Научная статья на тему 'Основные направления управления рисками и таможенного контроля деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность'

Основные направления управления рисками и таможенного контроля деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1603
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренков Г.Н., Демина И.Д.

Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Согласно стандартного правила 6.1 Киотской Конвенции все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. В соответствии с Таможенного кодекса РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Одним из направлений таможенного контроля является государственное регулирования внешнеэкономической деятельности. От эффективности и оперативности осуществления таможенного контроля зависит состояние экономики страны, развитие ее внешнеэкономических связей, положение в мировом сообществе…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления управления рисками и таможенного контроля деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность»

Внешнеэкономическая деятельность

основные направления управления рисками и таможенного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих внешнеэкономическую

деятельность

г.н. сидоренков,

государственный таможенный инспектор

и.д. демина,

кандидат экономических наук, профессор российского университета кооперации

Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Согласно стандартному правилу 6.1 Киотской конвенции все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Одним из направлений таможенного контроля является государственное регулирования внешнеэкономической деятельности. От эффективности и оперативности осуществления таможенного контроля зависит состояние экономики страны, развитие ее внешнеэкономических связей, положение в мировом сообществе.

Основными направлениями таможенного контроля являются:

• выборочность таможенного контроля на основе применения системы управления рисками;

• смещение приоритетов в сторону таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами.

Таможенным кодексом РФ закреплены принципы управления рисками при осуществлении таможенного контроля. Система управления рисками

рассматривается в мировой практике как основной принцип таможенного контроля.

На фоне постоянно растущих объемов внешней торговли во всем мире ни одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, физически способную осуществлять полный контроль за каждой внешнеторговой поставкой без ущерба для внешней торговли. Масштабы товарооборота многократно превышают возможности самых развитых и оснащенных таможенных служб мира. В связи с этим таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль выборочно.

Назначение системы управления рисками в кратком виде содержится в стандартном правиле 6.4 Киотской конвенции. В соответствии с указанным правилом таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки. С применением системы управления рисками в таможенном деле связана возможность предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ, характеризующихся уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, наличием угрозы конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, наличием угрозы для интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Системе управления рисками отводится чрезвычайно важная роль, поскольку ставятся задачи

высшей степени сложности и значимости для государственных интересов. Под рисками понимается вероятность совершения правонарушения. С учетом этого система управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. Перечень таких признаков может быть чрезвычайно широким, в него включаются любые показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о совершаемом правонарушении.

Механизм действия системы управления рисками опирается в основном на аналитическую составляющую. Система управления рисками предполагает определение области риска (тех таможенных процедур и категорий международного передвижения, с которыми связывается вероятность совершения правонарушения) на основе изучения практики таможенного контроля. Определяются индикаторы риска — определенные критерии, которые, взятые вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта пристального контроля. Вырабатывается профиль риска — сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным категориям.

Данные процедуры выполняются в определенной логической последовательности. В первую очередь решаются вопросы стратегии решения задачи — определяются области риска, а также критерии оценки риска. Затем подлежат определению сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структуры внешнеэкономической сделки, начиная с предпосылок ее заключения. Анализируются все вопросы, связанные со сведениями об участниках сделки, сильные и слабые стороны этой сделки, возможности и предпосылки возникновения риска. При анализе риска определяется вероятность его наступления и потенциальные последствия его возникновения. Результатом такого анализа является определение уровня риска. Затем осуществляется сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и устанавливается его значимость и приоритетность. После решения данных задач определяется план действий, направленных на предотвращение совершения правонарушения, осуществляются необходимые мероприятия, в том числе организационного характера.

В качестве рисков могут рассматриваться самые разные события, причем некоторые из них могут показаться совершенно незначительными. Так, в качестве риска могут рассматриваться: ука-

зание в таможенной декларации определенной страны происхождения товаров; факт прибытия товаров на таможенную территорию в ночное время; необычный маршрут перевозки, указание в качестве страны происхождения страны, где такие товары обычно не производятся; факт совершения перевозчиком нарушений таможенных правил; получатель товаров и иные аналогичные показатели. Риск может связываться также с определенными видами товаров, в связи с перемещением которых через таможенную границу РФ происходит большое число нарушений законодательства РФ. Риски могут также зависеть от географического расположения соответствующего таможенного органа, от характера и интенсивности товаропо-токов, от видов товаров, обычно перемещаемых на соответствующем направлении.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Совокупность рисков, характеризующих соответствующую поставку, позволяет определить степень необходимого внимания к ней, в том числе еще на этапе таможенного контроля до выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Степень контроля может с равным основанием быть обусловлена выявлением одного высокого риска или нескольких рисков низкой степени либо иной комбинации рисков.

Таким образом, используя систему управления рисками, таможенные органы могут перераспределять свои усилия, направляя их на контроль за внешнеторговыми операциями, представляющими существенный риск, и максимально упрощая такие операции для тех участников ВЭД, внешнеторговые операции которых такого риска не представляют.

Полномочия по формированию и применению системы управления рисками делегированы Федеральной таможенной службе России. При этом в зависимость от этой системы ставится вся стратегия таможенного контроля. Такой подход соответствует мировой практике, нашедшей отражение в стандартном правиле 6.5 Киотской конвенции, согласно которому таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

В интересах участников внешнеэкономической деятельности и в целях облегчения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу меры таможенного контроля, применяемые непосредственно при таком перемещении, сокращаются. Вместе с тем таможенный

контроль после выпуска товаров приобретает все большее значение. Но в большинстве случаев товары, выпущенные в свободное обращение или вывезенные с таможенной территории РФ, попав в оборот, вскоре исчезают из поля зрения таможенных органов. Таким образом, документы, необходимые для таможенных целей, становятся главным источником информации, на основании которой может осуществляться таможенный контроль после выпуска товаров.

Согласно стандартному правилу 6.6 Киотской конвенции система таможенного контроля включает в себя контроль и на основе методов аудита. Под таким контролем в указанной Конвенции понимаются меры, предпринимаемые таможенными органами для проверки точности и достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения бухгалтерских книг, счетов, систем бизнеса и всех относящихся к делу коммерческих данных, имеющихся у того или иного лица либо компании.

Согласно ст. 156 ТК РФ перемещение товара через таможенную границу России, т. е. ввоз его на таможенную территорию или вывоз с этой территории, влекут обязанность поместить товары под один из таможенных режимов.

В соответствии с подп. 22 ст. 11 Таможенного кодекса РФ таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств, таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также устанавливающий статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Таким образом, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ либо вывозе с этой территории выбирается наиболее подходящий таможенный режим в зависимости от целей перемещения товаров. Заявление таможенного режима является одним из обязательных условий перемещения товаров через таможенную границу, поскольку именно от положений таможенного режима зависит применение таможенных пошлин, налогов, а также особенности осуществления процедуры таможенного оформления и производства таможенного контроля.

В Таможенном кодексе РФ закреплен принцип, в соответствии с которым выбор таможенного режима, а также его последующее изменение

находятся в зависимости как от волеизъявления декларанта, так и от условий избираемого таможенного режима. Вместе с тем следует отметить, что в сочетании с диспозитивностью основы перемещения товаров через таможенную границу содержатся требования, достаточно жестко определяющие обязательность таможенного оформления и контроля (ст. 14 Таможенного кодекса РФ), несоблюдение которых влечет за собой уголовную или административную ответственность. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 15 Таможенного кодекса РФ. Тем самым установлены юридические запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем, до их выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Необходимым условием для помещения иностранных товаров под любой из избранных таможенных режимов является получение разрешения таможенного органа, которое является формально-юридическим допуском к применению таможенного режима. Разрешение таможенного органа выдается заинтересованному лицу лишь после того, как таможенный орган удостоверится, что все условия, необходимые для использования данного режима, выполнены. В зависимости от условий таможенного режима такое разрешение может выдаваться в соответствии со строго установленной процедурой (например, для применения таможенных режимов переработки).

Помимо соблюдения условий таможенного режима, для принятия решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим также необходимо выполнить определенные требования, которые оказывают влияние на принятие решения о выпуске товаров в соответствии с избранным режимом. К таким требованиям относятся: отсутствие серьезных нарушений таможенного законодательства (при проведении процедуры таможенного оформления и проверки товаров); представление документов, подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования (лицензий, сертификатов, разрешений или иных документов), за исключением тех, которые могут быть представлены после выпуска товаров; уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии. Обеспечение уплаты таможенных платежей не во всех случаях является обязательным. Так, обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате

таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., а также в случаях, когда таможенный орган имеет основание полагать, что взятые перед ним обязательства будут выполнены. Днем помещения товаров под таможенный режим является день выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом.

При использовании любого таможенного режима, отличного от таможенного режима выпуска для внутреннего потребления и экспорта, обоснование соблюдения условий таможенного режима возлагается на декларанта. В случаях, когда выпуск товаров осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, право на льготы также должно быть подтверждено декларантом.

В Таможенном кодексе РФ закреплена классификация таможенных режимов. В зависимости от их роли и предназначения выделено несколько групп таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные. Выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации.

В первой группе объединены режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторгового оборота, связанного с продажей российскими организациями товаров в зарубежные страны, а также с приобретением товаров в целях реализации на внутреннем рынке для российских потребителей. К таким таможенным режимам отнесены выпуск товаров для внутреннего потребления (импорт) и экспорт (составляют 80 % торгового оборота). Правовые рамки регламентации указанных таможенных режимов устанавливают максимальные требования: уплату причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, а также соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это позволяет свободно распоряжаться товарами как на внутреннем рынке страны (выпуск для внутреннего потребления), так и на внешнем (экспорт). Все остальные таможенные режимы предусматривают льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, обусловленные ограничениями пользования или распоряжения товарами.

Завершает группу ос но вных та моженных режимов международный таможенный транзит, при котором товары не предназначены для при-

обретения на внутреннем рынке, а пересекают таможенную границу РФ в целях доставки из одного иностранного государства в другое. Товары должны считаться проходящими через территорию договаривающейся стороны, когда такой проход является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза.

В отдельную группу выделены таможенные режимы с экономическим значением. К группе таможенных режимов с экономическим значением отнесены: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад и свободная таможенная зона (свободный склад).

Таможенный режим переработки для внутреннего потребления позволяет использовать общепринятый в международной практике механизм стимулирования импортозамещения. В соответствии с этим режимом российские организации осуществляют деятельность по переработке иностранных товаров на тех же экономических условиях, что и иностранные переработчики. Это способствует созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых отчислений, что в целом благоприятно влияет на развитие экономики страны.

Экономический смысл этого таможенного режима заключается в том, что чем выше степень переработки и обработки товаров, тем выше уровень ставки таможенной пошлины. Вместе с тем встречаются исключения из этого принципа, когда при высокой степени обработки уровень ставки таможенной пошлины, применяемой к готовой продукции, ниже уровня ставок, применяемых к материалам (сырью). Такие исключения могут быть обусловлены стимулированием ввоза отдельных видов товаров путем уменьшения ставок таможенных пошлин. Применение данного таможенного режима позволяет российским производителям использовать импортные комплектующие для производства инвестиционных товаров непосредственно на территории страны.

При внешней схожести таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза имеют различную экономическую и административную направленность.

При временном ввозе товары используются на таможенной территории страны с определенными ограничениями в силу того, что в отношении них предусматривается условное освобождение

от уплаты таможенных пошлин, налогов. При временном вывозе таможенные органы не могут контролировать использование товаров. Смысл обязательств декларантов перед таможенными органами заключается в том, что товары не могут быть проданы за границей без поступления валютной выручки, за исключением отдельных категорий товаров, обратный ввоз которых требуется в силу закона (например, культурные ценности).

Свободная зона (свободный склад) — это мощный инструмент развития национальной экономики. Все вопросы, связанные со свободными экономическими зонами, нашли свои отражения в Федеральном законе «Об особых экономических зонах».

Третью группу классификации таможенных режимов составляют завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

Характерной особенностью этих таможенных режимов является то, что товары приобретают для таможенных целей постоянный, а не временный статус. Таможенный контроль при помещении товаров под указанные таможенные режимы завершается.

Таможенный режим реимпорта предусматривает льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при обратном ввозе товаров на территорию страны. При этом декларант обязан предъявить документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров. Особенностью таможенного налогообложения является и то, что при ввозе товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта на лицо, заявляющее данный режим, возлагается обязанность вернуть в федеральный бюджет все суммы таможенных пошлин, налогов, а также проценты с них, которые не взимались, либо были возвращены в связи с вывозом товаров (НДС, дотации, субсидии). Например, если ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных, при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, то при помещении таких продуктов под таможенный режим реимпорта подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы они были выпущены для свободного обращения при ввозе, а также проценты с них, как за фактически использованную отсрочку по уплате таможенных платежей. При помещении товаров под таможенный режим реимпорта товары приобретают статус находящихся в свободном обращении.

Таможенным кодексом РФ предусмотрена возможность помещения под реэкспорт. Этот таможенный режим не только иностранных товаров, но также и тех товаров, которые выпущены для сво-

бодного обращения на таможенной территории РФ. Значимость данной нормы заключается в том, что в случае выявления производственного брака либо иных несоответствий условиям внешнеэкономической сделки, которые имели место на момент ввоза товаров, такие товары могут быть вывезены обратно в соответствии с таможенным режимом реэкспорта уже после их выпуска для свободного обращения.

К завершающим таможенным режимам относится также таможенный режим уничтожения товаров. Под этот таможенный режим возможно также помещение товаров, которые уничтожены в результате форс-мажорных обстоятельств.

Отказ от товара в пользу государства — это принятие решения о товарах, которые могут быть помещены под этот таможенный режим, являющийся прерогативой Правительства РФ.

Четвертую группу таможенных режимов составляют специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы.

Временный вывоз — это льгота на обратный ввоз без уплаты таможенных пошлин, налогов, т. е. заранее заявленный реимпорт. Срок обратного ввоза в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории в соответствии с таможенным режимом временного вывоза, не установлен, за исключением тех товаров, которые в соответствии с законодательством РФ подлежат обратному ввозу. При невозвращении временно вывезенных товаров бенефициар режима обязан изменить таможенный режим временного вывоза на таможенный режим экспорта в целях валютного контроля. В отношении таких товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из таможенной стоимости и ставок, действующих на день помещения товаров под таможенный режим. В целях предотвращения злоупотребления данным режимом предусмотрено взимание процентов как за фактически предоставленную отсрочку по уплате вывозных таможенных пошлин. Исключение составляют случаи изменения таможенного режима временного вывоза на экспорт в отношении природного газа, временно вывезенного для хранения в подземных газовых хранилищах за пределами таможенной территории РФ.

В отношении таможенного режима беспошлинной торговли установлены некоторые особенности открытия магазина. Предпринимательская деятельность владельца магазина беспошлинной торговли осуществляется без включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в околотаможенной инфраструктуре. При этом российские поставщики

имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров, которые подлежат продаже в магазине беспошлинной торговли. Перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим беспошлинной торговли, определяет Правительство РФ.

К специальным таможенным режимам отнесен также режим перемещения припасов. Однако торговля без цели потребления на борту во время следования по территории РФ допускается только на воздушных судах. На морских (речных) судах торговать можно только за пределами таможенной территории.

Завершают перечень специальных таможенных режимов иные специальные таможенные режимы. Под специальные таможенные режимы помещаются товары, имеющие определенную целевую направленность (ликвидация стихийных бедствий; обеспечение функционирования посольств, консульств, а также официальных представительств РФ за рубежом; российские товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства и т. п.). При этом установлены основные положения, регулирующие вопросы помещения под специальные таможенные режимы, а именно: освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также неприменение нетарифных мер экономического характера. Возврат внутренних налогов не производится, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта. Иные требования и условия помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничения по пользованию и распоряжению товарами детализируются на уровне Правительства РФ.

Основными законодательными актами в области таможенного регулирования и таможенного оформления являются Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе».

Таможенным кодексом РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также перечислены виды этих платежей.

К таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин «таможенные платежи» является общим для всех видов перечисленных платежей. Момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей определен в ст. 319 Та-

моженного кодекса РФ (при ввозе товаров—с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ).

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Тариф включает свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для целей применения ставок экспортного тарифа товары указываются в соответствии с кодом ТН ВЭД.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности представляет собой многоуровневый классификатор товаров, находящихся во внешнеторговом обороте. ТН ВЭД России разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Гармонизированная система), применяемой в соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983 г.). Для Российской Федерации данная Конвенция вступила в силу 1 января 1997 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров». Использование ТН ВЭД, построенной на основе международных стандартов, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Российской Федерации в мировое сообщество и способствует ведению внешней торговли.

Гармонизированная система построена таким образом, что крупные группы товаров представляют собой виды сырья; соответствующие подгруппы описывают полуфабрикаты, получаемые из такого сырья. В свою очередь, подсубпозиции предназначены для перечисления конкретных видов продукции с возможностью последующей более глубокой детализации при наличии соответствующих товарных особенностей. В зависимости от широкого круга факторов (климат, географическое положение, состояние национальной экономики, политическая система) во внешнеторговом обороте различных государств находятся различные товары, обладающие специфическими особенностями, которые могут быть характерны именно для конкретного региона. Этими причинами обусловлены различия между товарными номенклатурами раз-

личных государств, которые в основе своей имеют, тем не менее, Гармонизированную систему.

Поэтому, хотя в основе ТН ВЭД и лежит Гармонизированная система, сама ТН ВЭД содержит позиции, в которых указаны товары, находящиеся во внешнеторговом обороте именно Российской Федерации. Их детальная классификация имеет существенное значение для корректного таможенно-тарифного регулирования внешней торговли РФ. При этом изменение структуры внешнеторгового оборота обусловливает необходимость постоянной корректировки ТН ВЭД в зависимости от появляющихся изменений, поскольку различные товары приобретают или, наоборот, утрачивают актуальность для отечественной внешней торговли.

Применение ТН ВЭД имеет важное значение для достижения следующих целей:

• установления ставок таможенного тарифа;

• разработки и реализации мер нетарифного регулирования ВЭД;

• ведения таможенной статистики;

• прогнозирования и планирования;

• осуществления таможенного контроля. Классификация товаров построена по следующим признакам:

1. Происхождение товаров (разд. I — IV):

2. Виды материалов, из которых изготовлен товар (разд. VIII - Х, XIII, XIV);

3. Назначение товаров (разд. IV, XI, XII, XVI — XX);

4. Xимический состав (разд. VI, VII). Таможенная пошлина определяет размер

платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара. Она является инструментом экономической политики государства. До 1 января 2005 г. таможенная пошлина входила в состав федеральных налогов (подп. «ж» п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), но с введением в действие новой редакции ст. 13 НК РФ таможенные пошлины не включены в состав налогов, формирующих налоговую систему РФ.

Различают следующие виды таможенных пошлин:

• адвалорные — исчисляются в процентах к таможенной стоимости товара;

• специфические — исчисляются в установленном размере на единицу облагаемых товаров, веса или объема;

• комбинированные — представляют собой сочетание первых двух, с условием, что исчисленная сумма пошлины путем умножения соответс-

твующего процента от таможенной стоимости товара не будет меньше суммы в валюте, установленной за единицу веса или объема перемещаемых товаров через таможенную границу РФ. Правило исчисления таможенной пошлины за товар, на который распространяется комбинированная ставка, указывается в самой ставке путем ссылки «но не менее чем». Наряду с базовыми таможенными пошлинами применяются сезонные и особые виды таможенных пошлин для оперативного регулирования ввоза некоторых видов товаров на таможенную территорию РФ. Они устанавливаются Правительством РФ.

Наряду с таможенными пошлинами в состав таможенных платежей включаются также сборы за таможенное оформление товаров. Они исчисляются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров». Они установлены в соответствии со ст. 357 ч. 1 Таможенного кодекса РФ и имеют следующие ставки (ставки действуют с 1 января 2005 г.):

• 500 руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых превышает 200 тыс. руб. включительно;

• 1 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 тыс. руб. включительно;

• 2 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1 200 тыс. руб. включительно;

• 5 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет

1 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает

2 500 тыс. руб. включительно;

• 7,5 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 2 500 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 5 000 тыс. руб. включительно;

• 20 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 5 000 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 10 000 тыс. руб. включительно;

• 50 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 30 000 тыс. руб. включительно;

• 100 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 30 000тыс. руб. 1 коп. и более.

Плата за хранение и таможенное сопровождение товаров в настоящее время не является таможенными платежами и взымается по договоренности сторон.

Контроль за внесением таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы. При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса РФ.

Таможенный кодекс РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов. Нормы Налогового кодекса РФ в этих случаях не применяются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормы Таможенного кодекса РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно Налоговому кодексу РФ имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киот-ской конвенции (гл. 1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

К перечню таможенных платежей не отнесены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли товарами. Указанные пошлины (меры нетарифного регулирования) взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.

В настоящее время во внешней торговле применяются следующие виды цен:

• базисная цена — устанавливается на товар, имеющий заранее обусловленный стандарт качества, возможные отклонения от него оговариваются в контракте системой скидок и наценок;

• фактурная цена — определяемая условиями поставки и определенная в контракте;

• мировая — по сырьевым товарам определяется уровнем стран-экспортеров или стран-импор-

теров; по другим товарам — по ценам международных бирж или аукционов; по готовым изделиям — ценами товаров ведущих стран мира, специализирующихся на производстве и экспорте продукции данного вида;

• монопольная цена — размер ее в зависимости от конъюнктуры рынка может быть выше или ниже цены производства, но общей тенденцией при этом является то, что фирмы на свою продукцию стремятся установить монопольно высокие цены, а на продукцию, приобретаемую у других фирм, более низкие;

• номинальная — публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках; обычно эта цена является основой при заключении контракта;

• оптовая — устанавливается на товар, поставля -емый организациями крупными партиями;

• справочная — обычно отражает уровень фактически заключенных сделок за короткий отрезок времени (неделя, месяц); используется в переговорах при заключении контракта в качестве исходной цены.

На размер контрактной (фактурной) цены, определяемой в контракте, оказывает влияние распределение расходов по транспортировке, страхованию, погрузке, таможенному оформлению товаров и т. д. между грузоотправителем и грузополучателем. В основу базиса поставки положено условие «франко», обозначающее, что на определенной стадии продвижения товара покупатель освобождается от расходов, так как они оплачиваются поставщиком и включаются в стоимость реализуемого товара.

Согласно последнему варианту базисных условий поставок «ИНКОТЕРМС - 2000» № 560 все условия возмещения коммерческих расходов дифференцированы на четыре группы, каждая из которых имеет соответствующие подгруппы. Выбор конкретного условия поставки зависит от вида транспорта и доставки товара от границы экспортера до границы импортера.

Под базисными условиями поставок понимаются наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами и соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия.

Базисные условия поставок определяют, кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территории страны продавца, покупателя, транзитных стран, морем, воздухом; обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров; обязанности сторон по страхованию грузов, обязанности сторон по оформлению коммерческой

документации; место и время перехода рисков случайного повреждения или утраты товаров с продавца на покупателя.

В «ИНКОТЕРМС - 2000» дано толкование 14 базисных условий. Приведем основные из них.

1. Условия поставок при морской перевозке грузов

1.1. ФАС (FAS — Free Alongside Ship — свободно вдоль борта судна).

Продавец обязан за свой счет доставить упакованный для морской перевозки товар в порт и разместить его на причале. Получить расписку порта о принятии груза (морской коносамент) и передать ее покупателю.

При транспортировке груза лихтеровозом (судном, идущим по расписанию) продавец за свой счет обязан погрузить товар на лихтер. Риски повреждения или утраты товара переходят с продавца на покупателя с момента размещения товара на причале или погрузки на лихтер.

1.2. ФОБ (FOB — Free on Board — свободно на борту судна).

Продавец обязан доставить упакованный для морской транспортировки товар в порт, погрузить его на судно, известить покупателя о погрузке и передать ему коммерческие документы, включая морской коносамент, выдаваемый перевозчиком о принятии груза на борт и передаче его в порту непосредственно покупателю. Фрахт (размещение груза на борту судна) оплачивает покупатель. Риски повреждения или утраты товара переходят с продавца на покупателя с момента пересечения грузом борта судна.

1.3. КАФ (CAF — Cost and Freight — стоимость и фрахт).

Продавец обязан доставить упакованный для морской перевозки товар в порт, зафрахтовать (нанять для перевозки груза) за свой счет судно, погрузить товар на судно, уведомить покупателя о погрузке и передать ему коммерческие документы, включая морской коносамент. Риски повреждения или гибели товаров переходят с продавца на покупателя с момента пересечения грузом борта судна.

1.4. СИФ (CIF — Cost, Insurance, Freight — стоимость, страховка, фрахт)

Практически те же условия, что и КАФ, но продавец должен еще и застраховать груз до порта назначения и передать покупателю соответствующее страховое свидетельство (это учтено в расходах).

2. Условия поставок при перевозке грузов наземны-

ми видами транспорта

2.1. ФОР/ФОТ (FOR/FOT — Free on Rail/Free on Truck — франко-станция отправления)

Продавец за свой счет обязан доставить товар до станции отправления, погрузить его в вагон (на трейлер) или сдать на станцию и передать покупателю транспортные и другие коммерческие документы.

Покупатель оплачивает стоимость товара и несет расходы по его перевозке. Риски случайной порчи или гибели товара переходят на покупателя после передачи товара перевозчику.

2.2. Франко-граница (Delivered at Frontier).

Продавец обязан доставить товар по железной дороге или автомобильным транспортом до пограничной выходной станции, известить покупателя о доставке на приграничную станцию и передать ему транспортные и другие документы, предусмотренные контрактом. Риски случайного повреждения или утраты груза переходят с продавца на покупателя с момента передачи товара от железной дороги страны продавца до железной дороги страны покупателя или транзитера, если перевозка осуществляется через третью страну.

2.3. Франко-завод (Ex. Works).

По этим условиям покупатель за свой счет получает упакованный товар на территории завода-изготовителя в районе действия погрузочного средства в непосредственной близости от места погрузки товара на транспортное средство. При этом продавец не должен грузить товар и нести за это ответственность. Покупатель несет все расходы и риски случайной порчи, частичной или полной гибели товара, начиная с момента получения извещения о готовности товара к отгрузке. Очевидно, что эти базисные условия возлагают на продавца минимальные обязательства.

2.4. Франко-перевозчик (Free Carrier)

Потребность в этих условиях возникла в связи с

развитием современных способов перевозки грузов, в частности таких смешанных перевозок, как контейнерные или перевозки трейлерами на судах с горизонтальным способом погрузки-выгрузки на паромах.

Эти условия базируются на том же принципе, что и условия ФОБ, за исключением того, что продавец считается выполнившим свои обязательства в момент передачи товара перевозчику в указанном пункте. Если в момент подписания договора купли-продажи пункт передачи товара перевозчику не может быть указан точно, стороны должны указать место или район, где перевозчик должен принять товар в свое распоряжение. Риск гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику, т. е. в момент передачи коносамента, а не в момент пересечения товаром поручней судна.

3. Условия поставок при воздушной перевозке

грузов

3.1. ФОБ АЭРОПОРТ..... (название аэропорта отправления).

Экспортер считается выполнившим обязательства, когда он передал товар авиационному перевозчику. Договор заключает продавец, а риски случайной гибели или порчи товара переходят с него на покупателя при передаче товара в аэропорт перевозчику. После этого покупатель оплачивает товар и транспортные расходы, получив от продавца комплект документов, включая авиационный коносамент, который в отличие от морского, не свидетельствует о погрузке товара на транспортное средство.

4. Условия поставок при смешанных способах

перевозки грузов

4.1. ФРАХТ (провозная плата оплачена до....../

провозная плата и страхование оплачены до.....)

Эти два условия аналогичны друг другу, однако во втором случае продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели и повреждения товара во время перевозки.

Продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного пункта назначения. Однако риск гибели или повреждения несет покупатель.

Согласно последнему варианту базисных условий поставок «ИНКОТЕРМС - 2000» № 560 все условия возмещения коммерческих расходов дифференцированы на четыре группы, каждая из которых имеет соответствующие подгруппы. Выбор конкретного условия поставки зависит от вида транспорта и доставки товара от границы экспортера до границы импортера.

Первым базисом поставки товара являются условия (Е — условие), соответствующие термину — франко-склад поставщика. Это означает, что покупатель берет на себя все расходы по вывозу товара со склада поставщика в соответствии с заключенным контрактом, включая риски на пути продвижения товара до своего склада.

Вторым базисом поставки товара служат условия, согласно которым от продавца требуется доставить груз к перевозочному средству, который определяет покупатель (Ф — условия). Риск утери или повреждения переходит к перевозчику со времени окончания приемки товара с учетом нахождения его в данный момент.

Все экспортно-импортные формальности берет на себя покупатель, что не исключает исполнения экспортных формальностей экспортером по просьбе импортера с возмещением расходов по их осуществлению за счет последнего.

Третьим базисом поставки товара является заключение продавцом договора на перевозку без принятия на себя риска за его потерю или повреждение (С-условие). Используя эти условия, необходимо разграничивать меру ответственности продавца и покупателя. Покупатель несет ответственность за дополнительные расходы, не предусмотренные или не покрытые страховым полюсом, и берет на себя риск за потерю и повреждение товара после отправления груза в пункт назначения. Очень важно четко определить срок, после которого наступает разделение ответственности, так как от этого зависит величина коммерческих расходов, относящихся к каждому участнику контракта.

Четвертый базис поставки включает Д-ус-ловия, их применение предполагает возмещение продавцом всех расходов, включая возмещение возможных рисков на всем пути продвижения товаров в страну назначения.

Большинство внешнеторговых контрактов заключается на условиях С и Ф.

Как упоминалось выше, согласно ст. 14 ТК РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Действие таможенного органа, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом, в терминологии таможенного законодательства называется выпуском этого товара.

Статья 15 ТК РФ гласит, что никто не в праве пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом. О юридической важности предписания данной статьи свидетельствует, например, постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 № 8-П, в котором подчеркивается, что свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, сертификация и т. п.).

В отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ, статус находящихся под таможенным контролем приобретается автоматически с момента пересечения таможенной границы РФ. С этого момента у лиц возникают обязанности, установленные таможенным законодательством в связи с перемещением

товаров и транспортных средств через таможенную границу. Пользование и распоряжение такими товарами и транспортными средствами допускаются на условиях и с учетом ограничений, установленных таможенным законодательством.

За нарушение указанных условий и ограничений лица несут ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ и законодательством РФ об административных правонарушениях.

Таможенное законодательство РФ достаточно четко определяет момент утраты ввезенными товарами и транспортными средствами статуса находящихся под таможенным контролем. В соответствии с п. 1 ст. 360 ТК РФ утрачивается соответственно в момент выпуска для свободного обращения, либо уничтожения, либо отказа в пользу государства, либо обращения товаров в федеральную собственность, либо распоряжения иным способом в соответствии с гл. 41 ТК РФ.

Российские же товары наделяются статусом находящихся под таможенным контролем в связи с их вывозом с таможенной территории РФ. При этом в качестве начала периода нахождения под таможенным контролем устанавливаются два юридически значимых события, наступление любого из которых влечет наделение товаров данным статусом: момент принятия таможенной декларации либо момент совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ. При этом в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.

Проведение таможенного контроля на современном этапе развития таможенного дела возможно как до выпуска товаров таможенным органом, так и после него.

Одной из важнейших стадий таможенного контроля является проверка таможенной декларации и иных документов при таможенном оформлении

товаров и транспортных средств. В этот период права лиц по их использованию максимально ограничены. Другой особенностью данного этапа является обязанность декларантов предоставлять документы, предусмотренные таможенным законодательством, таможенным органам. Таможенный кодекс РФ четко устанавливает срок проверки таможенной декларации, иных необходимых документов и связывает начало течения данного срока с представлением таможенному органу последнего документа, предусмотренного таможенным законодательством.

Кроме того, положениями Таможенного кодекса РФ четко определен перечень документов, которые требуются при таможенном оформлении товаров, для подтверждения заявленных в таможенной декларации сведений.

К таким сведениям отнесены:

1) сведения о заявляемом таможенном режиме;

2) сведения о декларанте, таможенном брокере, лице, на которое возлагается обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;

4) сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, страны назначения и т. п.);

5) сведения об исчислении таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение тарифных преференций и т. п.);

6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) сведения о производителе товаров;

9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию, месте и дате ее составления;

12) сведения, необходимые для целей валютного контроля за репатриацией валютной выручки, в случае использования таможенной декларации в качестве документа учета валютного контроля.

Вопросы таможенного контроля товаров после их впуска в соответствии с заявленным таможенным режимом являются одним из основных элементов модернизированной системы таможенного контроля, установленной таможенным законодательством. Эти положения в большей степени соответствуют концептуальному подходу, заложенному в положениях Киотской конвенции. Указанный подход предполагает максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенного оформления, с тем чтобы товары могли беспрепятственно поступить в оборот и использоваться в целях их ввоза. Таможенный контроль при этом также ограничивается минимумом необходимых мероприятий, основные из которых направлены на проверку соблюдения нетарифных ограничений и запретов, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Данные приоритеты обусловлены тем, что допущение товаров без надлежащей проверки соблюдения таких ограничений может носить необратимый характер, в то время как тарифные меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как правило, могут быть применены после выпуска товаров, поскольку неуплаченные платежи могут быть довзысканы на основании имеющихся документов.

Механизм проведения проверок после выпуска товаров представляет собой, наряду с системой управления рисками, часть современной системы таможенного контроля. В соответствии с п. 1 ст. 361 ТК РФ проверка сведений, заявленных при таможенном оформлении, осуществляется в порядке, установленном гл. 35 ТК РФ, которая определяет формы и порядок осуществления таможенного контроля. В частности, в качестве форм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, при проведении которых значительная роль отводится бухгалтерским документам организации, можно упомянуть проверку документов и сведений (ст. 367 ТК РФ), таможенную ревизию (ст. 376 ТК РФ).

Пунктом 2 ст. 361 Таможенного кодекса РФ установлен срок, в течение которого таможенными органами может осуществляться проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Само по себе установление такого срока является

важным нововведением, поскольку в соответствии с предыдущим ТК РФ в отношении товаров и транспортных средств таможенный контроль мог осуществляться в любое время вне зависимости от их выпуска. При этом причиной проведения такого таможенного контроля могли быть достаточные основания полагать о наличии нарушений таможенного законодательства РФ.

Таможенный кодекс РФустанавливает особый порядок проверок, проводимых таможенными органами, и предусматривает возможность осуществления проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в течение года. При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Момент утраты товарами данного статуса определяется в соответствии с п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса РФ.

Полный перечень форм таможенного контроля приведен в ст. 366 Таможенного кодекса РФ, это: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия. В целом применительно к формам таможенного контроля ФТС наделен ограниченными полномочиями. Положения гл. 35 ТК РФ не содержат норм, прямо наделяющих указанный орган полномочиями по установлению порядка применения той или иной формы таможенного контроля. Все его полномочия сводятся к определению формы следующих процессуальных документов:

• пояснение (ст. 369);

• акт таможенного осмотра (ст. 371);

• акт таможенного досмотра (ст. 372);

• акт личного досмотра (ст. 373);

• предписание на осмотр помещений и территорий (ст. 375);

• акт осмотра помещений и территорий (ст. 375);

• акт таможенной ревизии (ст. 376).

Такое ограничение компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, обусловлено тем, что при осуществлении таможенного контроля таможенные органы наделяются, как это принято в практике любых контролирующих органов, достаточно широки-

ми полномочиями. При этом дополнительно следует учитывать, что значительная часть указанных форм таможенного контроля применяется после выпуска товаров и транспортных средств, когда такие товары уже находятся в обороте.

Таможенный кодекс РФ регламентирует несколько форм таможенного контроля, применяемых исключительно после выпуска товаров и транспортных средств или к товарам и транспортным средствам, в отношении которых есть основания полагать, что они находятся в обороте с нарушением установленного таможенным законодательством порядка, в том числе проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенную ревизию. Тем самым создана надлежащая нормативная правовая база для смещения приоритетов при осуществлении таможенного контроля от проверки товаров и транспортных средств при их таможенном оформлении к проверке соответствующих документов и сведений после выпуска таких товаров и транспортных средств, как это предусмотрено положениями гл. 34 Таможенного кодекса РФ.

Таможенный контроль после выпуска товаров тем временем приобретает все большее значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка документов и сведений является одной из основных форм таможенного контроля. Особое значение данной формы таможенного контроля обусловлено тем, что приоритеты в проверочных мероприятиях, проводимых таможенными органами, смещаются от проверки товаров к проверке сведений о товарах, в том числе указываемых в соответствующих документах. При этом устанавливаются три цели проверки документов и сведений:

1) установление подлинности проверяемых документов;

2) установление достоверности содержащихся в них сведений;

3) установление правильности оформления проверяемых документов.

Основным методом проверки документов и сведений указываются методы, основанные на анализе— сопоставление с имеющейся информацией, анализ статистических данных и иные, а приоритетной задачей проверки документов и сведений является установление достоверности таких сведений.

Таможенный орган вправе при проведении проверки документов и сведений запросить дополнительные документы и сведения. При этом запрос дополнительных документов и сведений должен быть обусловлен объективной необходимостью их представления; мотивировка запроса указывается в его тексте. Кроме того, в основе мотивировки

должна лежать цель проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.

В соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, имеющие отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу, обязаны безоговорочно представлять необходимые для таможенного контроля документы. Вместе с данной обязанностью существуют и положения, гарантирующие защиту прав и законных интересов указанных лиц. Во-первых, документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в соответствии с данной статьей представляются только в таможенные органы. Во-вторых, на лиц возлагается обязанность представления только тех документов и сведений, которые прямо предусмотрены ТК РФ. В частности, в целях проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Таким образом, круг лиц, подлежащих таможенному контролю со стороны таможенных органов, не исчерпывается лишь участниками внешнеэкономической деятельности, объектом контроля с соответствующей проверкой бухгалтерских документов может стать любая организация, осуществляющая операции с импортными товарами. Данной статьей установлен также порядок истребования таможенными органами и представления лицами документов и сведений, необходимых для таможенного контроля. Устанавливается обязательная письменная форма для запроса, направляемого лицу таможенным органом. Срок предоставления информации устанавливается таможенным органом по своему усмотрению. При этом срок устанавливается с учетом имеющейся у лица возможности своевременного предоставления истребуемых сведений. Для этого таможенным органом должен приниматься во внимание характер требуемой информации, вид необходимых документов, любые иные обстоятельства, влияющие на сроки выполнения его требования. Лицо может выступить с мотивированным обращением о продлении установленного срока на время, необходимое для представления необходимых документов и сведений. В случае обоснованности обращения таможенный орган продлевает срок выполнения запроса.

Срок хранения документов, необходимых для целей осуществления таможенного контроля, в зависимости от категорий лиц, на которых соответствующая обязанность возлагается. По общему правилу, для всех лиц такие сроки устанавливаются в размере не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.

Необходимо учитывать, что, как правило, запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров в соответствии со ст. 149 ТК РФ в установленный ст. 152 ТК РФ срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.

Еще одной формой таможенного контроля, в ходе которой для проверки могут привлекаться бухгалтерские документы организации, и предназначенной для проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств является таможенная ревизия. По содержанию данная форма таможенного контроля сопоставима с налоговыми проверками.

Таможенная ревизия — это проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией проверяемых лиц. Отличительной чертой данной формы таможенного контроля является то, что в соответствии с п. 6 ст. 376 ТК РФ она не применяется в отношении физических лиц.

Существуют две формы проведения таможенной ревизии: 1) общая; 2) специальная. При этом специальная таможенная ревизия в отличие от общей проводится только в случае выявления данных, которые могут свидетельствовать о совершении правонарушения в области таможенного дела в соответствии с п. 3 комментируемой статьи.

Другой существенной особенностью специальной таможенной ревизии является то, что она, в отличие от общей, может проводиться не только у лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу, но и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты

таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Выяснению в результате таможенной ревизии подлежат факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.

Для подготовки заключения по указанным вопросам должностные лица таможенных органов наделяются правом изучать данные бухгалтерского учета и отчетности, счета, другую информацию проверяемого лица и сопоставлять такие данные со сведениями, приведенными в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Кроме того, допускается использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

Сроки проведения специальной таможенной ревизии сходны со сроками, установленными ст. 89 части первой НК РФ к выездным налоговым проверкам, проводимым таможенными органами. Так, таможенная ревизия должна быть проведена в минимальный период времени и не может продолжаться более двух месяцев. Продление указанного срока допускается только на один месяц и лишь в исключительных случаях.

Не допускается повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров, а также повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров. Данные ограничения являются более жесткими, чем установленные ст. 87 НК РФ.

Статьей 68 ТК РФ предусмотрено установление федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, специальных упрощенных процедур таможенного оформления, предусматривающих в частности подачу периодических деклараций, выпуск товаров при представлении сведений, идентифицирующих товары, проведение таможенного оформления на объектах участника внешнеэкономической деятельности и т. п. Порядок установления таких процедур в отношении конкретных организаций относится к компетенции Федеральной таможенной службы РФ и регламентирован приказом

Минэкономразвития России от 27.01.2005 № 9. Несмотря на это, подавляющее большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу России, подвергается таможенному контролю до их выпуска. Основной причиной ограниченного применения упрощенных процедур является сложность их согласования, а также необходимость построения системы учета организации в порядке, определяемом таможенными органами, позволяющем таможенным органам сопоставлять сведения, представленные при таможенном оформлении с данными учета.

В то же время на фоне либерализации таможенного контроля до выпуска возрастают роль и эффективность таможенного контроля после выпуска или пост-контроля, проводимого таможенными органами. Так, в 2006 г., по данным Федеральной таможенной службы РФ, подразделениями таможенной инспекции, которым отведена основная роль в проведении этого контроля, проведено более 12 тыс. проверок после выпуска, в том числе более 3,5 тыс. таможенных ревизий, по результатам которых доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму свыше 1, 8 млрд руб., в том числе около 0,9 млрд руб. по результатам таможенных ревизий. При этом в ходе контроля после выпуска возбуждено 520 дел об административных правонарушениях и 21 уголовное дело.

Механизм установления таможенными органами в ходе пост-контроля нарушений, связанных с несоответствием количественно-суммовых характеристик задекларированных товаров данным учета организации, как правило, очевиден и понятен бухгалтерам проверяемых организаций. Он сводится, как правило, к выявлению отраженных в бухгалтерском учете дополнительных затрат, связанных с приобретением товаров, подлежащих на основании Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» включению в таможенную стоимость (страховка, транспортировка и т. п.). Реже, но встречаются также несоответствия количества товаров оприходованных бухгалтерией участника внешнеэкономической деятельности или реализованных на внутреннем рынке России и заявленных при декларировании сотрудниками организации, ответственными за таможенное оформление. Бывают и случаи откровенного несоответствия счетов, отражающих стоимость товаров, проведенных бухгалтерией и предъявленных таможенному органу при оформлении.

В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров могут выявляться и случаи, когда по

данным учетных документов организации устанавливаются данные о товаре и его характеристиках, отличающиеся от заявленных в декларациях. Это может привести к серьезным финансовым последствиям.

Так, при проведении таможенной ревизии строительной организации, осуществляющей импорт и монтаж на территории России лифтов, выяснилось, что при декларировании был заявлен ввоз на территорию РФ частей лифтов с указанием соответствующего данному описанию кода ТН ВЭД 8431310000 (ставка ввозной таможенной пошлины 0 %) Однако в результате рассмотрения представленной в ходе таможенной ревизии технической документации и документов, отражающих осуществленный организацией монтаж лифтового оборудования, было установлено, что в числе частей лифтов были поставлены шахтные двери в разобранном виде, представляющие собой автоматические раздвижные стальные двери, предназначенные для установки в стены при входе в шахту лифта на каждом этаже здания, подлежащих согласно основным правилам интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД России классификации кодом 7308300000 ТН ВЭД России со ставкой таможенной пошлины 15 %. Результатом явилось доначисление таможенных платежей в сумме более 3 млн руб. Кроме того, несмотря на то, что данное обстоятельство было выявлено уже после выпуска товаров таможенным органом, в действиях организации присутствуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.2 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой составляет от половины до двукратной суммы неуплаченных платежей. Взыскание таможенных платежей в сочетании со штрафами в значительной сумме в отношении товаров, уже реализованных на внутреннем рынке, способно существенно повлиять на финансовое состояние организации.

Другим характерным нарушением, выявленным в ходе пост-контроля, является несогласованность действий бухгалтерии, коммерческих подразделений организации и лиц, осуществляющих таможенное оформление условного выпуска товаров, предусмотренного ст. 151 ТК РФ. Так, организацией осуществлен ввоз на территорию России технологического оборудования, подлежащего обязательной сертификации в соответствии со Списком товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию, утвержденным Федеральным агентством по тех-

ническому регулированию и метрологии (данные списки периодически обновляются и регулярно доводятся до таможенных органов в актуальном виде (например, письма ФТС России от 12.01.2005 № 01-06/107, от 19.12.2006 № 06-73/44906)). В соответствии с п. 5 «Комментария к Списку товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации» (письмо Госстандарта РФ от 15.12.2003 №МГ-110-25/5036), товары, подлежащие обязательной сертификации, но ввозимые в единичных количествах и не предназначенные для отчуждения, могут условно выпускаться без представления сертификата соответствия, при наличии соответствующего обязательства, представляемого в таможенный орган. Поскольку организацией первоначально предполагалось использование ввозимого оборудования для собственных нужд, ее руководителем было предоставлено соответствующее гарантийное обязательство в таможенный орган. Оборудование было выпущено и поставлено на учет в качестве основных средств организации.

Впоследствии в связи со сменой рода деятельности организации это оборудование было реализовано на внутреннем рынке РФ. Данный факт был обнаружен таможенным органом в ходе проверки после выпуска товаров. Согласно п. 2 ст. 151 Таможенного кодекса России товары, выпуск которых осуществлен без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством России, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом. Несмотря на отсутствие доначислений таможенных платежей, организация была привлечена к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 16.20 ч. 1 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации, объективную сторону которого образует противоправное действие, заключающееся в реализации и передаче иному лицу товаров, выпущенных без предоставления сведений и документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в нарушение запретов и ограничений. Санкция по данной статье в отношении юридических лиц

предполагает наложение штрафа от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметом правонарушения.

Выбор объектов проведения таможенного контроля после выпуска осуществляется таможенными органами также на основе системы управления рисками. Причем позиция Федеральной таможенной службы РФ относительно условно выпущенных товаров базируется на положениях ст. 360 ТК РФ в сочетании с особенностями ст. 151 ТК РФ. Поскольку условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем (до снятия условий и их выпуска в свободное обращение), проверка может быть осуществлена и в срок, превышающий год после оформления ГТД. Это необходимо учитывать организациям, оформившим ввоз оборудования и других основных средств в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, а спустя какой-то срок реализующим эти товары по тем или иным причинам. Давность таможенного оформления, смена руководства и сотрудников, осуществляющих этот импорт, приводят к тому, что при продаже таких основных средств на внутреннем рынке страны не уплачиваются условно начисленные таможенные платежи. Выявление таможенными органами данного факта в ходе постконтроля приводит еще к административной или уголовной ответственности.

Знание руководителями и бухгалтерами организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, основных особенностей и тенденций современного таможенного контроля позволит избежать неприятности в общении с таможенными органами.

Литература

1. Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ «Таможенный кодекс Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2006) .

2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 10.11.2006) .

3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 963 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (ред. от 25.12.2006).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.