Научная статья на тему 'Основные направления укрепления надежности негосударственных пенсионных фондов'

Основные направления укрепления надежности негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / НАДЕЖНОСТЬ ФОНДА / ЛИКВИДНОСТЬ ФОНДА / УСТОЙЧИВОСТЬ ФОНДА / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФОНДА / PRIVATE PENSION FUND / RELIABILITY FUND / LIQUIDITY FUND / STABILITY OF FUND / THE POSITIVE DYNAMICS OF DEVELOPMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Алексей Валерьевич

Статья посвящена раскрытию проб-лемы надежности негосударственных пенсионных фондов. Среди основных направлений укрепления надежности фондов выделены: повышение ликвидности фондов, их устойчивости, а также обеспечение положительной динамики развития. В статье представлен комплекс мер, реализация которых будет способствовать усилению надежности фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF STRENGTHENING THE RELIABILITY OF PRIVATE PENSION FUNDS1«North-West financial company» Ltd

Article is devoted problems of reliability disclosure of private pension funds. Among the main directions to strengthen their reliability identified: increase the liquidity of funds, their stability, as well as providing a positive dynamics of development. The article presents a set of measures whose implementation will strengthen the reliability of foundations.

Текст научной работы на тему «Основные направления укрепления надежности негосударственных пенсионных фондов»

13.6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Никитин Алексей Валерьевич, аспирант НИИ труда и социального страхования, ООО «Северо-Западная финансовая компания»

Контакты автора: 8-903-611-21-58

Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблемы надежности негосударственных пенсионных фондов. Среди основных направлений укрепления надежности фондов выделены: повышение ликвидности фондов, их устойчивости, а также обеспечение положительной динамики развития. В статье представлен комплекс мер, реализация которых будет способствовать усилению надежности фондов. Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, надежность фонда, ликвидность фонда, устойчивость фонда, положительная динамика развития фонда

BASIC DIRECTIONS OF STRENGTHENING THE RELIABILITY OF PRIVATE PENSION FUNDS

Nikitin Alexey Valerevich, the postgraduate student of scientific research institute of work and social insurance, «North-West financial company» Ltd

Annotation: Article is devoted problems of reliability disclosure of private pension funds. Among the main directions to strengthen their reliability identified: increase the liquidity of funds, their stability, as well as providing a positive dynamics of development. The article presents a set of measures whose implementation will strengthen the reliability of foundations.

Keywords: private pension fund, reliability fund, liquidity fund, stability of fund, the positive dynamics of development fund

Немаловажное значение для стабильного функционирования и дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ) имеет такой их параметр как надежность. Это понятие широко используется в экономической литературе. Однако единого определения данного понятия не существует. В качестве обобщающего можно сформулировать следующее определение экономической надежности: это способность экономических систем безотказно функционировать, выполнять предназначенные функции в течение заданного срока в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

Что касается надежности НПФ, то ее можно определить как такое экономическое состояние пенсионного фонда, которое обеспечивает выполнение поставленных перед ним задач в течение длительного периода, учитывая динамику изменения внешней и внутренней среды. При этом надежность должна трактоваться одновременно и как свойство, проявляя-ющееся в способности функционирования фонда при определенных условиях взаимодействия с внешней и внутренней для него средой, и как его количественный параметр, однозначно увязывающий вероятность это-

го функционирования со временем и заданными условиями.

Надежность является комплексным параметром, который, в конечном итоге, выражается в том, что фонд продолжает функционировать в течение длительного времени, полностью выполняя обязательства перед вкладчиками и участниками, наращивая свое собственное имущество; способен сохранять свою устойчивость, несмотря на негативное влияние внешних (финансовые кризисы на макроэкономическом уровне, политические потрясения и пр.), а также внутренних (ошибки менеджмента, просчеты партнеров и пр.) факторов.

Основные направления повышения надежности деятельности негосударственных пенсионных фондов сводятся к следующим: повышение их ликвидности, укрепление устойчивости и обеспечение динамичного развития.

Применительно к НПФ ликвидность выступает одним из важнейших проявлений их надежности и означает способность фондов выполнять в срок и в полном объеме взятые на себя пенсионные обязательства при разных макроэкономических условиях и на разных этапах жизненного цикла самого фонда. Для выполнения своих социальных функций НПФ в первую очередь должен обеспечить возможность безболезненной для клиентов и полной передачи своих функций по пенсионному обеспечению граждан другим участникам пенсионной системы при прекращении своей деятельности по любым причинам. Только в этом случае можно вообще говорить об устойчивости всей системы пенсионного обеспечения и надежности НПФ, как её составляющей.

Важно выделить те группы факторов, которые влияют на ликвидность фондов:

1. Возможность выхода в деньги без потери стоимости активов. Участники процесса инвестирования размещения пенсионных активов должны обеспечить 100-процентную возвратность инвестированных денежных средств.

Для этого необходимо:

а) повысить ответственность всех участников процесса инвестирования/размещения пенсионных активов за сохранность и возвратность проинвестирован-ных средств.

Управляющие компании (УК), привлекающие пенсионные активы на обслуживание, должны иметь собственные средства, сформированные денежными средствами или депозитами уполномоченных банков, в размере, определяемом неким процентом от привлеченных средств. При этом банки не должны выполнять поручения УК на вывод средств со счетов, за исключением случаев перевода средств в другой уполномоченный банк, выплаты компенсаций потерь пенсионным фондам и размещения депозитов в уполномоченных банках. Аналогичное требование должно распространяться и на специализированный депозитарий, обслуживающий НПФ.

Важно установить безусловную процедуру возврата управляющей компанией стоимости активов по их текущей рыночной стоимости, но не ниже рыночной стоимости активов на момент получения управляющей компанией требования фонда о возврате денежных средств из доверительного управления и в размере не меньшем, чем сумма переданных в доверительное управление средств. Здесь и далее данная стоимость активов будет именоваться «возвратной стоимостью активов»

Целесообразно разработать процедуру, которая предусматривала бы крайне ограниченные сроки на возврат средств по требованию фонда, но допускала бы выкуп активов самой управляющей компанией по их возвратной стоимости и под контролем специализированного депозитария.

Необходимо повысить ответственность УК за инвестирование средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений в рискованные классы активов. Эта ответственность должна определяться повышенным нормативом достаточности собственных средств УК. При инвестировании в каждый класс рискованных активов норматив достаточности собственных средств (отношение собственных средств УК к размеру привлеченных в управление средств) должен увеличиваться.

Необходимо ввести корпоративную, вплоть до отзыва лицензии, и персональную, вплоть до уголовной (единоличного или коллегиального исполнительного органа, контролера, руководителей подразделений), ответственность управляющих компаний и их должностных лиц за несвоевременное и/или неполное выполнение требований фонда о выводе пенсионных средств из доверительного управления на счета фонда.

В этой связи представляется необходимым и повышение ответственности руководящих органов самих фондов за сохранность и возвратность проинвестиро-ванных средств. Для этого предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие ответственность негосударственных пенсионных фондов и должностных лиц этих фондов за нарушения требований законодательства, в том числе касающихся сохранности и возвратности названных средств, в частности, увеличения штрафов и расширения использования такого инструмента как дисквалификация. Применение таких мер, несомненно, подтолкнет НПФы к более тщательному отбору доверительных управляющих, а также к более активному применению законодательно установленных процедур возврата средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление;

б) повысить уровень безопасности пенсионных активов в процессе их инвестирования за счет обязательного страхования всеми участниками процесса инвестирования пенсионных активов рисков своей профессиональной деятельности. При этом страховка должна предусматривать покрытие разницы между суммой, возвращенной управляющей компанией и возвратной стоимостью активов. Выплата страхового возмещения должна проводиться в кратчайшие сроки и в безусловном порядке по факту обращения НПФа, заверенного специализированным депозитарием;

в) для функционирования полноценного негосударственного пенсионного страхования необходимо введение института страхования пенсионных накоплений к моменту наступления пенсионных оснований (достижение пенсионного возраста и обращение застрахованного лица за назначением пенсии). В этой связи важно четко определить, что подлежит страхованию: сумма пенсионных накоплений или сумма пенсионных накоплений, проиндексированная в соответствии с уровнем инфляции.

2. Достаточность внутренних резервов НПФ на случай потерь при выходе из активов в деньги.

Для этого необходимо:

а) ввести понятие пенсионных облигаций, погашение которых обеспечено не только гарантиями эмитента, но и гарантиями государства и/или гарантиями уполномоченных банков и обязать НПФы хранить свои страховые резервы только в виде остатков на счетах/депозитов в уполномоченных банках либо в виде пенсионных облигаций. Речь идет о хранении страховых резервов НПФа на случай возникновения потерь при выходе из активов в деньги. Под потерями понимается ситуация, когда УК не может обеспечить возврат большей из следующих трех сумм: полная сумма средств, переданных в доверительное управление за весь срок действия договора доверительного управления, рыночная стоимость активов на дату подачи требования о возврате денег по договору и рыночная стоимость активов на дату их реализации;

б) изменить порядок формирования обязательных страховых резервов негосударственных пенсионных фондов, установив их минимальный размер в 5% от полных пенсионных обязательств, накопленных фондом на текущий момент.

3. Способность НПФ выполнять свои функции вплоть до полной передачи своих обязанностей по пенсионному обеспечению участников и застрахованных лиц другим участникам системы пенсионного обеспечения.

Для этого необходимо:

а) повысить норматив средств на обеспечение уставной деятельности (ОУД) до уровня, обеспечивающего минимум два года функционирования фонда без привлечения внешних источников финансирования (на сегодняшний день это приблизительно 200-300 млн руб.) и установить порядок их использования на обеспечение деятельности фонда в случае недостатка доходов фонда. Представляется целесообразным установить обязанность фонда прекратить свою деятельность и начать процедуру передачи своих обязательств в другой НПФ, в случае снижения размера ОУД ниже некоего, установленного законодательно, размера;

б) обязать НПФы хранить средства на обеспечение уставной деятельности на счетах/депозитах в уполномоченных банках либо в виде пенсионных облигаций;

в) контроль за правильностью формирования, хранения, определения размера и порядком использования средств ОУД необходимо передать в спецдепози-тарий;

г) ввести персональную, вплоть до уголовной, ответственность единоличного или коллегиального исполнительного органа за полноту и правильность исполнения фондом своих обязанностей по пенсионному обеспечению клиентов до момента передачи данных обязанностей другим участников системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

д) установить четкий порядок действий НПФ в случае прекращения деятельности по пенсионному обеспечению вплоть до полной передачи фондом своих обязанностей другим участникам системы НПО и обязать спецдепозитарий контролировать данный порядок действий;

е) установить для государственного регулирующего органа обязанность постоянного контроля деятельности НПФ в случае прекращения его деятельности вплоть до полной передачи фондом своих обязанностей другим участникам системы НПО;

ж) установить для государственного регулирующего органа обязанность немедленного введения в НПФ временной администрации в случае невыполнения хо-

тя бы одного пункта установленного порядка действий при прекращении деятельности НПФ;

3) исключить из конкурсной массы обанкротившегося НПФ пенсионные резервы. Для использования пенсионных накоплений такого НПФ установлены особые правила - они не включаются в конкурсную массу, а передаются в другой НПФ либо в ПФР или выплачиваются застрахованным лицам. Таким образом, государство предоставляет определенные правовые гарантии, обеспечивающие сохранность пенсионных накоплений. В соответствии с ними из конкурсной массы исключаются только пенсионные накопления, формируемые в рамках обязательного пенсионного страхования, а накопления в рамках добровольного пенсионного страхования (пенсионные резервы) включаются в конкурсную массу, несмотря на то, что и пенсионные накопления, и пенсионные резервы носят публичный характер и должны защищаться одинаково.

Вторым по важности элементом надежности НПФ является его устойчивость, что для вкладчиков, участников и застрахованных лиц выражается в гарантии сохранности активов фонда и его пенсионных обязательств в течение длительного времени.

В этой связи остановимся на тех мерах, которые будут способствовать укреплению устойчивости НПФ. Среди них:

1. Усиление контроля за деятельностью НПФ и УК в процессе инвестирования пенсионных активов.

Для этого необходимо:

а) расширить полномочия спецдепозитария в целях усиления контроля операций с активами:

- рекомендуется включить в договор между УК, специализированным депозитарием и НПФ, положения, расширяющие полномочия специализированного депозитария в части контроля и возможности блокировки операций, совершаемых в рамках договора доверительного управления путем введения третьей подписи;

- установить полный запрет для НПФ и УК, осуществляющими доверительное управление пенсионными активами, на любое распоряжение пенсионными активами без согласия специализированного депозитария за исключением сделок, совершаемых на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг (фондовых бирж);

- установить на законодательном уровне для НПФ и УК обязанность указания на любых документах, на основании которых происходит распоряжение пенсионными активами, что данное действие производится в рамках инвестирования соответствующего вида пенсионных активов (пенсионных резервов и пенсионных накоплений) и запретить проведение указанных операций без наличия согласия спецдепозитария на данную операцию (за исключением сделок на биржах);

- установить на законодательном уровне безусловный возврат контрагентом НПФ или УК всего полученного по сделке с пенсионными активами в случае, если данная сделка совершена без согласия спецдепозита-рия (за исключением сделок на биржах);

- обязать НПФ и УК предоставлять спецдепозитарию все документы, связанные с распоряжением пенсионными активами не позднее следующего дня за днем их появления;

- обязать НПФ и УК ежедневно производить сверку данных учета со спецдепозитарием и составлять расчет стоимости инвестиционного портфеля УК и инвестиционного портфеля НПФ, а так же совокупного инвестиционного портфеля НПФ, заверяемые спецдепозитарием;

б) ввести следующие требования к инвестиционной декларации и закрепить их на законодательном уровне: такая декларация должна, как минимум, определять для конкретной пенсионной схемы стратегическое (долгосрочное) распределение активов по основным инвестиционным категориям, общие цели (индикаторы) в отношении результатов инвестирования, а также способы мониторинга и, в случае необходимости, внесения изменений в общее распределение активов и целевые показатели в свете меняющихся обязательств и условий рынка; устанавливать, до какого предела допустимы отклонения от стратегического распределения активов. Эта декларация должна также включать любые общие решения, касающиеся тактического распределения активов, выбора ценных бумаг и исполнения сделок. Инвестиционная декларация должна принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные обязательства пенсионной схемы, включая любые необходимые актуарные аспекты и вопросы финансирования, которые могут повлиять на эти обязательства;

в) дополнить цели государственного регулирования и надзора за деятельностью фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, сформулированные в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах», целью обеспечения устойчивого развития фондов; установить, что регулирование управления активами фонда должно основываться на главной цели фонда - служить надежным источником пенсионных выплат и обеспечивать управление инвестициями в соответствии с пруденциальным принципами надежности, доходности и ликвидности, с использованием таких принципов управления риском, как диверсификация и соответствие активов и обязательств.

2. Повышение адекватности оценки рыночной стоимости активов, приобретаемых в процессе инвестирования пенсионных активов.

Для этого необходимо:

а) установить возможность использования для оценки стоимости актива его рыночной котировки только при наличии оборотов на одной торговой площадке не ниже некоего уровня (на настоящий момент представляется уровень - 30 млн руб.) для исключения возможности использования в качестве оценки котировок, формируемых манипуляторами рынка, создающими «индикативные» котировки;

б) установить финансовую ответственность оценщиков за результаты оценки рыночной стоимости пенсионных активов вплоть до обязанности оценщика покрыть убытки фонда и УК в случае, если актив невозможно продать по цене оценки;

в) установить запрет на учет в составе пенсионных активов по любой цене, отличной от нулевой, ценных бумаг и иных активов, по которым эмитентом / обязанной стороной допущен дефолт.

3. Расширение возможностей НПФ и УК по инвестированию пенсионных активов.

Для этого необходимо:

а) предоставить возможность инвестирования в иностранные активы с одновременным повышением процента покрытия пенсионных обязательств собственными средствами УК;

б) снять большинство законодательных ограничений на структуру инвестиционного портфеля УК или НПФ;

в) расширить возможности УК и НПФ по инвестированию средств в дополнительные классы активов, та-

кие как векселя, недвижимость, российские и иностранные депозитарные расписки; договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами; инвестиционные паи российских биржевых инвестиционных фондов; инвестиционные паи российских паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории рентных фондов, и пр. с одновременным увеличением процента покрытия пенсионных обязательств собственными средствами УК;

г) на законодательном и государственном уровне разработать и предложить рынку специальные пенсионные продукты (облигации, ПИФы, депозиты) с повышенной надежностью за счет страхования эмитентом (продавцом продукта) выплат по данному продукту

и, возможно, предоставления дополнительных государственных (федеральных/субфедеральных) гарантий по выплатам и с повышенной доходностью (за счет предоставления эмитенту налоговых льгот для поддержания повышенной ставки по пенсионным продуктам), пользоваться которыми могут исключительно пенсионные фонды. Либо предусмотреть дополнительные государственные гарантии по существующим активам, распространяющиеся исключительно на УК, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений, с обязательным подтверждением данного факта со стороны спецдепозитария.

4. Повышение адекватности пенсионных обязательств и их соответствия резервам покрытия.

Для этого необходимо:

а) на нормативном уровне ввести запрет НПФ отражать на счетах участников и застрахованных лиц промежуточные результаты инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Запретить пролонгирование заключенных ранее договоров доверительного управления средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений и установить безусловную обязанность пенсионного фонда получить, а управляющей компании перечислить возвратную стоимость активов при прекращении договора доверительного управления. Такой запрет позволит снизить риски для участников и застрахованных лиц, поскольку не даст управляющей компании, получившей по результатам доверительного управления убытки, договориться с НПФ и увеличить срок (пролонгировать) договора с тем, чтобы иметь возможность покрыть сформировавшиеся убытки доходами будущих периодов. С учетом мер, предлагаемых в статье и направленных на обеспечение возвратности переданных в доверительное управление средств, НПФ в любом случае должен получить возвращаемую сумму от УК вне зависимости от наличия или отсутствия текущих убытков. После окончания срока действия договора доверительного управления надо обязать НПФ получить все результаты управления от УК на свой расчетный счет и только потом разрешить ему (НПФу) принимать решения о выборе нового доверительного управляющего, взаимоотношения с которым (даже если это прежняя УК будут строиться с «чистого листа».

На счета участников и застрахованных лиц должен начисляться только тот доход, который получен от УК в виде разницы между возвратной стоимостью активов и перечисленными в доверительное управление средствами. Поскольку возвратная стоимость активов не может быть меньше суммы средств, переданной в доверительное управление, то никакого актуарного дефицита возникать не должно;

б) запретить НПФ использовать пенсионные схемы с неполным фондированием, за исключением случаев полного покрытия недостатка фондирования за счет средств страхового резерва, с соблюдением сверх этого всех требований к размеру страхового резерва. Контроль за соответствием страхового резерва требованиям покрытия пенсионных схем с неполным фондированием необходимо возложить на специализированный депозитарий.

5). Для обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии из НПФ предполагается создание механизма компенсации рыночных рисков инвестирования пенсионных накоплений.

Для этого необходимо создание двухуровневого механизма компенсации рыночных рисков инвестирования, который включает:

- страховые резервы НПФ по обязательному накопительному пенсионному страхованию;

- средства гарантийного фонда, созданного с участием государства. Формирование и использование такого фонда будет служить целям минимизации основного риска, которому подвержены пенсионные накопления - рыночного риска. При этом страховым случаем, предусматривающим выплату страхового возмещения, признается уменьшение суммы пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату возникновения обязательств по выплатам за счет средств пенсионных накоплений, по отношению к совокупной величины всех типов взносов, поступивших в пользу застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений, вследствие колебаний финансовых рынков.

Третьим элементом надежности НПФ является его способность к устойчивому развитию (назовем этот элемент динамичностью нПф). На динамичность НПФ влияют следующие факторы:

1. Расширение круга лиц, вовлеченных в процесс формирования пенсионного обеспечения граждан, в том числе через индивидуальные, корпоративные, региональные (территориальные), профессиональные программы.

Для этого необходимо:

а) ввести ряд мер макроэкономического характера, направленных, в первую очередь, на изменение политики в области оплаты труда;

6) повысить накопительную часть государственной программы формирования пенсионных сбережений путем постепенного увеличения доли страховых взносов, направляемой в систему накопления пенсионных сбережений, без повышения нагрузки на работодателей, а исключительно за счет перераспределения средств внутри страховых пенсионных взносов, что должно позволить при общем уровне страховых взносов в 25-30% от ФОТ сформировать пенсионные сбережения в рамках государственной программы накопительной пенсии, обеспечивающие коэффициент замещения не менее 15-20%;

в) вовлечь в страховую пенсионную систему такие категории граждан, как безработные, самозанятые, работающие без оформления должным образом своих трудовых отношений;

г) принять федеральный закон о профессиональных пенсионных системах;

д) создать систему пенсионного страхования с целевыми дотациями для отдельных профессиональных групп (например, для работников сельского хозяйства).

2. Реализация реальных преимуществ накопительных программ НПФ перед иными накопительными программами, не решающими социальных задач сопоставимой важности.

Для этого необходимо:

а) решить проблемы, связанные со статусом НПФ как некоммерческой организации, путем совершенствования организационно-правовой формы НПФ при сохранении некоммерческого статуса. С этой целью необходимо законодательно предусмотреть: переуступку прав учредителей НПФ на возмездной основе; описание механизмов реорганизации НПФ; стимулирование вложения средств в имущество для осуществления уставной деятельности НПФ путем предоставления налоговых льгот на вклад учредителя в НПФ;

б) полностью освободить пенсионные фонды от налогообложения при инвестировании пенсионных активов с целью предоставления дополнительных преимуществ перед иными накопительными и сберегательными программами, не направленными на пенсионного обеспечение граждан;

в) полностью освободить взносы в систему НПО от налогообложения как у работодателя, так и у граждан, предоставив им право возврата НДФЛ с уплаченных в негосударственный пенсионный фонд (фонды) взносов;

г) полностью освободить как государственные, так и негосударственные пенсии от налогообложения;

д) установить повышенное (до 50%) налогообложение выкупных сумм, получаемых не как пенсии в соответствии с пенсионной программой, а как единовременные выплаты после наступления пенсионных оснований или любые выплаты до наступления таковых оснований.

Список литературы:

1. Аранжереев М.М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России. - М.: Линор, 2009.

2. Довгая О.В., Городилова А.Ю. О доходности накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде //Финансы. - 2011. - №3.

3. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. - М.: Издательство «МИК» 2007.

4. Якушев Е.Л. Основные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации //Пенсионные и актуарные консультации. - 2009. - Май.

References:

1. Aranzhereev M.M. Private pension funds in the pension system in Russia. - M.: Lenore, 2009.

2. Dovga O.V., Gorodilov A.J. On the profitability of funded part of pensions to private pension funds //Finance. - 2011. - №3.

3. Roik V.D. The pension system in Russia: history, problems and ways to improve. - M.: Publishing house «MIC», 2007.

4. Yakushev E.L. Key trends in private pension funds in the Russian Federation //Pension and actuarial consulting. - 2009. -May.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья А.В.Никитина посвящена одной из актуальных тем, имеющей важное не только теоретическое, но и практическое значение. Тема надежности негосу-

дарственных пенсионных фондов еще не стала предметом пристального внимания со стороны ученых, специалистов-практиков, хотя, безусловно, этот параметр НПФ играет ключевую роль как в деятельности самих фондов, так и во всей системе пенсионного обеспечения в целом.

Автор дает весьма емкое определение понятию надежности НПФ, раскрывает составляющие данного параметра, как то: ликвидность фонда, его устойчивость и положительная динамика развития.

Представляется особо ценным в предлагаемой статье то, что А.В.Никитин формулирует конкретные меры по реализации основных направлений укрепления надежности НПФ, которые были разработаны им как с учетом накопленного теоретического опыта в процессе изучения темы, так и в процессе работы в специализированных депозитариях.

Статья заслуживает самой высокой оценки и может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

к.э.н. М.М. Аранжереев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.