УДК 943.086
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГИТЛЕРОВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
В КАНУН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В.Н.Залепеев
В статье рассматривается эволюция внешнеторговой политики нацистской Германии в 1930-х гг., связанная с введением политики автаркии и подготовки экономики страны к мировой войне. Особое внимание при этом уделяется немецкому объёму экспорта и импорта товаров, структуре их поставок. Рассматриваются основные торговые контрагенты Германии и изменения в торговой политике гитлеровского правительства в канун Второй мировой войны.
Ключевые слова: внешняя торговля, товарооборот, сальдо, экспорт, импорт, промышленное сырьё, Рейхсбанк, рынок сбыта и сырья, Вторая мировая война.
Приход Адольфа Гитлера к власти в 1933 г. положил начало новой торговой политике. Нацистское правительство в рамках подготовки страны к новой мировой войне провозгласило экономическую программу автаркии, что привело к изменению импортно-экспортной политики Германии и географического распределения её внешней торговли.
Германская промышленность, занимавшая второе место по объему продукции среди развитых стран мира, уступая только лишь США, в 1930-х гг. в большой степени зависела от ввоза иностранного сырья. Германия имела возможность получать необходимое ей сырье на мировом рынке и могла оплачивать его за счет доходов от своего экспорта. Утверждения нацистского руководства, что страна не в состоянии сбывать свои товары на мировом рынке в том объеме, который ей необходим для оплаты импортного сырья, не соответствовало действительности. Гитлеровское правительство сознательно пошло на сокращения импорта в силу политики автаркии. Тем самым оно существенно затруднило торгово-политические условия для своего экспорта. Но и тогда доходов от экспорта хватало для покрытия потребности в импорте. Так, по данным немецкой таможенной статистике, в 1933 г. положительное торговое сальдо Германии составило (в млн. марок) 667,8, в 1935 г. 111,0, в 1936 г. уже 550,3, а в 1937 г. 442,6 [13, с. 120].
Таким образом, в течение пятилетнего нацистского правления, за исключением 1934 г. когда торговое сальдо было отрицательным и составило 284,1 млн. марок, экспорт немецких товаров значительно превышал импорт. В итоге положительное торговое сальдо Германии составило 1487,6 млн. марок, что, несомненно, являлось хорошим результатом. Данная сумма выглядит более внушительной, если учесть, что за так называемый период стабилизации капитализма с 1924 по 1929 гг. торговое сальдо Германии было отрицательным и равнялось 10608,5 млн. марок[13, р. 120-121].
В 1938 г. ситуация в сфере внешней торговли Германии резко ухудшилась в основном по экономическим причинам. Немецкое правительство, воспользовалось значительным падением мировых цен на сырьё и продовольствие, значительно увеличило их импорт [19, с. 10]. Однако, в связи с реализацией «четырехлетнего плана» и возросшим спросом внутри страны на промышленную продукцию, немецкие фирмы частично утратили заинтересованность в увеличении экспортных сделок, что естественно привело к дисбалансу во внешней торговле [19, с. 10-11]. На рост отрицательного торгового сальдо оказала также влияние оккупация вермахтом Австрии и Судетской области. В результате в 1938 г. германский импорт составил 5449 млн. марок, а экспорт 5257 млн. марок[19, с. 44]. Баланс внешней торговли явился отрицательным на сумму в 192 млн. марок, а с учетом Австрии на 432 млн. марок[8, с. 14].
В начале 1939 г. неблагоприятная ситуация в германской внешней торговле сохранилась. Немецкий экспорт продолжал падать, что привело к росту отрицательного торгового сальдо, который за первый квартал составил совместно с Австрией 115 млн. марок [8, с. 14]. Сужение экспорта заставило гитлеровское руководство зимой-весной 1939 г. внести коррективы во внешнеторговую политику. Министр экономики и президент Рейхсбанка В. Функ совершил турне по странам балканского региона, в ходе которого были заключены торгово-кредитные договора с Турцией, Болгарией, Румынией. Правительство также обратилось к промышленникам с просьбой увеличить вывоз германской продукции за границу, установило систему льгот и поощрений для экспортеров. В частности, предприятия, выполнявшие заграничный заказ получали предпочтение в снабжении сырьем.
Был вынужден изменить в этом направлении свою финансовую политику и Рейхсбанк. Он принял обязательство в будущем не препятствовать финансированию ни одной экспортной сделки. Германские экспортеры могли теперь продавать в Рейхсбанк иностранные векселя со сроком платежа до 1 года вместо 6 месяцев. Для Рейхсбанка такое решение означало большой курсовой и кредитный риск, но в тоже время оно значительно облегчило немецким фирмам-экспортерам получение заграничных заказов с долгосрочными сроками платежа [20].
В интересах германского экспортера Рейхсбанк повысил и получение гарантии курсов. Принципиальной предпосылкой для принятия данного обязательства при переводных векселях являлось применение экспортной выручки, которая продавалась Рейхсбанку для покрытия курсовых гарантий переводных векселей. Ранее экспортер не мог гарантировать курс в Рейхсбанке для покрытия девизного обязательства и соответственно нёс риск по кредиту. Теперь Рейхсбанк брал на себя этот риск и допускал гарантию курса также для экспортной выручки, которая использовалось для возврата таких кредитов. Заявление о курсовой гарантии из экспортной выручки фирмы направляли в отделения Рейхсбанка в Германии или девизное отделение главного банка в Берлине, которые удовлетворяли просьбу в рамках соответствующих постановлений [1, л. 76].
С целью форсирования экспорта Рейхсбанк в апреле 1939 г. пошел на снижение страховых сборов за векселя и процентов в девизных сделках. Ранее, при покупке векселей с уплатой за границу, если запись в кредит валютной суммы поступала к соответствующему корреспонденту Рейхсбанка позже чем выплата продавцу эквивалента, германский экспортер платил в случае просрочки до 3 дней 2%, а свыше 3 дней 4% сверх банковской ставки
соответствующей страны, как проценты за неустойку. По новому же решению, при просрочке платежей свыше 3 дней, ставка снижалась с 4% до 2%. Кроме того, Рейхсбанк при покупке векселей и чеков удешевил исчисление процента путем снижения так называемых минимальных дней.
Значительное удешевление расходов по финансированию экспорта, расширение курсового страхования, а также снижение торговых сборов и процентов положительно отразилось на германской внешней торговли. Так в апреле 1939 г. Германия вывезла товаров больше на сумму в 34 млн. марок, чем ввезла, а в июле положительное сальдо составило уже 62 млн. марок [9, с. 14].
Таким образом, за семь месяцев 1939 г. положительное торговое сальдо составило 121 млн. марок. Всего за период с 1933 г. до начала Второй мировой войны германский экспорт превысил импорт на сумму в 1176,6 млн. марок. Благодаря такому положительному торговому балансу Германия располагала дополнительными возможностями для увеличения импорта сырья.
Вместе с тем, несмотря на определённые успехи во внешней торговли в экономики Германии сохранялись определённые трудности. Хотя военная промышленность демонстрировала значительный рост, она была перегружена прямыми или косвенными заказами. Для расширения производственных мощностей не хватало специалистов и сырья. Производство товаров широкого потребления в мирное время нельзя было значительно сократить в пользу военной промышленности, так как это могло привести к нежелательному росту социальных противоречий. Гитлеровское руководство должно было учитывать, что введенная частично 60-часовая рабочая неделя, ухудшавшиеся жизненные условия, уже привела к усилению недовольства населения. К тому же наблюдался дефицит и в продовольственном снабжении, что вело к бегству крестьян из деревни. Несмотря на экономические трудности, Гитлер все же не ставил под вопрос снижение темпов вооружения и кардинального пересмотра своей экспортно-импортной политики.
Германия импортировала, главным образом, продовольственные товары и сырье, которые в 1936 г. составляли 87,5% немецкого импорта. Важнейшие товарные группы к общей сумме германского ввоза были следующими: текстильное сырье -14,1 %; жиры - 10,2%; пищевкусовые товары (фрукты, чай, кофе, какао) - 9,7%; древесина - 4,9%; нефтепродукты - 4,6%; цветные металлы - 4,1%; железная руда - 4,0%. Импорт хлеба, составлявший в 1928 г. 10,1% от германского ввоза, в 1936 г. упал до 0,5%, а в 1938 г. вновь возрос до 10,1% (10,4 млн. центнеров пшеницы) [13, с. 120].
С принятием 9 сентября 1936 г. «четырехлетнего плана» подготовки к войне значительно возрос германский импорт стратегического сырья. К таковым, по подсчетам американского профессора Э. Самсона, относятся 25 видов минералов: бокситы, хром, медь, железная руда, свинец, марганцевые руды, ртуть, никель, платина, олово, вольфрам, цинк, уголь, нефть, асбест, графит, йод, магнезит, слюды, фосфаты, поташ, пирит, сера, антимонит и плавиковый шпат [3, с. 5]. К началу Второй мировой войны Германия полностью обеспечивала свое хозяйство только углем и даже экспортировала его в большом количестве. Большую потребность немецкая экономика испытывала в железной руде, которая являлась ведущим сырьем для военного производства. В начале 1930-х гг. около 80% руды приходилось ввозить из-за границы. Хотя нацистское правительство в соответствии с «четырехлетним планом» построило металлургические базы в Зальцгитгере и Ватенштедте, а также увеличило мощности сталелитейной промышленности после захвата Австрии и Чехии, зависимость от импорта железной руды снизилось в 1939 г. лишь до 45%. Только из Швеции импорт руды, в котором содержалось 60% железа - по сравнению с 30% в немецкой, возрос с 2,2 млн. тонн в 1933 г. до 10 млн. тонн в 1939 г. [6, с. 309].
Особенно большое внимание гитлеровское руководство уделяло ввозу цветных металлов. Германия располагала собственными ресурсами лишь по цинковой руде [10, с. 272]. С оккупацией Австрии и Чехии сырьевая база цветных металлов несколько расширилась. В Австрии добывались цинковые и свинцовые руды, а также качественный магнезит. Чехия обладала некоторыми запасами марганцевой руды, сурьмы и ртути [14, с. 84]. Однако такие виды сырья как вольфрам, олово, хром, молибден, титан, платина, йод в Германии вообще отсутствовали или же добывались в ничтожных количествах. В рамках политики автаркии нацистское руководство провело целый комплекс мероприятий по уменьшению зависимости от импорта цветных металлов. В частности, было снижено расходования качественных импортных марганцевых руд на производство 1 тонны стали с 6,9 кг до 4,17 кг (общий расход с учетом использования местных бедных марганцевых руд сократился с 24,7 кг до 22,2 кг на 1 тонну стали). Были увеличены разработки действовавших источников сырья и проведены новые геологоразведочные работы. Правительство также приняло ряд законов об учете цветных металлов, о сдаче населением государству всех бронзовых и медных колоколов, о привлечении к строгой ответственности лиц, скрывавших сырье или продукцию военного значения [7, с. 92].
Несмотря на изыскания внутренних резервов, потребности Германии в цветных металлах по мере завершения подготовки к войне возрастали, что заставляло гитлеровское правительство идти на увеличение импорта. Так, ввоз марганцевой руды возрос с 265 тыс. т. в 1934 г. до 426 тыс. т. в 1938 г. Импорт меди (при внутренней добыче в 30 -40 тыс. т.) в 1939 г. составил 4190 тыс. т., что на 122 тыс. т. больше чем в 1938 г. Немецкая экономика на 75% зависела от импорта никеля, а по ряду редких металлов, таких как вольфрам, ванадий, молибден и др., зависимость еще больше возрастала [4, с. 56]. При анализе потребления цветных металлов германской промышленностью следует учесть, что она являлась крупным экспортером металлоизделий, а в 1937-1938 гг. приоритетным в политике Гитлера было расширение производства стали и создание военных запасов.
К 1939 г. нацистское руководство увеличило ввоз и нефтепродуктов. В рамках политики автаркии Германия надеялась свою бедность природной нефтью значительно компенсировать производством синтетического топлива из сланцев, каменного и бурого угля. Для этого было начато строительство десяти заводов синтетического горючего, а в 1938 г. по настоянию военно-экономического штаба началась разработка нового, более широкого плана производства данного продукта. Но мощности этих предприятий могли удовлетворить лишь небольшую часть потребностей. По данным на 1938 г. потребность Германии в нефтепродуктах была покрыта внутренним производством всего на 36%, остальная часть покрывалась за счет импорта. В том же году Германия ввезла только сырой нефти 777,840 тонн, что на 6,2% больше чем в 1937 г. [18, л. 69].
Несмотря на существенное увеличение импорта, особенно стратегического сырья, германская экономика без
источников и запасов сырья других стран не способна была выдержать затяжную войну. Бедность или полное отсутствие в Германии промышленного сырья, необходимого для производства вооружения и военной техники, оказали решающее воздействие на формирование военной стратегической концепции нацизма, в основу которой были положены принципы «блицкрига».
В период гитлеровского правления претерпела существенные изменения и экспортная политика. Германия стала меньше продавать за границу сырья и полуфабрикатов, в то время как доля готовых изделий возросла. Данная тенденция с незначительными изменениями в сторону роста вывоза готовой продукции и сырья, главным образом угля, сохранилась вплоть до войны.
Следует отметить, что немецкий экспорт был чрезвычайно дифференцирован. Около половины вывоза в общей стоимости экспорта, по данным на 1936 г., приходилось на 4 главных товарных группы: железо и сталь -17,9%; химикалии - 12,6%; машины - 10,1 %; текстильные полуфабрикаты - 7,8%. Доля экспорта в общей сумме продукции отдельных отраслей менялась каждый год [13, с. 120]. В 1934 г. железоделательная и стальная промышленность вывезла 10% своей продукции, машиностроительная - 14%; электротехническая - 16%; бумажная -19%; резиновая - 22%; металлообрабатывающая - 22%; точная механика и оптика - 28%; химическая - 33%, производство музыкальных инструментов и игрушек - 49% [13, с. 121].
Германия, несмотря на высокоразвитую промышленность и экономический бум в 1930-х гг., испытывала определенные трудности при вывозе своих товаров за границу. Накануне войны она продавала заграницу в два раза меньше, чем в 1929 году. Причины сужения экспорта можно проследить на примере отношений с Советским Союзом, который был основным торговым партнером в эпоху Веймарской республики.
С приходом Гитлера к власти торговые отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться. В 1938 г. германо-советский товарооборот сократился в 12 раз по сравнению с 1932 г. Соответственно упал и немецкий экспорт с 626 млн. марок в 1932 г. до 34 млн. марок в 1938 г. Свертывание двусторонних торговых отношений явилось не только результатом сдерживающего влияния советского руководства в связи с проводимой Гитлером политикой антикоммунизма, но и по чисто экономическим причинам. В частности, перевод немецкой экономики на военные рельсы привел к свертыванию экспорта промышленных товаров, что было невыгодно для многих фирм, заинтересованных в импортном сырье и твердой валюте (с 1931 г., когда в Германии были введены валютные ограничения, марка стала неразменной бумажной валютой и использовалась только для платежей внутри страны). Чтобы не потерять прибыли, немецкие фирмы пошли на увеличение цен и сроков поставок продукции.
Так германские фирмы давали сроки изготовления 22-30 месяцев, в то время как в США они составляли 3-5 месяцев [17, л. 175]. В результате германские товары стало невыгодно покупать, и Советский Союз переориентировался на импорт машин из других стран. Определенное влияние на сокращение немецкого экспорта оказали отказ Германии продавать СССР вооружение, в поставках которого последний был очень заинтересован, а также рост советской промышленности [21, р. 783-784].
В канун Второй мировой войны мировой рынок по разным причинам всё больше закрывался для немецких товаров, и не только из-за обострявшейся конкуренции, а вследствие решительного бойкота Германии в ответ на притеснения в её экономике специалистов еврейской национальности. Кроме того, страны, традиционно покупавшие немецкие товары, теперь отдавали свои заказы нейтральным государствам, так как Германия, являясь уже вероятным очагом войны, считалось ненадежным партнёром [15, с. 78-79].
Что касается географического распределения германской внешней торговли по регионам, то первое место в ней занимали европейские страны. В 1929 г. германский импорт из стран Европы составлял 52,8% от импорта, а в 1937 г. уже 55,6% [13, с. 121]. В основном Германия ввозила сырьё и продовольствие.
Европейские страны были также и основными покупателями немецкой продукции. Германский экспорт в европейские страны составил в 1929 г. 73,7%, а в 1937 г. сократился 69,2%. Проводя активную торговую политику в 1930-х гг., гитлеровское правительство увеличила товарооборот со странами Азии. В 1937 г. германский экспорт в страны Азии достиг 10,9%, в то время как в 1929 г. он составлял 7,7%. Значительных успехов она достигла в торговле и со странами Латинской Америки, потеснив, прежде всего, Великобританию в этом регионе. Немецкие фирмы увеличили свой экспорт почти во все страны Латинской Америки. Если в 1929 г. он составлял 7,5% от общего экспорта, то в 1937 г. уже 11,2% [11, с. 130].
В период подготовки к войне, гитлеровское руководство предприняло огромные усилия по созданию прочной сырьевой базы и рынков сбыта, чтобы уменьшить влияние морской блокады на экономику страны. В этой связи Германия пошла на изменение направлений своей внешней торговли и перенесла центр тяжести на государства Юго-Восточной Европы. Гитлеровское правительство использовало любые возможности, чтобы усилить свои позиции в этом регионе. Уже в 1933-1934 гг. оно заключило торгово-кредитные договора с Болгарией, Венгрией и Югославией, по которым предоставило финансовые привилегии и взяла на себя обязательства постоянно закупать у них определенный объем сельхозпродукции. Государства Юго-Восточной Европы, напуганные тяжелым экономическим кризисом, когда в условиях жесткой конкуренции со стороны США, СССР и Канады, они не могли найти потребителя для экспорта своих сельскохозяйственных товаров, были вынуждены пойти на встречу предложениям Берлина.
Проводя целенаправленную политику, нацистская Германия достаточно быстро заняла первое место в торговле этих государств. Так в 1938 г. Венгрия, Югославия и Турция вывозили в Германию почти 50% своей продукции от общего экспорта. На долю рейха приходилось почти 36% экспорта Румынии и Греции, а Болгарии 63,5% [2, л. 8].
Наибольшую ценность для Германии из стран Юго-Восточной Европы представляли поставки цветных металлов, нефти и продуктов питания. Именно эти статьи товаров и составили львиную долю вывоза восточноевропейских стран. Так, Венгрия поставляла в Германию в 1938 г. от всего экспорта: сало- 100%; свиней -100%; бокситы - 100%; овощей и фруктов - 80%; пшеницы-63%; скота -58%; птицы - 55%. Югославский экспорт в
Германию составил: пшеница - 100%; свинина- 100%; сало - 100%; табак - 63%; пенька - 62%; яйца - 50%; кукуруза 40%; строительный лес - 22%; и медь - 20,9%. Болгария соответственно вывезла: скота и мясных продуктов - 73%; овощей, фруктов и семян - 87%; табака - 64,9%; кожи и товаров из нее - 76%. По целому ряду видов болгарского экспорта, а именно, сушеная слива, соя, яблоки, виноград и лекарственные растения, Германия являлась единственным потребителем. Из Греции в Германию шло минералов и металлов - 47,7%; шкур - 47%; дерева - 20,7%. Турция экспортировала промышленного сырья - 26,6%; шерсти и хлопка - 26,4%, а также значительную часть продовольственных товаров. Румыния в основном вывозила в Германию нефтепродукты, включая и бензин. При добыче нефти в 6240 тыс. тон в год Румыния в 1938 г. экспортировала в Германию 704392 тонн, а в 1939 г. уже 848569 тонн. После Венского арбитража и установления диктатуры Антонеску в сентябре 1939 г. Берлин получил безраздельное право на получения румынской нефти. Румыния также являлась основным поставщиком пшеницы, но с потерей в 1940 г. Бесарабии и Южной Добруджи она утратила эту экспортную статью [2, лл. 9, 12, 15, 28, 37,48].
Страны Юго-Восточной Европы к началу развязывания гитлеровским руководством новой мировой войны стали также и основными покупателями германской продукции. Так в 1938 г. доля германского экспорта в венгерском импорте составляла - 40,9%, в югославском - 38,5%, в румынском - 38,5, болгарском - 49,7%, турецком - 47,3% [1, л. 33].
Некоторое сужение вывоза в 1938 г. было вызвано форсированным ввозом Германией сырья, в результате чего экспорт не смог компенсировать импорт. Однако уже в следующем году она еще больше упрочила свои позиции на рынке юго-восточных стран, за исключением Турции.
Успешное германское экономическое проникновение в страны дунайского и балканского регионов стало возможным благодаря продуманной политике гитлеровского руководства, которое предложило осуществлять взаиморасчет не в твердой валюте, а путем заключения клиринговых соглашений. Такого рода соглашения назывались договора, предусматривавшие централизованный порядок расчетов по внешней торговле путем зачета встречных требований и обязательств на особых счетах, открытых центральными банками стран партнеров, то есть по безналичному расчету. Чтобы страны Юго-Восточной Европы заинтересовать в торговле по клиринговым соглашениям, Германия установила для них благоприятный обменный курс валют и предложила более высокие цены за покупаемые товары, чем те, которые можно было получить на мировом рынке в конвертируемой валюте. Такую экономическую политику нацистское правительство проводило, руководствуясь, прежде всего, политическими соображениями, а также стремлением любым путем заполучить твердую валюту из других стран путем реэкспорта. Например, оно рассчитывалось по клиринговым соглашениям бумажными марками, причем, как правило, на 30% выше уровня мировых цен, чтобы заинтересовать страну продавца (эти марки впоследствии могли быть использованы только в Германии для закупки немецких товаров по тройной цене). Германия же, располагая запасами товаров сверх своих потребностей, продавала их на мировых рынках по заниженным ценам, но за конвертируемую валюту. Эта политика приводила к дальнейшему падению цен, в основном на сырье и продукты питания, и еще больше связывала страны Юго-Восточной Европы с германским рынком [12, с. 47-48].
Торговая экспансия нацистской Германии на Балканы сопровождалось и усилением ее политического влияния, которое особенно возросло после Мюнхенского сговора. Великобритания и Франция, традиционно имевшие в этом регионе сильные экономические и политические связи, фактически попустительствовали немецкому проникновению. Так осенью 1938 г. правительства Греции, Румынии, Югославии и Болгарии попытались получить экономическую помощь у Англии и Франции, но тщетно [16, с. 80-81]. По справедливому мнению отечественного исследователя В.К. Волкова, Лондон, а вслед за ним и Париж, рассматривали германскую экспансию на Балканы, как что- то вроде отводного канала, который уводил ее в сторону от британских и французских колоний. Предоставление в распоряжение Германии балканских рынков должно было, по предположению умиротворителей, компенсировать ей потерю колонии [5, с. 148].
Таким образом, к концу 1930-х годов экономика стран Юго-Восточной Европы фактически стала придатком хозяйства Германии. При этом нацистское правительство смогло создать в дунайском и балканском регионах не только прочный рынок сбыта и сырья, но и плацдарм для реализации своих агрессивных планов.
Подводя итог внешней торговле нацистской Германии в 1930-х гг., следует отметить, что она целиком и полностью была подчинена внешнеполитическим задачам гитлеровского руководства, которые выражались в создании жизненного пространства на Востоке и установлении германского господство в Европе.
As the title implies the article describes the evolution of the foreign trade policy of Nazi Germany in the 1930s, associated with the introduction of the policy of autarky and preparing the country's economy to the World War II. It is spoken in detail the volume of German export and import of goods, the structure of their supply. It is dealt with the main trading counterparties Germany and changes of trade policies of Hitler's government on the eve of World War II.
Key words: foreign trade, commodity circulation, balance, export, import, feedstock, Reichsbank, outlet, raw material, World War II
Список литературы
1. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф.082. Оп.22. П. 93. Д. 14.
2. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф.06. Оп. З. П. 13. Д. 149.
3. Внешняя торговля. 1941. №11-12.
4. Вишнев С. Экономические ресурсы Германии. М., 1940.
5. Волков В.К. Германо-югославские отношения и развал Малой Антанты, 1933-1938 годы. М., 1966.
6. Дашичев В.Б. Банкротство стратегии германского фашизма. В 2-х т. М., 1973. T.I.
7. Жилин П. А. Как фашистская Германия готовила нападение на Советский Союз? М., 1966.
8. Мировое хозяйство и мировая политика. 1939. №6.
9. Мировое хозяйство и мировая политика. 1939. №10.
10.Международная торговля и внешняя торговля СССР. М., 1941.
11.Мельников Ю.М. США и гитлеровская Германия. М., 1959.
12.Менжинский Е. Торговая политика капиталистических стран в 1938 году //Внешняя торговля. 1939. №1.
13.Торговые отношения СССР с капиталистическими странами. М., 1938.
14.Телегин Ф.Н. Военно-экономическая подготовка фашистской Германии к войне против СССР. Краснодар, 1966.
15.Фолькманн Х.-Э. Советский Союз в экономических расчётах «третьего рейха» 1933-1941 годы//Отечественная история. 1997. №2.
16.Чемпалов И.Н. Политика великих держав в Дунайском бассейне в конце 1938 - начале 1939 годов //Международные отношения в новейшее время. Свердловск. 1972.
17.Российский государственный архив экономики. Ф.413. ОП.13. Д.2631.
18.Центральный государственный архив народного хозяйства. Ф.413. ОП. 13. Д.2444.
19.Warum Aussenhandel? (Зачем Германии нужна внешняя торговля?). М. 1941. СПб.
20.Deutsche Bergwerkszeitung. 3.05.1939.
21.Documents on German Foreign Policy. 1918-1945. From the Archives of the German Foreign Ministry. Series D (1937-1945). London-Washington. 1956. Vol.4.
22.The main directions of the foreign trade of Hitler's government on the eve of the World War II.
Об авторе
Залепеев В.Н. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,
zalepeev. vladimir@yandex. ru