УДК 94
Кирина Юлия Николаевна
Kirina Yuliya Nikolaevna
аспирантка кафедры новой и новейшей истории Московского педагогического государственного университета Julie_1205@inbox.ru
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В ЕГИПТЕ
post-graduate student of the chair of new and the newest history, Moscow State Pedagogical University Julie_1205@inbox.ru
MAIN ORIENTATIONS OF MODERN ISLAMIC FUNDAMENTALISM IN EGYPT
Аннотация:
В статье рассматриваются идеология и деятельность четырех ведущих организаций в современном исламском фундаментализме в Египте. Данные организации образовались на базе старейшей организации исламского фундаментализма «Братьев-мусульман» в результате двух серьезных идеологических конфликтов -1954 и 1964 гг.
Ключевые слова:
исламский фундаментализм, ислам, идеология, Коран, Хасан аль-Банна, Сейид Кутб, организация «Братья-мусульмане», традиционалисты, организация «аль-Джихад».
The summary:
In this article there are retraced the ideology and activity of four main organizations in modern Islamic fundamentalism. These organizations appeared on the base of the oldest organization of Islamic fundamentalism “Muslim Brotherhood” as the result of two serious ideological conflicts in 1954 and 1964.
Keywords:
Islamic fundamentalism, Islam, ideology, Koran, Hasan al-Banna, Sayyid Qutb, Muslim Brotherhood, traditionalists, the Al-Jihad.
Последняя четверть XX в. была отмечена подъемом исламистских движений. В то время как одним из достижений современного мира считался уход религии в сферу частной жизни, внезапный для большинства подъем движения под религиозными флагами стал во многом явлением неожиданным, но в то же время впечатляющим.
В последнее время обращение к религии стало важнейшей предпосылкой радикализации ислама. «Для того, кто обращается к религии, насилие превращается в священную заповедь, которая освобождает от всяких запретов, связанных с моралью или политической рациональностью» [1, с. 165]; все средства становятся хороши, если целью становится достижение Абсолюта.
Созданная в 1928 г. в Египте учителем из Исмаилии Хасаном аль-Банна организация «Братьев-мусульман» явилась предтечей практически всех современных исламских политических группировок и общин, в том числе и экстремистского толка.
Ряд известных профундаменталистки настроенных исследователей заявляют, что ассоциация «Братьев-мусульман» распалась на четыре ветви - не более. А информация официальных властей о том, что их число достигает около сорока организаций, ошибочна. Журналист Мухаммед Абдель Каддус, консультант Мухаммед Мисмари, доктор Рашван, главный наставник Омар ат-Тельмесани отвергли утверждения, что Ассоциация «Братьев-мусульман» является террористической организацией. По их мнению, неправильная оценка общего количества организаций связана с недостаточным пониманием властями системы руководства религиозными организациями - системы так называемого имарата. Последняя предполагает наличие в одной организации нескольких руководителей-эмиров, среди которых должен быть главный эмир, а также эмир Верхнего Египта, эмир Нижнего Египта, эмиры региональных уровней организации. Бывшие члены Ассоциации отметили наличие только четырех направлений в современном исламском фундаментализме в Египте.
Появление четырех организаций, вышедших из Ассоциации «Братьев-мусульман» было неслучайным. Оно стало следствием двух серьезных идеологических конфликтов, имевших место между ее членами. Причем, первый произошел после событий 1954 г., когда многие из членов Ассоциации подверглись репрессиям со стороны режима Г.А. Насера. Второй имел место после выхода в свет знаменитой книги Сейида Кутба «Вехи на пути» в 1964 г., ознаменовавшего собой появление новой идеологии - идеологии исламского экстремизма.
Первый конфликт касался отношения к властям, точнее - к революции 23 июля 1952 г. Многих из членов Ассоциации в тот период времени волновал вопрос, должны ли «Братья-мусульмане» вернуться к прежнему образу жизни и тайно вести священную войну (джихад), проводить различные мероприятия против режима Насера, вплоть до убийств видных полити- 259 -
ческих деятелей? Или же отказаться от этого пути, чтобы не повторились репрессии? В итоге в рядах Ассоциации произошел раскол на две группы, каждая из которых пошла своим путем. Первая вернулась к силовым методам и созданию террористических органов, проходивших специальное военно-религиозное обучение. Другая группа отказалась от этого и стала придерживаться принципов отказа от методов политического насилия и террора. Впоследствии она разделилась на ветви: традиционалистов и «Братьев-мусульман».
Второй идеологический конфликт произошел по вопросу об отношении к джахилийскому (неисламскому) обществу. Сейид Кутб на допросе в тюрьме в 1964 г. рассказал, что в Египте появилась молодежная группа, вышедшая из Ассоциации, основной целью которой стало стремление отомстить властям за события 1954 г.
Последователи Сейида Кутба, таким образом, были приверженцами силовых методов. Под его руководством они перешли от частных тайных действий к более масштабным, идеологически «окрашенным» действиям, отказавшись от отдельных частичных ударов в пользу всеохватывающих силовых.
Представители традиционалистов не считают возможным ни при каких обстоятельствах бороться силовыми методами против властей или джахилийского общества. Поскольку власти обладают значительным арсеналом для уничтожения организации, ее сторонники благоразумно не соглашаются с проводимой официальной политикой в душе, не применяя силу и не прибегая к пропаганде. Путь же к установлению исламского государства и строительству исламского общества лежит через религиозное воспитание тех, кто сам к этому стремится, детей.
Лозунгом данной организации стала 105 аят (сура «Трапеза») из Корана: «О те, которые уверовали! На вас - забота только о ваших душах. Не повредит вам тот, кто заблудился, если сами вы идете прямо...» [2, Cура 5:150]
Под прямым путем традиционалисты понимают жизнь в соответствии с религиозными принципами, исламскими ценностями, о которых говорится в Коране, и которые были установлены также пророком Мухаммедом. Все, что делается в соответствии с данной традицией, -благо и подлежит подражанию. Отсюда то огромное внимание, что уделяют члены данной организации жизни великого пророка, его сподвижников и последователей.
Следующая организация сохранила название Ассоциации «Братьев-мусульман» после того, как тяжелые обстоятельства заставили ее руководство отказаться от первоначальных методов деятельности - секретной структуры и террористических действий. Ведущим оружием в борьбе с пороками, коррупцией и отклонениями от норм ислама для ее членов стали проповедь в мечети, донесение смысла Священной Книги мусульман как до правителей, так и до управляемых. Мудрость должна вывести людей из тьмы к свету и привести к истине, к праведному пути.
Члены этой организации важное место в своей деятельности отдают проповедованию. Они считают крайне важным для себя установление доверительного диалога с народом и настаивают на необходимости установления хороших отношений с теми, кто стремится к благу, помогая им делать свою повседневную жизнь как можно достойнее, чтобы «брат-мусульманин» стал образцом для подражания.
Они часто повторяют аят из Корана: «О, посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей.» [3, Сура 5:67].
Нужно отметить также тот факт, что представители именно этой организации на протяжении ряда лет предпринимают попытки добиться легализации своей деятельности. В частности, в январе 1995 г. была подана заявка на регистрацию новой партии «аль-Васат» (Центр). По данным каирской печати, две трети ее основателей (а их всего 74 человека) - члены запрещенной Ассоциации «Братья-мусульмане». Среди них - член правления Союза журналистов Египта Салах Абдель Максуд. Кстати говоря, новый верховный наставник Ассоциации - шейх Мустафа Миашкур в интервью еженедельнику «аль-Ахрам Уикли» признал тот факт, что новая партия создается с благословления лидеров Ассоциации «Братьев-мусульман», и заявил, что они хотят пойти на диалог с властями и добиться легализации, отказываясь от насилия и террора и ведения подпольной борьбы. В планы Ассоциации также входят основание официальной штаб-квартиры и собственного печатного органа. Таким образом, «умеренное» крыло исламских фундаменталистов выступает за «цивилизованные» методы политической борьбы и идет по пути официального диалога с властями Египта.
Члены организации «Ат-такфир ва-ль-хиджра» (ат-такфир - обвинение в неверии, аль-хиджра - бегство, то есть бегство от неверия или путь к истинной вере) считают себя наиболее достойными проводниками ислама. Борьбу против государства неверных, установившего свою власть не в соответствии с тем, что было ниспослано Аллахом, и против джахилийского общества, живущего по законам, установленным людьми, они считают религиозным долгом каждого
мусульманина. И поддержка Аллаха - на стороне «братьев-мусульман», ибо в Коране сказано: «И ведь Наше войско, оно-то победоносно.» [4, Сура 37:173].
Эта борьба должна быть начата не в зависимости от ситуации в обществе, а должна стать историческим путем, подобным тому, по которому шли пророки Аллаха.
Таким образом, члены организации «Братья-мусульмане» совмещают в своих религиозно-идеологических воззрениях как методы насильственной борьбы, так и силового решения вопроса о построении исламского порядка, уничтожения джахилийского общества. По существу, в их мыслях прослеживается явная тенденция к экстремистскому образу жизни и действий, хотя полностью отнести их к направлению исламского экстремизма нельзя.
Наиболее радикальное направление в исламском фундаментализме представлено четвертой ветвью - организацией «аль-Джихад».
Говоря об «аль-Джихаде», отметим, что это название (равно, как и другие «Аль-Джихад аль-исламийя», «Аль-Джихад ль-мукаддас») было введено в научный оборот египетской прессой. Само название большинства подобных организаций (точнее группировок) звучат как «Гамаа Исламийя би Мыср» («Исламская ассоциация Египта») или же «тамаат исламийя» (буквально - исламские объединения).
Данное направление считает борьбу против властей неверных своим религиозным долгом, который не допускает нерадивого исполнения и требует от посвященных в борьбу неукоснительного выполнения своей «великой миссии». Эта борьба, или священная война (джихад), является единственным средством установления религиозного государства, которое построит мусульманское общество. В ходе этой священной войны позволительно использование любых средств, начиная с обмана неверных, вплоть до убийства их правителей за то, что последние отступили от веры, правят не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, а убийство вероотступников - религиозный долг.
Остановимся подробнее на последнем факте. Все дело в том, что согласно мусульманской правовой доктрине, самое страшное преступление в общей системе мусульманского уголовного права связано именно с преступлениями против веры. Оно относится, например, в ха-нифитской правовой школе к разряду хадд - самых тяжелых преступлений и зачастую карается смертной казнью [5, с. 38]. Объявляя себя поборниками истинного первозданного ислама и признавая шариат как основу мусульманского правоведения, представители этого экстремистского направления в исламе считают, что правоверный мусульманин не имеет права освободить себя от долга убивать вероотступников, поэтому он должен начать делать это без малейшего промедления.
Организация «Аль-Джихад» по-своему оценивает другие религиозные организации. Так, в отношении тех мусульман, кто считает своим оружием религиозное знание, представители «Аль-Джихада» говорят, что знание - это не то острое и разящее оружие, которое способно вырезать всех неверных до последнего. О нем говорил Всевышний в своем высказывании: «Сражайтесь с ними, - накажет их Аллах вашими руками, и опозорит их, и поможет вам против них, и исцелит грудь у людей верующих» .
Далее представители данной организации заявляют о том, что они не презирают науку и ученых. Более того, они приветствуют их.
О мусульманской организации «Ат-такфир валь-хиджра» представители «Аль-Джихад» отзываются следующим образом: «Что же касается тех, кто ослаб от священной войны, и считает, что они не в состоянии что-либо сделать сейчас, призывая покинуть это общество в надежде набраться сил, вернуться как завоеватели и создать исламское государство, то эти их «уходы» только собьют людей с правильного пути строительства исламского государства.
Есть и такие, кто говорит, что путь создания исламского государства заключается в эмиграции в другую страну, создания государства там, а затем можно вернуться полными сил, создать исламское государство в своей стране и уже из нее начать исламские завоевания.
Это равносильно тому, если бы они сказали: «Мы уйдем в горы, потом вернемся и встретим фараона, как это сделал Моисей, а потом Аллах разверзнет землю и поглотит фараона и его войско».
Причина всех этих «уходов» - отступление от единственно верного и соответствующего шариату пути установления исламского государства, на который указал Аллах следующими словами: «Предписано вам сражение, и оно ненавистно для вас. И, может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло.», а также: «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия не будет принадлежать Аллаху».
Что же касается тех, кто стоит на позициях ислама в рамках благочестия, богобоязненности и поклонения Аллаху, они любят говорить, что политика ожесточает сердца и отвлекает их от мыслей об Аллахе. Организация «Аль-Джихад», мол, смеется над этим словом, ведь джихад
(который, кстати, является действием политическим) - это вершина служения в исламе. Эти люди словно забывают слова Пророка: «Лучший джихад - это слово правды, сказанное в лицо жестокому правителю».
Все эти философы от религии не понимают ислама. Они просто трусы и не хотят твердо стоять за дело Аллаха. Тот, кто воздерживается от ведения священной войны и не идет путем Аллаха к установлению исламского государства, совершает сразу две ошибки:
1. Отказ от претворения в жизнь повелений Аллаха об установлении исламского государства, а от мусульман требуется претворять в жизнь это повеление, не взирая на возможные последствия.
2. Непонимание притягательности исламской справедливости - той, что привлечет к своему государству множество сторонников. Создание исламского государства - исполнение повелений Аллаха, а последствия для нас не имеют значения.
После падения государства неверных все будет в руках мусульман, и это сделает невозможным падение мусульманского государства. Исламские законы отнюдь не являются недостаточными или слабыми для того, чтобы подчинить себе всех тех, кто наполняет землю пороком и не подчиняется законам Аллаха. Кроме того, все законы ислама справедливы, так как все они исходят от Всевышнего, и могут встретить только одобрение даже у тех, кто не знаком с исламом».
Отдельным вопросом, определившим существенные идеологические различия между «Аль-Джихадом» и другими ветвями в исламском фундаментализме, стало отношение к Израилю и палестинской проблеме. Следует в данной связи отметить тот факт, что ближневосточный кризис, обусловленный захватом Израилем в 1967 г. Западного берега реки Иордан и сектора Газа, стал краеугольным камнем в истории последних нескольких десятилетий в арабском регионе. Поражение арабов в «Шестидневной войне», закрепление Израиля на захваченных территориях, а впоследствии соглашение последнего с Египтом после войны 1973 г. о своих преимуществах в данном регионе породили сложную проблему дальнейших взаимоотношений Израиля со своими арабскими соседями, способствовали росту эскалации насилия и религиозной нетерпимости.
Отношение к палестинской проблеме и пути ее разрешения, как уже говорилось выше, стало камнем преткновения в позициях «умеренных» и экстремистских ветвей исламского фундаментализма. «Умеренное» крыло рассматривает в настоящий момент эту проблему на глобальном уровне, то есть требующую разрешения на уровне всего международного сообщества, и поэтому поддерживает мирные инициативы президента Египта Хосни Мубарака и лидеров других арабских государств (особенно - Саудовской Аравии, Иордании и Организации освобождения Палестины) в их переговорах с Израилем при посредничестве США и России (как спонсоров мирного процесса на Ближнем Востоке) и ООН, и ЕС.
Представители «Аль-Джихада», напротив, выступают самым решительным образом против любых попыток ведения мирных переговоров о судьбе палестинской автономии. Параллельно идеологи египетских экстремистов, обращаясь к единоверцам, призывающим направить всю мощь ислама на освобождение мусульманских святынь и своей родины от колонизаторов и сионистов, подчеркивают, что данная задача не может быть решена в открытом сражении. Следует идти другим путем к освобождению святынь. А именно - освободить Иерусалим можно, только освободив сначала свою собственную страну (здесь подразумевается Египет) от власти неверных, поскольку именно эти правители являются причиной колонизации родного государства и других исламских стран. Необходимо в первую очередь избавиться от них. А уже потом идти вперед - на освобождение мусульманских святынь под исламским руководством.
В настоящее время, по данным международного комитета по борьбе с терроризмом при правительстве США, в мире существует около 500 различных экстремистских и террористических формирований. В Египте выделяется ряд организаций:
1. «Исламский джихад», вышедший из рядов Ассоциации «Братьев-мусульман» и впервые заявивший о себе в начале 70-х гг. Лидер - Мухаммед Шауки аль-Исламбули. В настоящее время скрывается в Афганистане. Именно члены этой организации совершили убийство египетского президента Анвара Садата 6 октября 1981 г.
2. «Вооруженная исламская группа» (Гамаат Исламийа) - экстремистская группа, впервые заявившая о себе в 1977 г., на ее счету неудавшееся покушение на Хосни Мубарака в июне
1995 года. Духовный лидер данной организации шейх Омар Абдель Рахман осужден в январе
1996 г. в США за террористическую деятельность. Считается, что военная база организации расположена на территории соседнего с Египтом Судана, где проходят подготовку под руководством бывших моджахедов из Афганистана будущие «правоверные» мусульмане в специальных военных лагерях.
Две данные организации, по существу, вышли из рядов одной в результате определенного рода разногласий среди руководства. В итоге первая действует в районе Нижнего Египта, а вторая - Верхнего Египта. По всей видимости, такое разделение может носить лишь тактический характер. Расширение их социальной базы проводится за счет сочувствующих движению студентов различных вузов страны. Осознавая тот факт, что лучшие силы организации находятся либо за решеткой, либо казнены (после убийства президента Анвара Садата), ее идеологи пытаются организовать побеги из тюрем. Как отмечает Д.А. Трофимов, в течение 80-х гг. было предпринято три попытки такого рода - в 1983, в 1986 и в 1988 гг. Последняя оказалась удачной - несколько «джихадовцев» (майор Ислам эд-Дин Мухаммед Камаль аль-Камри, бывший студент юридического факультета университета Ани-Шамс Мухаммед Муслим), воспользовавшись переданной с «воли» взрывчаткой, совершили побег из тюрьмы. Правительство в ответ ужесточило репрессии, началась новая волна массовых арестов, но это дало, напротив, обратный эффект [6, с. 98-100].
Таким образом, представленная в арабской теоретической литературе классификация основных направлений современного исламского фундаментализма в Египте учитывает исторический и идеологический критерий их разделения на четыре ведущих ветви. Организация «Братьев-мусульман», положившая начало идеологии исламского фундаментализма, в современном мире имеет своих последователей, в той или иной мере воспринявших данную идеологию и адаптировавших ее к условиям современного мира.
Ссылки:
1. Современный терроризм в цивилизационном контексте. М., 2004.
2. Коран. Сура «Трапеза», аят 150.
3. Коран. Сура «Трапеза», аят 67.
4. Коран. Сура «Стоящие в ряд», аят 173.
5. Сюкияйнен Л.В. Мусульманское право. М., 1989.
6. Там же.
References (transliterated):
1. Sovremenniy terrorizm v tsivilizatsionnom kontekste, M., 2004.
2. Koran. Sura «Trapeza», ayat 150.
3. Koran. Sura «Trapeza», ayat 67.
4. Koran. Sura «Stoyashchie v ryad», ayat 173.
5. Syukiyaynen L.V. Musul'manskoe pravo. M.: 1989.
6. Ibid.