Научная статья на тему 'Основные особенности сегмента предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации'

Основные особенности сегмента предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ECONOMIC CRISIS / BUSINESS / CRISIS RESPONSE / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Дмитрий Юрьевич

В статье проведен анализ специфики кризисных явлений и специфики бизнеса, выявлены проблемные и уязвимые точки субъектов предпринимательства. Предложены меры, направленные на развитие предпринимательства в условиях экономического кризиса, а также возможные меры, позволяющие снизить влияния кризисных явлений на деятельность предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF BUSINESS SEGMENT IN TERMS OF EXPOSURE TO CRISES IN ECONOMY OF RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the specifics of the crisis and specifity of business, problem and vulnerable points of entrepreneurship subjects are identified. The measures aimed at promoting entrepreneurship in the economic crisis and possible measures to reduce the impact of the crisis on the activities of enterprises are offered.

Текст научной работы на тему «Основные особенности сегмента предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации»

УДК 330.190.2

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Дмитрий Юрьевич САМСОНОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры мировой и национальной экономики,

e-mail: Samsonov.D.Ju@ya.ru

В статье проведен анализ специфики кризисных явлений и специфики бизнеса, выявлены проблемные и уязвимые точки субъектов предпринимательства. Предложены меры, направленные на развитие предпринимательства в условиях экономического кризиса, а также возможные меры, позволяющие снизить влияния кризисных явлений на деятельность предприятий.

Ключевые слова: экономический кризис; предпринимательство; антикризисные меры; государственная поддержка.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий (МП) на 1 января 2010 г. превысило 1,1 млн единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,5 млн человек. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечались уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 20062008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, было принято новое законодательство о развитии малого и среднего бизнеса, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа

малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров [1].

Однако указанные положительные тенденции развития сектора предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в 2009 г.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.

К специфическим факторам, в свою очередь, относятся следующие.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в т. ч. поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение

платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что, в свою очередь, заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это, в свою очередь, приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций,

венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налого-

вые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в т. ч. укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий [2].

Безусловно, кризис повлиял не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям, прежде всего, относятся:

- предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

- предприятия, производящие товары / услуги с неэластичным спросом;

- предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

Таблица 1

Категория субъектов предпринимательства (МП) Проблемные точки

Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок

Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года

Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата произведенных работ в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ

Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

Все субъекты МП Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

- предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

- предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Кризис может обусловить значительное количественное сужение бизнеса, т. е. уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и специфики бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов предпринимательства (табл. 1) [3].

Основные существующие или возможные проблемы у субъектов предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие оборотных средств;

2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

4) снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

5) риск неплатежей от контрагентов -отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы бизнеса и снижение издержек бизнеса.

Возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:

- меры в области увеличения финансовой поддержки;

- меры в области имущественной поддержки;

- меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;

- меры в области информационной поддержки.

Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ре-

сурсы, в свою очередь, негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки предпринимательства субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами РФ - победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличение объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в т. ч. таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) -специальных некоммерческих фондов, предоставляющих залоги и поручительства субъектам предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 гг. поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд руб. Обеспечены гарантиями кредиты предпри-

нимателей на сумму свыше 5 млрд руб. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно, мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20 % государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной постановлением Правительства РФ. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн руб. на работы и товары и 2 млн руб. на услуги. С целью привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий -потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы,

предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты [4].

Определенное воздействие на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий может также оказать использование мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такими мерами могут стать квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая проведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

- об особенностях кризиса;

- о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;

- об особенностях управления в условиях кризиса;

- о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

Меры, направленные на развитие предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

1) меры в области налогового регулирования;

2) меры в области сокращения административных барьеров;

3) меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообло-

жения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессу-альных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. С целью упорядочения проведения налоговых проверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50 %

в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить доступ компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий [5, с. 30-77].

Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/. Загл. с экрана.

2. Воробьева Н.А. Маркетинговая стратегия транснациональных сетевых корпораций на российском рынке розничной торговли: авто-реф. дис. ... канд. эконом. наук. Ростов н/Д, 2005.

3. Менеджмент в России и за рубежом. URL: http://www.cfin.ru/ (дата обращения: 16.08.2010).

4. Федеральный закон от 12 мая 1995 г. № 115-ФЗ

(ред. 17.07.2009 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.

consultant.ru/law/hotdocs/. Загл. с экрана.

5. Хорошавина Т.А. Современные тенденции развития бизнеса в России // Материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Т.А. Хорошавиной. Омск, 2003.

Поступила в редакцию 16.09.2011 г.

UDC 330.190.2

THE MAIN FEATURES OF BUSINESS SEGMENT IN TERMS OF EXPOSURE TO CRISES IN ECONOMY OF RUSSIAN FEDERATION

Dmitry Yuryevich SAMSONOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of World and National Economy Department, e-mail: Samsonov.D.Ju@ya.ru

The article analyzes the specifics of the crisis and specifity of business, problem and vulnerable points of entrepreneurship subjects are identified. The measures aimed at promoting entrepreneurship in the economic crisis and possible measures to reduce the impact of the crisis on the activities of enterprises are offered.

Key words: economic crisis; business; crisis response; government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.