Научная статья на тему 'Основные направления социально-культурной реабилитации пожилых людей в России'

Основные направления социально-культурной реабилитации пожилых людей в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1890
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / SOCIAL-CULTURAL REHABILITATION / BRANCHES OF SOCIAL-CULTURAL REHABILITATION / ELDERLY PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

Рассматриваются вопросы социально-культурной деятельности пожилых людей, успешным результатом которой выступает социально-культурная реабилитация. Раскрывается специфика различных направлений социально-культурной реабилитации пожилых людей, а также подчеркивается, что их активное участие в социально-культурной деятельности служит источником активного долголетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN BRANCHES OF SOCIAL-CULTURAL REHABILITATION OF ELDERLY PEOPLE IN RUSSIA

The article considers the matters of social-cultural activity of elderly people, a successful result of which is social-cultural rehabilitation. It discovers the specifications of various branches of social-cultural rehabilitation of elderly people, and it is also being emphasized that their general participation in social-cultural activity serves as a source of longevity.

Текст научной работы на тему «Основные направления социально-культурной реабилитации пожилых людей в России»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК З74 о. Е. Плеханова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ

Рассматриваются вопросы социально-культурной деятельности пожилых людей, успешным результатом которой выступает социально-культурная реабилитация. Раскрывается специфика различных направлений социально-культурной реабилитации пожилых людей, а также подчеркивается, что их активное участие в социально-культурной деятельности служит источником активного долголетия.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социально-культурная реабилитация, направления социально-культурной реабилитации, пожилой человек

The article considers the matters of social-cultural activity of elderly people, a successful result of which is social-cultural rehabilitation. It discovers the specifications of various branches of social-cultural rehabilitation of elderly people, and it is also being emphasized that their general participation in social-cultural activity serves as a source of longevity.

Keywords: social-cultural activity, social-cultural rehabilitation, branches of social-cultural rehabilitation, elderly person

На рубеже тысячелетий перед мировым сообществом возникла проблема старения населения планеты, которая вышла за пределы отдельных отраслей знаний и требует комплексного подхода как со стороны общества в целом, так и со стороны людей пожилого возраста в частности. В современной России на государственном уровне принимаются законы, разрабатываются программы экономической, медицинской поддержки граждан пожилого возраста, реализуются социальные проекты и др. Для многих современных людей пожилого возраста характерно изменение активности в области улучшения качества своей жизни, возрастание потребности не только в медицинской и социальной помощи, но также в различных видах социально-культурной деятельности. Однако несмотря на интерес к данному виду деятельности наблюдается ряд противоречий: между изменяющимися социально-культурными условиями, назначением социально-культурной деятельности пожилых людей, ее практическим воплощением и недостаточной разработанностью теории данного вида деятельности; между разработанностью понятий социально-культурная деятельность, социально-культурная реабилитация и

недостаточной разработанностью понятий социально-культурная деятельность пожилых людей, социально-культурная реабилитация пожилых людей, а также отсутствием четкой классификации направлений социальнокультурной реабилитации пожилых людей; между потребностью российского общества в специалистах, способных осуществлять социально-культурную реабилитацию различных направлений, и недостатком специалистов в данной области.

Обращаясь к понятию социально-культурная деятельность, следует подчеркнуть, что до сих пор нет единого мнения в отношении его содержания. Приведем несколько определений социально-культурной деятельности, применимых к работе с пожилыми людьми, и личные комментарии к ним.

1. Социально-культурная деятельность -это культурная деятельность субъектов по созданию культурных ценностей (творчеству), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности, коммуникации, т.е. распространению всех видов культурных ценностей (А. В. Соколов) [Цит. по: 7, с. 24]. Безусловно, пожилой возраст не служит препятствием к созданию и

175

распространению культурных ценностей, а зачастую, наоборот, является тем периодом жизни, когда есть достаточно свободного времени для проявления и развития талантов. Коммуникация играет важную роль, поскольку с выходом на пенсию у многих людей сужается круг общения и совместная социальнокультурная деятельность может решать данную проблему, а также способствовать распространению культурных ценностей.

2. Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников) [3]. Можно констатировать, что в России людьми пожилого возраста социально-культурная деятельность востребована. Однако данный вид деятельности требует особой организации, которая будет способствовать взаимодействию пожилого человека с социальными группами и отразится на развитии всех участников данного процесса.

3. Совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Н. Н. Ярошенко) [7, с. 24]. Переход в пенсионный возраст для многих россиян часто является кризисом, который влечет за собой новые проблемы и новый стиль жизни. При переходе к новым социальным условиям начинается новый этап социализации со своими особенностями, в связи с чем важную роль могут играть педагогические технологии.

К основным функциям социальнокультурной деятельности людей пожилого возраста можно отнести: коммуникативную, информационно-просветительскую, культуротворческую, гедонистическую, рекреативную. В зависимости от характера социальнокультурной деятельности пожилого человека та или иная функция может занимать ведущее положение. Однако чаще всего данные функ-

ции переплетаются, и определяющей становится рекреативная функция, так как многие пожилые люди нуждаются именно в восстановлении утраченных способностей, т. е. в реабилитации.

Реабилитация как возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования особенно актуальна для пожилых людей [5]. Это связано со следующим: если в других возрастных группах реабилитация необходима лишь небольшому проценту населения, то ввиду происходящих с возрастом изменений (физиологических, психологических и др.) в различных видах реабилитации нуждается практически каждый пожилой человек. Во всех случаях реабилитация объективно направлена на предупреждение и замедление процессов старения человека различными средствами, что определяет виды реабилитационной помощи: медицинская,

психологическая, педагогическая, социальноэкономическая, профессиональная, бытовая, социальная, социально-культурная и др. [6].

Под социально-культурной реабилитацией пожилого человека понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых у граждан пожилого возраста, с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности средствами культуры, через осуществление социокультурной деятельности, в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями [3;

4, с. 109].

Отметим, что социально-культурная реабилитация пожилых людей имеет как общие черты с реабилитацией людей других возрастных групп, так и особенности, которые обусловлены прежде всего возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению с другими возрастными группами) объема свободного времени. Многообразие интересов пожилых людей определяет их потребности в отношении различных направлений социаль-

176

но-культурной реабилитации. Но можно констатировать, что описанные исследователями направления в основном исчерпываются арт-терапией, представляющей собой психотерапевтический метод лечения людей посредством художественного творчества с помощью занятия различными видами искусств. Кроме того, зачастую направление деятельности сужается до одного жанра или материала, например, сказкотерапия, глинотерапия и т. п. Однако социально-культурная реабилитация обладает значительно большим спектром возможностей, что обусловлено многообразием сфер культуры - искусство, наука, образование, спорт, религия и др., которые в зависимости от задач могут выступать средствами культуры, а также являться основанием для классификации основных направлений социально-культурной реабилитации пожилых людей.

Безусловно, одним из доминирующих и развивающихся направлений социокультурной реабилитации пожилых людей является область деятельности, основанная на различных видах искусств. Она может включать в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства: создание, хранение, воспроизведение, восприятие. В соответствии с видами искусства выделим несколько основных направлений.

Музыкальное - предполагает осуществление реабилитации через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение (сольное, ансамблевое, хоровое), игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки. Реабилитационное воздействие музыки состоит в способности поддерживать или изменять по необходимости эмоциональное состояние пожилого человека, реализовывать свои способности, объединять людей общим делом, максимально быстро восстанавливать коммуникативные навыки, двигательную активность, а также избавляться от стресса и депрессии.

Литературное - предполагает два пути: 1) совместное чтение литературных произве-

дений в целях нормализации или оптимизации эмоционального состояния пожилых людей, а также расширения их кругозора; 2) сочинение произведений с последующим их прочтением для аудитории. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

Хореографическое - предполагает осуществление реабилитации через движение и танец, что способствует интеграции эмоционального и физического состояния личности, побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность тела, укрепляет силу пожилых людей как на физическом, так и на психическом уровне.

Изобразительное - предполагает осуществление реабилитации через создание зрительных образов с помощью изобразительных средств. Данное направление способствует отражению, воспроизведению зрительно воспринимаемой реальности или созданию новой реальности в различных видах изобразительной деятельности: скульптура, живопись, графика, фотоискусство, дизайн и др.

Декоративно-прикладное - предполагает осуществление реабилитации пожилых людей через создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение и служащих для оформления быта и интерьера. Данные изделия отличаются разнообразием материалов, из которых они сделаны (дерево, металл, стекло, текстиль, керамика и др.), техникой выполнения (вязание, плетение, резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и т. д) и функциональными признаками использования предмета (мебель, посуда, игрушки и др).

Экранно-сценическое, состоящее из двух ветвей - театральное и искусство кино, предполагает осуществление реабилитации через театральную деятельность и киноискусство. Данное направление основано на синтезе

177

искусств (музыка, живопись, литература, хореография и др.). Активная театральная деятельность людей старшего возраста включает в себя постановку спектаклей или небольших театральных зарисовок, этюдов, благодаря чему пожилой человек может реализовать себя в каком-либо новом образе. Кроме этого популярным является коллективное посещение пожилыми людьми различных театров и дальнейшее обсуждение увиденного. В клубах кинолюбителей происходит совместный просмотр и обсуждение различного рода кинопродукции. Все это способствует активизации ресурсов человека путем воспоминаний положительных моментов жизни, улучшению эмоционального состояния, ориентации в пространстве и взаимодействию со средой, раскрытию способностей, а также расширению круга общения. Представляется, что с облегчением в использовании технических устройств люди старшего возраста смогут участвовать в съемках любительских фильмов. Можно констатировать, что первые попытки в виде различных видеороликов и презентаций, созданных на основе любительских видеосъемок, уже появляются и приобретают большую популярность среди людей старшего поколения.

Праздничное - предполагает осуществление реабилитации через проведение совместных праздников, вечеров отдыха, посвященных различным датам как личного, так и общественного характера. Как и в театральном, в праздничном направлении могут сочетаться различные виды искусств. Также важно, что при проведении праздников человек чаще всего находится в приподнятом настроении, что, безусловно, улучшает эмоциональное состояние пожилых людей и способствует общению.

В отдельное направление можно выделить область деятельности пожилых людей по преобразованию своего дома - домоводческое, относящееся к культуре быта, связанное с гармонизацией среды в своем жилище, организацией жизни и быта домочадцев и т. п. Неразрывно с ним кулинарное направление - как искусство приготовления пищи. Данное на-

правление становится особенно актуальным, когда пожилыми людьми осуществляются совместные трапезы по поводу встреч, посиделок, праздников.

Традиционно у людей пожилого возраста пользуется популярностью физкультурнооздоровительное направление. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий оказывает прямое воздействие на улучшение функционального состояния организма пожилого человека, поддержание его физической формы, а также способствует восстановлению или компенсации физических возможностей и адаптационных резервов организма человека. Основными средствами физической культуры являются занятия разнообразными физическими упражнениями. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух, вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично оздоравливать организм и поддерживать его в хорошем физическом состоянии длительные годы. Соответственно физкультурно-оздоровительное

направление предполагает осуществление социально-культурной реабилитации через участие пожилых людей в различных видах спорта, как активного (плавание, бег, гимнастика, конный спорт и др.), так и пассивного (шашки, шахматы); занятия оздоровительной физкультурой; закаливание и др.

К сфере физкультуры и спорта можно отнести также туристическое направление, поскольку социально-культурная реабилитация осуществляется через организацию прогулок, походов (пеших, водных и др.) на природу, туристических слетов и т. п. Благодаря данному направлению происходит улучшение здоровья и жизнедеятельности людей старшего возраста за счет природных факторов, физической активности, взаимопомощи друг другу и получения необходимых навыков автономно-

178

го существования в условиях отрыва от цивилизации. Кроме того туризм может быть связан с организованными коллективными поездками по различным местам. В таком случае можно выделить экскурсионное направление, которое находится на пересечении искусства и туризма, поскольку предполагает осуществление социально-культурной реабилитации через совместные посещения людьми пожилого возраста различных учреждений культуры (театры, музеи, выставки и др.), исторических и памятных мест (памятники, архитектурные сооружения и др.), путешествий по России и зарубежью. Данное направление способствует расширению кругозора, общению, улучшению эмоционального состояния пожилых людей, а кроме того оно может активизировать человека для участия еще в одном направлении -лингвистическом. Лингвистическое направление основано на изучении пожилыми людьми различных иностранных языков в доступной форме (песни, стихи, сценки) с постепенным усложнением материала и повышением уровня владения языком.

С самых древних времен человек окультуривал природу, этот процесс продолжается до сих пор, и зачастую именно в старшем возрасте многих людей тянет к земле. В связи с чем в отдельное экологическое направление социально-культурной реабилитации можно выделить те виды деятельности людей старшего возраста, которые так или иначе связаны с природой: выращивание цветов и растений; обустройство земельного участка; сбор ягод, грибов, трав; рыбная ловля, охота и др.

В последние несколько лет актуальным и востребованным становится образовательное направление социально-культурной реабилитации, которое предполагает обучение людей пожилого возраста, получение ими новых знаний, умений, навыков в различных областях и видах деятельности. Например, сейчас неподдельной популярностью пользуются клубы компьютерной грамотности. Постепенно по всей стране открываются университеты для людей старшего возраста, которые вызывают

несомненный интерес. Обучение в них может затрагивать различные сферы знаний: медицину, биологию, культуру, право, лингвистику и др.

Для определенной части людей старшего возраста (ученые, научно-педагогические работники, преподаватели и т. п.) одной из важных сфер социально-культурной деятельности выступает наука, которая зачастую способствует менее болезненному переходу человека из одного возрастного этапа в другой. Это обусловлено тем, что именно в науке человек может продолжать самореализацию и в зрелом, и в пожилом возрасте, так как накопленные знания и опыт позволяют совершать обобщения, находить закономерности, а также постоянно тренировать свой ум и др.

Большой популярностью у людей пожилого возраста пользуются клубы и кружки общения, в которых реализуется коммуникативное направление. Это обусловлено тем, что у многих людей пожилого возраста, особенно после прекращения трудовой деятельности, сужается круг общения, а потребность в коммуникации не уменьшается, соответственно возникает противоречие, которое вполне может быть разрешено в условиях различных клубов общения. Подчеркнем, что во многих кружках, клубах и т. п. осуществление социокультурной реабилитации пожилых людей носит синкретичный характер и реализуется сразу в нескольких направлениях. Также следует наметить направление, связанное с участием пожилых людей в деятельности какого-либо религиозного сообщества (христианство, мусульманство, буддизм и т. п., кроме тоталитарных сект), которое может быть названо духовным. В последние десятилетия данное направление активно развивается, способствуя общению и душевному комфорту пожилых людей.

В России постепенно реализуется новый подход, заключающийся в создании условий для осуществления различных направлений социально-культурной реабилитации. Активное участие в этом принимают комплексные цен-

179

тры социального обслуживания населения, различные учреждения культуры и искусства (дома культуры, клубы, библиотеки, музеи и др.). Отметим, что специализированная социальнокультурная реабилитация осуществляется специалистами. Однако можно констатировать, что сегодня существует потребность в специалистах по различным направлениям социальнокультурной реабилитации. Большой вклад в их подготовку вносят колледжи и университеты культуры. Также большим потенциалом в реализации системы подготовки специалистов по социально-культурной реабилитации обладают педагогические вузы, имеющие в своем составе разнообразные факультеты, что позволяет обучать специалистов практически по всем направлениям социально-культурной реабилитации, кроме того во многих педагогических вузах страны ведется подготовка специалистов по социальной работе с пожилыми людьми. Это в свою очередь требует разработки новых учебных программ, спецкурсов и методических материалов, учитывающих многообразие и особенности различных направлений социальнокультурной реабилитации, а также организации практики и др.

Таким образом, осуществление реабилитации посредством социально-культурной

деятельности имеет конечной целью хорошее физическое и психологическое состояние пожилого человека, его активное участие и включенность в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия во многом зависит качество его жизни. В связи с этим социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации пожилых людей.

В современной России продолжается процесс осмысления основных понятий, связанных с социально-культурной реабилитацией пожилых людей. В данной статье уточняются основные направления социальнокультурной реабилитации, основанием классификации которых выступают сферы культуры: искусство, образование, наука, спорт, религия. Разнообразие направлений социально-культурной реабилитации позволяет каждому человеку выбрать деятельность в соответствии со своими возможностями и вкусами, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества жизни пожилого человека и продлению его активного долголетия.

1. Бондаренко, И. Н. Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И. Н. Бондаренко. - М.: МГУКИ, 2001. - 186 с.

2. Жарков, А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособие для вузов культуры и искусств. Ч. II / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2004. - 215 с.

3. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

4. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. - М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003. - 256 с.

5. Реабилитация [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26348.

6. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. - 2^ изд. - М.: Дашков и К°, 2003. - 340 с.

7. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Сдано 25.12.2012

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.