Научная статья на тему 'Основные новеллы института президента в части обеспечения принципа разделения властей в Российской Федерации'

Основные новеллы института президента в части обеспечения принципа разделения властей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ / НОВЕЛЛЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТЕЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / THE RF PRESIDENT INSTITUTION / THE NOVELS / INTERACTION OF THE AUTHORITIES / STANDARD LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Наталья Юрьевна

Дан анализ нормативно-правовых актов, принятых в конце 2008 г. Особое внимание уделено новеллам в порядке разработки проектов нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти, длительности полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ, а также изменениям механизма взаимодействия Государственной Думы РФ, Правительства РФ и Президента РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Novels of the President Institution in Securing Separation of Powers in the Russian Federation

There is an analysis of standard legal acts adopted in late 2008. Special attention is paid to novels by way of bills development of standard legal documents of federal executive authorities, duration of the RF President and State Duma proxies, and change of interaction mechanism of the RF State Duma, the RF government and the President of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Основные новеллы института президента в части обеспечения принципа разделения властей в Российской Федерации»

УДК 342.4

Васильева Наталья Юрьевна

Vasil'eva Natalya

ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

BASIC NOVELS OF THE PRESIDENT INSTITUTION IN SECURING SEPARATION OF POWERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Дан анализ нормативно-правовых актов, принятых в конце 2008 г. Особое внимание уделено новеллам в порядке разработки проектов нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти, длительности полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ, а также изменениям механизма взаимодействия Государственной Думы РФ, Правительства РФ и Президента РФ

There is an analysis of standard legal acts adopted in late 2008. Special attention is paid to novels by way of bills development of standard legal documents of federal executive authorities, duration of the RF President and State Duma proxies, and change of interaction mechanism of the RF State Duma, the RF government and the President of the Russian Federation

Ключевые слова: институт Президента РФ, новел- Keys words : the RF President institution, the novels, inter-

лы, взаимодействие властей, нормативно-правовые action of the authorities, standard legal acts

акты

Путин В.В., еще будучи Президентом Российской Федерации, в своем Послании Федеральному Собранию от 8 июля 2000 г. сказал, что успех реформ во многом зависит от эффективности действий органов исполнительной власти [1]. После проведения ряда административных реформ были образованы федеральные округа, изменен порядок формирования Совета Федерации и т.д.

В результате в конце 2008 г. принят пакет изменений и ряд законодательных актов. Новеллы современного конституционного и административного права состоят, прежде всего, в придании нового содержания роли Президента и Правительства Российской Федерации в осуществлении функций исполнительной

власти. Именно их взаимодействие может предопределить построение системы федеральных органов исполнительной власти и изменить порядок их функционирования. Известно, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных зако-

нов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам [2].

Вступившее в силу 1 января 2009 г. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1048 «О внесении изменений в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» дополняет порядок разработки проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти новыми процедурами. Теперь проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование требуется согласно законодательству РФ либо проект акта содержит положения межотраслевого значения, или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти. В свою очередь, проект акта, оказывающий влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы РФ, должен получить заключение Минфина России, где оцениваются финансовые последствия принятия акта.

Также указанным постановлением сняты ограничения по срокам подготовки (ранее срок не должен был превышать 1 месяц) и издания нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Это представляется самым значимым изменением и, несомненно, вызовет оживленные дискуссии.

Одним из главных вопросов остается проблема нормотворчества, в том числе и административного, здесь можно отметить положение постановления о том, что если разработка проекта акта влечет необходимость признания утратившим силу акта Правительства РФ, то одновременно должен быть разработан

проект правительственного акта о признании утратившим силу акта Правительства РФ.

Новый Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» предоставляет Государственной Думе РФ контрольные полномочия в отношении Правительства РФ. Правительство РФ обязано ежегодно отчитываться перед Госдумой о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой.

Конституция предусматривала только опосредованное влияние Госдумы на формирование и ответственность Правительства. Представляется, что новый подход обусловлен исключительно необходимостью создания эффективного и гибкого механизма взаимодействия Государственной Думы, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Однако следует вспомнить о полномочиях Президента РФ в разрешении конфликтов между Госдумой и Правительством РФ (ст. 117 конституции). В литературе это обычно именуется как вотум недоверия правительству. Это одна из парламентарных черт той формы правления - смешанной республики, которая установлена действующей конституцией. В связи с тем, что в России реализация последствий вотума недоверия усложнена, поправка, по нашему мнению, не нашла своего логического развития в указанном Федеральном законе. Учитывая этот факт, можно заключить о необходимости совершенствования влияния рассмотренных полномочий президента на осуществление государственной власти.

С.А. Авакьян описывал ситуацию, когда президент при желании может поручить Правительству осуществление права законодательной инициативы, поскольку по российской конституции оно полностью зависит от президента. Хотя законодательная инициатива президента имеет особую значимость [3], это, в свою очередь, может в дальнейшем позволить

избежать возможной конфронтации президента и Правительства, например, когда оно (Правительство) не согласно с президентским законопроектом или когда отказывается дать положительное заключение по финансовоэкономическим аспектам законопроекта [4].

Изменению подверглись срок полномочий Президента РФ (продлен с 4 до 6 лет) и Государственной Думы Федерального Собрания РФ (до 5 лет) [5]. При этом ограничения для переизбрания на следующий срок одного и того же лица не сняты. Мы же склоняемся к возможному в теории неопределенному количеству избрания.

Значение президента и Парламента в современной России высоко, ибо общественная жизнь зависит от беспрепятственной и плодотворной работы государственных органов. Поэтому для наиболее эффективного функционирования механизма государственной власти принципиальным является решение вопроса о сроках полномочий главы государства.

Для сравнения можно назвать сроки президентских полномочий по законодательству ряда зарубежных стран. Срок в один год (Швейцария), три года (Латвия), четыре года (Венгрия, США, Боливия, Колумбия), пять лет (Германия, Франция, Бразилия, Литва, Мальта, Индия, Перу), шесть лет (Австралия, Филиппины, Мексика, Ливан, Тайвань, Египет, Мали, Аргентина, Шри-Ланка, Никарагуа) и семь лет (Италия, Турция, Сирия, Сенегал, Казахстан).

Применительно к семилетнему сроку полномочий хотелось бы напомнить, что однажды с предложением о таком увеличении выступило Законодательное собрание Ивановской области и эта законодательная инициатива приобрела форму законопроекта «О поправке к Конституции Российской Федерации

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 08 июля 2000 г. [Текст] // Российская газета. - 2000. - 11 июля. - № 133.

по изменению срока полномочий Президента Российской Федерации», который и был предметом рассмотрения Госдумы [6]. Увеличение срока объяснялось необходимостью расширения возможностей для претворения в жизнь планов и программ, представленных избирателям в период избирательных компаний. Доводов об установлении именно такого срока тогда высказано не было. В современной литературе также не говорится о целесообразности введения этой временной гарантии деятельности президента.

Согласно действующей конституции, президент занимает главенствующее положение в системе государственных органов. Здесь уместно вспомнить Джеймса Мэдисона, который высказывался следующим образом: «Всеми принятая и хорошо обоснованная истина гласит: в обычных обстоятельствах, чем больше власть, тем короче должен быть срок, на который ее предоставляют и, наоборот, чем меньше власть, тем безопаснее дать этот срок» [7]. С другой стороны, новеллой 1993 г. о российском президентстве было наделение главы государства статусом гаранта конституции. Президент РФ наделен правом предпринимать все необходимые меры для защиты основ конституционного строя [8]. Однако, спустя 15 лет, конституция преобразилась... .

Полагаем, что вопросы длительности полномочий и сменяемости президента будут предметом дискуссий, а пока акцент внимания только на сроках не поможет развить институт президента и сбалансировать систему органов государственной власти.

Действующее законодательство содержит еще некоторые, на наш взгляд, менее существенные, чем рассмотренные в настоящей статье, новеллы. Их анализ будет сделан в другой работе.

______________________________Литература

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» //

Собрание законодательства Российской Федерации от 8 февраля 1999 г. № 6 ст. 866.

3. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 16. Ст. 1842.

4. Авакьян, С.А. Федеральное Собрание -Парламент Российской Федерации [Текст] / С.А. Авакьян // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М.: Рос. Юрид. издат. дом, 1999. - 432 с.

5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ ««Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 05 января

Коротко об авторе________________________________

Васильева Н.Ю., аспирантка, Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП) kasper31@mail.ru

Научные интересы: конституционное право, институт Президента РФ, проблемы федерализма, государственное строительство

2009 г. № 1 ст. 1.

6. Бюллетень № 8 (722) от 18 февраля 2004 г. Стенограмма заседаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Издание Государственной Думы. - С. 4652.

7. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея [Текст] № 52 [51]: пер. с англ.; под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева; коммент. О.Л. Степановой. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1994. -592 с.

8. Постановление Конституционного Суда от 31 июля 1995 г. по делу о конституционности ряда актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с наведением конституционного порядка в республике Чечня // Собрание законодательства РФ. -1995. - № - 33. С. 3424.

____________________________Briefly about author

Vasilyeva N., graduate, Baikal State University of Economics and Law (BSUEL)

Scientific interests, constitutional law, the RF President institution, federalism problems, state structuring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.