Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования системы управления в сфере ценообразования в России'

Основные направления совершенствования системы управления в сфере ценообразования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / STATE REGULATION / THE PRICE / PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Исследуется система управления в сфере ценообразования в России. Особое внимание уделяется проблемам действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен. Определены направления совершенствования системы управления ценообразованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Directions of Managerial System Improvement in the Sphere of Pricing in Russia

The system of management in the sphere of pricing in Russia is studied. Special attention is given to the problems of current legislation in the sphere of state regulation of prices. Directions of the pricing management system development are defined.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования системы управления в сфере ценообразования в России»

S.N. Zaykova

Basic Directions of Managerial System Improvement in the Sphere of Pricing in Russia

The system of management in the sphere of pricing in Russia is studied. Special attention is given to the problems of current legislation in the sphere of state regulation of prices. Directions of the pricing management system development are defined.

Key words and word-combinations: state regulation, the price, price policy.

Исследуется система управления в сфере ценообразования в России. Особое внимание уделяется проблемам действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен. Определены направления совершенствования системы управления ценообразованием.

Ключевые слова и словосочетания: государственное регулирование, цена, ценовая политика.

УДК 342.951:351.82 ББК 67

С.Н. Зайкова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСФЕРЕ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

^Дэнообразование являет собой непрерывный процесс образования и применения цен. В нем задействовано множество исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных структур, хозяйствующих субъектов и потребителей. Придать данному процессу согласованность и целенаправленность возможно только путем системного управления в указанной сфере.

Анализ развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России показал, что государство всегда осуществляло управление в сфере ценообразования. В период административно-плановой экономики регулирование цен касалось основной массы товаров (работ, услуг). С появлением рыночной экономики больший удельный вес стали занимать свободные цены, но при этом созданная и действующая в настоящее время в Российской Федерации система управления в сфере ценообразования имеет ряд недостатков, поэтому поставлена задача разработать основные направления ее совершенствования.

Основой дальнейш их рассуждений является определение понятия «система управления в сфере ценообразования», поскольку оно не содержится в действующем законодательстве и правовой литературе.

Лингвистический анализ термина «система» и анализ множества его определений показали, что система управления - это совокупность закономерно расположенных звеньев и связей между ними, возникающих в процессе воздействия субъекта управления на объект через соответствующие механизмы для достижения поставленных целей.

Управление в сфере ценообразования (в узком организационно-правовом смысле) представляет собой властное, практическое, планомерное, непрерывное, организующее и регулирующее воздействие государства через специально образованные исполнительные органы власти на общественные отношения, возникающие в процессе образования и применения цен для достижения социально-экономических и иных целей.

Учитывая изложенное, нами предлагается следующее определение: «система управления в сфере ценообразования - это совокупность закономерно расположенных элементов и связей между ними, возникающих в процессе управления в сфере ценообразования». Взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами такой системы являются объекты и субъекты управления.

Объектом государственного управления в сфере ценообразования является прежде всего поведение участников процесса образования и применения цен, поскольку управление осуществляется путем воздействия на волю и действия людей. Специфическими объектами выступают цены и сам процесс их образования и применения в различных отраслях народного хозяйства. Особенность объекта управления позволяет отнести государственное управление в сфере ценообразования к межотраслевому управлению, осуществляемому в области экономики (сектор товарного производственного рынка).

Субъекты государственного управления в сфере ценообразования делятся на две группы: управляющие субъекты и субъекты - участники управления. К участникам управления относятся, например, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Более подробного рассмотрения требуют управляющие субъекты. Они осуществляют управление в сфере ценообразования. К управляющим субъектам относятся должностные лица (например, руководитель Федеральной службы по тарифам) и органы управления (например, Министерство экономического развития РФ).

Организационная структура системы управления в сфере ценообразования в Российской Федерации имеет два уровня: государственный (представленный федеральными и региональными органами исполнительной власти) и муниципальный.

В Российской Федерации десять федеральных органов исполнительной власти осуществляют управление в сфере ценообразования с применением прямых методов государственного регулирования цен. К таким органам относятся: Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство транспорта РФ и находящееся в его ведении Федеральное агентство воздушного транспорта, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и находящееся в его ведении Федеральное агентство связи, Министерство энергетики РФ, ФАС России, ФСТ России. Они устанавливают обязательные для применения хозяйствующими субъектами основы ценообразования и правила регулирования цен, фиксированные цены, опреде-

ляют допустимые предельные уровни цен, осуществляют антимонопольное регулирование, утверждают прогнозные балансы поставок продукции.

Конкретные полномочия указанных государственных органов в области ценообразования различаются. Например, Министерство экономического развития РФ осуществляет тарифно-ценовую политику в отраслях естественных монополий. Министерство регионального развития РФ уполномочено принимать методики расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги. Федеральное агентство связи осуществляет государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования.

Другие федеральные органы исполнительной власти воздействуют на цены и процесс ценообразования с применением косвенных методов государственного регулирования, например, путем предоставления бюджетных кредитов, снижения налоговой нагрузки, льготного кредитования, применения льготных таможенных пошлин.

Государственный уровень организационной структуры рассматриваемой системы представлен также региональными органами управления. Как следует из отчета Федеральной службы по тарифам о результатах деятельности в 2009 г. и задачах на среднесрочную перспективу, по состоянию на 25 февраля 2010 г. создано 90 органов исполнительной власти субъектов РФ, задействованных в области государственного регулирования тарифов [1, с. 183].

Созданы органы регулирования цен и в каждом муниципальном образовании (только в Астраханской области их 177).

Факт существования большого количества управляющих субъектов в сфере ценообразования создает ситуацию, когда система управления перестает упорядочивать взаимоотношения участников совместной деятельности. Это затрудняет практическое исполнение нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по образованию и применению цен.

В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» [2] этот высший коллегиальный орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. К таким мерам можно отнести, например, основы ценообразования и правила государственного регулирования тарифов, утверждаемые постановлениями Правительства РФ. Но при этом не определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий и ответственный за реализацию единой государственной ценовой политики по нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования. Впрочем, каждый из федеральных органов управления отвечает за реализацию возложенных на него функций. Например, ФСТ России уполномочена осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Отсутствие координатора управления в сфере ценообразования приводит к тому, что регулируемые цены ограничиваются предельными максимальными и

(или) минимальными уровнями при одновременном увеличении налоговых и обязательных платежей, минимальной ставки оплаты труда, приводящих к увеличению стоимостных показателей продукции, товаров и услуг.

Отсутствие в органах местного самоуправления квалифицированных кадров и материальных ресурсов, наряду с отсутствием методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (до настоящего времени не разработаны Министерством регионального развития РФ), приводят к нарушению как процедуры регулирования тарифов, так и расчетов их экономической обоснованности. Кроме того, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [3] органы местного самоуправления не имеют право осуществлять контроль за правильностью применения установленных ими надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Это ставит под сомнение их правовой статус как «органа управления», поскольку нет самого главного полномочия - контролировать исполнение принятых управленческих решений.

На наш взгляд, количество управляющих субъектов в сфере ценообразования требует сокращения, и прежде всего на муниципальном уровне, что является одним из направлений по совершенствованию системы управления. Необходимо также определить федеральный орган исполнительной власти по реализации ценовой политики страны, который будет координировать деятельность других управляющих субъектов и отвечать за исполнение законодательства в сфере ценообразования в соответствии с законодательно установленными целями и задачами.

Множественность государственного и муниципального воздействия на процессы образования и применения цен осложняется отсутствием законодательно установленных целей управления.

Как отмечает профессор С.Н. Братановский, определение целей - первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям) [4, с. 68]. Цель представляет собой результат деятельности, к которому стремятся, которого хотят достичь, поэтому цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.

Определение целей управления ценообразованием - самый первый и важный этап управления в данной сфере. Рассмотрим, какие цели управления в сфере ценообразованием закреплены в действующем законодательстве.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [5] государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в следующих целях: защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии; формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов; создания экономических стимулов обеспечения повышения энерге-

тической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности); обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

С 1 января 2011 г. указанный Федеральный закон прекращает действие, а федеральные законы «Об электроэнергетике» [6], «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [3], «О теплоснабжении» [7] не содержат целей государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифов организаций коммунального комплекса. На наш взгляд, отсутствие законодательно закрепленных целей регулирования цен (тарифов) делает управление в сфере ценообразования бессистемным, не имеющим первоосновы, а значит, заранее обреченным на неэффективность.

Цели управления в сфере ценообразования обязательно должны найти отражение в действующем законодательстве. Как правильно отметил профессор А.П. Алехин, именно качественное законодательство призвано предупредить поспешность, импровизации, субъективизм и волюнтаризм в создании управленческих систем [8, с. 21].

Учитывая изложенное, требуется законодательно установить стратегические цели и задачи управления в сфере ценообразования, корректировать их с учетом социально-экономического развития страны. На наш взгляд, такими целями могут стать:

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг;

- обеспечение потребителей необходимым количеством товаров, продукции и услуг установленного качества по доступным ценам;

- защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен (тарифов).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих действующую систему управления в сфере ценообразования, требует систематизации.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ [9] основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что основы регулирования общественных отношений в обозначенной сфере отнесены Конституцией РФ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти и по указанному предмету ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. До настоящего времени единый федеральный закон, определяющий основы ценовой политики государства, не принят, что во многом затрудняет определение целей и задач управления, сущности ценовой политики, форм и методов управления.

Таким образом, требуется принятие базового, системообразующего федерального закона «Об основах ценовой политики Российской Федерации», который станет правовой основой государственного управления в сфере ценообразования. Это позволит объединить усилия субъектов управления, повысить эффективность форм и методов управления и, как следствие, защитить интересы производ ителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства

государства в их хозяйственную деятельность, а также обеспечить потребителей необходимым количеством товаров, продукции и услуг установленного качества по доступным ценам.

Библиографический список

1. Отчет ФСТ России о результатах деятельности в 2009 году и задачах на среднесрочную перспективу // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. 2010. № 11.

2. О Правительстве Российской Федерации: Федер. конст. закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712. 2010. № 30. Ст. 3984.

3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федер. закон от 30 дек. 2004 г. № 210-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 36; 2010. № 31. Ст. 4206.

4. Братановский С.Н. Административное право России. М., 2003.

5. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: Федер. закон от 14 апр. 1995 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316; 2010. № 31. Ст. 4206.

6. Об электроэнергетике: Федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177; 2010. № 31. Ст. 4160.

7. О теплоснабжении: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.

8. Алехин А.П., Кармолицкий A.A. Административное право России: в 2 ч. М., 2009. Ч. 2.

9. Конституция Российской Федерации М., 2010.

A.A. Ivanova

The State and Basic Drawbacks of Legal Regulation of the State-Public Management in the General Education System

State-public management in general education system: some legal approaches. The short summary: article is devoted problems of legal regulation of management by educational institution. In article is standard legal certificates regulating educational process are analysed. The special attention is given legal maintenance of state-public management.

Key words and word-combinations: educational institution, legal regulation, state-public management.

Исследуются проблемы правового регулирования управления образовательным учреждением. Особое внимание уделено правовому обеспечению государственно-общественного управления.

Ключевые слова и словосочетания: образовательное учреждение, правовое регулирование, государственнообщественное управление.

УДК 307.338 ББК 65.9(2)

A.A. Иванова СОСТОЯНИЕ

И ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННООБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1\^ одернизация российской системы образования в настоящее время осуществляется нарастающими темпами и во все более расширяющихся масштабах. При этом оптимизация деятельности образовательных учреждений, поиск новых технологий управления ими становятся особенно акту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.