Научная статья на тему 'Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России'

Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3279
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / SMALL BUSINESS / SUPPORT OF SMALL BUSINESS / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

Рассмотрены основные формы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, основные проблемы взаимодействия местного самоуправления и малого предпринимательства. Проанализирована политика муниципальных органов, направленная на развитие малого предпринимательства. Рассмотрены меры, предпринимаемые муниципалитетами для более успешного развития малого предпринимательства, такие как: создание нормативно-правовой базы, способствующей развитию предпринимательства; размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, а также на поставку товаров и услуг; содействие в организации инфраструктурной базы; финансовая поддержка; информационная поддержка; льготная аренда; подготовка кадров. Изучены исторические этапы формирования правовой базы развития предпринимательства в России. Рассмотрены основные формы поддержки предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и особенности финансовой поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Проанализированы объемы финансирования по программам господдержки малого и среднего предпринимательства в 2013 г. Отражены особенности современного развития малого предпринимательства, а также развитие взаимоотношений власти и малого предпринимательства во времени. Рассмотрена роль малого предпринимательства в модернизации экономики, переходе ее на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS AT MUNICIPAL LEVEL IN RUSSIA

The main forms of support of small business at municipal level are considered the main problems of interaction of local government and small business are considered. The policy of municipal bodies aimed at the development of small business is analyzed. The measures undertaken by municipalities for more successful development of small business such as creation of the standard and legal base promoting development of business; placement of orders for performance of work for municipal needs, and also on delivery of goods and services; assistance in the organization of infrastructure base; financial support; information support; preferential rent; training are considered. The historical stages of formation of legal base of development of business in Russia are studied. The author considered the main forms of support of business according to the Federal law of 24.06.2007 No. 209-FZ “About development of small and average business in the Russian Federation” and features of financial support of small business of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The amounts of financing according to programs of state support of small and average business in 2013 are analyzed. In article the features of modern development of small business, and also development of relationship of the power and small business in time are reflected. The role of small business in economy modernization, its transition to an innovative way of development is considered.

Текст научной работы на тему «Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России»

УДК 330.190.2

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В РОССИИ

© Екатерина Александровна ВЕТРОВА

Российский государственный университет туризма и сервиса, Московская область, Пушкинский район, пос. Черкизово, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и государственного и муниципального управления,e-mail: EAVetrova@yandex.ru

Рассмотрены основные формы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, основные проблемы взаимодействия местного самоуправления и малого предпринимательства.

Проанализирована политика муниципальных органов, направленная на развитие малого предпринимательства. Рассмотрены меры, предпринимаемые муниципалитетами для более успешного развития малого предпринимательства, такие как: создание нормативно-правовой базы, способствующей развитию предпринимательства; размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, а также на поставку товаров и услуг; содействие в организации инфраструктурной базы; финансовая поддержка; информационная поддержка; льготная аренда; подготовка кадров.

Изучены исторические этапы формирования правовой базы развития предпринимательства в России.

Рассмотрены основные формы поддержки предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и особенности финансовой поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Проанализированы объемы финансирования по программам господдержки малого и среднего предпринимательства в 2013 г.

Отражены особенности современного развития малого предпринимательства, а также развитие взаимоотношений власти и малого предпринимательства во времени. Рассмотрена роль малого предпринимательства в модернизации экономики, переходе ее на инновационный путь развития.

Ключевые слова: малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства; местное самоуправление.

Предпринимательство как экономическая категория и социально-экономическое явление в России начало складываться относительно недавно. За последние 20 лет была создана законодательная база в области поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатывались программы развития данного сектора, анализировался зарубежный опыт, предлагались различные условия инфраструктурной поддержки.

Развитие данного сектора тормозилось административными барьерами как при входе на рынок, так и при увеличении объемов производства и др. В отличие от развитых странах, где доля предпринимательства в ВВП составляет около 55 %, в РФ его доля составляет около 22 %. В 2011 г. общее количество малых и средних предприятий составило 4,4 млн (табл. 1).

Количество микропредприятий растет. Так, в 2008 г. количество микропредприятий составляло 1,1 млн, а в 2011 г. 1,6 млн. Если же рассматривать средние предприятия, то их количество в 2008 г. составляло - 15 тыс.,

а к 2011 г. составило около 16 тыс. Хотя следует учитывать и 2010 г., когда их количество достигало 25 тыс.

В настоящее время механизмы поддержки малого бизнеса наиболее четко работают на муниципальном уровне, т. к. в основном малый бизнес создается на муниципальном уровне.

Политика муниципальных органов направлена на развитие малого предпринимательства, т. к. это способствует созданию новых рабочих мест для экономически активного населения; сокращению безработицы; повышению доходов населения; повышению покупательного спроса; созданию более качественных товаров и услуг, а зачастую товаров инновационного производства; увеличению поступлений в местный бюджет и тем самым облегчает муниципалитетам решение назревших социально-экономических проблем.

Для более успешного развития малого предпринимательства муниципалитеты принимают следующие меры:

1) создание нормативно-правовой базы, способствующей развитию предпринимательства;

2) размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, а также на поставку товаров и услуг;

3) содействие в организации инфраструктурной базы;

4) финансовая поддержка;

5) информационная поддержка;

6) льготная аренда;

7) подготовка кадров.

К сожалению, не все эти меры принимаются на муниципальном уровне, хотя еще в 1995 г. был принят Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2]. Начиная с 1990-х гг. по 2003 г. в Российской Федерации активно разрабатывались программы и мероприятия в области государственной поддержки малого предпринимательства.

Начиная с 1994 г. повсеместно создаются малые предприятия, особенно активно в сфере розничной торговли и общественного питания. Но российский кризис 1998 г. значимо отразился на деятельности и образовании новых малых предприятий. Для спасения уже существующих и создания условий для образования новых часть муниципалитетов использовали муниципальные программы, направленные на поддержку трудоустройства населения, создание новых высокотехнологичных малых предприятий, создание технопарков, бизнес-инкубаторов. Средства на реализацию данных программ шли из федерального бюджета, местных бюджетов, фондов центров занятости, иностранных источников и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что муниципальные власти и малое предпринимательство имело ряд проблем в сотрудничестве, в основном связанных с недостатком информации у органов местного самоуправления о деятельности малых предприятий, административными барьерами, высоким налогообложением малого предпринимательства, низким уровнем квалификации части предпринимателей и нежеланием повышать свой профессиональный уровень.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внес свои существенные корректировки во взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства [3]. В результате после вступления в силу этого закона система поддержки малого предпринимательства муниципалитетами была изменена.

Муниципалитеты не обладали более самостоятельностью по введению и установлению местных налогов, а следовательно, не были так заинтересованы в развитии программ поддержки малого предпринимательства, т. к. те налоги, которые платили малые предприниматели, могли уходить в федеральный и региональный бюджеты и только часть из них оставалась в «руках» муниципальных властей (платежи за аренду, землю). Малые предприятия в этот период были вынуждены сами оказывать помощь муниципальным властям в финансировании ряда мероприятий по ремонту социальных объектов, т. к. не всегда средств муниципальных бюджетов хватало на реализацию данных мероприятий. В результате малое предпринимательство в этот период скорее само оказывало помощь местным властям, чем получало ее.

Таблица 1

Показатели сектора малого и среднего предпринимательства в 2011 г. (данные на конец года)

Показатели Индивидуальные предприниматели Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Всего

Количество действующих, ед. 2,5 млн 1,6 млн 242,7 тыс. 15,9 тыс. 4,4 млн

Средняя общая численность работников,человек нет данных 4,4 млн 7,1 млн 2,1 млн нет данных

Выручка, руб. 7,8 трлн 7,0 трлн 15,6 трлн 5,1 трлн 35,5 трлн

Составлено автором на основе [1]. Следующим этапом в развитии взаимоотношений между малым предпринимательством и муниципалитетами можно считать

Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации» [4].

В соответствии с этим законом основными формами поддержки являются:

1) финансовая, имущественная, информационная поддержка;

2) защита прав и интересов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля за их деятельностью;

3) разработка системы участия малых предпринимателей в муниципальных заказах;

4) подготовка и переподготовка кадров.

К сожалению, этот закон не решил такие

насущные проблемы, как административные барьеры, участие предпринимателей в муниципальном заказе, трудности в создании производственной инфраструктуры. Зачастую малому предпринимателю невозможно «продержаться на плаву» за счет многочисленных проверок и предписаний. Представители малого предпринимательства заинтересованы в получении дешевых заемных средств и не хотят рассматривать еще какие-либо аспекты поддержки.

В результате финансовую поддержку малому предпринимательству комплексно оказывают Минэкономразвития России (в основном это субсидии регионам на создание инфраструктуры поддержки малых предприятий), ОАО «МСП Банк», Минсельхоз России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (в

основном в области поддержки малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере).

Из федерального бюджета в 2013 г. на реализацию различных программ в области поддержки малого и среднего предпринимательства выделено более 34,5 млрд руб. (табл. 2).

Поддержка малого предпринимательства по линии Минэкономразвития в 2013 г. подразумевает также поддержку муниципальных программ развития малого предпринимательства. Например, в 2012 г. финансирование 38 регионам составило 1,87 млрд руб. В год финансируется около 800 подобного рода программ поддержки малого предпринимательства.

Данного рода поддержку получают муниципальные власти, реализующие муниципальные программы, которые направлены на:

- создание центра поддержки предпринимательства;

- создание бизнес-инкубатора;

- предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела;

- предоставление грантов на погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей;

- проведение программ по обучению начинающих предпринимателей;

Объемы финансирования по программам господдержки малого и среднего предпринимательства в 2013 г.

Таблица 2

Министерства - распорядители бюджетных средств Мероприятия поддержки малого и среднего предпринимательства Объемы финансирования, млрд руб.

Минэкономразвития России субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 21,84

Минсельхоз России поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование % ставки 5,0 8,6

поддержка начинающих фермеров 2,0

развитие семейных животноводческих ферм 1,5

оформление земельных участков в собственность КФХ 0,1

Минобрнауки России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) прикладные научные исследования и разработки 4,1

Итого: 34,54

Составлено автором на основе [5]. - субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательства процентов по лизинговым договорам;

- субсидирование части затрат, связанных с подключением к объектам электросетевого хозяйства;

- маркетинговые исследования.

К сожалению, в последнее время у большинства предпринимателей нет стимулов для создания малых высокотехнологичных производств, т. к. ощущается недостаток средств и отсутствие высококвалифицированных специалистов, а отправлять на переподготовку своих специалистов предприниматели не заинтересованы в связи с высокой стоимостью обучения. Для решения массы этих проблем часть органов местного самоуправления создает координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства [1].

Таким образом, осуществление реформ в российской экономике невозможно без создания необходимой базы поддержки и регулирования деятельности малого предпринимательства, а для этого необходимо создать на муниципальном уровне четкую инфраструктуру поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

1. Малое и среднее предпринимательство России. 2012. Москва, декабрь 2012 г. URL: http://www.gks.ru. Загл. с экрана.

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 12.05.1995 г. № 88-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.06.2007 г. № 209-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. Инструменты поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков: аналитические материалы XIII Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, 14 мая 2013 г., ВВЦ, Москва. М., 2013.

Поступила в редакцию 1.10.2013 г.

UDC 330.190.2

MAIN FEATURES OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS AT MUNICIPAL LEVEL IN RUSSIA

Ekaterina Alexandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Pushkino district, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Personnel Management and State and Municipal Management Department, e-mail: EAVetrova@yandex.ru

The main forms of support of small business at municipal level are considered the main problems of interaction of local government and small business are considered.

The policy of municipal bodies aimed at the development of small business is analyzed. The measures undertaken by municipalities for more successful development of small business such as creation of the standard and legal base promoting development of business; placement of orders for performance of work for municipal needs, and also on delivery of goods and services; assistance in the organization of infrastructure base; financial support; information support; preferential rent; training are considered.

The historical stages of formation of legal base of development of business in Russia are studied.

The author considered the main forms of support of business according to the Federal law of 24.06.2007 No. 209-FZ "About development of small and average business in the Russian Federation" and features of financial support of small business of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The amounts of financing according to programs of state support of small and average business in 2013 are analyzed.

In article the features of modern development of small business, and also development of relationship of the power and small business in time are reflected. The role of small business in economy modernization, its transition to an innovative way of development is considered.

Key words: small business; support of small business; local government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.