Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования системы управления ЖКК г. Москвы'

Основные направления совершенствования системы управления ЖКК г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12430
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ЛИФТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ELECTRICITY / WATER / LIFTING EQUIPMENT / UTILITY / UTILITIES / REAL ESTATE DEVELOPER / OVERHAUL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комов Валерий Энгельсович

Жилищная и коммунальная составляющая жилья должны быть сбалансированы. Иначе собственник жилья испытывает неудобства. Это может быть достигнуто с помощью пропорционального развития подотраслей, которые действуют и на жилищную экономику, и на коммунальную. Так как эти составляющие не могут существовать по отдельности, есть все основания говорить о жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Особенность этого комплекса состоит в том, что он производит не материальные блага, а услуги, без которых жилищный фонд не может функционировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комов Валерий Энгельсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE HMO MANAGEMENT SYSTEM OF MOSCOW

Housing and communal housing component must be balanced. Otherwise, the homeowner is experiencing discomfort. This can be achieved by using proportionate development sectors that affect housing and communal economy. Because these cannot exist individually, there is every reason to talk about the housing-and-municipal complex (FCC). Feature of this package is that it does not produce wealth, and produces services without which housing cannot function.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования системы управления ЖКК г. Москвы»

УДК 332.87

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКК г. МОСКВЫ

В.Э. Комов

Жилищная и коммунальная составляющая жилья должны быть сбалансированы. Иначе собственник жилья испытывает неудобства. Это может быть достигнуто с помощью пропорционального развития подотраслей, которые действуют и на жилищную экономику, и на коммунальную. Так как эти составляющие не могут существовать по отдельности, есть все основания говорить о жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Особенность этого комплекса состоит в том, что он производит не материальные блага, а услуги, без которых жилищный фонд не может функционировать.

Ключевые слова: электроснабжение, водоснабжение, лифтовое хозяйство, коммунальное предприятие, коммунальные услуги, капитальный ремонт.

Анализ сложившейся ситуации в системе управления ЖКК города Москвы позволяет выявить ряд проблем, существующих в этой сфере, а также дает возможность определить основные направления ее совершенствования.

Правительством города Москвы на протяжении последних нескольких лет активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития ЖКК города на долгосрочную перспективу, в том числе в области управления жильем, улучшения состояния ЖФ, модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Стратегия развития Москвы-2025 предусматривает, что столичный мегаполис должен стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения, а также международным финансовым центром. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению и бесперебойному их предоставлению в любое время суток. Поэтому стратегия развития ЖКК рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы-2025.

Значительная роль в достижении перспективных целей развития столицы отводится программно-целевым методам управления. В городе разработаны, приняты и реализуются государственные программы города Москвы (далее - ГП), в т.ч. имеющие непосредственное отношение к управлению ЖКК города. В настоящее время ими являются:

- ГП «Жилище» и прежде всего ее подпрограммы: «Реновация существующей жилой застройки», «Капитальный ремонт и модернизация ЖФ», «Управление ЖФ в городе Москве»;

- ГП «Энергосбережение в городе Москве», на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года;

- ГП «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» на 2012-2016 гт. и на перспективу до 2020 года.

Анализ содержания этих программ позволяет в укрупненном виде сформулировать основные направления совершенствования системы управления ЖКК города Москвы. В схематичном виде они представлены на рис.

В сжатом виде их содержание выглядит следующим образом:.

1. Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве; улучшение качества ЖФ

А) переселение граждан из аварийного ЖФ.

Во-первых, решение задачи повышения комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве достигается путем переселения граждан из аварийного и небезопасного ЖФ. Заметим, что согласно Указу Президента РФ В.В.Путина до 01.09.2017г. в Российской Федерации необходимо расселить более 11 млн кв. м аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тыс. чел. Для каждого субъекта РФ утверждены конкретные показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКК ГОРОДА МОСКВЫ

ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ И

БЕЗОПАСНОСТИ

УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ, УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖФ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЖКК, ПРИВЛЕЧЕНИЕ В ОТРАСЛЬ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

переселение граждан из аварийного ЖФ

капитальный ремонт в МКД

обновление лифтового оборудования МКД

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере

модернизация коммунальной инфраструктуры

повышение качества коммунальных услуг

повышение прозрачности отрасли

создание условий для привлечения частных _инвестиций в сферу ЖКХ_

Основные направления совершенствования системы управления ЖКК Москвы

Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения, начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением. В связи с этим в Москве необходимо осуществить:

- завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1 -го периода индустриального домостроения;

- реновацию кварталов с домами «несносимых» серий;

- реконструкцию отдельных жилых домов в районах реновации с надстройкой этажей.

После завершения программы ликвидации жилых домов «сносимых» серий» в городе сохранится около 35 млн кв. м общей площади ЖФ в МКД пяти и менее этажей. К 2025 г. большая часть этих жилых домов достигнет порогового физического износа (60 %), после которого проведение модернизации или реконструкции ЖФ окажется экономически нецелесообразным. Кроме того, планировочная структура этого ЖФ Москвы не соответствует потребностям жителей и имеет высокие показатели морального износа.

Б) капитальный ремонт МКД

В настоящее время по оценкам Минстроя России 51 % МКД на территории России нуждается в капитальном ремонте. В этом ЖФ проживает более трети населения страны (45 млн чел.).

В сравнении с большинством регионов РФ техническое состояние ЖФ в городе Москве отличается более высоким уровнем благоустройства и менее высокой степенью износа. Количество МКД, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации (более 30 лет), на 2011 год составляло 50,2 % от общей площади ЖФ города Москвы. К 2015 г. средний процент износа ЖФ снижен до уровня 45 %.

В 2012-2014 годах город сохранил участие в проведении капитального ремонта МКД, финансирование работ осуществлялось в основном за счет средств бюджета города Москвы. В 2014 г. капитальный ремонт проведен более чем в 2,4 тыс. домах, в т.ч. в рамках программы «софинанси-рования» работы проведены в 182 домах. На финансирование капитального ремонта МКД в последующие годы должно быть направлено 1 799 000 тыс. руб. денежных средств собственников помещений.

В) обновление лифтового оборудования МКД в рамках реализации технического регламента

Работы, связанные с безопасностью проживания, включают обновление лифтового (24 тыс. лифтов) и газового хозяйств. Ежегодно подлежат восстановлению, согласно темпам старения, около 3,5-4 тыс. подъемников.

К 2014 г. было заменено 45 % лифтов от требуемого количества. До конца 2016 г. предстоит заменить еще 11,2 тыс. лифтов.

Замена лифтового оборудования производится за счет городского бюджета. Согласно требованиям федерального законодательства в области

технического регулирования эти работы должны быть проведены до 20162017 гг., иначе эксплуатация такого оборудования в массовом порядке может быть запрещена, что для многоквартирного ЖФ Москвы является недопустимым.

В связи с этим стоит задача создания механизма, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость фонда капитального ремонта. При этом расширяются возможности участия в организации капитального ремонта управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. В настоящее время собственники жилья решают, как они будут собирать взносы на капремонт -на специальном счете своего дома или доверят их региональному оператору (в Москве это Фонд капремонта). Перспективным направлением в этой сфере признается организация капремонта в кредит, как наиболее финансово сбалансированная схема организации капитального ремонта, требующая минимальных бюджетных расходов. Проведение капитального ремонта в кредит позволит собственникам провести в МКД выборочный или полный капремонт, не дожидаясь сроков, определенных ГП. В этой модели кредитования платеж в точности обеспечивает финансирование понесенных расходов, т. е. здесь по сравнению с накопительной системой финансирования отсутствует проблема несоответствия стоимости капитального ремонта размеру платежа за капитальный ремонт.

Г) Энергосбережение и повышение энергоэффективности ЖКК.

Сегодня лишь 51 % россиян используют энергоэффективные технологии и приборы. В настоящее время Минстрой России формулирует перечень работ по повышению энергетической эффективности, обязательный для выполнения при капитальном ремонте МКД и объектов бюджетной сферы. Проведение капитального ремонта, обеспечивающего повышение энергетической эффективности, не только повышает комфорт проживания, но и окупается в последующем за счет снижения платы за коммунальные услуги.

В рамках ГП «Энергосбережение», определяющей стратегические цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, применен комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения все сферы экономики города и реализовать единую научно-техническую политику. В числе базовых направлений в ГП выделяются энергосбережение и повышение энергоэффективности:

- в жилищном секторе;

- при производстве и распределении энергоресурсов;

- в системах водоснабжения и водоотведения;

- в системах уличного освещения;

- в сфере коммунального хозяйства.

2. Модернизация ЖКК. Привлечение в отрасль частных инвестиций

Одно из ключевых направлений работы Правительства Москвы -модернизация КК. В связи с тем, что модернизировать сферу ЖКХ необхо-

димо в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств, предстоит обеспечить привлечение в эту отрасль частных инвестиций. Этому способствует политика Минстроя России по созданию необходимой правовой базы в этой сфере. В последнее время принято около 30 нормативных правовых актов и утверждены базовые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. Теперь на повестке дня - задача методического сопровождения внедрения «новых» правил, а также эффективного выполнения нового законодательства региональными и местными властями.

В этой связи для субъектов РФ Минстроем России подготовлен модельный комплекс мер развития ЖКК субъектов РФ, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих:

- модернизацию коммунальной инфраструктуры,

- повышение качества коммунальных услуг,

- повышение прозрачности отрасли и другие.

Перед каждым регионом ставилась задача по утверждению таких комплексов мер в течение 2015 г. Они должны стать одним из условий предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В настоящее время взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвестиционных проектов на общую сумму более 227 млрд руб., из которых 61 % составляют средства частных инвесторов.

Для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что даст возможность изучать, пользоваться и тиражировать успешный опыт.

В соответствии с целевыми установками Минстроя РФ ГП «Жилище» включает подпрограмму «Управление ЖФ в городе Москве. Благоустройство дворовых территорий». Ее целью является развитие системы управления имуществом в жилищной сфере города. Для ее достижения, в частности, предусматривается:

- оптимизация системы управления ЖФ, в т. ч. развитие ТСЖ, ЖСК и других форм объединений собственников жилья, а также повышение качества эксплуатации и благоустройства ЖФ;

- повышение эффективности использования городской недвижимости, увеличение ЖФ социального назначения за счет переориентация недвижимости и «деприватизации» жилья;

- совершенствование системы учета ЖФ, государственной регистрации прав на жилые помещения и проведение оценки жилых помещений;

- повышение качества эксплуатации дворовых территорий;

- совершенствование системы информационного взаимодействия с организациями и гражданами при реализации прав на жилище.

Степень достижения всех целей, поставленных Правительством Москвы по совершенствованию управления в сфере ЖКХ, во многом определяется уровнем осведомленности общества о проводимых преобразованиях в этой сфере. В связи с этим важнейшая задача органов исполнительной власти города - проведение масштабной работы по информированию населения об актуальных вопросах и проводимых преобразованиях в сфере ЖКХ. Это должно способствовать повышению доверия жителей к власти и расширению их участия в управлении этой сферой. Эта задача также нашла отражение в программных документах города Москвы.

Список литературы

1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 38-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

3. Закон г. Москвы от 11.07.2012 N 39 (ред. от 26.06.2013) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы"

4. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

5. Комов В.Э. Роль общественного контроля при принятии эффективных управленческих решений в области развития жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы// Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации. Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ / под ред. Пироговой, Никифорова. 2015. С. 179-182.

6. Комов В.Э. Новые принципы и подходы при реализации государственных программ города Москвы в сфере ЖКХ//Комов В.Э. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2015. № 1. С. 148-152.

7. Комов В.Э. Направления повышения доступности жилья на муниципальном уровне//Комов В.Э. Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 435-441.

Комов Валерий Энгельсович, канд. экон. наук, доц., com.valeri@, yandex.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве РФ

THE MAIN DIRECTIONS OFIMPROVING THE HMO MANAGEMENT SYSTEM OF

MOSCOW

V£. Komov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.