Научная статья на тему 'Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5268
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / INDEPENDENCE / INDEPENDENCE OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK / FORMING OF ORPHANS AND CHILDREN'S INDEPENDENCE WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники интернатного учреждения, в котором все за них решали взрослые, где у детей не было опыта реализации различных задач самостоятельной жизнедеятельности, сталкиваются со многими проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. Проблемное поле социально-педагогической работы, социально-государственный запрос актуализируют исследовательскую задачу поиска основных направлений организации процесса формирования самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе анализа исследований в теории социально-педагогической работы с детьми были выделены принципы организации социальной работы с детьми, которых необходимо придерживаться, осуществляя данную деятельность. Исследовано становление формирования самостоятельности ребенка как социально-педагоги-ческой проблемы. Процесс формирования самостоятельности детей - это социально-педагогический процесс, в котором интегрируются воздействия внутренних и внешних факторов. На наш взгляд, в организации социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, как особой категории детей, необходимо опираться на новые разработки и исследования вопроса с позиции исторического и компаративного подходов. Разработка новых объективных подходов к оценке уровня навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать разработке и реализации социально-педагогических программ, направленных на: создание развивающей среды и адаптивной системы образования; проведение коррекционно-развивающей работы с детьми; коррекцию интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов; формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов; предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома; внедрение технологии социально-педагогического мониторинга сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK OF FORMATION OF ORPHANS AND CHILDREN’S INDEPENDENCE LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Entering into an independent life, graduates of residential institutions, in which everything is decided for them by adults, where the children had no experience of implementing various tasks assisted living, face many problems that seem unsolvable. In this regard, one of the priority tasks in the field of social adaptation of graduates of institutions for orphans is to improve the systems of these institutions for the education and training of the children placed there, preparing them for an independent life after release from the institution. The problem field of social-pedagogical work, social and public request research actualizes the task of finding the main directions of the organization of process of formation of independence of children orphans and children without parental care. The analysis of researches in the theory of social-pedagogical work with children identified principles of organization of social work with children which must be adhered to while implementing this activity. The formation of independence of the child as a social and pedagogical problem is investigated. The process of formation of independence of children is social-pedagogical process, which integrates the impact of internal and external factors. In our opinion, in the organization of social-pedagogical work with children orphans and children without parental care, as a special category of children, it is necessary to rely on new developments and researches of the issue from the perspective of historical and comparative approaches. Development of new objective approaches to assessing the level of life skills of the students and alumni organizations for orphans and children left without care of parents will contribute to the development and implementation of socio-educational programs aimed at: creating a developmental environment and adaptive system of education; the conduct of correctional-developing work with children; the intellectual and correction of cognitive-emotional processes; the formation of communication skills; integration into society on the rights of full members; provide experience of independent living prior to release from the orphanage; introduction of technologies of social and pedagogical monitoring of the development of life skills of orphans and children left without care of parents.

Текст научной работы на тему «Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 36+378

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ1

© Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, e-mail: [email protected]

Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники интернатного учреждения, в котором все за них решали взрослые, где у детей не было опыта реализации различных задач самостоятельной жизнедеятельности, сталкиваются со многими проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. Проблемное поле социально-педагогической работы, социально-государственный запрос актуализируют исследовательскую задачу поиска основных направлений организации процесса формирования самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе анализа исследований в теории социально-педагогической работы с детьми были выделены принципы организации социальной работы с детьми, которых необходимо придерживаться, осуществляя данную деятельность. Исследовано становление формирования самостоятельности ребенка как социально-педагогической проблемы. Процесс формирования самостоятельности детей - это социально-педагогический процесс, в котором интегрируются воздействия внутренних и внешних факторов. На наш взгляд, в организации социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, как особой категории детей, необходимо опираться на новые разработки и исследования вопроса с позиции исторического и компаративного подходов. Разработка новых объективных подходов к оценке уровня навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать разработке и реализации социально-педагогических программ, направленных на: создание развивающей среды и адаптивной системы образования; проведение коррекционно-развивающей работы с детьми; коррекцию интеллектуальных и когнитивно--эмоциональных процессов; формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов; предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома; внедрение технологии социально-педагогического мониторинга сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: самостоятельность; самостоятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-педагогическая работа; формирование самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В современных условиях перед российским государством стоит важная задача по разработке и реализации эффективной политики в отношении детства. Социально-педагогическая работа с детьми является важным механизмом активной государственной и региональной социальной политики в отношении детей. 1 июня 2012 г. в РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., в регионах разработаны и реализуются стратегии (программы) действий в интересах детей.

1 Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области, Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области.

Анализ данных документов показал, что к основным направлениям государственного обеспечения защиты и поддержки детства относятся: семейная политика детствосбере-жения; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия [1].

Особую значимость в современной социально-экономической ситуации приобретает

социально-педагогическая работа с социально-проблемными категориями детей. По данным статистики, из 15000 выпускников интернатых учреждений в течение года на скамье подсудимых оказываются около 5000 человек, не имеют постоянного места жительства - 3000, кончают жизнь самоубийством - 1500 [2].

По данным уполномоченного по правам ребенка в РФ общее число детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 г. составляет 493071 человек [3].

Остро стоит вопрос эффективной организации социально-педагогической работы именно с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Причин этому несколько.

Во-первых. Существующая система социального воспитания и социализации детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей, находится на стадии реформирования, т. к. признана на сегодняшний день недостаточно результативной. Выпускники интернатных учреждений, в большинстве случаев оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни, не умеют применять на практике полученные знания, не умеют ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним. В результате, это приводит к социальной исключенности молодых людей, и, как следствие, может проявляться в форме асоциального поведения, что, в свою очередь, порождает стереотипность их образа, сложившегося в глазах остального общества (дети с плохой наследственностью, из них ничего стоящего не получиться и т. д.).

Во-вторых. Политика устройства детей-сирот в семьи, реализующаяся в нашей стране с 2007 г., дала серьезные положительные результаты, однако радикально уменьшить количество сирот пока не удается. Одной из причин этому является то, что основной контингент - это дети маловостребованные кандидатами, при существующей системе стимулирования и просветительско-информа-ционной работе с обществом. К ним относятся: дети подросткового возраста (старше десяти лет); дети с ограниченными возможностями здоровья, из них дети-инвалиды; дети из многодетных семей. Конечно, всех детей устроить на воспитание в семьи невозможно и какое-то количество интернатных учреждений будет существовать, но содействовать

этому необходимо, т. к. исследования показывают, что дети, находившиеся на семейной форме воспитания, адаптируются к самостоятельной жизни быстрее.

Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники интернатного учреждения, в котором все за них решали взрослые, где у детей не было опыта реализации различных задач самостоятельной жизнедеятельности, сталкиваются со многими проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. В связи с этим многие из них чаще, чем дети из семьи, оказываются беспомощными.

Л.Л. Митяев отмечает, что особенности содержания и воспитания детей в интернатных учреждениях приводят к тому, что у выпускников зачастую проявляются такие качества, как иждивенческие настроения; слабо развитое понятие собственности; неумение организовать ведение собственного хозяйства; коммуникативные трудности в ситуациях, которые являются достаточно простыми для детей, воспитывающихся в семьях; неуверенность в собственных силах и возможностях; заниженная самооценка; восприятие своего социального статуса как значительно более низкого по сравнению со статусом ребенка из семьи; инфантилизм, неадекватное самоопределение и неспособность прогнозирования собственной жизни; психологическое «капсулирование», которое приводит выпускника к стремлению находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности, ограниченного социального пространства; неадекватность поведения в социуме, немотивированная агрессивность по отношению к окружающим, стремление любой ценой привлечь к себе внимание [4].

Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т. е. отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки - воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо де-

лать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и др.

В результате выпускники учреждений для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения [5].

Данная проблема нашла свое отражение в послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. и направленных на его реализацию поручениях Президента РФ, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.

Проблемное поле социально-педагогической работы, социально-государственный запрос актуализируют исследовательскую задачу поиска основных направлений организации процесса формирования самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе анализа исследований в теории социально-педагогической работы с детьми

были выделены принципы организации социальной работы с детьми, которых необходимо придерживаться, осуществляя данную деятельность:

- реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;

- защиты прав и сбережения здоровья каждого ребенка;

- приоритета превентивно-профилактической деятельности;

- реализации потенциала каждого ребенка;

- межведомственности и социального партнерства в решении проблем детей;

- междисциплинарности, комплексности и адресности в оказании социальных услуг ребенку;

- соответствия выбранной системы методов решаемым проблемам в конкретной ситуации ребенка;

- опоры на физические и духовные ресурсы подопечного в решении проблемы;

- контроля действенности применяемых мер и инструментария;

- коррекции содержания, форм и методов деятельности с учетом конкретной ситуации [1].

В настоящее время идут активные исследования в области социальной и социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Объектом исследования становится формирование самостоятельности ребенка как социально-педагогической проблемы.

С позиции социальной педагогики важно, что от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее и развитие страны. Самостоятельность помогает человеку успешно проявлять себя, адаптироваться в обществе, участвовать в разностороннем развитии как себя, так и общества в целом. Поэтому важно формировать данное качество у каждого ребенка.

Еще М. Монтессори основной формой воспитания и обучения считала самостоятельные занятия ребенка, которые актуализируют его самостоятельность. «Нельзя быть свободным, не будучи самостоятельным», -так определила свою позицию М. Монтессо-ри [6].

Самостоятельность - это многогранное интегральное качество личности, определяющее в какой-то мере ее развитие, она ха-

рактеризует и поведение, и деятельность, и отношения личности [7].

В Педагогическом энциклопедическом словаре самостоятельность определяется как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение к человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения» [8].

В Словаре по социальной педагогике самостоятельность трактуется как «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [9].

Г.К. Селевко определяет, что самостоятельность заключается в способности человека руководствоваться в поступках своими убеждениями, в его готовности к осознанному учету характерных особенностей обстановки, сложившихся условий, в способности не принимать бездумно мнение других людей, не ориентироваться на случайные ситуации в собственных действиях [10].

И.А. Зимняя связывает самостоятельность со способностью продуктивно решать проблемы, с наличием у человека представлений о нормах взаимоотношений с другими людьми, с высоким уровнем развития самосознания, адекватностью самооценки, сфор-мированностью волевых качеств, с выдержкой, с решительностью. Она считает немаловажным и развитость рефлексии. Дополняют эту группу качеств самообладание и уверенность в себе[11].

Р.С. Немов указывает на значимость для формирования самостоятельности таких черт, как независимость, способность личности использовать ранее усвоенный опыт, адаптируя его к изменившейся ситуации [12].

Самостоятельность - важнейшая характеристика личности, которая выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне, ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т. ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.

Основными характеристиками самостоятельности являются:

- умение поставить цель;

- достижение ее без посторонней помощи и подсказки;

- принятие решений с учетом обстановки и условий;

- уверенность в возможности и правильности способа достижения цели;

- проявление ответственности, инициативности, активности [13].

Процесс формирования самостоятельности детей - это социально-педагогический процесс, в котором интегрируются воздействия внутренних и внешних факторов.

А.С. Макаренко указывал на важность воспитания самостоятельного человека и определил основные направления воспитательной работы:

- воспитание в коллективе - семейном, производственном, образовательном и первичном;

- осуществление методики индивидуализации воспитания;

- включение детей в систему реальной ответственности;

- участие ребенка в различных сферах трудовой жизни коллектива: от самообслуживания до производительного труда;

- соединение обучения и воспитания с производительным трудом;

- разумную систему взысканий;

- нравственное воспитание, общее развитие;

- высокий профессионализм воспитателя;

- наличие коллектива воспитателей-единомышленников [14].

На наш взгляд, в организации социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, как особой категории детей, необходимо опираться на новые разработки и исследования вопроса с позиции исторического и компаративного подходов.

Международное признание получил опыт воспитания самостоятельного человека в интернатных условиях, реализованный Я. Корчаком. Анализ данного опыта, проведенный И.Д. Демаковой, показал, что Я. Корчаку принадлежит одна из самых оригинальных концепций детства, разработанных в XX в., основные идеи которой сводятся к тому, что жизнь ребенка можно рассматривать только на фоне общества. Свое прак-

тическое воплощение эта концепция получила в организации социально-педагогической работы в детских домах Я. Корчака, направленной на максимальную вовлеченность воспитанников в социальную жизнь:

- дети посещали школу вне детского дома;

- корчаковские детские дома осуществляли совместную с семьей воспитательную работу с детьми; дети регулярно встречались со своими родителями, любое событие в жизни ребенка было доведено до сведения родителей;

- дети ежегодно выезжали в летнюю колонию, где они имели возможность встречаться и общаться с сельскими детьми;

- планомерно организовывались прогулки и экскурсии, которые часто проводились в целях профориентационной работы с воспитанниками;

- поддерживалась связь с бывшими воспитанниками через переписку и регулярные встречи детей с ними [15; 16].

На наш взгляд, необходимо опираться на основные идеи Я. Корчака при формировании самостоятельности воспитанников детских домов, реализуя педагогическую деятельность по следующим направлениям, которые выделил великий педагог:

- через организацию системы дежурства воспитанников, которая формировала трудовые навыки, умение обслужить самого себя, умение разумно и рационально организовать любую работу, которые необходимы в самостоятельной жизни после выхода из детского учреждения;

- через детское самоуправление, которое способствовало воспитанию чувства собственного достоинства у воспитанников, что психологически защищало ребенка в системе отношений в самостоятельной жизни;

- через деятельность товарищеских судов, которые способствовали формированию нравственных и моральных ценностей;

- через связь с внешним миром -встречи с родителями, выпускниками детских домов, организация экскурсий и прогулок и т. д.;

- через оплату труда детей как способ получения знаний, умений и навыков в области товарно-денежных отношений [15; 16].

Важно учитывать, что воспитание самостоятельности требует перехода от системы

прямого внешнего управления действиями ребенка к опосредованному педагогическому влиянию на него через создание развивающей среды, в которой любой ребенок приобретает опыт самостоятельных действий [17].

В процессе формирования самостоятельности личности необходимо обращать внимание на значение жизненного опыта, который приобретает человек, культурной традиции, в т. ч. и на бытовом уровне.

И.С. Кон подчеркивал, что самостоятельность воспитывается всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать определенные поступки и нести за них ответственность [18].

Средством формирования у воспитанников детских домов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли.

К числу важных направлений формирования самостоятельности воспитанников детских домов относим:

- создание развивающей среды и адаптивной системы учреждения;

- внедрение технологий коррекционно-развивающей, социально-адаптационной работы;

- развитие личности ребенка с максимальным использованием его потенциала, сильных сторон, способностей;

- обеспечение возможностей для осуществления опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;

- социально-педагогическое сопровождение формирования самостоятельности до и после выпуска.

С педагогической точки зрения важно организовать мониторинг социальной успешности выпускников, в котором должны быть определены объективные индикаторы реализации педагогической деятельности по названным выше направлениям. К показате-

лям успешности выпускников и результативности педагогической деятельности, на наш взгляд, можно отнести:

- сформированность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений;

- овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;

- развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

1. Комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.

2. Создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.

3. Создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.

4. Развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения.

5. Взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ инновационных процессов в образовательных учреждениях интернатного типа свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интересными и новаторскими в этом плане являются: опыт создания реабилитационных центров с целью постинтернатной адаптации выпускников детских домов; расширение сотрудничества педагогических коллективов детских домов с коллективами ученых по решению проблем детей, имеющих отклонения в здоровье и психическом развитии; осуществление подготовки и переподготовки кадров с учетом требований

новой практики и потребностей детей и их педагогов.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

- развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;

- создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;

- внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;

- расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;

- предоставление ребенку-сироте лич-ностно значимого образования;

- укрепление экономической самостоятельности учреждений;

- создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;

- разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;

- внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;

- установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы [19, с. 11].

Для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни необходимо по возможности вовлекать их в различные виды деятельности, организовывая, таким образом, полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность [20].

По мнению А.В. Мудрика, воспитанию самостоятельности способствует демократический стиль семейного воспитания, при котором старшие стремятся установить теплые отношения с младшими, привлекают их к решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность [21].

Согласно рекомендациям по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе, преодолению т. н. «кризиса выпуска», связанного с переходом выпускников учреждений для детей-сирот от регламентированной жизни в учреждении к самостоятельному выбору и принятию решений, должна начинаться с момента поступления таких детей в интернатное учреждение.

Эта работа включает в себя в т. ч.:

- создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных «семейных групп», наличие постоянных воспитателей в группах);

- разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;

- обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;

- формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот может сыграть обеспечение т. н. «наставничества», предполагающего наличие у каждого из них в пред-выпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых, в частности, могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники учреждения для детей-сирот или

работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей этой категории (учреждения профессионального образования, предприятия, центра постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, общественной организации), волонтеры.

В региональных программах социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот в постинтернатный период рекомендуется предусматривать следующие основные направления работы: совершенствование регионального законодательства в области обеспечения социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот; создание системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая:

- организацию на региональном уровне системы учета численности выпускников учреждений для детей-сирот, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных;

- определение структуры, ответственной за организацию работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, координацию межведомственного взаимодействия в этой области;

- развитие инфраструктуры постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая создание дифференцированной сети организаций, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот;

- проведение мониторинга и оценки эффективности работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на основе системы соответствующих показателей и индикаторов;

- обеспечение защиты прав выпускников учреждений для детей-сирот, включая создание механизмов подачи ими жалоб на нарушение их прав и законных интересов;

- реализацию в учреждениях для детей-сирот программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;

- обеспечение выпускникам учреждений для детей-сирот возможности продолжить образование в любом образовательном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, включая систему их соци-

ально-педагогического и психологического сопровождения в условиях образовательного процесса;

- разработку и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников / кураторов, индивидуального подхода к организации постинтернатного сопровождения;

- обучение детей-сирот конкурентоспособным на региональном рынке труда профессиям и их последующее трудоустройство с перспективой на дальнейший профессиональный рост;

- предоставление выпускникам учреждений для детей-сирот жилых помещений;

- организацию на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

- активное использование ресурсов самих выпускников учреждений для детей-сирот в решении вопросов их социальной адаптации (создание ассоциаций, клубов поддержки выпускников учреждений для детей-сирот);

- организацию межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные и религиозные объединения, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество, в решении проблем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

- обеспечение информационной поддержки программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам учреждений для детей-сирот [5].

Разработка новых объективных подходов к оценке уровня навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать разработке и реализации социально-педагогических программ, направленных на:

- создание развивающей среды и адаптивной системы образования;

- проведение коррекционно-развиваю-щей работы с детьми, которая включает раннюю социальную адаптацию, т. е. создание условий, приближенных к домашним;

- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;

- коррекцию интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов;

- формирование навыков общения;

- интеграцию в общество на правах полноценных членов;

- предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома (создание «квартир», где воспитанники имеют возможность жить совершенно самостоятельно в течение некоторого времени);

- внедрение технологии социально-педагогического мониторинга сформированно-сти навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 9. С. 139-147.

2. Кичигина Т.С. Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

3. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://www.rfdeti.ru (дата обращения: 28.04.2015).

4. Митяев Л.Л. Детская деревня SOS как развивающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

5. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/6649167 (дата обращения: 28.04.2015).

6. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. М., 1993.

7. Чукова Н.Г. Развитие самостоятельности учащихся старших классов в процессе овладения политехническими умениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1977.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003.

9. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.

10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль, 1996.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.

12. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 1995. Кн. 2. Психология образования.

13. Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

14. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.

15. Валеева Р.А. Педагогическое кредо Януша Корчака // Право ребенка на уважение. Педагогика Януша Корчака и современный опыт помощи ребенку: сборник. СПб., 2001. С. 9-70.

16. Демакова И.Д. Идеи Януша Корчака в контексте современной педагогики: опыт и раздумья // Право ребенка на уважение. Педагогика Януша Корчака и современный опыт помощи ребенку. СПб., 2001. С. 71-82.

17. Колчанова Л.С. Воспитание самостоятельности у младших школьников в физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2005.

18. Кон И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. М., 1992. С. 268-274.

19. Горовая В.И. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни // Детский дом. М., 2009. № 32 (3).

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

21. МудрикА.В. Социальная педагогика. М., 2005.

1. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Sotsial'naya rabota po resheniyu problemy samovol'nykh ukhodov nesovershennoletnikh iz semey: tekhnologicheskiy podkhod // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 9. S. 139-147.

2. Kichigina T.S. Sotsializatsiya detey-sirot v usloviyakh professional'nogo kolledzha: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.

3. Upolnomochennyy pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po pravam rebenka. URL: http:// www.rfdeti.ru (data obrashcheniya: 28.04.2015).

4. Mityaev L.L. Detskaya derevnya SOS kak razvivayushchaya sreda dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.

5. Rekomendatsii po razrabotke i realizatsii regional'noy programmy sotsial'noy adaptatsii vypusknikov uchrezhdeniy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/ doc/6649167 (data obrashcheniya: 28.04.2015).

6. Montessori M. Metod nauchnoy pedagogiki, primenyaemyy k detskomu vospitaniyu v Do-makh rebenka. M., 1993.

7. Chukova N.G. Razvitie samostoyatel'nosti uchashchikhsya starshikh klassov v protsesse ovladeniya politekhnicheskimi umeniyami: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1977.

8. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad. M., 2003.

9. Slovar' po sotsial'noy pedagogike / avt.-sost. L.V. Mardakhaev. M., 2002.

10. Selevko G.K. Samorazvivayushchee obuchenie. Yaroslavl', 1996.

11. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., 2005.

12. Nemov R.S. Psikhologiya: v 3 kn. M., 1995. Kn. 2. Psikhologiya obrazovaniya.

13. Pleshivtsev V.V. Vospitanie samostoyatel'nosti detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.

14. Pedagogika / pod red. V.A. Slastenina. M., 1997.

15. Valeeva R.A. Pedagogicheskoe kredo Yanusha Korchaka // Pravo rebenka na uvazhenie. Pedagogika Yanusha Korchaka i sovremennyy opyt pomoshchi rebenku: sbornik. SPb., 2001. S. 9-70.

16. Demakova I.D. Idei Yanusha Korchaka v kon-tekste sovremennoy pedagogiki: opyt i razdum'ya // Pravo rebenka na uvazhenie. Pedagogika Yanusha Korchaka i sovremennyy opyt pomoshchi rebenku. SPb., 2001. S. 71-82.

17. Kolchanova L.S. Vospitanie samostoyatel'nosti u mladshikh shkol'nikov v fizkul'turno-ozdoro-vitel'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2005.

18. Kon I.S. Psikhologiya samostoyatel'nosti // Pedagogika zdorov'ya. M., 1992. S. 268-274.

19. Gorovaya V.I. Problemy podgotovki vospitannikov uchrezhdeniy dlya detey-sirot k samostoyatel'noy zhizni // Detskiy dom. M., 2009. № 32 (3).

20. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.

21. MudrikA.V. Sotsial'naya pedagogika. M., 2005.

Поступила в редакцию 6.05.2015 г.

ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 8 (148), 2015

UDC 36+378

MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK OF FORMATION OF ORPHANS AND CHILDREN'S INDEPENDENCE LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Anastasiya Aleksandrovna DRUZHININA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Socio-Pedagogical Education Department, e-mail: [email protected]

Entering into an independent life, graduates of residential institutions, in which everything is decided for them by adults, where the children had no experience of implementing various tasks assisted living, face many problems that seem unsolvable. In this regard, one of the priority tasks in the field of social adaptation of graduates of institutions for orphans is to improve the systems of these institutions for the education and training of the children placed there, preparing them for an independent life after release from the institution. The problem field of social-pedagogical work, social and public request research actualizes the task of finding the main directions of the organization of process of formation of independence of children orphans and children without parental care. The analysis of researches in the theory of social-pedagogical work with children identified principles of organization of social work with children which must be adhered to while implementing this activity. The formation of independence of the child as a social and pedagogical problem is investigated. The process of formation of independence of children is social-pedagogical process, which integrates the impact of internal and external factors. In our opinion, in the organization of social-pedagogical work with children orphans and children without parental care, as a special category of children, it is necessary to rely on new developments and researches of the issue from the perspective of historical and comparative approaches. Development of new objective approaches to assessing the level of life skills of the students and alumni organizations for orphans and children left without care of parents will contribute to the development and implementation of socio-educational programs aimed at: creating a developmental environment and adaptive system of education; the conduct of correctional-developing work with children; the intellectual and correction of cognitive-emotional processes; the formation of communication skills; integration into society on the rights of full members; provide experience of independent living prior to release from the orphanage; introduction of technologies of social and pedagogical monitoring of the development of life skills of orphans and children left without care of parents.

Key words: independence; independence of orphans and children left without parental care; social-pedagogical work; forming of orphans and children's independence without parental care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.