Научная статья на тему 'Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России'

Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / HUMAN CAPITAL / STATE / POWER / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

Исследованы особенности социально-экономического взаимодействия власти с бизнес-структу-рами по развитию человеческого капитала в современной России. Выработаны основные формы их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC INTERACTION OF POWER AND BUSINESS ON DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN MODERN RUSSIA

The features of social and economic interaction of power with business structures on development of the human capital in modern Russia are investigated. The basic forms of their interaction are developed.

Текст научной работы на тему «Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России»

УДК 330.190.2

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА ПО РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Екатерина Александровна Ветрова

Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления,

e-mail: EAVetrova@yandex.ru

Исследованы особенности социально-экономического взаимодействия власти с бизнес-структурами по развитию человеческого капитала в современной России. Выработаны основные формы их взаимодействия.

Ключевые слова: человеческий капитал; государство; власть; социально-экономическая политика; частно-государственное партнерство; бизнес; предпринимательство.

В настоящее время в России активно происходит процесс формирования относительно новой социальной группы, а именно предпринимателей. Задачами государства и современного общества является активное взаимодействие с этим достаточно непростым слоем общества, который проходит путь накопления зарубежного опыта и становления как одного из немаловажных институтов обеспечения общества и развития современного человеческого капитала. Его функционирование в экономике возможно за счет института взаимодействия с властью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Проблема взаимодействия властных структур и бизнеса в последнее время активно обсуждается в научных кругах. Изучаются вопросы исторического формирования российской модели взаимодействия, формальные и неформальные практики взаимоотношений государства и предпринимателей [1].

На сегодняшний момент правовое поле в области взаимодействия властных структур и бизнеса регулируется, например, Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. и другими нормативно-правовыми актами в области содействия бизнесу, поддержки социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений между работодателем, профсоюзом и властными структурами, а также установления государственно-частного партнерства с целью решения полити-

ческих и социально-значимых задач общества в целом.

Как отражено в «Стратегии развития России до 2020 года», страна должна перейти на инновационный путь развития экономики, для этого планируются крупные инвестиции в развитие человеческого капитала.

Важнейшими ориентирами социальноэкономического развития России до 2020 г. названы возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70 % населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом государство направит свои усилия на решение следующих задач: создание равных возможностей для людей, формирование мотивации к инновационному поведению и радикальному повышению эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда [2].

Следовательно, взаимодействие государства и общества на основе единого интереса, направленного на развитие человеческого капитала, является необходимым условием решения значимых вопросов в социальноэкономическом развитии России.

Многие ученые считают, что взаимодействие власти и бизнеса в интересах развития национального человеческого капитала можно рассматривать как проявление их обоюдной социальной ответственности перед гражданами страны [3]. Так, М. Фридман счи-

тал, что важнейшей социальной ответственностью делового мира является использование ресурсов (в т. ч. и человеческого капитала) в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии соблюдения правил свободной конкуренции [4].

Кроме этого необходимо учитывать экономический «закон Вагнера», который определяет, что общественное развитие должно сопровождаться неуклонным ростом доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Этот закон оказывает влияние на социальную политику взаимоотношений государства с предпринимательскими структурами, а также на реальное качество жизни населения. Демократически избранная власть обязана обеспечивать условия для повышения уровня общественного благосостояния, в т. ч. создавая благоприятную среду для развития предпринимательской инициативы. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Вложения в человеческий капитал - это долгосрочный процесс, по сути, для каждого гражданина это как минимум 18 лет, т. е. до его совершеннолетия, и он под силу только государственной системе социального инвестирования на всех уровнях управления, т. к. горизонты бизнес-планирования частных структур простираются не более чем на 4-5 лет [3].

Необходимо создавать жизнеспособные социальные институты взаимодействия власти и бизнеса, но не за счет принудительного характера со стороны власти, а за счет социальной потребности населения. Они должны учитывать основные особенности обычаев и традиций, сложившиеся в России. Государство лишь может направлять общество к изменениям обычаев и привычек, например, побудить общество к социальному институту частной собственности на средства производства и имущество. И данные институты могут стать основой для формирования нового поколения человеческого капитала страны. Социальные институты XX в. необходимо реорганизовать - это является одной из задач и проблемных вопросов современного российского государства.

Но создавая такие институты важно понимать основные особенности современного человеческого капитала. Понятие человеческого капитала появилось во второй половине XX в. в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера. Гэри Беккер определяет его как имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций [5]. Гэри Беккер разработал аппарат теории «человеческого капитала», применяя социально-экономический подход к человеческому поведению [5, р. 268]. Такой подход подразумевает принцип рационального оптимизирующего поведения индивидуумов. В ее основе - гипотеза рациональных ожиданий, согласно которой человек при принятии решений исходит из принципа социальноэкономической целесообразности и принимает те решения, которые способны принести наибольшую выгоду (полезность). Обучение учащихся в период формирования доктрины «человеческого капитала» Т. Шульц оценивал как большую половину всех затрат в процессе образования, он провел оценки стоимости образования и «потерянное» человеческое время, затраченное на учебу. Он отводит значительную роль повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи, считая «тремя главными функциями высшего образования» обнаружение таланта, обучение и научную работу. Там же Т. Шульц подчеркивает, что «инвестиции в человека повышают не только уровень производительности труда, но и социально-экономическую ценность его времени» [6].

Необходимо учитывать, что:

- между человеческим и вещественным капиталом нет принципиальных различий, т. к. тот и другой приносят доход;

- рост инвестиций в человека существенно изменяет структуру заработной платы. Основная ее часть - это доход от человеческого капитала;

- поскольку инвестиции в человеческий капитал опережают вложения в вещественный капитал, собственность на вещественный капитал приобретает вторичное значение;

- общество, больше вкладывая в человека, может добиться не только роста продукта, но и более равномерного его распределения.

Образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для социально-экономического развития, образование есть процесс и результат создания человеческого капитала. Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность, в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство.

Механизмом формирования человеческого капитала является инвестирование в человека, т. е. целесообразные вложения в индивида в виде денежной или другой формы, способствующие, с одной стороны, приносить доходы человеку, а с другой - приводить к росту производительности труда. Затраты, способствующие повышению производительности труда, можно рассматривать как инвестиции; текущие затраты осуществляют с тем расчетом, что они будут многократно компенсированы более высокими прибылями в будущем.

Существуют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

- инвестиции в образование (обучение в школе, институте, повышение квалификации на производстве);

- расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний и медицинское обслуживание);

- улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности;

- соответствующее питание.

Перечисленные виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала [7].

Особенностью вложений в человеческий капитал является то, что приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени.

Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и за-

пас знаний, но без полученных на производстве навыков и опыта знания не являются человеческим капиталом, однако на настоящий момент это важнейшая компонента вложений в человеческий капитал.

Инвестиции в образование - единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности труда в будущем и, кроме того, они связаны с конкретным человеком. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала, данный вид инвестиций является наиболее выгодным, с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносит достаточно значимый по объему и продолжительный по времени экономический и социальный эффект. Для предприятия инвестиции в человеческий капитал также могут считаться значительными, но в то же время рискованными именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другую работу, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал «уходит» вместе с ним [7].

Что же касается современного российского человеческого капитала, то он за последние 10-15 лет претерпел значительные изменения, и они скорее носят негативный характер вследствие невостребованности квалифицированных кадров в различных секторах экономики, отсутствия конкуренции для занятия должности, низкой заработной платы и несоответствия выпускаемых квалифицированных специалистов спросу на рынке труда. В связи с этим мы имеем низкий уровень производительности труда, неконкурентоспособную продукцию, высокие издержки, низкий уровень жизни.

Государство и бизнес, как основные пользователи человеческим капиталом, должны одновременно осуществлять инвестиции в воспроизводство человеческого капитала, т. е. повышать уровень и качество образования, усовершенствовать курсы повышения квалификации, совершенствовать систему здравоохранения и др. Чаще всего современные российские компании не нацелены на инновационный путь развития, а именно не вкладывают средства в новые технологии своего производства, не направляют средства на развитие креативных качеств у своих работников. Одних государственных ассигнований на поддержку здравоохранения и развития образования как основных на-

правлений по формированию человеческого капитала недостаточно. Необходимо мотивировать бизнес на создание благоприятных условий для развития и формирования конкурентоспособного человеческого капитала.

Предпринимательские структуры реализуют различные социальные программы, ориентированные на местные сообщества. На сегодняшний день существуют следующие направления такой деятельности:

- традиционная благотворительность;

- социальное инвестирование;

- стратегическая благотворительность [8].

Все эти социальные программы направлены на инвестирование человеческого капитала как отдельно взятых фирм, так и общества в целом. Как известно, имидж компании зависит от того, насколько потребители товаров или услуг информированы о ее благотворительной деятельности. Усилия по реализации благотворительных программ повышают узнаваемость компании и тем самым влияют и на увеличение количества потребителей, что приводит к росту внутрифирменного человеческого капитала.

Как утверждают А.Д. Зарецкий и Т.Е. Иванова, часто благотворительность является определенной завуалированной формой принуждения бизнеса властью к дополнительным внебюджетным расходам, объективно возникающим ввиду дефицита бюджетных средств. И это не временное вынужденное явление, а существенный факт реально идущего в стране перераспределения прав основных хозяйствующих субъектов. Происходит это в форме использования прежних схем взаимодействия власти и предприятия. Его прикрытием служит обоснование роста «социальной ответственности» бизнеса и развития «социального партнерства», социально-экономическое содержание которых грубо подменяется [3].

Эффективная политика в области развития человеческого капитала должна проводиться за счет привлечения средств предпринимателей на совершенствование профессиональных качеств собственных же работников на добровольной основе и за счет срабатывания сильного мотивационного эффекта.

В контексте этой идеи представляется целесообразным введение в договоры о взаимном сотрудничестве, заключаемые между органами власти и бизнеса, раздела под на-

званием «обязательства организации по развитию человеческого капитала работников». Этот раздел, по мнению А.Д. Зарецкого и Т. Е. Ивановой, должен включать такие направления деятельности владельцев материальных средств производства, как:

1) финансовые и социальные поощрения работников за поступившие от них идеи по усовершенствованию и разработке новых технологий производства продуктов;

2) оказание моральной и материальной помощи работникам, которые желают получить образование как самостоятельно, так и в учебных заведениях различного профиля (не обязательно только в учебных заведениях по профилю деятельности предприятия);

3) моральное и материальное поощрение работников, которые избавляются от вредных привычек, а также занимаются укреплением своего собственного здоровья [3].

Во время заключения соглашений о партнерстве между органами власти и бизнесом, бизнес-структуры могут требовать, чтобы перечисленные им средства были направлены на развитие человеческого капитала населения.

Формирование человеческого капитала в России зависит от взаимодействия властных структур на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Предпринимательская деятельность является наиболее плодотворным для человека занятием, т. к. позволяет ему в наибольшей мере раскрывать свою гуманитарную сущность, способствуя тем самым эффективному развитию человеческого каптала. А государство, в свою очередь, создает необходимые условия для занятия населения интересующимся видом предпринимательской деятельности. Государство и общество опираются на особую социальную политику, предусматривающую развитие предпринимательской активности каждого члена общества, и возникают условия для накопления и развития человеческого капитала.

Эффективная социально-экономическая политика современной России основывается на сотрудничестве бизнеса и власти в области развития человеческого капитала. Она должна быть направлена на решение таких задач, как обеспечение свободы индивидуума в обществе, предоставление высококачественного образования, отвечающего всем

требованиям современного рынка труда, улучшение демографической обстановки в стране, определение устойчивой взаимосвязи интересов работодателя и работника. Тем самым развитие человеческого капитала приведет к повышению качества жизни населения. Социальное партнерство как система взаимодействия власти и бизнеса базируется на следующих принципах: системный характер социального партнерства; взаимовыгодный характер; добровольный характер; интеграция социального партнерства в деятельность сторон и ответственность; реальный и прагматичный характер; разноуровневость социального партнерства; информационная открытость социального партнерства.

Советская социальная политика предполагала отношение к человеку как к пассиву, на который государство должно тратить деньги. В условиях современной экономики социальная политика относится к человеку как к активу, в который государство и бизнес инвестируют средства с целью извлечения максимального положительного эффекта. Человеческий ресурс стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной экономики (например, в США доля инвестиций в человеческий капитал составляет около 16 % ВВП).

Частно-государственное партнерство в России наиболее активно развивается в такой отрасли, как медицина, например за последнее время бизнес активно участвует в организации работы современных медицинских центров (отделение гемодиализа в Татарстане), организации питания больных (г. Нижний Новгород, г. Иваново), организации реабилитационных, спортивных, фитнес-центров и т. д.

Частно-государственное партнерство в образовательной сфере на региональном и местном уровнях может быть проиллюстрировано уже сложившейся в ряде регионов практикой работы высших учебных заведений напрямую по заказам бизнеса. Такие программы есть, например, у Томского политехнического университета, Санкт-Петербургского госуниверситета и других вузов.

Частно-государственное партнерство задействовано в поддержке приоритетных отраслей экономики. К таким отраслям относятся, в частности, инновационные отрасли,

способные дать мощный импульс развитию региона и стать в перспективе локомотивом для его экономики. Примером может служить Челябинская область, где был принят региональный закон «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области». Согласно закону для предприятий, реализующих инновационные проекты, предусматривается две преференции: по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Размер преференций определяет губернатор, а утверждает Законодательное собрание области в законе об областном бюджете. Параллельно Министерством экономического развития и торговли Челябинской области была создана целевая программа поддержки инновационной деятельности на 2005-2007 гг., охватывающая все этапы жизненного цикла инновационной продукции от идеи, научной разработки до товара. В ряде регионов использована практика региональных государственных гарантий для привлечения долгосрочных инвестиций, создания государственного гарантийного фонда для обеспечения строительства государственно-значимых, импортозамещающих, укрепляющих обороноспособность и экономическую мощь страны объектов.

Таким образом, необходимо укреплять отношения власти и бизнеса, направленные на развитие человеческого капитала за счет повышения уровня и качества образования, усовершенствования курсов повышения квалификации, совершенствования системы здравоохранения и решения социально-экономических проблем современного российского общества.

Одним из направлений сотрудничества могут стать жизнеспособные социальные институты взаимодействия власти и бизнеса, но не за счет принудительного характера со стороны власти, а за счет социальной потребности населения. Они должны учитывать основные традиции и обычаи российского общества.

1. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003. С. 135.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ: научный доклад. М., 2008. С. 24-28.

3. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Формирование института взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 172-182.

4. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М., 2006. С. 3-30.

5. Becker G.S. Human Capital. N. Y., 1964. Р. 234243.

6. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y., 1968.

V. 6.

7. Светуньков М.Г., Ямбарцева Е.В. Человеческий капитал как источник развития и успешности современного предпринимателя // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2.

8. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / под ред. М.И. Либоракиной. М., 2003. С. 14.

Поступила в редакцию 15.10.2010 г.

UDC 330.190.2

BASIC FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC INTERACTION OF POWER AND BUSINESS ON DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN MODERN RUSSIA

Ekaterina Aleksandrovna Vetrova, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia, Candidate of Economics, Associate Professor of Regional Economy and Management Department, -mail: EAVetrova@yandex.ru

The features of social and economic interaction of power with business structures on development of the human capital in modern Russia are investigated. The basic forms of their interaction are developed.

Key words: human capital; state; power; social and economic policy; private-state partnership; business; entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.