроки, что предполагает создание новых импортозамещающих производств.

Третье направление касается товаров, которые не производятся в стране по причине неэффективности либо невозможности вследствие наличия объективных причин. В этой связи главная задача при реализации мероприятий в рамках данного направления заключается в стимулировании сокращения потребления подобных товаров либо реализации возможностей по их непрямому замещению.

Более того, ряд специалистов считает, что политика импортозамещения должна изначально формироваться на региональном уровне, обеспечивая возможность оперативного выявления наиболее перспективных направлений концентрации имеющихся на уровне субъекта Федерации ресурсов, необходимых для производства импортозамещающей продукции. В частности, П.Е. Анимица предлагает следующий механизм реализации данной политики на уровне региона (рисунок 1).

При этом успешная реализация политики импортозамещения на уровне региона является результатом процесса управления, который основывается на максимальном использовании возможностей, которые обусловлены наличием у региона необходимого потенциала импор-тозамещения. Данную ситуацию можно наглядно проиллюстрировать на примере реализации политики импортозамещения в Республике Ингушетия.

При этом Н.А. Кудрова формулирует отношение к импортозамещению как форме политики стимулирования регионального развития, имеющей двухуровневую (макро- и мезоуровень) структуру и направленную на реализацию общенациональных социально-экономических доминант через развитие региональных экономических систем и выделяет следующие группы этих доминант (таблица 1).

Отметим, что о значительном внимании, уделяемом реализации политики им-портозамещения на региональном уровне, свидетельствует седьмое место, занятое Республикой Ингушетия в медиарейтин-ге регионов РФ по реализации программы импортозамещения, составленном компанией «Медиалогия» на основе оценки упоминаемости субъектов Российской Федерации в контексте реализации ими политики импортозамещения в течение 2015 г. Отметим, что Ингушетия в данном рейтинге занимает наиболее высокую позицию среди всех регионов Северо-Кавказского Федерального округа [9].

При этом аграрный сектор как ключевой сегмент региональной экономики в наибольшей степени стал объектом приложения усилий субфедеральных органов власти и управления в контексте задействования его потенциала в рамках реализации политики импортозамещения на уровне региона.

Таблица 1

Основные доминанты реализации политики импортозамещения на макро- и мезоуровнях [7]

Доминанты (макроуровень) Субдоминанты (мезоуровень)

Технологическая доминанта (импор-тозамещение как стратегия неоиндустриализации российской экономики Технологическая субдоминанта (импортозамеще-ние как инструмент технологического обновления регионального экономического пространства)

Политическая доминант» (импорто-замещение как фактор территориальной целостности государства Политическая субдоминанта (импортозамещение как инструмент интеграции пространственных экономик отдельных регионов РФ и внутри них)

Социальная доминанта (импортоза-мещение как способ реструктуризации занятости н потребления) Социальная субдоминанта (импортозамещение как способ структурной настройки региональных социально-экономических систем на общественные потребности территорий)

Экономическая доминанта (импорто-замещение как стратегическая основа промышленной политики) Экономическая субдоминанта (импортозамещение как инструмент активизации региональных точек экономического роста в соответствии с отраслевыми приоритетами промышленной политики)

Рисунок 1. Механизм реализации политики импортозамещения на региональном уровне [8]

Так, в 2015 г. в селе Сагопши был веден в эксплуатацию молочно-мясной комплекс, мощность которого составляет 4,8 тыс. т молока и молочных продуктов и 190 т мяса в год. При этом в будущем на базе данного предприятия планируется формирование кластера по выращиванию и переработке животноводческой продукции. В рамках государственно-частного партнерства запущен завод по переработке молока ООО «Молоко Ингушетии», мощность которого составляет 15 т молочной продукции в сутки.

В настоящее время реализуется инвестиционный проект по строительству птицекомплекса «Южный» по промышленному производству и переработке мяса индейки мощностью производства более 10 тыс. т. Ассортимент производимой данным предприятием продукции будет насчитывать более 20 наименований.

ООО «Инпромсервис» осуществляет строительство завода по переработке костей и отходов мясной промышленности, убойного цеха, мясоперерабатывающего комбината, цеха по производству мясного

полуфабриката, завода по производству комбикормов, цеха по упаковке сельскохозяйственной продукции под брендом «Горяночка».

Реализация вышеуказанных проектов позволит обеспечить региональные потребности в мясной и молочной продукции более чем на 70%.

Также в республике планируется возрождение рыбоводства. Отметим, что в советский период в Сунженском районе функционировали рыбоводческие колхозы, но с их распадом произошло осушение прудов. В настоящее время на территории района около станицы Нестеровская созданы семь искусственных прудов, занимающие участок в 13 га, а также построена сеть гидротехнических сооружений. При этом в течение ближайших пяти лет площадь прудов, используемых для разведения рыбы, должна быть увеличена до 100 га [10].

Реализация политики импортозаме-щения в агропромышленном комплексе республики ориентирована не только на реализацию новых производственных проектов, но и обеспечение сбыта произведенной продукции. В частности, вдоль автотрасс в населенных пунктах планируется создание сетевых магазинов для реализации продукции местных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции: овощей и фруктов, молочных и мясных продуктов, минеральной воды «Ача-луки», горного меда. Также организована работа по строительству овощехранилищ, услугами которых могут воспользоваться сельскохозяйственные производители.

Особое внимание в регионе уделяется развитию садоводства интенсивного типа. В этой связи необходимо отметить проект ООО «Братцевское» по созданию яблоневых садов на площади 1000 га. В 2015 г. с площади 243 га уже было собрано более 2 тыс. т продукции, которая, помимо реализации на территории республики, поставляется в Москву и Московскую область. Реализуется проект по возрождению производства орехов в республике. Так, ООО «Ореховый сад» на территории 178 га высажено 2 тыс. саженцев ореха. В ближайшей перспективе планируется посадить еще 6,5 тыс. саженцев данной культуры.

Реализация указанных и ряда других проектов позволит обеспечить удовлетво-

рение потребностей населения Республики Ингушетия в плодах и ягодах на 70— 80% уже в самом ближайшем будущем. При этом к 2020 г. регион планирует стать одним из крупнейших центров садоводства в СКФО.

В этой связи планируется ввести в действие производственные мощности по товарной обработке и упаковке яблок, а также базы, оборудованные современным холодильным оборудованием общей емкостью 15—20 тыс. т, которые позволят обеспечить полную сохранность собранной плодовой продукции [11].

Также ведется работа по увеличению производства картофеля для замещения на региональном рынке продукции, ранее импортируемой из Турции. В частности, в 2015 г. посадочные площади под данной культурой были увеличены на 500 га. В дальнейшем предполагается их ежегодное увеличение на 300 га вплоть до достижения целевого ориентира в 3,5 тыс. га. К 2017 г. годовой уровень производства картофеля в регионе планируется увеличить до 80 тыс. т, что позволит не только в полной мере удовлетворить внутренние потребности республики, но и обеспечить реализацию произведенной продукцию в другие регионы [12].

С инвесторами из Китайской Народной Республики ведутся переговоры о реализации совместных проектов по производству овощной продукции. Целевые ориентиры производства овощей при успешной реализации указанных проектов заключаются в производстве 10—15 тыс. т овощей в год.

Что касается реализация политики импортозамещения в промышленном секторе республики, то отметим, что в ноябре 2014 г. было принято Постановление Правительства Республики Ингушетия №231 «Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия «Развитие промышленности, транспорта, связи», нацеленная на оказание содействия процессу импортозамещения в промышленном комплексе региона на среднесрочную перспективу. В рамках его реализации был разработан План содействия им-портозамещению в промышленном комплексе Республики Ингушетия.

План предусматривает организацию институциональных условий импорто-

замещения в промышленном комплексе Республики Ингушетия, оказание информационной поддержки реализации данного процесса, а также проведение работ по реализации конкретных инвестиционных проектов импортозамещающей направленности в республиканской экономике.

На основе анализа перечня приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности, представленного Министерством по делам Северного Кавказа 27 января 2015 г. №НГ-1134/12, были отобраны следующие перспективные виды продукции для возможного импортозамещающего производства на территории Республики Ингушетия:

— феррохромлигносульфонат (ООО «Химреагент» в г. Карабулак);

— водяные насосы (ГУП «Назрановс-кий завод электродвигателей малой мощности»);

— полипропиленовые и полиэтиленовые трубы (завод по производству полимерных труб и облицовочных материалов «Полимер» в г. Карабулак);

— энергосберегающие светодиодные лампы (осуществляется строительство соответствующего предприятия в г. Мал-гобек);

— спецодежда (швейное объединение «Ингушетия» в пос. Али-Юрт Назра-новского района»);

— бумага для упаковки пищевых продуктов (фабрика по производству картонажных изделий в г. Карабулак).

Отметим, что основным фактором выбора номенклатуры импортозамещающей продукции являлась ее конкурентоспособность. При этом необходимо отметить, что накопленный опыт реализации программ импортозамещения в зарубежных странах, в частности, в государствах Юго-Восточной Азии, позволяет сделать вывод о том, что только импортозамещение, предполагающее задействование инновационных ресурсов национальной экономики, может обеспечить ее успешное развитие со стратегической точки зрения.

В этой связи отметим, что в настоящее время рассматривается возможность расширения отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли транспортного машиностроения РФ техноло-

гическим направлением «Производство автоприцепов», которое планируется к реализации на базе ОАО «Завод автоприцепов "МАГАС"».

Данное предприятие обладает потенциалом для реализации инновационных разработок в области управления инерционными тормозными системами для автоприцепов категории О2. При этом предлагаемая продукция имеет значительные конкурентные преимущества как по цене, так и по качеству по сравнению не только с отечественными, но и с ведущими европейскими аналогами, представленными на российском рынке.

Реализация проекта по производству светильников на основе светодиодов и паст для толстопленочной технологии предполагает, что выпускающее их предприятие в г. Малгобек будет единственным на территории РФ, где в одном месте сосредоточено производство проводящих, резистив-ных и диэлектрических паст, интегральных схем на их основе и нескольких типов светодиодных светильников [13].

Однако успешная реализация инновационных проектов в данной сфере представляется невозможной без консолидации усилий предприятия-производителя с другими бизнес-структурами и научными организациями, осуществляющими свою деятельность в рамках определенной высокотехнологичной сферы. Одним из перспективных инструментов подобной консолидации, по нашему мнению, может служить создание технологических платформ, что отмечается, в частности, и в Стратегии инновационного развития Республики Ингушетия на период до 2025 г.

В мировой практике технологические платформы принято рассматривать в качестве площадок, в рамках которых происходит разработка стратегии развития ключевых научно-технических направлений, формирующей основу для практической реализации конкретных проектов инновационного профиля.

Работа подобных площадок предполагает реализацию трех взаимосвязанных этапов [14]:

— формирование платформы на основе выработки «стратегического видения» развития конкретной технологии, в рамках которого обосновывается необходимость объединения усилий субъектов платформы;

— трансформация «стратегического видения» в план исследований и разработок, детализирующий средне- и долгосрочные приоритеты процесса совместных НИОКР;

— реализация плана исследований и разработок на основе задействования различных финансовых механизмов.

При этом основой для формирования технологических платформ должен является определенный комплекс базовых технологий импортозамещающей направленности, в рамках работы над которыми осуществляется взаимодействие субъектов инновационного процесса. Реализация подобного подхода позволяет не только организовать разработку и производство импортозамещающей продукции, но и обеспечить технологический прорыв в наиболее перспективных секторах региональной экономики, что особенно важно в условиях реализации инновационной парадигмы общественно-экономического развития.

Примечания:

1. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // Вопросы регулирования экономики. 2014. № 3. С. 8.

2. Румянцева Е.Г. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 138.

3. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнессловарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 294.

4. Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1930. М.: Наука, 1994.

5. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. 2015. № 3. С. 165.

6. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. С. 83-84.

7. Кудрова Н.А. Стимулирующая политика регионального развития современной России на основе концепта импортозамещения // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 2. С. 49.

8. Анимица П.Е. Региональные аспекты политики импортозамещения (на примере Свердловской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 44. С.29.

9.Ингушетиянаседьмомместевмедиарейтингепоимпортозамещению.URL:http://www. magas.ru/content/ingushetiya-sedmom-meste-mediareitinge-po-importozameshcheniyu.

10. Ларина А. Свои чипсы хрустят лучше // Российская газета - Регион. 2015. 2 июня.

11. Кациева А. М. Реализация политики импортозамещения в Республике Ингушетия // Вопросы экономики и права. 2016. № 1. С. 68-69.

12. Санкции Запада влияния на Ингушетию не оказали. URL: http://www.pravda.ru/ news/districts/south/magas/20-11-2014/1236347-Ingushetia-0.

13. Кациева А.М. Реализация политики импортозамещения в Республике Ингушетия // Вопросы экономики и права. 2016. № 1. С. 70.

14.Дежина И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. С. 27.

References:

1. Belokrylova O.S. Institutional modernization economic development strategy in conditions of forced import substitution // The Issues of regulation of the economy. 2014. №3. P. 8.

2. Rumyantseva E.G. New economic encyclopedia. M.: INFRA-M, 2005. P. 138.

3. Lozovsky L.S., Raizberg B.A., Ratnovsky A.A. Universal Business Dictionary. M.: INFRA-M, 1997. 294 pp.

4. Van der Vee G. History of the world economy. 1945-1930. M.: Nauka, 1994.

5. Animitsa E.G., Animitsa E.P., Glumov A.A. Import Substitution in the industrial production of the region: conceptual theoretical and applied aspects // Economy of region. 2015. № 3. P. 165.

6. Bodrunov S.D. Theory and practice of import substitution: lessons and challenges. SPb.: INIR them. Witte, 2015. Pp. 83-84.

7. Kudrova N.A. Stimulating regional development policy of modern Russia based on the concept of import substitution // Socio-economic phenomena and processes. 2015. № 2. P. 49.

8. Animitsa P. E. Regional aspects of the policy of import substitution (on the example of Sverdlovsk region) // Regional Economics: theory and practice. 2015. № 44. P.29.

9. Ingushetia is on the seventh place in the media ranking for import substitution. URL: http://www.magas.ru/content/ingushetiya-sedmom-meste-mediareitinge-po-importozamesh-cheniyu.

10. Larina A. Your chips crunch better // Rossiyskaya Gazeta-Region. 2015. June 2. P. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Katsieva A.M. Implementation of the import substitution policy in the Republic of Ingushetia // Questions of economy and law. 2016. № 1. Pp. 68-69.

12. Western sanctions impact on Ingushetia had the head of the Republic. [URL: http:// www.pravda.ru/news/districts/south/magas/20-11-2014/1236347-Ingushetia-0.

13. Katsieva A.M. Implementation of the import substitution policy in the Republic of Ingushetia // Questions of economy and law. 2016. № 1. P. 70.

14. Dezhina I. G. The technological platforms and innovation clusters: together or separately? M.: Publishing House of the Gaidar Institute, 2013. P. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.