Научная статья на тему 'Основные опасности и угрозы современной России: оценка и прогноз'

Основные опасности и угрозы современной России: оценка и прогноз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13230
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные опасности и угрозы современной России: оценка и прогноз»

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ

Д. пин., профессор Акимов В.А.

(Начальник Центра стратегических исследовании МЧС России)

«Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь; стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути»

Конфуций

Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков, - поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально -экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация стратегических рисков происходили без их глубокого предварительного и последующею научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально - экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей стратегических рисков.

Более чем 10-летний опыт успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при координирующей роли МЧС России при управлении рисками аварий, катастроф и стихийных бедствий, позволил применить «рисковую» методологию для оценки и прогноза опасностей и угроз для различных сфер жизнедеятельности государства.

В статье приводятся предварительные результаты исследований, проведенные специалистами ЦСИ МЧС России с участием ученых Российской академии наук и других научных организаций.

1. Россия в современном мире. Современное положение страны по-прежнему характеризуется глубоким и всесторонним кризисом, связанным с переходом от одного типа общества к другому, форсированным освобождением от тоталитарной политической системы и административнокомандных форм хозяйствования. Тем не менее, у страны сохраняются резервы для обеспечения развития и удержания статуса «великой» державы, способной в перспективе достаточно эффективно защищать во внешнем мире свои национальные интересы. К таким ресурсам относятся: статус ядерной державы; количество природных ресурсов; несколько мощных ресурсодобывающих и промышленно-финансовых групп, способных стать

тия; заделы в научно-технологической области, и даже ведущие позиции в ряде отраслей (атомная энергетика и энергетические установки, материаловедение, ряд видов вооружений, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций); историческое наследство, частично остающийся политический потенциал влияния в мире; величина территории.

2. Состояние безопасности современной России. В середине 90-ых годов прошлого столетия ученые Института социально - политических исследований РАН выделили несколько ключевых показателей, непосредственно влияющих на жизнь и безопасность человека, и сравнили их с критическими уровнями, считающимися катастрофическими в мировой практике (см. табл. I). Проведенный анализ показал, что практически все ключевые переменные, характеризующие безопасность граждан России, находятся в эакритической области. Реализация данных рисков привела к деиндустриализации страны, технологическому отставанию России, разрушению ее научно-технического потенциала, социальному кризису и люмпенизации населения, вымиранию нации, кризису власти и т.д.

Анализ данных, представленных в Концепции демофафического развития Российской Федерации, показал, что общий риск смерти от всех причин в России равен 15.35 *10 * смертей в год, т.е. более 15 смертей на 1000 граждан, при чем риск преждевременной смерти составляет 13.05x10" смертей в год или 85% от всех смертельных исходов (в развитых странах не более 50%) (см. рис. 1)

Структура рисков смерти в России имеет следующий вид: 56.50% -смертность от социально-экономических причин (6.60x10 я смертей в год); 20.00% •• смертность от экологических причин (2.70x10 * смертей в год); 15.00% - смертность по старости (2.30x10 ' смертей в год); 5.00% - погибшие в авариях, катастрофах и стихийных бедствиях (0.77x10’’ смертей в год); 2.50% - самоубийства (0.30x10 ' смертей в год); 1.50% - смертность от преступлений (0.20x10 * смертей в год).

3. О методологии анализа кризисных явлений. До 60-ых годов прошлого столетия считалось, что в природе и обществе есть всего два класса процессов. Первые описываются динамическими системами, где будущее однозначно определяется прошлым - процессы этого класса детерминированы, обратимы и полностью предсказуемы. Горизонт прогноза состояния таких систем практически неограничен. Примерами таких систем являются: от так называемых «идеальных» маятников в классической физике до реальных космических объектов в астрономии. Вторые же -случайные процессы, где будущее никак не зависит от прошлого. Горизонт прогноза таких систем полностью отсутствует.

Однако уже к началу 70-ых годов ученые обнаружили, что существует третий класс процессов, которые формально описываются динамическими системами, но их поведение может быть предсказано только на небольшой промежуток времени. Этот класс процессов получил название «динамического хаоса» (см. табл. 2). Данному классу систем и процессов

. . . . . м. |06 ■ : : : ■ ■ ; -г' -V'

Таблица I

Стратегические показатели состояния России

№ | Наименование показа- : Критическое п/п теля ! значение Реальное значение Возможные последствия

! Уровень падения про- 30% нзводства 47% Деиндустриализация страны

2 Доля высокотехноло- 15% гичной продукции 1 % Технологическое отставание

3 ! Доля в ВВП ассигно- 2 % ван ий на науку О.А% Разрушение научною потенциала

4 Соотношение доходов граждан 10:1 20:! Социальный кризис |

I5 Доля населения за чертой бедности 10% 30% . ___ | Люмпенизация населения

I 6 Условный коэффици енг депопуляции 1.0 1.65 Вымирание нации

7 1 Средняя продолжительность жизни 75 лет 65,9 лет Снижение жизнеспособности страны

8 1 Экономические потери, % к ВВП 5 15 Жизнеопасность окружающей среды

Уровень потребления алкоголя, литрой на человека в год 8 15,5 Деградация населения

10 Уровень доверия на- [ 25 % селения к власти 15% Кризис власти

Таблица 2

Формализация катастроф и кризисов

№ п/п 1 Реальные процессы и системы . .. — ..... ^ ■ . ■■ . Теории и модели исследований . ... _ Возможности прогнозирования Горизонт прогноза

' Динам и че-ские Теория динамических систем, непрерывные модели Будущее однозначно определяется прошлым: процессы детерминированы и полностью предсказуемы Неогра- ничен Отсутст- ! вует

2 1 : Стохасти ческие Теория вероятностей и математическая статистика; вероятностностатистические модели Будущее никак не зависит от прошлого; процессы полностью не предсказуемы

3 1 1 \ «Динамический хаос» Теория сложности и са-моорганизованной критичности; модели иерархических систем и нелинейной динамики Поведение может быть предсказано только на небольшой промежуток времени Ограни- чен

Риски смерти (количество смертей/год)

Риски преждевременной смерти (количество смертей/год)

56,5%

П- социально-экономические причины (6,60* ЮЕ-З) | - экологические причины (2,70*ЮЕ-3)

] - смертность по старости (2,30* 10Е-3)

Ц- природно-техногенные причины (0,77* ЮЕ-З)

| - самоубийства (0,30- ЮЕ-З)

]Ц - преступления (0,20*ЮЕ-З)

(и - смертность по старости (2,30*ЮЕ-З)

| - преждевременная смертность (13,05*ЮЕ-З)

Общий риск смерти - 15,35*ЮЕ-З смертей/год (2000 год в России)

Рис. 1 Социальные риски России

ности, начиная от катастрофических наводнений на юге России и заканчивая системными и экономическими кризисами.

4. О концепции анализа кризисных явлений. Исследования рисков в нашей стране долгое время практически не развивались, что явилось следствием реализации концепции «абсолютной безопасности» (считалось, что можно создать абсолютно безопасную систему любой сложности). После Чернобыльской катастрофы произошла переоценка системы взглядов на безопасность. Стало очевидным, что требуются не косметические меры, а построение современной науки о безопасности. Для принятия эффективных у правленческих решений необходима количественная информация об уровнях опасностей и угроз и их зависимости от различных факторов. Для получения такой информации необходим специальный инструментарий: методы, модели, методики, алгоритмы. В настоящее время такой методический аппарат, основанный на теории анализа и управления рисками, развит и доведен до систем поддержки принимаемых решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так как при анализе кризисных явлений современной России в первую очередь необходимо идентифицировать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, существенно влияющие на состояние национальной безопасности и жизнедеятельности государства, то такие риски названы стратегическими. С точки зрения формализации и использования математических методов оценки и прогноза стратегических рисков под ними в данном исследовании понимаются такие сочетания вероятностей возникновения неблагоприятных событий (кризисных явлений и катастрофических ситуаций) и значений ущербов от них. которые определяют существенное снижение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

5. О классификации стратегических рисков. В качестве классифи-

кационного признака СР выбраны основные сферы жизнедеятельности государства: политическая, экономическая, социальная, природно-

техногенная, научно-техническая. В настоящее время отечественными учеными осуществлены предварительные исследования по выделению и оценке значимости СР для обеспечения национальной безопасности России в каждой из сфер жизнедеятельности государства.

6. О стратегических рисках в политической сфере. В России в XX веке политические риски приобретали стратегический характер в периоды кардинальны * смен основ государственного строя, форм собственности и характера экономики. В теории безопасности эти периоды могут быть охарактеризованы возникновением неустойчивости и бифуркаций в политической сфере.

Учеными РАН выделены СР в политической сфере, которые про-ранжированы по степени значимости для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России на долгосрочную перспективу

• V . . ■ 1°9 , : . .

Перечень стратегических рисков в политической сфере

№ Стратегические риски Значимость риска

1. Усиление позиций СНА в современном мире и их стремление к диктату 1.00

2. Возрастание мсніуі Китая 0.61

3. Снижение обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил 0.59

4. Возможность внутренних межнациональных и межконсіжссиональньїх конфликтов 0.55

5. Возрастание военной угрозы со стороны США и НіАТО 0.44

6. Возможность возникновения региональных и локальных военных конфликтов 0.40

7. Формирование нового центра воинствующэго (фундаментализма к югу от границ России 0.34

8. Возрастание угроз международного терроризма 0.27

9. Возможность обострения межпартийной борьбы - политический экстремизм 0.13

временном мире и их стремление к диктату; возрастание моши Китая; снижение обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил; возможность внутренних межнациональных и межконфессиональных конфликтов; возрастание военной угрозы со стороны США и НАТО; возможность возникновения региональных и локальных военных конфликтов; формирование нового центра воинствующего фундаментализма к югу от границ России; возрастание угроз международного терроризма; возможность обострения межпартийной борьбы политический экстремизм.

7. О стратегических рисках в экономической сфере. СР в экономической сфере с различной степенью глубины и детализации подвергались и подвергаются анализу уже на протяжении многих десятилетий в нашей стране и в мире. При этом анализе и в прогнозах экономического развития основное внимание, как правило, уделялось трендовым закономерностям и основным среднестатистическим показателям состояния экономики - прибыли, ВВП, доходным и расходным частям бюджета, уровню инфляции, тарифам естественных монополий, курсу национальной валюты. Этими экономическими параметрами и пытается управлять Правительство Российской Федерации. Отечественные ученые и эксперты выделяют следующие основные риски для России в экономической сфере (см. табл. 4): нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики, усиление структурной деформации экономики страны; криминализация экономики и утечка капитала из страны; снижение производственного потенциала и низкая инвестиционная активность; возможность энергетического кризиса; превышение пределов открытости национальной экономики в условиях международной глобализации; неблагоприятная экономическая конъюнктура, снижение мировых цен на энергоносители; внешний долг, создающий опасность обострения финансового кризиса; низкая конкурентоспособность продукции; снижение объемов сельскохозяйственного производства, потеря продовольственной независимости.

8. О стратегических рисках в социальной сфере. Основной целью управления СР в социальной сфере является выход на траекторию эволюционного и прогнозируемого развития с сохранением приоритета обеспечения национальной безопасности. На этой стадии стабилизационного развития структура С’Р будет изменяться, вероятности развития неблагоприятных социальных кризисов будут снижаться, горизонт прогнозирования увеличиваться, а ущербы сокращаться. Основными рисками для современной России в социальной сфере являются (см. табл. 5): коррупция, криминализация и некомпетентность вл<\. ных структур, снижение доверия к власти; снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры; духовный кризис в обществе; неравномерность социально-экономического развития регионов страны, рост преступности, алкоголизма и наркомании; обострение демографической ситуации в стране; возможность биологосоциальных чрезвычайных ситуаций.

п/п Стратегические риски Значимость риска

■ Нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики, усиление структурной деформации экономики страны 1.00

2 Криминализация экономики и утечка капитала из страны 0.56

3 Снижение производственного потенциала и низкая инвестиционная активность 0.42

4 Возможность энергетического кризиса 0.32

5 Превышение пределов открытости национальной экономики в условиях международной глобализации 0.29

6 Неблагоприятная экономическая конъюнктура (снижение 0.17 мировых цен на энергоносители)

7 Внешний долг, создающих опасность обострения финансо- | 0.15 вого кризиса

8 Низкая конкурентоспособность продукции 0.12

9 Снижение объемов сельскохозяйственного производства -потеря продовольственной независимости 0.11 | ,

Таблица 5

Перечень стратегических рисков в социальной сфере

п/п Стратегические риски Значимость риска 1.00 1

1 1 Коррупция, криминализация и некомпетентность властных структур - снижение доверия к власти

2 Снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры 0.76 ... ^

3 Духовный кризис в обществе 0.29

4 1 Неравномерность социально-экономического развития регионов страны 0.27 .

5 Рост преступности 0.23

! 6 Рост алкоголизма, наркоман..* 0.19

7 Обострение демографической ситуации в стране 0.18

8 Возможность биолого-социальных чрезвычайных ситуаций 0.08

9. О стратегических рисках в научно-технической сфере. Дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности России должно опираться на прямой анализ СР в научно-технической сфере, так как она определяет экономический и экспортный потенциал страны, создает научную основу материального производства и реального сектора экономики. Основными рисками в научно-технической сфере являются (см. табл. 6): нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики; снижение научнотехнического и инновационного потенциалов (утечка мозгов, старение кадров, кризис системы образования); рост информационной уязвимости всех сфер жизнедеятельности общества; возрастание угрозы несанкционированного использования современных технологий; неопределенность рисков технологий будущего (коммуникационных, информационных, генных, космических и т.п.).

10. О стратегических рисках в природной и техногенной сферах. Данные риски приобретают в настоящее время стратегический характер в связи с глобальными изменениями среды обитания, развитием техносферы и увеличивающимися масштабами стихийных бедствий. Основными рисками для России в данных сферах являются (см. табл. 7); риски развития опасных природных явлений (землетрясений, наводнений, ураганов, оползней, подтоплений, карела, лесных пожаров и т.п.); риски аварий и катастроф на потенциально опасных объектах; загрязнение окружающей среды; риски, связанные с глобальным изменением климата, деградацией окружающей среды, планетарные риски; истощение природных и биологических ресурсов.

11. О наиболее значимых стратегических рисках устойчивому развитию и безопасности России. Следующим ?тапом проведенных исследований было определение значимости каждой из сфер жизнедеятельности государства. Компьютерная обработка экспертных оценок позволила проранжировать все выбранные сферы жизнедеятельности по их значимости для развития и безопасности России (см. табл. 8). Имея проранжиро-ванные перечни сфер жизнедеятельности и основных рисков в каждой из сфер, был получен научно обоснованный итоговый перечень наиболее значимых для России стратегических рисков (см. табл. 9), основными из которых являются; нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики; коррупция и некомпетентность властных структур, криминализация общества; усиление позиций США в современном мире и их стремление к диктату и т.д.

12. О прогнозе стратегических рисков России и мерах по их снижению. Выполненный предварительный прогноз факторов СР на перспективу от 5 до 20 лет дает информацию для обобщенной качественной сцепки потенциальной возможности возникновения СР, а также позволяет сделать предварительные выводы о механизмах управления ими.

Прежде всего отметим, что по оценкам экспертов значение экономической сферы СР остается наиболее существенной для всех горизонтов • . ■ ■ ’113

і п/п Стратегические риски Значимость риска

1 і Нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики 1.00

2 » > 1 Снижение научно-технического и инновационного потенциалов (утечка мозгов, старение кадров, кризис системы образования) 0.70

Л ; -з і Рост информационной уязвимости всех сфер жизнедеятельности общества 0 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Возрастание угрозы несанкционированного использования современных технологий 0.17

! 5 Неопределенность рисков технологий будущего (коммуникационных, информационных, генных, космических и т.п) 0 10 1 |

Таблица 7

Перечень стратегических рисков в природной и техногенной сферах

: №№ Стратегические риски п/п і Значимость риска

1 Риски развития опасных природных явлений (землетрясений, наводнений, ураганов, оползней, подтоплений, карста, лесных пожаров и т.п.) 1 00

£ \ Риски аварий и катастроф на потенциально опасных объектах 094

л Загрязнение окружающей среды 0.43

4 Риски, связанные с глобальным изменением климата, деградацией окруж-.ющей среды, планетарные риски 0.24 і

! ^ Истощение природных и биологических ресурсов 0 15

Таблица 8

Значимость сфер жизнедеятельности государства

JVíJVs 1 п/п Сферы жизнедеятельности Значимость сферы

! I Экономическая сфера 1.00

2 Политическая сфера 0.84

3 Социальная сфера 0.62

I 4 Научно-техническая сфера 0.41

і 5 Природная и техногенная сфера 0.21

Таблица 9

Перечень наиболее значимых стратегических рисков

№ Наименование стратегических рисков № | П/П | Сфера ■ ■ Значимость ; ] - J

1 : Нерациональный выбор приоритетов развития экономики _э 1.00

2 Коррупция и некомпетентность властных структур С 0.64

3 Усиление позиций США в мире и их стремление к диктату 11 0.61

4 Нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики н-т 0.56

5 Криминализация экономики и утечка капитала из страны 0.56

6 і ¡ Снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры с 0.49

7 Снижение производственного потенциала и инвестиций _ - - ** ... 0.42 !

8 1 1 Снижение научно-технического и инновационного потенциалов н-г 0.39

9 L у Возрастание мощи Китая 11 0.37

10 Снижение обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил п 0.36 ¡

11 Внутренние межнациональные и межконфессиональные конфликты * 0.33

12 Возможность энергетического кризиса э 0.32

13 Превышение пределов открытости экономики О 0.29

1 14 Возрастание военной угрозы со стороны США и НАТО п 0.27

15 Региональные и локальные военные конфликты П 0.25

16 Опасные природные явления катастрофического характера п-т 0.23

17 Техногенные аварии и катастрофы П.Т 0.22

ним и влияющим на большинство сфер жизнедеятельности государства. Следствием этого является вывод о необходимости предельно глубокого анализа существующих и перспективных приоритетов, включая всестороннюю оценку последствий реализации различных сценариев развития экономики для разного горизонта прогнозирования. Далее следует отметить, что качественное ранжирование относительной значимости рассмотренных в статье сфер СР остается одинаковым для различной временной перспективы, т.е. располагается в следующей последовательности: экономическая, политическая, социальная, научно-техническая, природнотехногенная сферы. Определенная динамика относительной значимости возникает в основном внутри каждой перечисленной группы.

Если рассматривать прогноз на ближайшую перспективу (до 5 лет), то можно говорить о вероятном появлении стратегических рисков по нескольким причинам: превышение практически всех критических значений индикаторов национальной безопасности; достаточно широкий перечень факторов СР, имеющих высокую степень реализации; сильное взаимное влияние факторов и потенциальная возможность их синергетического усиления.

В экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможность энергетического кризиса. Две последних составляющих соотносятся с научно-техническими факторами СР - снижение инновационного и научного потенциала. В политической сфере фактор внешних угроз однозначно связывается с усилением мощи и диктата CUJA, что в частности может усиливать межнациональные и региональные конфликты. Особого внимания требует проблема терроризма, имеющая как внугренние, так и внешние источники.

Совместное влияние экономических и политических угроз уже в ближайшей перспективе может усилить частоту и масштабы проявления социальных рисков. Высокий уровень криминализации экономики и неполнота законодательных основ переходного периода будет содействовать высокому уровню коррупции. Ошибки в выборе приоритетов развития экономики, неравномерность развития регионов, недостаточное внимание духовному развитию общества в предшествующие голы с большой вероятностью усилят духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострят проблему потребления алкоголя и наркотиков.

Несмотря на то, что природно-техногенные риски замы- ют список относительной значимости, их постоянное присутствие в прогнозах позволяет говорить о системном, базовом характере данных факторов. К сожалению, природные экстремальные явления являются слабо управляемыми не только в нашей стране, но и за рубежом. Это относится к сложностям надежного прогнозирования, прежде всего геологических, метеорологических и ряда комплексных природных рисков. В этой связи особое внима-'М', . ;■ ' Пбьетвл к„ особенно, правилам

размещения зданий и инженерных сооружений в зонах, подверженных данным рискам. Техногенные риски более управляемы, однако с учетом процесса старения основного оборудования и снижения профессионального уровня персонала, в ближайшие годы следует ожидать увеличения частоты и масштабов последствий от аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. Одним из путей управления рисками в природнотехногенной сфере может стать процедура паспортизации безопасности (комплексного риска) на территории региональных и муниципальных образований. Основная цель такой паспортизации, кроме сбора объективной информации, должна состоять в усилении заинтересованности региональных органов в проведении превентивных мероприятий и усилении их ответственности за непринятие соответствующих мер.

С учетом особенностей данных факторов СР, специальное внимание должно быть уделено разработке концепции экономического управления рисками особенно в части создания национальной системы возмещения ущербов от чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере. В качестве первого шага, в частности, может рассматриваться недавно принятая Концепция развития страхования в Российской Федерации, в которой особое внимание уделено развитию обязательных видов при страховании природных рисков в сочетании с созданием централизованных гарантийных фондов.

На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны на колебания мировой конъюнктуры. Для повышения устойчивости должны быть разработаны соответствующие меры (законодательные, организационные, рыночные). На фоне адаптации к глобальным экономическим процессам, должна постоянно действовать сбалансированная система защиты отечественных производителей. В противном случае перечисленные угрозы могут иметь не только экономические последствия, но и способствовать усилению социальной напряженности. В экономической сфере может усилиться вероятность и потенциальные масштабы энергетического кризиса (регионального, межрегионального, национального). Несмотря на значительный запас энергетических ресурсов, отставание в темпах реформирования базовых отраслей энергетики, низкий уровень инновационных процессов и ряд других факторов могут создать угрозу энергетической безопасности на национальном уровне.

Для среднесрочного прогноза характерно появление политического экстремизма в качестве значимого фактора, однако существенного влияния он может достичь только в сочетании с усилением социальных и экономических угроз.

Анализ прогнозов по отдельным составляющим СР позволяет сделать вывод, что на рассматриваемую перспективу весьма вероятно появление стратегических рисков в азиатской части России. В настоящее время

ри и на Дальнем Востоке (особенно в области энергетики), результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния СИ]Л и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Не исключено появление локальных очагов межнациональной конфликтов, но особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп, особенно если Россия даже косвенно будет поддерживать международные антитеррористические акции.

Социальный аспект СР потенциально связан с дальнейшим увеличением антагонизма между низко и высокооплачиваемой частью населения, неравномерностью социального развития рег ионов, обострением демографической ситуации, ростом преступности, появлением напряженности между представителями разных отраслей экономики. Если в настоящее время наиболее явная неравномерность экономического развития регионов отражается при сравнении европейской и азиатской частей России, то через десять лет может усилиться неравномерность внутри азиатских регионов страны. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогноз СР, естественно, носит наиболее схематичный характер. Для данного горизонта прогнозирования характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться. В зависимости ог успешности и эффективности антитеррористических действий, может быть ослаблена или усилена как опасность крупномасштабных террористических акций, так и возможность сильного центра фундаментализма в Азии.

Даже для отдаленной перспективы в прогнозах социальной составляющей СР остается проблема роста преступности, алкоголизма и наркомании. Это говорит о том, что существующих в настоящее время или прогнозируемых с учетом имеющихся знаний механизмов управления данными рисками явно недостаточно и они мало эффективны.

Выводы. С одной стороны, применение методологии оценки и прогноза кризисных явлений и катастроф в современной России позволит разработать базовые принципы, методы и системы определения, нормирования и управления СР на федеральном и региональном уровнях. В дальнейшем на основе регулярной оценки и прогноза СР будет возможен переход на регулирование национальной безопасности России по единой системе СР; будут выявлены пределы, в которых возможна относительно безопасная реализация проводимых социально-экономических и политических преобразований в Российской Федерации.

С другой стороны, показатели рисков мо!ут быть заложены в программы социально - экономического развития страны и ее регионов. Таким образом, исходя из оценки реальных рисков и их прогнозирования, государство сможет формировать комплексную систему мер по обеспечению гарантированного на данной территории в конкретный период времени уровня риска для человека. Такой подход в будущем окажет серьезное влияние на практику социально - экономического планирования, а с учетом существующих мировых тенденций роста количества катастроф и кри зисных явлений, может стать доминирующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.