Научная статья на тему 'Основные особенности дефиниций: «Парламентаризм», «Парламентский контроль»'

Основные особенности дефиниций: «Парламентаризм», «Парламентский контроль» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / СУБЪЕКТЫ РФ / РЕГЛАМЕНТЫ / PARLIAMENT / PARLIAMENTARIZM / PARLIAMENTARY CONTROL / PARLIAMENTARY PROCEDURES / TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / RULES / PRELIMINARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карханбарьян А. С.

Настоящая статья подчеркивает и определяет основные характеристики, субъекты, объекты, виды в соответствии с определенными основаниями, способы закрепления парламентского контроля. В ней отражены положения о предварительном парламентском контроле и влиянии определенных функций на направленность действия парламентских процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The chief distinctions of such definitions as parliamentarizm, parliamentary control

Present Article is underlined and determined the main characteristics, subjects, objects, kinds in accordance with the special foundations, means to assign of parliamentary control. It reflects the provisions of preliminary parliamentary control and effect to the special functions on directivity of actions on parliamentary procedures.

Текст научной работы на тему «Основные особенности дефиниций: «Парламентаризм», «Парламентский контроль»»

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕФИНИЦИЙ: «ПАРЛАМЕНТАРИЗМ», «ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ»

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Карханбарьян А.С., аспирант кафедры ГПД

Пензенский государственный университет, Юрисконсульт ООО «ЮРИС»

Аннотация. Настоящая статья подчеркивает и определяет основные характеристики, субъекты, объекты, виды в соответствии с определенными основаниями, способы закрепления парламентского контроля. В ней отражены положения о предварительном парламентском контроле и влиянии определенных функций на направленность действия парламентских процедур.

Ключевые слова: парламент, парламентаризм, парламентский контроль, парламентские процедуры, субъекты РФ, регламенты.

Контакты автора: anniksa2007@.vandex.ru

THE CHIEF DISTINCTIONS OF SUCH DEFINITIONS AS “PARLIAMENTARY”, “PARLIAMENTARY CONTROL”

Karkhanbaryan A.S., Post-graduated student the Chair on State Law Subjects

Penza State University, Legal adviser of “JURIS”, LLC

Annotation: Present Article is underlined and determined the main characteristics, subjects, objects, kinds in accordance with the special foundations, means to assign of parliamentary control. It reflects the provisions of preliminary parliamentary control and effect to the special functions on directivity of actions on parliamentary procedures.

Key words: parliament, pariiamentarizm, parliamentary control, parliamentary procedures, territorial subjects of the Russian Federation, rules, preliminary

Правовые нормы, определяющие контрольный характер парламента над исполнительной властью, составляют относительно самостоятельный конституционно-правовой институт, регламентирующий прямые и обратные связи соответствующих органов между собой.

Еще член Государственного Совета П.Д. Киселев говорил о проекте Положения о государственном контролере в 1836г., разработанным государственным контролером А.З. Хитровым, чтобы ревизия носила документальный характер, так как только такая ревизия позволяет удостовериться в закон-

ности расходования государственных средств; чтобы ревизия проводилась органом, независимым от тех учреждений и лиц, которые ведали этими средствами.

В 1911г. каждая из 60 губерний России имела контрольную палату, в числе основных функций которой были: проверка проектов бюджетов, подготовка отчетов по доходам и расходам сметы.1

Характеризуя парламентаризм в нашей стране, необходимо отметить, что, во-первых, парламент здесь является важнейшим институтом в триаде разделения властей, поскольку обладает возможностями влиять на каждую их них.

От того, как организован парламентский контроль в государстве, зависит реальность или фиктивность многих прав, входящих в компетенцию парламента. По существу, контрольные полномочия, которыми обладает парламент, определяют его истинное место в системе государственных органов.

В различных странах по-разному закреплена роль парламента по контролю за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц государства.

Сравнительный анализ правовой регламентации парламентского контроля показывает, что правовые нормы, регулирующие парламентский контроль в различных странах, не одинаковы по своему содержанию, весьма разнообразны как в плане фиксируемых ею субъектов, которые подконтрольны парламенту, так и в плане предусматриваемых ее контрольных полномочий.2

Главное же достижение российского парламентаризма есть то, что эта борьба ведется в основном в правовых формах, в рамках правил, ограниченных нормами законов.3

Парламентский контроль - это специфическая функция законодательного органа по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, его прямого и непосредственного действия в деятельности иных субъектов государственной власти.4

Общая характеристика парламентского контроля:

- это форма социального управления;

- она свойственна всякому парламенту любого демократического государства;

- сводится исключительно к проверочным, надзорным или ревизорским действиям.

1 Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью в Российской Федерации / Р.Ш. Караев Ростов-на-Дону: Ростиздат. 2007. С. 29-30, 142, 154

2 Агибалов Ю.В. Парламентское право: Учебное пособие. Воронеж. Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. С. 141

3 Выстропова А.В. Парламентское право России: учебное пособие Волгоград Изд-во ВолГУ 2001. С. 19

4 Александров А.Ю. Чинчиков А.А. Парламентское право

Чувашской Республики. Хрестоматия. Изд-во Чувашс. Ун-та, Чебоксары, 2002. С. 44

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2009

Субъекты парламентского контроля:

- Парламенты субъектов Российской Федерации,

- Контрольно-счетные палаты,

- комитеты и комиссии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Объекты парламентского контроля:

- соблюдение и исполнение законов, бюджета соответствующего региона,

- порядок распоряжения собственностью,

Виды парламентского контроля:

1.По времени осуществления: предварительный и последующий;

2. По правовым последствиям: консультативный и учреждающий (постановляющий);

3. По обязательности проведения: обязательный и факультативный;

4. По способу проведения (процедуре): абстрактный, конкретный, общий (так как участвует в назначении высших должностных лиц), специальный (контролирует выполнение конкретных актов), гласный, негласный, юридический и политический;

5. По основаниям проверки: материальный и формальный;

6. По форме: коллегиальный и индивидуальный.

Если абстрагироваться от имеющихся различий в

контрольных полномочиях парламентов, то можно выделить их наиболее общий перечень:

- право заслушивать отчеты и информацию подконтрольных государственных органов и должностных лиц и давать оценку их деятельности;

- право принимать рекомендации от улучшения работы соответствующих органов и должностных лиц;

- право выразить согласие или несогласие по поводу решения каких-либо вопросов, входящих в компетенцию другого государственного органа международные договоры;

- право отменять акты подконтрольных парламенту государственных органов и должностных лиц.5

В мировой практике нормы парламентской процедуры закрепляются следующими способами: регламентом высшего представительного органа; конституцией; актами парламента; законами; обычаем и парламентским прецедентом.

Если до сих пор основной вес норм регламентов приходится на структурную часть - порядок формирования комитетов и комиссий (поскольку именно в них проходит основная работа по принятию законов), то в настоящее время необходимо детализировать работу парламента на некоторых видах пленарных заседаний и института депутатского вопроса и запроса. Если принять за основу то, что функции парламента используют палаты, а не органы парламента, то деятельность палат в целом нуждается в более детальной регламентации.

5 Агибалов Ю.В. Парламентское право: Учебное пособие. Воронеж. Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. С. 142

Регламенты некоторых субъектов Российской Федерации формально закрепили статус регламента в качестве закона субъекта федерации. Не касаясь сейчас вопроса о соответствии конституциям субъектов Федерации такого закрепления, необходимо заострить внимание на следующем. В тексте нормативно-правого акта не может содержаться установление его места в системе нормативных актов. Иначе это опрокидывает всю правовую систему. Нельзя установить текстом регламента то, что регламент - это закон. Тем самым, если законодатель хочет придать регламенту силу закона, необходимо принять закон о статусе регламента представительного органа субъекта федерации как нормативно-правового акта.

Неоднократно отмечалось, что многие ценные предложения, высказанные на парламентских слушаниях, не были приняты в дальнейшем. Однако, исходя из статуса регламентов эта проблема не может быть решена путем внесения в текст процедурных правил изменений и дополнений. С формально-юридической точки зрения, регламент не может наделять правами и налагать обязанности на третьих лиц, иначе как при их участии в работе парламентов. Поэтому, каким-то путем обязать органы исполнительной власти применять рекомендации, выработанные на парламентских слушаниях, можно только через принятие специального закона. Однако, существует и иное направление использования таких рекомендаций - это применение их в собственно парламентской деятельности. Например, в список сопроводительных документов и законопроекту должен быть включен текст рекомендаций парламентских слушаний и записка от использования рекомендаций с указанием конкретных статей закона.6

Примером осуществления предварительного парламентского контроля также может служить принятие парламентом решения о приостановлении из числа только что вступивших в силу актов правительства некоторых актов, противоречащих по их мнению, законам, и об обжаловании данных актов в судебном порядке.

Практика осуществления такого предварительного контроля получила свое распространение в некоторых субъектах РФ, где в целях организации государственной власти в самом строгом соответствии с принципом разделения властей действует правило, согласно которому правительство, с одной стороны, обязано такую проверку провести, после чего имеет право не соответствующие, по его мнению, законам акты правительство приостановить до момента вынесения судебными органами подтверждающего или опровергающего мнения парламента заключения.

6 Кленкина О. В. Парламентские процедуры в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук:

12.00.02. Самара, 2004, С. 29, 45, 49, 52, 81

Осуществление подобного предварительного парламентского контроля имеет значение в том смысле, что приостановка парламентом по результатам названного контроля того или иного акта правительства не позволяет никакому органу или должностному лицу исполнительной власти приступить к выполнению данного акта или же пресекает такое выполнение, если оно уже началось. Тем самым высший орган законодательной власти не позволяет исполнительной власти незаконные действия.

Осуществление предварительного парламентского контроля заключается в проверке парламентом актов правительства на их соответствие законам и в приостановке тех их них которые законам противоречат, с последующим обжалованием их в судебном порядке.7

Парламентский контроль не был способен и не будет способен осуществляться в полную силу пока существует другая функция парламентских процедур, направленная на защиту меньшинства в нижней палате, пример которой нам иллюстрирует в период закрытости парламента Великобритания в течение всего XVIII в.

Путем наличия меньшинства, которым являются те, самые независимые депутаты, доступ которым на российскую трибуну затруднен чрезвычайно. Можно сказать, что те избиратели, которые их избрали, лишены представительства в законодательном органе, что приводит к нарушению принципа представительства.8

Увеличение и усиления правительственного большинства в Российском парламенте может привести к тому, что исполнительной власти ничто не будет мешать оказывать первостепенное влияние на процесс прохождения законопроектов через Государственную Думу РФ.9

Как отмечет Усанов В.Е., через десять лет Россия будет по прежнему ближе к политическому режиму «управляемой (манипулятивной, «делегативной» и т.п.) демократии». В этой ситуации «политический вес» российского парламента не только не увеличится, но и будет стремиться к определенному уменьшению. Стабилизационные процессы будут способствовать снижению политической активности масс, «притуплению гражданского сознания, и, соответственно, затуханию деятельности политических партий в борьбе за места в российском парламенте. Деятельность самого парламента Рос-

сийской Федерации предсказуема и подчинена определенной линии», которая будет вырабатываться далеко не в стенах Государственной Думы РФ. Иными словами, суперпрезидентский характер Российской Федерации в ближайшее время останется неизменным, а роль парламентов при подобном построении системы государственных органов и самой политической системы будет сводиться к законодательному органу, т.е. государственному образованию, которое подчиняясь чужой политической воле, формализует последнюю в виде нормативно-правового материала.

Рецензия

В работе Карханбарьян рассмотрены особенности понятий парламентаризма и парламентского контроля, осуществляемого на региональном уровне. Цель исследования -описать основные характеристики, субъекты, объекты, способы закрепления парламентского контроля, а также отследить осуществление предварительного парламентского контроля и показать влияние иных его функций на направленность действия парламентских процедур.

Автором выдвигаются и анализируются следующие тезисные положения, объясняющие структуру осуществления парламентского контроля, а именно:

- историческая обусловленность наличия финансового контроля в России в 183в и 1911 годах,

- место и роль парламента по контролю за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц государства предполагающие, что правовые нормы, регулирующие парламентский контроль в различных странах, не одинаковы по своему содержанию, весьма разнообразны как в плане фиксируемых ею субъектов, которые подконтрольны парламенту, так и в плане предусматриваемых ее контрольных полномочий,

- детальная характеристика по различным основаниям осуществления парламентского контроля опирается на то, что общие контрольные полномочия сводятся к следующему: право заслушивать отчеты и информацию; право принимать рекомендации; право выразить согласие или несогласие; право отменять акты подконтрольных парламенту государственных органов и должностных лиц.

При рассмотрении вышеуказанных вопросов автором уделяется обширное внимание на такой способ закрепления парламентских процедур как регламенты субъектов РФ, их правовой природе как нормативно-правовых актов. Автором также приводятся примеры и практика применения такой формы парламентских процедур как предварительный парламентский контроль, посредством которого высший орган законодательной власти не позволяет исполнительной власти принимать незаконные действия.

Исследование Карханбарьян свидетельствует о компетентности автора, как в теории, так и на практике в вопросах парламентского контроля и его процедур.

Д.ю.н., д.и.н., профессор В.В. Гошуляк

7 Диваева Т.Ю. Институт парламентского контроля: Конституционно-правовой аспект: диссертация...кандидата юридических наук: 12.00.02 Уфа, 2004 С. 56

8 Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII-начала XIX в. - М.: Зерцало. 2000. С.124-130

9 Усанов В.Е. Парламентаризм в России: конституционноправовые основы становления и деятельности (Электронный ресурс): диссертация ... док. юр. н. 12.00.02 (Усанов Владимир Евгеьевич), (место защиты: Моск. Гуманит. Ун-т), - М., РГБ, 2007. С. 322-323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.