Научная статья на тему 'Основные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию гуманистических норм межэтнического общения'

Основные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию гуманистических норм межэтнического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ НАРОДОВ / POLYETHNIC COLLECTIVE / INTERCULTURAL TOLERANCE / FESTIVAL OF FRIENDSHIP OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушарова В. М.

В статье анализируются проблемы формирования межкультурной то-лерантности в студенческой среде, обобщается опыт работы Клуба интер-национальной дружбы КГТУ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the problems of the formation of intercultural tolerances in the student's environment are analyzed, the operational experience of the Club of international friendship КSTU is generalised

Текст научной работы на тему «Основные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию гуманистических норм межэтнического общения»

УДК 378.6

В. М. Мушарова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ НОРМ

МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Ключевые слова: полиэтничный коллектив, межкультурная толерантность, фестиваль дружбы народов. polyethnic collective, intercultural tolerance, festival of friendship of the

people.

В статье анализируются проблемы формирования межкультурной толерантности в студенческой среде, обобщается опыт работы Клуба интернациональной дружбы КГТУ.

In this article the problems of the formation of intercultural tolerances in the student's environment are analyzed, the operational experience of the Club of international friendship ^TU is generalised

Глобализирующийся мир, вступив и в XXI век, продолжает сталкиваться с множеством вызовов, проблем и противоречий, среди которых особое место занимают этнические. Всплеск этнической идентичности за последние десятилетия во многом связан с миграционной активностью. По данным ООН, на сегодняшний день более 175 млн. одних легальных мигрантов - иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих, предпринимателей, студентов и многих других групп проживают за пределами страны своего происхождения [1].

Реальный опыт межэтнических и межкультурных взаимодействий в глобализирующемся мире далек от идиллии. Вместо повсеместных консенсусных взаимоотношений различных этногрупп в рамках единого социума, уважения и принятия их культурного своеобразия, учета прав и законных интересов чаще происходят иные процессы. Проявления этноцентризма и ксенофобии, дискриминации по этническому признаку, межэтнической напряженности и открытых конфликтов, к сожалению, остаются «знаковым» атрибутом сегодняшней действительности [2]. По данным Стокгольмского международного института изучения проблем мира, к концу ХХ столетия две трети происходивших в мире социально-групповых конфликтов носили межэтнический характер [3]. Немало этносоциальных противоречий и на постсоветском пространстве, в том числе в России.

Современная ситуация в сфере межэтнического взаимодействия, назревшая потребность в конструктивном диалоге культур и народов, возрождение престижа духовности, спасение молодёжи от нравственного и духовного оскудения, отчуждения требуют перехода к подлинно гуманистическим системам на уровне общества в целом, отдельной республики, каждого учебного заведения. Необходима новая парадигма воспитания, основанная на гуманистических идеях и ориентирах, пронизанных уважением к личности каждого молодого человека, его индивидуальности, в том числе и этнической, раскрытия невостребованного потенциала духовного богатства народов. Распространение ксенофобии и ми-грантофобии, всплески интолерантности и агрессивности по отношению к иноэтническим мигрантам, существование националистических и расистских организаций, религиозный и политический экстремизм, дискриминация этнических меньшинств требуют поиска научно-практических решений по профилактике, предупреждению, предотвращению конфликтов, стабилизации и гармонизации межэтнических отношений.

Преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпо-зитивном восприятии собственной учёные определяют как этническую интолерантность (несогласие, нетерпимость, неприятие). Толерантность - не врождённое групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие, направленное на конструирование и осуществление определённых личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и целенаправленную педагогику толерантности -подчёркивает В. А. Тишков [4].

В решении проблемы значительная роль принадлежит высшей школе, которая призвана осуществить свои этнокультурные и этносоциальные функции, обеспечить стандарт образования как гаранта современного цивилизационного развития полиэтнического общества.

Студенческие коллективы, как правило, полиэтничны. С одной стороны, в них создаются благоприятные условия для тесного общения людей разных национальностей, с другой стороны, на характер отношений могут влиять этнические предпочтения выходцев из той или иной специфической этнической среды. Люди, воспитанные на определённых этнических ценностях и традициях, руководствуются ими как формами отношений и поведения. Естественно поэтому предпочтительное отношение к собственно этническому началу. Приверженность к особенностям этнической жизни своей группы превращает этнические традиции в определённого рода исходные мерки в межэтническом взаимодействии. Это порождает трудности формирования гуманистических норм межэтнического общения. Поэтому полиэтничные коллективы в меньшей мере гарантировны от возникновения межличностных конфликтов на этнической почве.

Если иметь в виду вопрос о таком демографическом признаке студентов, как их национальная однородность или этническая смешанность, то ответ на него может быть лишь один: задачи формирования гуманистических норм межэтнического общения, актуальны в любом коллективе вуза, так как все выпускники вузов пополнят ряды трудовых коллективов предприятий, которые в большинстве своём полиэтничны, и от степени оформирован-ности убеждений о необходимости соблюдения гуманистических норм в межэтническом общении во многом будет зависеть степень сплочённости и эффективность работы трудовых коллективов.

Глобализация образования, перспективы вхождения России в мировой рынок квалифицированного труда и международное сотрудничество в области высшего образования требуют более глубокого осмысления проблем подготовки специалистов нового уровня в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Необходима подготовка специалистов с учётом развивающихся межэтнических и межкультур-ных контактов. Стратегия коммуникативного поведения специалистов в профессионально значимых ситуациях межэтнического и межкультурного общения становится необходимостью в их профессиональной деятельности. Тем самым в современной образовательной парадигме для достижения нового качества образования важным является формирование таких ценностей, как этнокультурная, межкультурная компетенция, толерантность и уважение к межкультурным различиям.

При недостаточном уровне у специалистов этнокультурной компетенции, без умения эффективно функционировать в межкультурных деловых контактах возникает проблема качественной реализации профессиональных задач. Базовая профессиональная подготовка специалистов без обеспечения этнокультурной адаптивности к современным требованиям не может дать специалиста нового уровня. Специалист нового уровня - это специалист с высокой профессиональной и этнокультурной компетентностью, что делает его

конкурентноспособным на международном рынке рабочей силы, что даёт возможность профессионально удовлетворить потребности общества в условиях расширяющегося экономического пространства и динамичного международного сотрудничества.

Особо важное значение задача формирования этнокультурной, мэжкультурной компетенции имеет в работе со студентами - будущими специалистами сферы социального управления и социальной работы как важного компонента их профессиональной культуры, крайне необходимой для успешной регуляции этнокультурных отношений в социуме как на межличностном, так и на межгрупповом уровнях.

Этнически обусловленные формы социального поведения и мышления индивида, семьи, группы, этнической общины (комьюнити) имеют свою определённую специфику, знать которую нужно руководителю и специалисту любого профиля. Система знаний, понятий, представлений о человеке как о члене этнической группы составляет основу его этнокультурной компетенции. В каждой стране, республике, регионе она должна обогащаться специфическими гранями. Важно, чтобы будущие руководители, специалисты, социальные работники сумели соотнести свою профессиональную деятельность со стандартами конкретной этнокультурной среды.

Для оптимизации межэтнического общения руководителю, специалисту системы управления, социальным педагогам необходимо учитывать систему характерных для данного народа средств, приёмов, принципов коммуникации, которые образуют так называемую культурную сферу общения конкретной общности. Культура общения, в свою очередь, тесно связана с культами, обрядами, традициями, обычаями.

Этнокультурная компетентность поможет оказать педагогически корректную социальную помощь населению с учётом их социо- и этнокультурных ориентаций, запросов, особенностей этнической психологии, раскрыть характер взаимоотношений между индивидом и социумом, преобразовать социальное поведение детей, подростков, взрослых, пожилых, модифицировать соотношение внутрисемейного сообщества, между соседями и т.д.

Изучив состояние межэтнических отношений в КГТУ, следует отметить, что при всём благоприятном фоне межэтнического общения в студенческой среде имеют место процессы, которые вызывают озабоченность: это проявления этнической замкнутости, этнического высокомерия и чванства, нетерпимости к «непохожим», к «не своим», порой и конфликты. Ясно, что теоретические и практические аспекты формирования гуманистических норм межэтнического общения должны стать предметом особого внимания преподавательского состава вуза.

В вуз юноши и девушки приходят со своими этнокультурными нормами взаимоотношений, сочетающимися с ограниченным жизненным опытом. Попадая в полиэтничный коллектив, они вынуждены корректировать представления, мнения, оценки сложившиеся под влиянием семьи, приятелей-представителей определённого этноса. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, вырабатывая в течение длительного времени, в условиях относительно близкого знакомства. Часто для того чтобы состоялась переоценка отдельных качеств личности нужно время, требуются особые ситуации в жизни коллектива и человека. Вступление вчерашнего абитуриента в новый полиэтничный коллектив освобождает его от установившихся мнений и оценок привычного окружения, от стандартных ожиданий и требований к его поведению. В новом коллективе оценка его личности будет складываться в соответствии с поведением, отношением к делу, к товарищам другой национальности, к полиэт-ничному коллективу, которые он здесь продемонстрирует. На основании этого будет складываться встречное отношение к нему, определяться его место в системе формирующихся межличностных отношений, статус и позиция в новом коллективе, где формируются нормы и правила, регулирующие взаимоотношения и взаимодействие студентов.

Как показали наши наблюдения, вначале каждый студент в определённой степени маскирует свои черты и свойства, которые могут вызвать отрицательное отношение. Он старается показать себя новому окружению с максимально положительной стороны. Само присутствие студента в полиэтничной среде помогает преодолевать этнический эгоизм и этнические предрассудки. Такие же наблюдения были сделаны и другими исследователями относительно полиэтничных коллективов молодёжи (Ю.Т. Ибрагимов, Н.Е. Иванюш-кин). Нормы поведения студентов усваиваются в зависимости от массовости их проявления. Своевременно поддержанная профессорско-преподавательским составом норма может быть закреплена, и таким образом, создаётся благоприятная модель поведения, следование которой поощряется, а отклонение от нее порицается полиэтничным коллективом.

Создание положительной модели поведения, закрепление её как коллективной нормы, охватывающей личность студента независимо от её этнической принадлежности своим регулирующим действием практически беспрерывно. Включение вчерашних школьников в зону активного этнического общения и отношений морально ответственной зависимости в полиэтничном коллективе способствует установлению истинного образца культуры межэтнических отношений, формированию навыков соблюдения гуманистических норм поведения и потребности расширить сферу межэтнических отношений и контактов.

Целям формирования этнокультурной, межкультурной компетентности, гуманизма, толерантности послужили оптимизация потенциала гуманитарных дисциплин, обновление содержания и технологии высшего образования в нашем вузе с учётом национальнорегиональных особенностей республики, связанные с внедрением в учебный процесс курсов «История культуры Татарстана», как части дисциплины «Культурология», «История Татарстана», «Педагогика и психология этноса», «История Татарстана и социология межэтнических отношений».

Курс «История культуры Татарстана» составляет неотъемлемую часть «Культурологии», которая введена в учебные планы общевузовских курсов с 1992/93 уч. г. в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13 апреля 1992 года «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации». Изучение курса студентами нашего вуза открывает широкие возможности для осмысления прошлого и настоящего татарского, русского и других народов, имеющих традиции совместного проживания, прививая тем самым потребность познать обычаи, традиции, историю и культуру.

Изучение курса «История культуры Татарстана», позволяющая проследить основные этапы развития истории татарского народа в тесной взаимосвязи с культурой русского и других народов, способствует формированию у студентов гуманистических норм межэт-ничесгого общения на основе приобщения их к подлинным духовным ценностям татарского, русского и других народов Поволжья. В культуре и традициях жителей Татарстана как в зеркале отражена общность исторических судеб и взаимодействие на протяжении тысячелетия этнокультурных общностей трех типов - тюркских, финно-угорских и славянских народов-это итог развития духовного и материального мира наших предков, их идеологии, морали, интеллекта, художественного сознания.

В курсе заложен большой культурно-воспитательный потенциал, который реализуется в процессе применения разнообразных форм и методов учебной и внеучебной деятельности. При этом важно убедить студентов в уникальности культурного наследия народов населяющих Татарстан, показать губительность многих реалий советской политики аккультурации и ассимиляции этнических групп, доказать, что судьба России всегда зависела и будет зависеть от традиционного взаимодействия и сотрудничества населяющих ее народов. Этой цели служит детальное рассмотрение вопросов связанных с материальной и духовной культурой татар, русских, чувашей и других народов. Рационально в этой связи

организовать посещение Национального государственного исторического музея Республики Татарстан, Музея изобразительных искусств, тематических музеев Казани, диспуты по проблемам национальных культур и межэтнических отношений и т.

В КГТУ проблема формирования гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде решается весьма успешно как в процессе обучения, так и во внеучеб-ное время с помощью различных массовых мероприятий - фестивалей «Студенческая весна», «День первокурсника», где предусмотрена этнокультурная тематика. Мы проводили конкурсы и викторины на знание истории и истории культуры Татарстана, поэтические конкурсы, посвященные тысячелетию Казани, тематические вечера поэзии и т. д.

В нашем университете целям формирования гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде служит и деятельность Клуба дружбы народов, руководимого с 1988 года автором данной статьи. Клуб целенаправленно занимается привитием молодежи уважения к ценностям национальной культуры, деликатности и терпимости в любых, даже конфликтных ситуациях. Инструментами же в деле приобщения к искусству межэтнического общения, искусству доверять друг другу, искусству понимания стали литература, поэзия, музыка, история, самодеятельность и многое другое, способное обогащать человеческую душу. Яркими событиями в жизни многоэтничного студенчества стали проведение колоритнейших Фестивалей дружбы народов, предусматривающих знакомство с песнями, танцами, играми, обрядами разных народов, праздников «Навруз», «Нардуган», «Масленица» и др.

На таких фестивалях, праздниках, как говорят сами студенты, каждый из них начинает с уважением относиться к представителям иной национальности, понимая, что за каждым человеком стоим его народ, у каждого народа есть свои традиции. Вспоминать и исполнить родные песни вдали от дома, родины - всегда приятно для студентов, приехавших из самых разных уголков страны. Следует отметить, что на таких фестивалях, звучат песни, исполняются танцы не только татарские, русские, чувашские, марийские, мордовские, удмуртские, но и чеченские, китайские, арабские, турецкие, вьетнамские и других народов в исполнении самих их представителей. Для нас особенно важно, что студенты из Чечни, обучающиеся в нашем вузе, приходят к пониманию того, что не слепое ожесточение, а человечность, участливость, взаимное уважение, поиски путей согласия, разум и добрая воля способны разрешить любые, даже самые тупиковые, казалось бы, конфликты. В нашем вузе обучаются и иностранные студенты из дальнего зарубежья - из Йемена, Китая, Вьетнама, Замбии, Сирии, Иордании и других стран. Фестивали дружбы народов, проведенные совместно со студентами других вузов Казани, также служат познанию друг друга и взаи-мообогащению культур, формированию гуманистических норм межэтнического общения, этнокультурной компетентности.

Двадцатилетней юбилейной дате был посвящен, проведенный клубом Поволжский межвузовский фестиваль дружбы народов, с огромным успехом прошедший 5 марта во Дворце культуры химиков. В фестивале приняли участие студенты вузов республик Поволжья, многочисленные представители стран ближнего и дальнего зарубежья. Они постарались отразить свои духовные ценности с самых разных сторон. Студенты пели и танцевали, знакомились друг с другом, подружились.

Незабываемое впечатление оставили Карам Масалха, исполнив палестинскую, Анан Дас - бангладешскую, студентка из Чувашии Марина Комиссарова - чувашскую, Людмила Соловьева, приехавшая из Марий-Эль- марийскую, Карина Панцаева из Калмыкии - калмыцкую, Лилия Айзатвафина- татарскую песни. Индийский и испанский танцы сменялись латиноамериканскими и африканскими ритмами, публику «зажигали» суданские, афганские, нигерийские студенты. Собрав на одной сцене студентов, различающихся по нацио-

нальности и цвету кожи, фестиваль дружбы доказал, что искусство и красота могут объединить всех. Этой цели и посвящена вся деятельность Клуба дружбы народов.

Клуб дружбы народов ежегодно проводит праздники Навруз, масленица, Нардуган, литературно-музыкальные вечера с писателями и поэтами, деятелями культуры Татарстана и других республик; диспуты по проблемам межэтнических отношений. Проведенный клубом 21 марта в КГТУ замечательный праздник весны Навруз подарил радость и тепло окружающим в очередной раз. Он начался с веселого азербайджанского танца «Навруз» Сэвиндж Тагиевой, державшей в руках зеленые ростки пшеницы (сэмэни), символизирующие возрождение природы.

Земфира Фазуллина покорила всех индийским танцем, Манушак Мзикян - армянской песней, дуэт Рамиля Хайрутдннова и Разили Насыровой, исполнивших татарскую юмористическую песню поразил своим, артистизмом. Зрителей впечатлили колоритные и экзотические туркменский, нигерийский, суданский, йеменский танцы и другие сценические номера. И на этом празднике блистали Анан Дас и Карина Панцаева.

Праздник закончился дегустацией национальных блюд, приготовленных студентами разных народов, подарил атмосферу любви и дружбы.

Клуб дружбы народов университета проводит литературно-музыкальные вечера с известными деятелями культуры Татарстана. Среди их участников были певцы Венера Ганеева, Зухра Шарифуллина, Асаф Валеев, Эмиль Залялетдинов, Расим Низамов, Мингол Галеев со своими студентами из музыкального факультета КГПУ, Ильсур Айнатуллов со студентами из консерватории, с кафедры духовых инструментов, скрипач, профессор консерватории Марат Ахметов со своими студентами. Гостями студентов были поэты и писатели Ркаил Зайдулла, Газинур Мурат, Рафкат Карами, Рафаэль Мустафин и другие. Студенты посетили открытие персональных выставок художников Хариса Якупова, Канафи Нафикова, Фаиля Зиязова, Камиля Муллашева и других.

Работа в направлении формирования гуманизма межэтническом общении это будни, в которых и конфликты, и ссоры, зиждящиеся на низком уровне культуры, незнании и нежелании понимать друг друга. Формировать гуманистические нормы в межэтническом общении студентов, научиться сложному искусству понимания, помочь побороть отчужденность, национальный нигилизм, найти новые пути совершенствования личности, объединить всех интересующихся своей родиной, а также другими народами и просто подружиться - цель Клуба дружбы народов Казанского государственного технологического университета.

Все выше изложенные проблемы межличностнных и межгрупповых отношений, связанные с формированием гуманизма, толерантности в студенческой среде, должны быть в фокусе внимания профессорского-преподавательского состава и студенческого самоуправления, студенческого актива, студенческого коллектива вуза.

Литература

1. Information Kit on the United Nations Convention on migrants rights // http: www.portal.unesco

2. Южанин, М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу/ М.А. Южанин // Социс. - 2007. - №5. - С 70.

3. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - С. 229.

4. Тишков, В.А. Толерантность и согласие / В.А. Тишков. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. - С. 23.

© В.М. Мушарова - канд. ист. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ, kgd2006@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.