Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования контроля учебной деятельности студентов'

Основные направления совершенствования контроля учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / FUNCTIONS AND CONTENTS OF MONITORING / INNOVATIONAL FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельтевская Нателла Вахтанговна

Обосновывается назначение контроля в учебно-воспитательном процессе, заключающееся в диагностике и прогнозировании повышения учебных достижений студентов. К числу приоритетных направлений совершенствования контроля относятся конкретизация цели, определение содержания, функций, требований к его проведению и методическому обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельтевская Нателла Вахтанговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the purpose of monitoring in the educational process, which consists of diagnostics and prediction of the improvement of students’ educational achievements. The priority areas of monitoring improvement are specification of the goal, determination of contents, functions, requirements to its realization and methodological support.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования контроля учебной деятельности студентов»

Н.в. ТЕЛЬТЕВСКАЯ (Саратов)

основные направления совершенствования контроля учебной деятельности студентов

Обосновывается назначение контроля в учебно-воспитательном процессе, заключающееся в диагностике и прогнозировании повышения учебных достижений студентов. К числу приоритетных направлений совершенствования контроля относятся конкретизация цели, определение содержания, функций, требований к его проведению и методическому обеспечению.

Ключевые слова: функции и содержание контроля, инновационные формы и методы.

Необходимость постоянного совершенствования контроля как составной части образовательного процесса в вузе осознана давно, в связи с чем предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. Общеизвестными недостатками традиционной системы контроля являются 1) сосредоточенность внимания преподавателя на выявлении объема усвоенных студентами знаний, умений и навыков, при этом другие показатели учебной деятельности остаются вне поля зрения; 2) дискретность контроля, что проявляется в его неравномерности и наличии значительных по времени бесконтрольных периодов; 3) использование преподавателем методов контроля без учета их направленности и возможности для получения достоверной информации о степени затруднений, типичных недостатках и сформи-рованности у студентов приемов учебной работы. Значение контроля в учебном процессе, целостность которого характеризуется новыми качественными показателями, заключается не только в выявлении преподавателем результатов усвоения учебного материала конкретного курса, но и в осуществлении самоконтроля студентами, осознания ими природы своих интеллектуальных действий, содействующих развитию рефлексивных способностей.

Совершенствование контроля связано с определением его цели, задач, функционального назначения, соответствия определенным требованиям и содержания. Целью осуществления контроля в вузе являются получение и анализ информации о качестве осуществляемого в вузе учебно-воспитательного процесса, результатом которого выступает степень

обученности студентов, составляющая фундамент их профессиональной компетентности. С целью совершенствования системы контроля необходимо уточнить его функции, детерминирующие оптимальность выбора форм и методов контроля. Анализ научных источников (М.Е. Брейгина, С.С. Гурия, Т.А. Ильина, Е.И. Перовского, Е.В. Сергеева, Н.Ф. Талызина, Н.В. Тельтевская) позволил обобщить мнения ученых и выявить следующие функции.

Функция управления познавательной деятельностью студентов связана с проникновением идей кибернетики, показавших всю значимость обратной связи в управлении учебным процессом в целом и деятельностью каждого студента в отдельности. То, что понимается под обратной связью в теории информации, отнюдь не сводится в учебном процессе только к проверке знаний, но последняя способна с наибольшей эффективностью выполнять функции обратной связи. Такая связь служит основанием для внесения коррективов в учебный процесс, совершенствования его содержания, форм организации и методов обучения, руководства и управления познавательной деятельностью студентов. Без этой функции невозможны ни управление, ни саморегуляция такой кибернетической системы, какой является система «преподаватель - студент». Функция управления тесно связана с другими функциями.

Информационная функция направлена на своевременное получение достоверных сведений о достижении студентами учебных результатов для принятия конкретных решений об оказании им необходимой помощи до окончания изучения дисциплины с целью достижения более высоких результатов. вместе с тем в процессе контроля необходимо выявлять ряд моментов, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными ими с целью устранения пробелов в знаниях.

Проверочная функция заключается в а) получении систематической информации о ходе и результатах обучения; б) выявлении сфор-мированности знаний, умений и навыков как у отдельных студентов, так и в целом у группы, всего потока и на основании этого - установление готовности студентов к восприятию и осознанию учебного материала, его дальнейшей систематизации и обобщения, установления связей в нем и т.д.; в) получении информации об умениях студентов творчески применять знания, осуществлять широкий перенос знаний в новые ситуации.

© Тельтевская Н.В., 2014

непрерывное профессиональное образование

Обучающая функция проявляется в педагогически целесообразной и методически четкой организации контроля, в ходе которого, с одной стороны, выявляется степень усвоения ранее изученного материала, а с другой - осуществляется содействие большему углублению, расширению и прочному усвоению знаний, умений и навыков. При этом важен процесс осознания студентами достигнутых результатов, достоинств и наличие возможных пробелов в знаниях. Вместе с тем в процессе контроля необходимо выявлять ряд моментов, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными с целью устранения пробелов в знаниях.

Развивающая функция подразумевает содействие интеллектуальному и духовному росту студентов, развитию их внимания, памяти, мышления, речи, овладение наиболее рациональными приемами учебной деятельности, активизации познавательной деятельности и формирование познавательной самостоятельности, профессиональных интересов и стремлений к непрерывному самообразованию.

Воспитывающая функция характеризуется тем, что студенты приучаются к моральной ответственности за результаты собственной деятельности, вырабатывают волевые усилия и целый ряд других моральных качеств, необходимых будущему специалисту. Немаловажное значение имеют четкая организация контроля, объем, корректность и прагматическая направленность проверочных вопросов и заданий, осуществление индивидуального подхода к студентам и объективность проверки. При этом необходимо проявлять доверие к учебным возможностям, творческим силам и способностям студентов, мобилизовать их на выполнение заданий с полной отдачей сил, побуждать их познавательные интересы и формировать положительные мотивы учения, уверенность и готовность к профессиональной деятельности.

Диагностическая функция заключается в

а) установлении имеющихся пробелов по той или иной теме, разделу учебного материала;

б) определении затруднений, которые возникают у студентов в процессе обучения (а также в чем конкретно заключаются эти трудности);

в) выявлении причин этих явлений и своевременном оказании необходимой помощи в виде консультаций и конкретных рекомендаций, коллоквиумов с целью предупреждения низкой успеваемости или неуспеваемости студентов; г) установлении соответствия методов преподавания и результатов студентов.

Мотивационно-стимулирующая функция побуждает студентов стремиться к лучшим по-

казателям в своей учебной деятельности, влияет, во-первых, на проявление инициативности студентов и творческого подхода к делу, во-вторых, на изменение в содержании профессиональной направленности студентов, желание развивать свои способности и добиваться успеха в учебе и на производстве, в-третьих, на формирование у студентов психологической готовности к ежедневной напряженной работе.

Прогностическая функция контроля заключается в предвидении оптимальных результатов, которые могут быть достигнуты студентами в соответствии с их реальными учебными возможностями. При этом следует учитывать, что последние могут изменяться под влиянием различных условий, в том числе и под влиянием целенаправленной деятельности преподавателя.

Организующая функция проявляется в осознании студентами необходимости систематической и повседневной работы по усвоению и совершенствованию знаний и мобилизации своих интеллектуальных усилий. Ориентирующая функция направлена на получение достоверных данных о степени достижения цели обучения самими студентами и преподавателем и позволяет нацелить деятельность обучающихся на достижение конкретных результатов (усвоить тот или иной раздел учебного материала, восполнить пробелы, овладеть определенными способами деятельности и приемами учебной работы).

Оценочная функция предусматривает выявление степени обученности студентов и связана с оценкой результата их учебной деятельности, т.е. с успеваемостью.

Обобщающая функция заключается в определении эффективности организации и проведении академических занятий, оптимальности выбора форм, методов и средств обучения, в том числе и методов контроля, определении особенностей учебной деятельности и степени активности студентов.

Аналитическая функция позволяет сравнивать полученные результаты с заданными государственными образовательными стандартами с эталонами по конкретным учебным дисциплинам и определять пробелы в знаниях, умениях и навыках с учетом внешних и внутренних факторов (например, материально-техническим обеспечением учебно-воспитательного процесса, уровнем знаний студентов и т.д.).

Корректирующая функция позволяет преподавателям и студентам повысить результативность своей деятельности посредством своевременного внесения в нее необходимых изменений, определить образовательную тра-

екторию конкретного студента и оказать ему содействие в планировании самостоятельной учебной деятельности, повышении уровня притязаний и ориентации на успех.

Методическая функция заключается в анализе эффективности используемых форм и методов контроля и определении их оптимального выбора для достижения планируемых результатов. Рефлексивная функция содействует осознанию субъектами образовательного процесса ценностей и смысла профессиональной подготовки, значимости собственных учебных достижений. Комплексная реализация всех названных функций контроля в конечном счете содействует повышению качества образовательного процесса. Необходимым для проведения контроля является его соответствие определенным требованиям.

Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы. При выборе видов и методов контроля надлежит руководствоваться следующими требованиями:

- планомерность (соответствие ходу учебного процесса);

- систематичность (последовательное выявление степени овладения знаниями и умениями на каждом этапе познавательной деятельности и позитивные изменения в способах их приобретения; избежание бесконтрольных периодов; изменения в способах их приобретения);

- объективность (научно обоснованная оценка знаний обучающихся, обусловленная конкретизацией целей обучения и установлением требований к усвоению учебного материала; анализ достигнутых учащимися результатов обучения и их соотнесенность с программными требованиями);

- экономичность (контроль не должен отнимать много времени);

- простота и доступность применения;

- наглядность представления результатов;

- всесторонность контроля (выявление не только результатов усвоения знаний, но и требуемых умений и навыков, а также сам процесс, обеспечивающий их достижение);

- оптимальность контроля (выбор форм, методов и средств контроля, соответствующих установленным требованиям и адаптированным к уровням усвоения знаний студентами для получения наиболее высоких результатов).

Эффективность проведения контроля во многом зависит о того, что именно контролируется, а точнее, от его содержания, определяемого конкретными требованиями изучения учебной дисциплины. Исходной позицией для определения преподавателями того, что долж-

но подлежать контролю, является рассмотрение содержания образования как педагогической модели социального заказа, как специфического опыта связи между познанием и практикой, что находит отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, в которых номинативно определяется объем знаний, который должен быть усвоен. особенности освещения и глубина раскрытия тех или иных теоретических положений, соотнесение объема с качественными показателями знаний, по сути, находятся в сфере компетенции самого преподавателя или коллективов кафедр.

Следовательно, контролю подлежит выявление степени усвоения студентами фундаментальных знаний и формирование готовности к практическому применению этих знаний. Важным является выявление у студентов знаний основных законов, ведущих теоретических идей, значимых правил и фактов, поэтому контроль должен быть направлен на выявление существенного, менее значимый материал контролируется, как правило, только в связи с рассмотрением основных вопросов.

На практике преподаватели ограничиваются чаще контролем результата познавательной деятельности - выявлением знаний, умений и навыков, вне поля зрения остается сам характер учебной деятельности, ведущий к этому результату. В силу этого не могут быть выявлены те затруднения, которые испытывают студенты, имеющие низкие результаты, и не может быть оказана действенная помощь. Становится очевидной необходимость изменения подходов преподавателя в определении содержания контроля. Он должен не только фиксировать конечный результат учебно-познавательной деятельности, но и выявлять ее особенности, которые влияют на получение этого результата, что позволит не только диагностировать, но и прогнозировать возможности их значительного улучшения. Именно поэтому, с одной стороны, важно учесть функции теоретических знаний, которыми надлежит вооружить будущих специалистов, а с другой -необходим контроль процессуальной стороны учения студентов.

В работах по философии говорится о таких функциях теоретических знаний, как методологическая, объяснительная и прогностическая. Сущность методологической функции теоретических знаний заключается в регулировании процесса получения опытных данных и в воздействии на процесс восприятия уже полученных опытных данных. В связи с этим в ряде случаев теоретиче-

непрерывное профессиональное образование

ские знания функционально способны замещать эмпирические. Другой не менее важной функцией теоретических знаний является научное объяснение явлений, процессов, фактов, что требует выяснения условий, в которых они протекают или имеют место. Прогностическая функция теоретических знаний заключается в установлении ведущих закономерностей, основных тенденций, детерминирующих развитие познавательных процессов. Контролю также подлежат умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. К их числу относятся умения рассуждать, устанавливать связи и зависимости между изучаемыми явлениями и процессами, находить аргументы, подтверждающие правомерность высказываемых суждений. Для этого необходимо использовать различные по своей форме и назначению проверочные вопросы, анализ ответов на которые позволит выявить пробелы в знаниях студентов, ошибки, недостатки, а также причины, этому способствующие, и наметить пути их устранения.

в зависимости от характера путей получения нового знания можно выделить различные формы вопросов, которые преподаватель может использовать в процессе контроля.

Обычные, или традиционные, вопросы требуют развернутого ответа на основе информационного поиска и позволяют судить не только о полноте знаний, но и о способностях студентов к самостоятельному построению развернутого ответа.

Структурные вопросы состоят из нескольких подвопросов, направляющих ход рассуждений обучающихся и ограничивающих содержание ответа. Преимущество данных вопросов по сравнению с традиционными заключается в том, что при их использовании ограничивается объем лишнего материала, который обычно присутствует в ответах на традиционные вопросы, т. к. содержание ответа строится в определенной логике.

Проблемные вопросы содействуют углублению, расширению знаний и решаются на основе высокой интеллектуальной активности студентов, т. к. ответ на них не содержится ни в прежних знаниях обучающихся, ни в полученной от преподавателя информации и требуется определенное умственное напряжение для добывания нового интеллектуального действия.

Вопросы на установление междисциплинарных связей, позволяющие отразить в обучении процесс интеграции различных научных дисциплин и усилить в них объяснительный элемент, играют значительную роль

в формировании методологической культуры мышления будущих специалистов. Отвечая на такие вопросы, требующие синтезирования и систематизации материала из различных научных дисциплин, студенты учатся рассуждать, обосновывать, доказывать свою точку зрения, осуществлять перенос знаний в новые ситуации.

Тестовые задания подразумевают серии кратко и точно сформулированных вопросов, на которые студенты должны дать ответы либо посредством выбора из числа предложенных, либо конструируя их. Такие задания в основном выявляют объем знаний и нацеливают на репродуктивную деятельность. в последнее время получают распространение фа-сетные задания, в которых предусматривается выбор нескольких правильных ответов из числа предложенных.

Контекстные вопросы ориентируют на выполнение квазипрофессиональной деятельности и учебно-профессиональной деятельности.

Главной особенностью содержания профессиональной подготовки является ориентация на конкретную практическую деятельность. В силу этого принципиально важно обеспечить единство теоретической и практической деятельности, ее интеграцию, вследствие чего должен осуществляться переход от учебной деятельности к квазипрофессиональной и учебно-профессиональной, должен измениться сам подход к определению содержания контроля. Для этого необходимо обеспе-

соотнесение уровней усвоения знаний по характеру познавательной деятельности с типами проверочных вопросов

Уровень Характер Типы вопросов

усвоения познаватель-

ной деятель-

ности

Воспро- Репродук- Традиционные, структуриро-

изведе- тивный ванные, тесты с выбором

ние зна- ответов

ний

Приме- Продук- Традиционные вопросы,

нение тивный тесты со свободно конструи-

знаний руемыми ответами, выполне-

и уме- ние заданий по аналогии

ний по

образцу

Приме- Творче- Проблемные вопросы и зада-

нение ский ния, вопросы на междисци-

знаний и плинарные связи, контекст-

умений ные вопросы

в новой

ситуа-

ции

чить трансформацию одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный), что потребует изменения мотивов, целей, действий, средств и приведет к качественно новому результату.

Предъявление различных типов вопросов детерминирует особенности познавательной деятельности студентов и достижение определенного уровня усвоения знаний (см. табл. на с. 133).

Поиски путей совершенствования контроля знаний студентов привели к широкому использованию в вузовском процессе обучения рейтингового контроля, который имеет определенные преимущества, т.к. при его применении возникает конкуренция, создаются условия для состязательности студентов, что положительно сказывается на развитии их познавательной активности. Позитивным аспектом рейтинга многие ученые (А.В. Дружкин, В.А. Попков, Е.С. Поплевко, Н.В. Тельтевская, Т.И. Тамбовкина, О.Б. Томилин и др.) называют изменение отношения студентов к учению и привитие навыков систематической работы. Несмотря на неоспоримые достоинства рейтинга, нельзя утверждать, что его внедрение в учебный процесс решает все вопросы, связанные с контролем [2]. Необходимость выявления у студентов степени усвоения фундаментальных основ науки, умений применять теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач, сформирован-ности профессиональной мотивации и исследовательского опыта студентов обусловливает разработку и внедрение инновационных форм и методов контроля. К их числу мы относим «экзамен за круглым столом», выездной экзамен, экзамен-дискуссию, экзамен с элементами дидахографии, тест-проект и др. [1].

Из сказанного следует, что проблема совершенствования контроля учебной деятельности студентов полиаспектна и имеет множество путей решения, касающихся определения содержания контроля и его научно-методического обеспечения.

литература

1. Инновационные формы и методы контроля / сост. Н.В. Тельтевская. Саратов : ПАГС, 2013.

2. Тельтевская Н.В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов. Саратов : ИЦ «Наука», 2009.

* * *

1. Innovatsionnyie formyi i metodyi kontrolya / sost. N.V. Teltevskaya. Saratov : PAGS, 2013.

2. Teltevskaya N.V. Reytingovaya sistema kontrolya i otsenki znaniy studentov. Saratov : ITs «Nau-ka», 2009.

Basic areas of improvement of students' educational work monitoring

There is substantiated the purpose of monitoring in the educational process, which consists of diagnostics and prediction of the improvement of students' educational achievements. The priority areas of monitoring improvement are specification of the goal, determination of contents, functions, requirements to its realization and methodological support.

Key words: functions and contents of monitoring, in-novational forms and methods.

(Статья поступила в редакцию 15.09.2014)

м.р. илакавичус

(Санкт-Петербург)

практики неформального образования для разновозрастных сообществ: гумАнИТАРно-антропологический аспект

На основании анализа современного состояния неформального общекультурного образования в России выявляется перспективное для налаживания культуры доверия направление - практики для разновозрастных сообществ, включающих представителей поколения «дедов» и «внуков». В рамках гуманитарно-антропологического подхода раскрывается развивающий потенциал такой формы организации взаимодействия в них, как антропопрак-тики.

Ключевые слова: неформальное образование, образование взрослых, разновозрастные сообщества, межпоколенческий диалог, культура доверия.

Глобальные политические, экономические и социокультурные трансформации последних десятилетий обусловили изменения в сфере социальных взаимодействий. Общество и го-

© Илакавичус М.Р., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.