Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования местного самоуправления в Кыргызской Республике'

Основные направления совершенствования местного самоуправления в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
953
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / КУRGYZSTAN REPUBLIC / LOCAL GOVERNMENT / DEMOCRATIC SOCIETY / DEMOCRACY / PUBLIC POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тутуев Канболот Мусаевич

Рассматриваются проблемы развития местного самоуправления в Кыргызской Республике, предлагаются меры по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main perfection trends of the local administration in the Kirghiz republic

The article tells about the problems of the local government development in Kyrgyzstan Republic, the measures for solving them are offered.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования местного самоуправления в Кыргызской Республике»

УДК 342

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

THE MAIN PERFECTION TRENDS OF THE LOCAL ADMINISTRATION

IN THE KIRGHIZ REPUBLIC

К.М. ТУТУЕВ (K.M. TUTUEV)

Рассматриваются проблемы развития местного самоуправления в Кыргызской Республике, предлагаются меры по их разрешению.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, местное самоуправление, демократическое общество, народовластие, публичная власть.

The article tells about the problems of the local government development in Куrgyzstan Republic, the measures for solving them are offered.

Key words: Куrgyzstan Republic, local government, democratic society, democracy, public power.

Среди актуальных проблем развития Кыргызской Республики особое место занимает возрождение местного самоуправления как важнейшего института самоуправления демократического общества.

Современный этап развития местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов и решений. По вопросам местного самоуправления за последние несколько лет высказано немало суждений, проведены не одна дискуссия и не одно парламентское слушание. Каждая решенная проблема приближает Кыргызскую Республику к выработке такой системы самоорганизации граждан и организации власти на местном уровне, которая в наибольшей степени отвечает интересам различных слоев населения и кыргызского государства в целом.

Оценивая современное состояние местного самоуправления в муниципальных образованиях Кыргызской Республики, следует отметить, что сегодня оно находится на начальной стадии своего развития и его эффективность пока низка. Основные причины такого положения представлены в табл. 1.

Для реализации вопросов местного значения необходимо выполнение трех основных условий:

1) органы местного самоуправления должны обладать в рамках законов полной свободой действий при осуществлении своей деятельности по любым вопросам, которые не исключены из их компетенции или добровольно ими не переданы какому-либо другому органу государственной власти;

2) органы местного самоуправления должны иметь необходимые финансовые и материальные средства для решения вопросов, входящих в их компетенцию;

3) контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны государственных административных органов должен осуществляться в строгом соответствии с законами Кыргызской Республики.

Для кыргызского общества сегодня важно понимание и осознание того, что местное самоуправление - не самоцель, а средство достижения интересов, улучшения качества жизни населения территории, образующего местное сообщество. Гораздо эффективнее решать вопросы местного значения на местах, а не дожидаться указаний «сверху».

© Тутуев К.М., 2010

Таблица 1

Проблемы, сдерживающие развитие местного самоуправления и пути их преодоления

Проблемы Пути преодоления

- значительное запаздывание с проведением реформы территориального управления на основе развития местного самоуправления; - неполное понимание, ошибочное представление самой сути местного самоуправления и его необходимости для Киргизии; - отстраненность населения от процесса принятия решений под свою ответственность; - не получение избирателями заблаговременно достоверной, полной, всесторонней информации о кандидатах, программах их деятельности, после избрания - выполнения этих программ; - слабое кадровое обеспечение местного самоуправления, недостаточный уровень квалификации муниципальных служащих; - недостаточное научное обеспечение местного самоуправления; - отсутствие фактического контроля и ответственности органов местного самоуправления перед государством и населением; - недостаточное использование имеющегося опыта местного самоуправления - передача в компетенцию местного самоуправления всех вопросов, затрагивающих интересы жителей муниципального образования. Из компетенции органов местного самоуправления выпадают лишь те сферы деятельности, которые могут затрагивать интересы всего государства в целом; - разработка целостной теории местного самоуправления, широкое внедрение научных рекомендаций по организации и формированию местного самоуправления, по применению регламентирующих и обеспечивающих это управление документов; - использование зарубежного и накопленного кыргызского опыта, учитывая его положительные и отрицательные стороны; - регулярный отчет избранных на должность о проделанной работе за прошедшее после выборов время; - профессиональная подготовка и переподготовка муниципальных служащих; - введение более строгих мер персональной ответственности муниципальных служащих и должностных лиц

Непонимание либо ошибочное представление об истинной сути местного самоуправления ведет к отстранению населения от участия в местном самоуправлении, отсутствию в местных сообществах заинтересованности и готовности к активному участию в самоуправлении. Для преодоления этого необходимо через средства массовой информации, образовательные учреждения, проведение семинаров и конференций на предприятиях и учреждениях разъяснять населению сущность и значимость местного самоуправления для нормального развития современного общества и государства.

В настоящее время большинство должностей в органах местного самоуправления занимают люди, не имеющие специального образования, необходимых навыков. Опыт руководящей работы часто заменяет специальное образование, однако этого недостаточно для стабильного развития местного самоуправления и эффективного функционирования его органов. Необходимо целенаправленно обеспечивать профессиональную подготовку и переподготовку муниципальных служащих.

В современном законодательстве конкретно не определены ни виды, ни степень

ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за несоблюдение и нарушение законности в этой области. Предусмотренная в законе мера - рассмотрение законодательным органом государственной власти Кыргызской Республики вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в связи с признанием (на основании заключения суда) несоответствия их деятельности Конституции и установленным законам Кыргызской Республики - представляется необходимой, но, очевидно, недостаточной мерой ответственности, особенно если речь идет о грубых нарушениях законности и серьезных ошибках в области местного самоуправления. Поэтому необходимо предусмотреть в законодательном порядке более строгие меры персональной ответственности должностных лиц. Отсутствие реального контроля и ответственности порождает у некоторых руководителей и исполнителей органов местного самоуправления чувство вседозволенности, что наносит существенный вред развитию народовластия.

Необходимо в полной мере использовать опыт как отечественного, так и зарубежного местного самоуправления, учитывая положительные и отрицательные его стороны. В Кыргызской Республике в настоящее время в основном используется германский опыт, в частности южногерманская модель устройства городского совета. Необходимо помнить о том, что кроме германских есть и другие модели и типы местного самоуправления, из которых тоже можно извлечь много полезного для становления и развития местного самоуправления в Кыргызской Республике.

Таким образом, сегодня в Кыргызской Республике у местного самоуправления существует множество проблем и от их правильного разрешения зависит дальнейшая судьба местного самоуправления в Кыргызской Республике. Местное самоуправление в Кыргызской Республике находится на начальной стадии своего развития. Такому положению способствует ряд причин, основными из которых являются следующие:

- запаздывание с проведением реформы территориального управления;

- недопонимание роли местного самоуправления в развитии демократического общества;

- отстраненность населения от самоуправления;

- несовершенство избирательных технологий;

- слабое кадровое обеспечение местного самоуправления;

- неудовлетворительное научное и методическое обеспечение местного самоуправления;

- слабость правового обеспечения местного самоуправления и ряд других.

Для решения этих проблем необходимо выполнение ряда условий, таких как:

- передача в компетенцию местного самоуправления всех вопросов местного значения, исключая затрагивающие интересы всего государства в целом;

- агитация населения к активному участию в выборах и референдумах;

- профессиональная подготовка муниципальных служащих;

- разработка целостной теории местного самоуправления, внедрение научных реко-

мендаций по организации местного самоуправления;

- установление более строгих мер персональной ответственности должностных лиц;

- использование в полной мере имеющегося опыта отечественного и зарубежного самоуправления.

Первым из предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики законов об организации власти на принципах самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях является закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Кыргызской Республике» от 19 апреля 1991 г. [1], который положил начало развитию законодательства в области местного самоуправления. Правовое пространство в части местного самоуправления все же остается далеко не заполненным как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований.

Недостатки правового обеспечения местного самоуправления в Кыргызской Республики и мероприятия по их устранению указаны в табл. 2.

Негативное влияние на развитие местного самоуправления оказывает также отсутствие некоторых кодексов. Следует подчеркнуть, что беззаконие, неоправданная задержка с разработкой и принятием необходимого для местного самоуправления законодательства на государственном уровне не только тормозит создание системы местного самоуправления, но способствуют самоуправству, которое принципиально несовместимо с самоуправлением.

Значительная часть статей закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» сформулирована в самом общем виде, что делает их малопригодными для практического использования в конкретных ситуациях.

Широкие полномочия, предоставленные законом Кыргызской Республики органам государственной власти в области местного самоуправления, заметно ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления.

Таблица 2

Недостатки правового обеспечения местного самоуправления и мероприятия по их устранению

Недостатки Мероприятия

- отсутствие законодательных актов по ряду важнейших вопросов, недостаточное качество принятых нормативно-правовых актов; - ограничение самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных законодательством к ведению местного самоуправления; - выведение отдельных территорий из-под действия законодательства о местном самоуправлении; - возложение на органы местного самоуправления осуществления государственных полномочий без передачи соответствующих материальных и финансовых средств - осуществление права законодательной инициативы; - защита интересов муниципальных образований в суде; принятие законов о муниципальных землях; о порядке компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; - непосредственное участие муниципальных образований в разработке и утверждении жизненно необходимых правовых актов по вопросам местного значения

В законе не установлены виды и меры ответственности органов государственной власти Кыргызской Республики за превышение их полномочий, невыполнение возложенных на них обязанностей и ошибочные решения в области местного самоуправления.

Анализируя качество нормативно-правовых актов в области местного самоуправления, необходимо обратить особое внимание на возрастающее число случаев грубых нарушений конституционных прав населения в Указах Президента и Постановлениях Правительства Кыргызской Республики.

К числу наиболее типичных нарушений Указам Президента и Постановлениям Правительства Кыргызской Республики относятся:

- ограничение самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных законодательством к ведению местного самоуправления, в частности вопросов владения муниципальной собственностью, формирования местных бюджетов, определения структуры органов местного самоуправления;

- возложение на органы местного самоуправления осуществления государственных полномочий без передачи соответствующих материальных и финансовых средств;

- имеют место случаи принятия или разработки нормативных правовых актов Президента и Правительства, которые направлены не на становление и развитие местного самоуправления, а на фактическую ликвидацию муниципальных органов самоуправления путем их замены государственными органами управления, в т. ч. должностными

лицами, которые назначаются вышестоящими руководителями государственных органов власти. Что же касается органов местного самоуправления, то они согласно этим Указам и Постановлениям не входят в систему органов государственной власти. Создание так называемых органов местной государственной власти противоречит также статусу государственной власти как власти, осуществляемой от имени государственных образований [2].

Попытки создать органы «местной государственной власти» вместо органов местного самоуправления свидетельствуют о непонимании его сущности и пользы для развития подлинного народовластия.

Основной причиной возникновения таких нарушений является неполнота и несовершенство законодательства Кыргызской Республики. Поэтому необходимо сначала привести законодательство в соответствие с теми требованиями, которые диктуют современные условия развития местного самоуправления, исправить все его недочеты и недостатки, которые выявились в нем за период его функционирования.

Среди мероприятий по выходу из сложившегося положения можно предложить следующие: непосредственное участие муниципальных образований в разработке и утверждении жизненно необходимых правовых актов по вопросам местного значения; осуществление права законодательной инициативы; защита интересов муниципальных образований в суде; собственное правовое регулирование в рамках своей компетенции.

В интересах всех муниципальных образований Кыргызской Республики и их жителей необходимо объединение совместных усилий органов местного самоуправления и направление их на улучшение социальноэкономического положения в Кыргызской Республике.

1. «Жергилктуу оз алдынча башкаруу жана жер-гилктуу мамлекеттик администрациялар жо-нундо» Кыргыз Республикасынын Мыйзамы. Окмот уйу. Бишкек. 19-апрель 1991. № 437.

2. Жергилктуу оз алдынча башкаруунун эконо-микалык негиздери. Улуттук Илимдер Ака-демиясы. Бишкек, 1997. 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.